Файл: Юров, В. Ф. Финансовые стимулы в развитии речного транспорта учебное пособие для слушателей факультета повышения квалификации инженерно-технических работников.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
ствлять грузооборот с относительно меньшим их количеством и на этой основе повышать рентабельность речного транспорта. Но, с
другой стороны, в результате недостатков в организации работы флота и портов происходит систематическое сокращение ходового времени судов с грузом, что снижает эффективность тех средств, которые были использованы па повышение технической скорости флота. В конечном счете все это находит свое выражение в паде нии фондоотдачи по продукции. Например, в Волжском объеди ненном пароходстве в 1972 г. она была меньше, чем в 1965 г. на
11,1%1. |
В Северном пароходстве фондоотдача снизилась |
против |
ее уровня в 1967 г. па 10%, что обусловило по расчетам |
потерю |
|
доходов |
в сумме 4 млн. руб. |
|
Важная роль в улучшении использования транспортного фло
та принадлежит портам и пристаням, которые выполняют в пере возочном процессе подготовительные, начальные и конечные опе
рации, влияя тем самым на величину ходового времени судов. В связи с этим главная задача портов состоит в ускорении обработ
ки флота. C этой целью они должны переходить на оптимальный режим обработки судов, который достигается за счет рациональ ной концентрации перегрузочной техники и рабочей силы па об работке каждого судна, а также за счет применения при этом бо
лее совершенных технологических процессов погрузки грузов, совмещения грузовых и вспомогательных операций. Представляет интерес в этом отношении опыт Горьковского порта, который ор ганизовал скоростную обработку флота, что позволило только в Волжском объединенном пароходстве сократить в 1968—1971 гг. общее стояночное время судов на 25%.
Таким образом, рост абсолютной суммы прибыли и повышение рентабельности на речном транспорте связаны прежде всего с ис пользованием основных производственных фондов. Вместе с тем на уровень рентабельности, хотя и в меньшей степени, оказывают влияние и оборотные средства.
В эксплуатационной деятельности пароходств оборотные сред ства в основном вложены в производственные запасы. Их сумма на речном транспорте на конец 1965 г. составила 125,2 млн. руб,
а на конец 1970 г.—127,7 млн. руб, т. е. повысилась на 2%, тогда как за этот же период грузооборот возрос на 30%, пассажирооборот на 10%, а доходы от эксплуатационной деятельности на 49%.2
Все это способствовало повышению эффективности использо вания оборотных средств: увеличение перевозок происходило при
снижении |
коэффициента |
загрузки (фондоемкости) |
оборотных |
|||
средств и поэтому повышалась |
рентабельность транспортного |
цро- |
||||
1 |
«Речной |
транспорт», № 11, |
1973, |
стр. 26—27. |
|
|
2 См. «Транспорт и связь СССР», |
статистический сборник, 1972, |
стр. |
18, 20, |
|||
31, |
186. |
|
|
|
|
|
35
цесса. Ona была бы еще выше, если бы порты не имели сверхнор мативных запасов материалов, малоценных и быстроизнашиваю щихся предметов и рационально использовали собственные обо ротные средства.
Более заметно влияние нормируемых оборотных средств на уро вень рентабельности на промышленных предприятиях, где их до
ля является |
значительной. |
Например, |
на |
промышленных пред |
||
приятиях Волжского |
объединенного |
пароходства опа |
достигает |
|||
свыше 20%. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 11 |
|
Состав |
и структура |
средств промышленных предприятий ВОРПа |
||||
|
|
|
Ио плану |
По отчету |
||
|
|
|
сумма |
сумма |
Удельн. вес |
|
|
|
|
тыс. |
руб. |
тыс. руб. |
|
|
|
|
|
|
|
_____________ |
Среднегодовая |
стоимость |
основных |
|
61040 |
78 |
|
производственных фондов |
1:0879 |
|||||
Среднегодовая |
стоимость |
нормируе |
|
|
|
|
мых оборотных средств |
|
16352 |
17Û17 |
22 |
||
|
Итого: |
77231 |
78657 |
IOO |
Как видно из таблицы, сверхнормативные остатки оборотных средств составляют 1266 тыс. руб, что снижает общую рентабель ность на один пункт. Поскольку оборотные средства в основном размещаются в производственных запасах и незавершенном про
изводстве, то борьба за ускорение их оборачиваемости должна вестись по линии совершенствования материально-технического снабжения и улучшения организации производства.
