Файл: Юров, В. Ф. Финансовые стимулы в развитии речного транспорта учебное пособие для слушателей факультета повышения квалификации инженерно-технических работников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

па 30 и более процентов. Однако, если плановые задания не вы­ полняются, то за каждый процент (пункт) их невыполнения уста­ новленный фонд материального поощрения уменьшается по нор­ мативам, повышенным на 30%.

Как уже отмечалось, важным направлением в использовании прибыли государственных предприятий является ее взнос в бюд­

жет в форме свободного остатка. Размер этого взноса опреде­

ляется как превышение суммы прибыли над плановыми потребно­ стями предприятия в средствах. В результате через свободный ос­ таток осуществляется окончательное регулирование взаимоотно­ шений предприятий и государства при распределении прибыли. В случае расширения общегосударственных потребностей в средст­

вах, плановые потребности предприятий

в них сокращаются и тог­

да свободный остаток прибыли увеличивается.

Естественно,

воз­

можна и обратная картина.

 

 

 

Однако то, что величина свободного

остатка

значительна

(на

некоторых предприятиях она составляет

свыше 50%) и опреде­

ляется как превышение суммы прибыли над плановыми потребно­

стями в средствах, это не только ослабляет заинтересованность предприятии в ее росте, ио и снижает их ответственность за вы­ полнение плана. Например, эксплуатационные предприятия ВОРПа

в 1972 г. не выполнили плана

прибыли на сумму 12071 тыс. руб.

В результате этого их взносы

в бюджет «свободного остатка» бы­

ли уменьшены на 10762 тыс. руб. Следовательно, в основном от невыполнения плана страдает государственный бюджет, а финан­ совое состояние предприятий нарушается незначительно, что нельзя признать нормальным. Вот почему в настоящее время идет поиск более совершенных форм взаимоотношений предприятий и объединений с бюджетом, которые бы полнее сочетали интересы государства с хозрасчетными интересами.

3.РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ И ФИНАНСОВЫЕ РЫЧАГИ

ЕЕПОВЫШЕНИЯ

Впредыдущем параграфе отмечалось, что в социалистическом хозяйстве прибыль используется в качестве показателя эффектив­ ности производства. Однако ее абсолютная сумма в полной мере этой задачи не решает, так как не отражает связи с размерами

производства. Лучше такую задачу выполняет относительная ве­ личина прибыли—уровень рентабельности.

Существуют различные способы определения рентабельности. Если, например, прибыль сопоставляется с текущими затратами

26


на производство, то полученный показатель, выраженный в про­ центах, характеризует рентабельность продукции. Он показывает,

сколько приходится чистого дохода на единицу затрат, связанных с производством промышленной или транспортной продукции.

Для анализа использования

живого труда целесообразно ис­

числять

рентабельность,

как отношение прибыли к

фонду зара­

ботной платы.

 

 

 

 

В новых условиях хозяйствования возникла необходимость в

измерении эффективности работы

предприятий и

отраслей на­

родного

хозяйства. В

качестве

ее показателей

сентябрьский

(1965 г.)

Пленум ЦК КПСС

предложил использовать общую

(Po) и расчетную (Pp) рентабельности, определяемые как отноше­ ние прибыли к сумме основных производственных фондов и нор­ мируемых оборотных средств. Их исчисляют по следующим фор­

мулам:

 

p _ 77×1OO

П

[77 —(Ф+Бі A)]×100

 

^0φ+ol.;

Рр

 

¼ ‘ о~

 

где

П—балансовая прибыль за

вычетом прибыли от за­

 

вышения оптовых цен и тарифов; прибыли, по­

 

лученной

вследствие нарушения установленных

 

стандартов и технических условий; превышения

 

штрафов, полученных над уплаченными, подле­

 

жащих взносу в бюджет;

 

 

Ф— плата за

фонды;

 

 

 

 

Б— фиксированные

платежи

в бюджет;

 

 

К— проценты

за кредит;

 

основных фондов в пер­

 

Оф — среднегодовая стоимость

 

воначальной оценке (с прибавлением сверхпла­

 

новых нс прокредитованных банком

остатков не­

 

установленного

оборудования и без

стоимости

 

объектов,

по которым

установлены

льготы по

 

плате за

фонды, при

 

определении

расчетной

 

рентабельности) ;

 

нормируемых оборот­

 

Oqсреднегодовая

стоимость

 

ных средств (в пределах установленного норма­

 

тива) .

 

 

 

 

 

Методика исчисления общей и расчетной рентабельности тако­ ва, что на ее уровень влияют не только факторы, которые опреде­

ляют массу прибыли (цены, тарифы, себестоимость), но и те, ко­ торые связаны с использованием основных производственных

фондов и оборотных средств. В результате этого в таком показа­ теле находят свое отражение многие стороны хозяйственной дея­ тельности предприятий и объединений, а поощрение за его повы­

27


шение стимулирует экономию основных элементов производства—

живого труда, орудий и предметов труда.

