Файл: Юров, В. Ф. Финансовые стимулы в развитии речного транспорта учебное пособие для слушателей факультета повышения квалификации инженерно-технических работников.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
па 30 и более процентов. Однако, если плановые задания не вы полняются, то за каждый процент (пункт) их невыполнения уста новленный фонд материального поощрения уменьшается по нор мативам, повышенным на 30%.
Как уже отмечалось, важным направлением в использовании прибыли государственных предприятий является ее взнос в бюд
жет в форме свободного остатка. Размер этого взноса опреде
ляется как превышение суммы прибыли над плановыми потребно стями предприятия в средствах. В результате через свободный ос таток осуществляется окончательное регулирование взаимоотно шений предприятий и государства при распределении прибыли. В случае расширения общегосударственных потребностей в средст
вах, плановые потребности предприятий |
в них сокращаются и тог |
||
да свободный остаток прибыли увеличивается. |
Естественно, |
воз |
|
можна и обратная картина. |
|
|
|
Однако то, что величина свободного |
остатка |
значительна |
(на |
некоторых предприятиях она составляет |
свыше 50%) и опреде |
ляется как превышение суммы прибыли над плановыми потребно
стями в средствах, это не только ослабляет заинтересованность предприятии в ее росте, ио и снижает их ответственность за вы полнение плана. Например, эксплуатационные предприятия ВОРПа
в 1972 г. не выполнили плана |
прибыли на сумму 12071 тыс. руб. |
В результате этого их взносы |
в бюджет «свободного остатка» бы |
ли уменьшены на 10762 тыс. руб. Следовательно, в основном от невыполнения плана страдает государственный бюджет, а финан совое состояние предприятий нарушается незначительно, что нельзя признать нормальным. Вот почему в настоящее время идет поиск более совершенных форм взаимоотношений предприятий и объединений с бюджетом, которые бы полнее сочетали интересы государства с хозрасчетными интересами.
3.РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ И ФИНАНСОВЫЕ РЫЧАГИ
ЕЕПОВЫШЕНИЯ
Впредыдущем параграфе отмечалось, что в социалистическом хозяйстве прибыль используется в качестве показателя эффектив ности производства. Однако ее абсолютная сумма в полной мере этой задачи не решает, так как не отражает связи с размерами
производства. Лучше такую задачу выполняет относительная ве личина прибыли—уровень рентабельности.
Существуют различные способы определения рентабельности. Если, например, прибыль сопоставляется с текущими затратами
26
на производство, то полученный показатель, выраженный в про центах, характеризует рентабельность продукции. Он показывает,
сколько приходится чистого дохода на единицу затрат, связанных с производством промышленной или транспортной продукции.
Для анализа использования |
живого труда целесообразно ис |
||||
числять |
рентабельность, |
как отношение прибыли к |
фонду зара |
||
ботной платы. |
|
|
|
|
|
В новых условиях хозяйствования возникла необходимость в |
|||||
измерении эффективности работы |
предприятий и |
отраслей на |
|||
родного |
хозяйства. В |
качестве |
ее показателей |
сентябрьский |
|
(1965 г.) |
Пленум ЦК КПСС |
предложил использовать общую |
(Po) и расчетную (Pp) рентабельности, определяемые как отноше ние прибыли к сумме основных производственных фондов и нор мируемых оборотных средств. Их исчисляют по следующим фор
мулам:
|
p _ 77×1OO |
П |
[77 —(Ф+Бі A)]×100 |
|||
|
^0φ+ol.; |
Рр |
|
¼ ‘ о~ |
|
|
где |
П—балансовая прибыль за |
вычетом прибыли от за |
||||
|
вышения оптовых цен и тарифов; прибыли, по |
|||||
|
лученной |
вследствие нарушения установленных |
||||
|
стандартов и технических условий; превышения |
|||||
|
штрафов, полученных над уплаченными, подле |
|||||
|
жащих взносу в бюджет; |
|
||||
|
Ф— плата за |
фонды; |
|
|
|
|
|
Б— фиксированные |
платежи |
в бюджет; |
|
||
|
К— проценты |
за кредит; |
|
основных фондов в пер |
||
|
Оф — среднегодовая стоимость |
|||||
|
воначальной оценке (с прибавлением сверхпла |
|||||
|
новых нс прокредитованных банком |
остатков не |
||||
|
установленного |
оборудования и без |
стоимости |
|||
|
объектов, |
по которым |
установлены |
льготы по |
||
|
плате за |
фонды, при |
|
определении |
расчетной |
|
|
рентабельности) ; |
|
нормируемых оборот |
|||
|
Oq— среднегодовая |
стоимость |
||||
|
ных средств (в пределах установленного норма |
|||||
|
тива) . |
|
|
|
|
|
Методика исчисления общей и расчетной рентабельности тако ва, что на ее уровень влияют не только факторы, которые опреде
ляют массу прибыли (цены, тарифы, себестоимость), но и те, ко торые связаны с использованием основных производственных
фондов и оборотных средств. В результате этого в таком показа теле находят свое отражение многие стороны хозяйственной дея тельности предприятий и объединений, а поощрение за его повы
27
шение стимулирует экономию основных элементов производства—
живого труда, орудий и предметов труда.
