Файл: Юров, В. Ф. Финансовые стимулы в развитии речного транспорта учебное пособие для слушателей факультета повышения квалификации инженерно-технических работников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ствлять грузооборот с относительно меньшим их количеством и на этой основе повышать рентабельность речного транспорта. Но, с

другой стороны, в результате недостатков в организации работы флота и портов происходит систематическое сокращение ходового времени судов с грузом, что снижает эффективность тех средств, которые были использованы па повышение технической скорости флота. В конечном счете все это находит свое выражение в паде­ нии фондоотдачи по продукции. Например, в Волжском объеди­ ненном пароходстве в 1972 г. она была меньше, чем в 1965 г. на

11,1%1.

В Северном пароходстве фондоотдача снизилась

против

ее уровня в 1967 г. па 10%, что обусловило по расчетам

потерю

доходов

в сумме 4 млн. руб.

 

Важная роль в улучшении использования транспортного фло­

та принадлежит портам и пристаням, которые выполняют в пере­ возочном процессе подготовительные, начальные и конечные опе­

рации, влияя тем самым на величину ходового времени судов. В связи с этим главная задача портов состоит в ускорении обработ­

ки флота. C этой целью они должны переходить на оптимальный режим обработки судов, который достигается за счет рациональ­ ной концентрации перегрузочной техники и рабочей силы па об­ работке каждого судна, а также за счет применения при этом бо­

лее совершенных технологических процессов погрузки грузов, совмещения грузовых и вспомогательных операций. Представляет интерес в этом отношении опыт Горьковского порта, который ор­ ганизовал скоростную обработку флота, что позволило только в Волжском объединенном пароходстве сократить в 1968—1971 гг. общее стояночное время судов на 25%.

Таким образом, рост абсолютной суммы прибыли и повышение рентабельности на речном транспорте связаны прежде всего с ис­ пользованием основных производственных фондов. Вместе с тем на уровень рентабельности, хотя и в меньшей степени, оказывают влияние и оборотные средства.

В эксплуатационной деятельности пароходств оборотные сред­ ства в основном вложены в производственные запасы. Их сумма на речном транспорте на конец 1965 г. составила 125,2 млн. руб,

а на конец 1970 г.—127,7 млн. руб, т. е. повысилась на 2%, тогда как за этот же период грузооборот возрос на 30%, пассажирооборот на 10%, а доходы от эксплуатационной деятельности на 49%.2

Все это способствовало повышению эффективности использо­ вания оборотных средств: увеличение перевозок происходило при

снижении

коэффициента

загрузки (фондоемкости)

оборотных

средств и поэтому повышалась

рентабельность транспортного

цро-

1

«Речной

транспорт», № 11,

1973,

стр. 26—27.

 

 

2 См. «Транспорт и связь СССР»,

статистический сборник, 1972,

стр.

18, 20,

31,

186.

 

 

 

 

 

35


цесса. Ona была бы еще выше, если бы порты не имели сверхнор­ мативных запасов материалов, малоценных и быстроизнашиваю­ щихся предметов и рационально использовали собственные обо­ ротные средства.

Более заметно влияние нормируемых оборотных средств на уро­ вень рентабельности на промышленных предприятиях, где их до­

ля является

значительной.

Например,

на

промышленных пред­

приятиях Волжского

объединенного

пароходства опа

достигает

свыше 20%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 11

Состав

и структура

средств промышленных предприятий ВОРПа

 

 

 

Ио плану

По отчету

 

 

 

сумма

сумма

Удельн. вес

 

 

 

тыс.

руб.

тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

_____________

Среднегодовая

стоимость

основных

 

61040

78

производственных фондов

1:0879

Среднегодовая

стоимость

нормируе

 

 

 

мых оборотных средств

 

16352

17Û17

22

 

Итого:

77231

78657

IOO

Как видно из таблицы, сверхнормативные остатки оборотных средств составляют 1266 тыс. руб, что снижает общую рентабель­ ность на один пункт. Поскольку оборотные средства в основном размещаются в производственных запасах и незавершенном про­

изводстве, то борьба за ускорение их оборачиваемости должна вестись по линии совершенствования материально-технического снабжения и улучшения организации производства.