Использование суммы производственных основных фондов Il

суммы оборотных средств в качестве базы для расчета рентабель­ ности соответствует требованиям развитой экономики, для кото­

рой характерна высокая техническая вооруженность труда. В ре­ зультате производство продукции, ее качество, себестоимость и прибыль в основном определяются степенью эффективности ис­ пользования производственных фондов.

Это, конечно, не означает, что значение живого труда теперь упало, человек всегда остается основной производительной силой общества. Однако роль живого труда проявляется теперь в про­

цессе производства в основном в другом—в наиболее эффектив­ ном использовании орудий и предметов труда, т. е. в использова­

нии производственных фондов. Именно на это должно быть на­ правлено острие финансового контроля за ходом производства, что и обеспечивается через показатель рентабельности. Его уровень

характеризует способность предприятий и отраслей при данных

производственных фондах создавать для общества чистый доход.

Рост уровня рентабельности свидетельствует о повышении этой способности, квалификации коллектива, лучшей организации тру­ да и т. д.

Следует подчеркнуть, что экономическое содержание общей и расчетной рентабельности неодинаково. Общая рентабельность ха­ рактеризует эффективность предприятия с народнохозяйственной

стороны. Расчетная же рентабельность, в которой элиминировано влияние объективных различий в условиях производства, предна­

значена для оценки эффективности труда работников данного

предприятия. Именно поэтому в новой системе планирования и экономического стимулирования ее уровень применяется в качест­ ве фондообразующего показателя. За его достижение предприятия

водного транспорта образуют

примерно половину

фондов мате­

риального поощрения.

в отраслях

народного

хозяйства

не­

Уровень

рентабельности

одинаков (табл. 6).

 

 

 

 

Таблица 6

 

 

 

 

 

 

Рентабельность предприятий

промышленности и

транспорта1

 

 

% к фондам)

 

 

 

 

 

 

 

I

1965 г.

1970 г.

1971

г.

1972

г.

По всей промышленности

 

13 0

21,5

19,8

19,3

 

Железнодорожный транспорт

 

13,3

14.0

13,5

12,7

 

Морской транспорт

 

6,3

16,8

17,1

17,0

 

Речной транспорт

 

8,5

12,8

13,1

12,2

 

Автомобильный

транспорт

 

24,6

32,5

34,5

31,5

 

1 Народное

хозяйство СССР в

1972

г. Статистический

ежегодник,

стр. 700.

28


Уровни рентабельности различных отраслей несравнимы, так как системі! ценообразования, структура себестоимости, фондоем­

кость и другие факторы, под воздействием которых они формиру­ ются, проявляют себя с различной интенсивностью. В связи с этим нельзя, например, утверждать, что эффективность работы транс­ порта ниже, чем промышленности, или железнодорожный транс­ порт более эффективен, чем речной. Как известно, для транспорта характерна высокая фондовооруженность труда. Это существен­ но влияет па размер уровня рентабельности. Например, рента­

бельность как отношение прибыли к фондам на речном транспор­

те составляла в 1970 г. 12,8%, а как отношение прибыли к расхо­ дам по перевозкам—56%, что более чем в 2 раза превышает уро­ вень рентабельности в промышленности, исчисленного как отно­ шение прибыли к себестоимости. Следовательно, если в тарифах па перевозки предусмотреть такой же уровень рентабельности к производственным фондам, как в промышленности, то они ока­ жутся чрезмерно оторванными от себестоимости, что приведет к ослаблению режима экономии из-за высокой доходности.

Различия в уровнях рентабельности могут быть и у предприя­

тий одной и той же отрасли.

По нашим расчетам

коэффициент

вариации рентабельности пароходств МРФ в

1971 г. составил 45%.

 

 

 

 

Таблица 7

 

Группировка пароходств

МРФ по уровню

рентабельности

 

(в % к фондам)

 

 

 

 

19 7 1

г.

Группы пароходств

Число пароходств

Удельный вес

 

 

I

до 10

7

 

35

II

10,1-15

5

 

25

III

15,1-20

3

 

15

IV

свыше 20

 

 

25

ИТОГО

20

100

Как видно, свыше одной трети

пароходств

имеет рентабель­

ность ниже, чем она достигнута в среднем по МРФ, а у четвертой их части уровень превышает средний. Например, рентабельность

Волжского объединенного пароходства в

1971 г.

составляла 9,7%,

а Ленского—24,9%.

складывается

под

воздействием

Рентабельность пароходств

определенных факторов, степень

влияния

которых

не одинакова

Особенно это относится к тарифам. При их дифференциации по

29