Использование суммы производственных основных фондов Il
суммы оборотных средств в качестве базы для расчета рентабель ности соответствует требованиям развитой экономики, для кото
рой характерна высокая техническая вооруженность труда. В ре зультате производство продукции, ее качество, себестоимость и прибыль в основном определяются степенью эффективности ис пользования производственных фондов.
Это, конечно, не означает, что значение живого труда теперь упало, человек всегда остается основной производительной силой общества. Однако роль живого труда проявляется теперь в про
цессе производства в основном в другом—в наиболее эффектив ном использовании орудий и предметов труда, т. е. в использова
нии производственных фондов. Именно на это должно быть на правлено острие финансового контроля за ходом производства, что и обеспечивается через показатель рентабельности. Его уровень
характеризует способность предприятий и отраслей при данных
производственных фондах создавать для общества чистый доход.
Рост уровня рентабельности свидетельствует о повышении этой способности, квалификации коллектива, лучшей организации тру да и т. д.
Следует подчеркнуть, что экономическое содержание общей и расчетной рентабельности неодинаково. Общая рентабельность ха рактеризует эффективность предприятия с народнохозяйственной
стороны. Расчетная же рентабельность, в которой элиминировано влияние объективных различий в условиях производства, предна
значена для оценки эффективности труда работников данного
предприятия. Именно поэтому в новой системе планирования и экономического стимулирования ее уровень применяется в качест ве фондообразующего показателя. За его достижение предприятия
водного транспорта образуют |
примерно половину |
фондов мате |
||||||
риального поощрения. |
в отраслях |
народного |
хозяйства |
не |
||||
Уровень |
рентабельности |
|||||||
одинаков (табл. 6). |
|
|
|
|
Таблица 6 |
|||
|
|
|
|
|
|
|||
Рентабельность предприятий |
промышленности и |
транспорта1 |
|
|||||
|
(в |
% к фондам) |
|
|
|
|
|
|
|
|
I |
1965 г. |
1970 г. |
1971 |
г. |
1972 |
г. |
По всей промышленности |
|
13 0 |
21,5 |
19,8 |
19,3 |
|
||
Железнодорожный транспорт |
|
13,3 |
14.0 |
13,5 |
12,7 |
|
||
Морской транспорт |
|
6,3 |
16,8 |
17,1 |
17,0 |
|
||
Речной транспорт |
|
8,5 |
12,8 |
13,1 |
12,2 |
|
||
Автомобильный |
транспорт |
|
24,6 |
32,5 |
34,5 |
31,5 |
|
|
1 Народное |
хозяйство СССР в |
1972 |
г. Статистический |
ежегодник, |
стр. 700. |
28
Уровни рентабельности различных отраслей несравнимы, так как системі! ценообразования, структура себестоимости, фондоем
кость и другие факторы, под воздействием которых они формиру ются, проявляют себя с различной интенсивностью. В связи с этим нельзя, например, утверждать, что эффективность работы транс порта ниже, чем промышленности, или железнодорожный транс порт более эффективен, чем речной. Как известно, для транспорта характерна высокая фондовооруженность труда. Это существен но влияет па размер уровня рентабельности. Например, рента
бельность как отношение прибыли к фондам на речном транспор
те составляла в 1970 г. 12,8%, а как отношение прибыли к расхо дам по перевозкам—56%, что более чем в 2 раза превышает уро вень рентабельности в промышленности, исчисленного как отно шение прибыли к себестоимости. Следовательно, если в тарифах па перевозки предусмотреть такой же уровень рентабельности к производственным фондам, как в промышленности, то они ока жутся чрезмерно оторванными от себестоимости, что приведет к ослаблению режима экономии из-за высокой доходности.
Различия в уровнях рентабельности могут быть и у предприя
тий одной и той же отрасли. |
По нашим расчетам |
коэффициент |
||
вариации рентабельности пароходств МРФ в |
1971 г. составил 45%. |
|||
|
|
|
|
Таблица 7 |
|
Группировка пароходств |
МРФ по уровню |
рентабельности |
|
|
(в % к фондам) |
|
|
|
|
|
19 7 1 |
г. |
|
Группы пароходств |
Число пароходств |
Удельный вес |
||
|
|
|||
I |
до 10 |
7 |
|
35 |
II |
10,1-15 |
5 |
|
25 |
III |
15,1-20 |
3 |
|
15 |
IV |
свыше 20 |
|
|
25 |
ИТОГО |
20 |
100 |
Как видно, свыше одной трети |
пароходств |
имеет рентабель |
ность ниже, чем она достигнута в среднем по МРФ, а у четвертой их части уровень превышает средний. Например, рентабельность
Волжского объединенного пароходства в |
1971 г. |
составляла 9,7%, |
||
а Ленского—24,9%. |
складывается |
под |
воздействием |
|
Рентабельность пароходств |
||||
определенных факторов, степень |
влияния |
которых |
не одинакова |
Особенно это относится к тарифам. При их дифференциации по
29