Файл: Юров, В. Ф. Финансовые стимулы в развитии речного транспорта учебное пособие для слушателей факультета повышения квалификации инженерно-технических работников.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
прибыли от осуществления кредитуемых мероприятий. Погашение кредита производится за счет средств фонда развития производ ства, а при его недостаточности—за счет дополнительной прибы ли, полученной в результате внедрения новой техники.
Чтобы предприятия были заинтересованы развивать производ ство за счет собственных (нецентрализованных) источников фи нансирования, установлен порядок, по которому не взимается пла та за фонды, созданные за счет фонда развития производства, в течение первых двух лет, и за счет кредитов банка — до полного их погашения (в размере непогашенных ссуд). Сумма основных фондов, по которым не взимается плата за фонды, исключается при определении расчетной рентабельности, что повышает ее уро
вень и в результате этого увеличивается сумма отчислений при были в поощрительные фонды предприятий.
Следует, однако, подчеркнуть, что некоторые пароходства ста ли слабо использовать кредит для технического перевооружения.
Например, Волжское объединенное пароходство в 1967 г. полу чило ссуды банка на внедрение новой техники в сумме 3062 тыс.
руб, а в 1972 г.—лишь 621 тыс. руб. Горьковский порт в 1970— 72 гг. вообще не пользовался ссудами на эти цели, а Казанский
порт снизил их получение с 296 тыс. руб в 1967 г., до 100 тыс. руб
в 1972 г.
Несомненно, снижение кредитных вложений в основные фонды связано с увеличением собственных средств у предприятий для
финансирования нецентрализованных капитальных вложений. Од нако было бы неправильным не учитывать того, что кредит позво ляет ускорять техническое перевооружение и производить затра ты на эти цели в больших суммах, чем отчисляется средств в фонд
развития производства в планируемом году.
Хозяйственная реформа внесла существенные изменения в ор ганизацию оборотных средств. По своему экономическому содер
жанию они представляют собой денежные средства, которые аван сируются предприятиям для формирования оборотных производ
ственных фондов и фондов обращения, чтобы поддержать непре рывность кругооборота производственных фондов.
Фонд оборотных средств имеет специфику своего функциони
рования. Его средства не расходуются, а авансируются. После за вершения пройзводственного цикла они возмещаются из выручки от
реализации продукции (эксплуатационных доходов) и принимают
свою исходную денежную форму.
Оборотные средства предприятий при планировании и учете делятся на нормируемые и ненормируемые. Первые из них состав ляют основную часть и размещены в производственных запасах
(сырье, материалы, топливо, тара, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, запасные части и др.), незавершенном про изводстве, расходах будущих периодов и готовой продукции. В
8
состав вторых входят отгруженные товары, денежные средства,
дебиторская задолженность и прочие активы.
При правильном ведении хозяйства нормируемые оборотные средства не покидают предприятия, их сумма, как правило, увели
чивается с ростом объема производства и формируется за счет собственных и приравненных к ним средств.
Финансовое положение предприятий в основном определяется
состоянием собственных оборотных средств. Их нормы в новых условиях не утверждаются в директивном порядке и определяют ся самими предприятиями, которые при платности выделенных фондов заинтересованы вести хозяйство, используя оборотные средства в оптимальном размере.
Хозяйственная реформа повысила ответственность предприя тий за сохранность собственных оборотных средств. Если раньше их недостаток против установленного норматива в большинстве
случаев восполнялся за счет средств вышестоящей организации или бюджета, то в новых условиях его восполнение осуществляет ся за счет сверхплановой прибыли, остающейся после внесения из нее первоочередных платежей. Однако, чтобы сразу же оздоро вить финансовое положение, предприятия имеют право получить кредит на восполнение недостатка собственных оборотных средств сроком до трех лет, который погашается по мере образования
сверхплановой прибыли. Это не только повышает материальную
ответственность предприятий за сохранность собственных оборот ных средств, но и заинтересовывает их в выполнении планов на
коплений, так как прирост оборотных «средств в основном финан
сируется за счет прибыли.
Необходимо отметить, что экономическая реформа, повышая
хозрасчетную ответственность предприятий и объединений за ве дение хозяйства, значительно расширила кредитные отношения,
имеющие своей целью восполнить предприятиям временную и до
полнительную потребность в средствах, |
на условиях возвратности |
и платности. Кроме «традиционных» |
кредитов (под сезонные |
сверхнормативные запасы и остатки незавершенного производст ва, па сезонные затраты по эксплуатации, под сезонный разрыв в амортизационных отчислениях и др.) предприятия речного транс порта имеют теперь возможность пользоваться новыми кредитами. О некоторых из них уже говорилось. Расширены также возмож ности оказания предприятиям помощи ссудами Госбанка на вре менные нужды под сверхнормативные остатки материалов, неза вершенного производства и готовой продукции, если они возникли не по вине этих предприятий. Разрешено предоставлять кредит под излишние, ненужные или залежалые ценности, если хозорга ны принимают реальные меры по их реализации.