На повышение эффективности использования производствен ных фондов направлены и финансовые стимулы. Конкретно они проявляют себя через механизм расчетной рентабельности, высту пающей в качестве фондообразующего показателя. В нем финан
совое воздействие на повышение эффективности производственных фондов осуществляется как через знаменатель, где стоимость фон дов является базой для расчета рентабельности, так и через чис литель, который находится под регулирующим воздействием пла ты за фонды и процентов за кредит. В результате предприятия оказываются экономически заинтересованными выполнять плано вые задания с меньшей суммой производственных фондов, так как
уровень расчетной рентабельности при этом повышается, и, сле довательно, увеличиваются отчисления прибыли в фонды мате риального поощрения.
Нельзя не видеть тех противоречий, которые заключены в по казателе рентабельности. Хозяйственная практика свидетельст
ве
вует, что использование его для образования поощрительных фон дов нередко сдерживает прогрессивное обновление основных фон дов, так как в период освоения новой техники снижается рента
бельность предприятий и пароходств. Особенно это характерно
для предприятий с высокой рентабельностью. Их положение усу губляется еще и тем, что для них, как правило, устанавливаются более высокие ставки платы за фонды, в результате чего изымает ся в бюджет вся или почти вся прибыль, которая образуется у та ких предприятий в первые годы от технического перевооружения производства.
Однако было бы неправильным преувеличивать объективное значение этих факторов, ибо их влияние можно и нужно нейтра лизовать сокращением сроков освоения новой техники и вновь вводимых предприятий.
Нельзя, естественно, допускать и необоснованной дифферен циации ставок платы за фонды, а тем более освобождать пред приятия от этих платежей. Следует иметь в виду, что плата за фонды в новых цепах выступает в качестве обязательного элемен
та. Этим самым обеспечивается общность хозрасчетных интересов предприятий и государства в стимулировании эффективности про
изводственных |
фондов. Поэтому освобождать предприятия |
от пла |
ты за фонды |
следует лишь в исключительных случаях, |
когда у |
них низкая рентабельность по условиям производства, не завися щим от их деятельности.
При чрезмерной дифференциации ставок плата за фонды пре вращается в инструмент для регулирования рентабельности и тем
самым она утрачивает в механизме реформы свою основную функ цию—стимула эффективности использования производственных
фондов и капитальных вложений. Следовательно, функциональ ное назначение платы за фонды проявляется через обоснованное планирование ее ставок.
В качестве финансового стимула эффективности использования основных фондов выступает также и амортизация. Ее назначение состоит в аккумуляции в денежной форме стоимости снашиваемых
впроцессе производства средств труда. Вместе с этим амортиза ция выполняет и определенную хозрасчетную функцию, которая проявляется через ее влияние на конечные результаты работы предприятий—прибыль и рентабельность. Это влияние особенно
ощутимо на предприятиях речного транспорта, имеющих повы шенную фондоемкость продукции. В результате доля амортизации
врасходах _по содержанию флота и погрузочно-разгрузочные ра боты составляют свыше 25% и поэтому оказывает существенное влияние на размер прибыли и уровень рентабельности. Следова тельно, более эффективное использование основных фондов яв ляется важнейшим условием повышения рентабельности речного
транспорта.
37
**
Впособии освещены лишь основные стороны финансовых от ношений на речном транспорте в условиях реформы. Особое вни
мание уделено раскрытию механизма тех финансовых рычагов, которые возникают при распределении прибыли и использовании
рентабельности.
Как было показано, финансовые и кредитные рычаги оказыва ют большое воздействие на повышение эффективности речного транспорта. Поэтому овладение их механизмом—одна из важней ших задач кадров всех хозяйственных звеньев.
|
СОДЕРЖАНИЕ |
|
1. |
Хозрасчет и финансы на речном транспорте в условиях реформы |
. . 3 |
2. Прибыль и ее стимулирующая роль........................................................................ |
12 |
|
3. |
Рентабельность и финансовые рычаги ее повышения............................................ |
26 |
Владимир Федорович Юров
ФИНАНСОВЫЕ СТИМУЛЫ В РАЗВИТИИ РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Учебное пособие
Редактор Л. В. Крюкова
Корректор 3. В. Сергеева
МЦ ЗООЗЗ. Сдано в набор 27/V11-74 г. Подписано к печати 8/Х-74 г. Заказ 187.
Тираж 500. Объем 2‘/г ∏∙ л. Цена 13 коп.
Тип. ГИИВТа, Горький, ул. Минина, 7.
Цена 13 коп»