На повышение эффективности использования производствен­ ных фондов направлены и финансовые стимулы. Конкретно они проявляют себя через механизм расчетной рентабельности, высту­ пающей в качестве фондообразующего показателя. В нем финан­

совое воздействие на повышение эффективности производственных фондов осуществляется как через знаменатель, где стоимость фон­ дов является базой для расчета рентабельности, так и через чис­ литель, который находится под регулирующим воздействием пла­ ты за фонды и процентов за кредит. В результате предприятия оказываются экономически заинтересованными выполнять плано­ вые задания с меньшей суммой производственных фондов, так как

уровень расчетной рентабельности при этом повышается, и, сле­ довательно, увеличиваются отчисления прибыли в фонды мате­ риального поощрения.

Нельзя не видеть тех противоречий, которые заключены в по­ казателе рентабельности. Хозяйственная практика свидетельст­

ве


вует, что использование его для образования поощрительных фон­ дов нередко сдерживает прогрессивное обновление основных фон­ дов, так как в период освоения новой техники снижается рента­

бельность предприятий и пароходств. Особенно это характерно

для предприятий с высокой рентабельностью. Их положение усу­ губляется еще и тем, что для них, как правило, устанавливаются более высокие ставки платы за фонды, в результате чего изымает­ ся в бюджет вся или почти вся прибыль, которая образуется у та­ ких предприятий в первые годы от технического перевооружения производства.

Однако было бы неправильным преувеличивать объективное значение этих факторов, ибо их влияние можно и нужно нейтра­ лизовать сокращением сроков освоения новой техники и вновь вводимых предприятий.

Нельзя, естественно, допускать и необоснованной дифферен­ циации ставок платы за фонды, а тем более освобождать пред­ приятия от этих платежей. Следует иметь в виду, что плата за фонды в новых цепах выступает в качестве обязательного элемен­

та. Этим самым обеспечивается общность хозрасчетных интересов предприятий и государства в стимулировании эффективности про­

изводственных

фондов. Поэтому освобождать предприятия

от пла­

ты за фонды

следует лишь в исключительных случаях,

когда у

них низкая рентабельность по условиям производства, не завися­ щим от их деятельности.

При чрезмерной дифференциации ставок плата за фонды пре­ вращается в инструмент для регулирования рентабельности и тем

самым она утрачивает в механизме реформы свою основную функ­ цию—стимула эффективности использования производственных

фондов и капитальных вложений. Следовательно, функциональ­ ное назначение платы за фонды проявляется через обоснованное планирование ее ставок.

В качестве финансового стимула эффективности использования основных фондов выступает также и амортизация. Ее назначение состоит в аккумуляции в денежной форме стоимости снашиваемых

впроцессе производства средств труда. Вместе с этим амортиза­ ция выполняет и определенную хозрасчетную функцию, которая проявляется через ее влияние на конечные результаты работы предприятий—прибыль и рентабельность. Это влияние особенно

ощутимо на предприятиях речного транспорта, имеющих повы­ шенную фондоемкость продукции. В результате доля амортизации

врасходах _по содержанию флота и погрузочно-разгрузочные ра­ боты составляют свыше 25% и поэтому оказывает существенное влияние на размер прибыли и уровень рентабельности. Следова­ тельно, более эффективное использование основных фондов яв­ ляется важнейшим условием повышения рентабельности речного

транспорта.

37


**

Впособии освещены лишь основные стороны финансовых от­ ношений на речном транспорте в условиях реформы. Особое вни­

мание уделено раскрытию механизма тех финансовых рычагов, которые возникают при распределении прибыли и использовании

рентабельности.

Как было показано, финансовые и кредитные рычаги оказыва­ ют большое воздействие на повышение эффективности речного транспорта. Поэтому овладение их механизмом—одна из важней­ ших задач кадров всех хозяйственных звеньев.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.

Хозрасчет и финансы на речном транспорте в условиях реформы

. . 3

2. Прибыль и ее стимулирующая роль........................................................................

12

3.

Рентабельность и финансовые рычаги ее повышения............................................

26


Владимир Федорович Юров

ФИНАНСОВЫЕ СТИМУЛЫ В РАЗВИТИИ РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

Учебное пособие

Редактор Л. В. Крюкова

Корректор 3. В. Сергеева

МЦ ЗООЗЗ. Сдано в набор 27/V11-74 г. Подписано к печати 8/Х-74 г. Заказ 187.

Тираж 500. Объем 2‘/г ∏∙ л. Цена 13 коп.

Тип. ГИИВТа, Горький, ул. Минина, 7.

Цена 13 коп»