Для предприятий очень важно, чтобы его работники получили заработную плату и премиальные вознаграждения в установлен ный срок. В новых условиях они имеют право оформить для этой
9
цели кредит Госбанка, учреждения которого выдают его на срок до 30 дней без получения гарантий вышестоящей организации, а в
отдельных случаях |
и при наличии |
просроченной задолженности |
по ссудам. |
|
затруднениях хорошо работаю |
При временных |
финансовых |
|
щим предприятиям |
разрешено выдавать так называемый «дове |
рительный кредит» сроком до 60 дней. Ссуды эти не лимитируют ся и могут выдаваться без получения от предприятий сведений об их материальной обеспеченности.
Таким образом, в настоящее время вопрос ставится так: если предприятие оказалось в прорыве, то оно должно суметь воспол нить средства на хозрасчетной основе, используя для этой цели кредит банка. В этом проявляется действие принципа самофинан
сирования.
В новых условиях хозяйствования для материального поощре ния работников предприятия стали располагать значительными средствами, которые образуются за счет прибыли и объединяются в двух основных фондах: фонд материального поощрения и фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства.
Из первого фонда поощрение осуществляется в форме выплаты
индивидуальных денежных вознаграждений, а за счет средств вто рого фонда удовлетворяются коллективные потребности — осуще ствляется строительство и ремонт жилых домов, культурно-быто вых учреждений, улучшается медицинское и культурно-бытовое обслуживание и т. д. Стимулирование труда за счет средств по ощрительных фондов представляет собой дополнительную форму стимулирования, которая применяется при оптимальном ее соче
тании с основной формой—заработной платой. Основное назначе ние поощрительных фондов состоит в стимулировании высоких
показателей работы предприятий в целом, тогда как с помощью
заработной платы поощряется рост производительности труда лишь отдельных работников. Поощрительные фонды, таким обра зом, усиливают дух коллективизма, что имеет большое воспита тельное значение.
Укрепление хозрасчетных отношений связано также с создани ем финансовых резервов. Они позволяют маневрировать средства ми с целью устранения «узких мест», возникающих в ходе выпол нения плана. Резервы,, таким образом, создают запас прочности,
который позволяет предприятиям и отраслям выдержать допол
нительное напряжение, вызванное случайными и непредвиденны
ми обстоятельствами.
Вместе с тем создание материальных и финансовых резервов приводит к омертвлению известной части материальных ценностей и денежных средств, что снижает эффективность. Поэтому при
планировании резервов должна решаться проблема их оптимиза
ции.
IO
В системе финансовых резервов большая роль принадлежит резерву. министерств и ведомств для оказания финансовой помо щи предприятиям и хозяйственным организациям, который стал создаваться на основании постановления Совета Министров СССР
от 3 января 1967 г. Источником его является прибыль. Для транс порта установлена предельная норма ее отчисления в размере 1%, которая может дифференцироваться по пароходствам и предпри ятиям. Сумма отчислений от прибыли в резервный фонд преду
сматривается в их финансовых планах.
Средства резерва хранятся на отдельных счетах Министерства речного флота РСФСР и Управлений речным транспортом Сове тов Министров союзных республик. Они могут быть использованы на выдачу возвратных ссуд предприятиям, испытывающим вре менные финансовые затруднения, и на возмещение потерь, обра зующихся у предприятий в результате изменении, вносимых ми нистерством в утвержденные планы. Например, в результате уменьшения плана прибыли отдельные затраты, предусмотренные в финансовом плане, могут оказаться без источников финансиро вания. В этом случае их покрытие производится за счет средств резервного фонда.
Для обеспечения устойчивости в стимулировании труда, за счет прибыли создаются резервы по фондам экономического сти мулирования в пределах 10% суммы каждого фонда. Они исполь
зуются министерством (управлением) и пароходствами для уве
личения поощрительных фондов предприятий, если уменьшились фактические отчисления прибыли в результате временного ухуд шения показателей работы в связи с освоением новой техники,
реконструкции производства и др. причин, не зависящих от их деятельности.
Могут создаваться и другие финансовые резервы. Например,
широко распространено создание резерва амортизационных отчис
лений на капитальный ремонт в размере до 10% амортизационных отчислений, предназначенных для финансирования капитального ремонта. На предприятиях создается резерв на покрытие предсто ящих платежей.
Несомненно, что создание системы хозрасчетных фондов де нежных средств расширяет финансовую самостоятельность пред приятий и организаций, способствует развитию творческой актив ности их коллективов. Но поскольку эти фонды имеют целевое на значение и, следовательно, предназначены для финансирования определенных затрат, то социалистическое государство через фи нансы воздействует на хозяйственные звенья, усиливая в их раз витии те стороны, которые способствуют выполнению народнохо зяйственного плана.
Многие хозрасчетные фонды создаются и пополняются за счет прибыли. Более половины ее выносится в бюджет. Следователь
но, финансовое стимулирование в значительной мере связано с
11