ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
В.Л.СТЕРЛИГОВ
МО С К В А
•Т Р А Н С П О Р Т
1 9 7 7
6Т5.1 С79
УДК 629.7.621.8.35(023)
ГОС. Г1У£/;ГЛ~Г |
~т£П |
А У Ч Н О - Т ^ ' : ; ■ |
|
б ж л и о т о л с-г: |
|
9 ft -SW |
|
Стерлигов |
В. |
JT. |
|
|
«Транспорт», |
1977. |
|
|||||
С79 |
Лазеры в авиации. М., |
|
||||||||||
79 с. с ил |
|
|
|
|
|
|
|
|
внедря |
|||
|
В последние годы квантовая электроника интенсивно |
|||||||||||
ется в самые различные области современной техники. Лазеры |
||||||||||||
пытесняют |
радиолампы, магнетроны, полупроводниковые |
приборы |
||||||||||
нз самых разнообразных радиотехнических устройств. Локаторы, |
||||||||||||
дальномеры, |
высотомеры, навигационное |
оборудование, |
аппара |
|||||||||
тура |
связи |
и другие устройства, построенные на лазерах, позво |
||||||||||
ляют |
значительно |
повысить |
точность |
н |
надежность |
их |
работы. |
|||||
О |
лазерах |
и нх использовании в авиации рассказывает данная |
||||||||||
книга. |
Она |
написана по материалам открытой отечественной |
н |
|||||||||
иностранной |
литератур. |
круг |
читателей, интересующихся |
но |
||||||||
|
Рассчитана |
на |
широкий |
|||||||||
вой техникой. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
с |
31808-091 |
9,_77 |
|
|
|
|
|
6Т5.1 |
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
049(01)-77 |
|
|
© |
Издательство «Транспорт», |
1977 |
||||||
|
|
|
|
|
|
ЛАЗЕРЫЧТО ЭТО ТАКОЕ?
ЛАЗЕРЫ И АВИАЦИЯ
Гаснут и вспыхивают вновь неоновые буквы «Ле тайте самолетами!» Мы летаем и не жалеем — толь ко что был в Москве, а через полтора часа уже в Ленинграде или Киеве, в Риге или Вильнюсе. Но ино гда... «Вылет самолета откладывается из-за плохих метеоусловий», — звучит виновато из репродуктора. Глядя на стремительный «Ту», надежный «Ил», не прихотливый «Ан», не веришь, что эти могучие пти цы могут бояться ненастья. Что же мешает им взмыть в небо? .
Отсрочка вылета из-за плохой погоды зачастую связана с радиооборудованием, установленным на самолетах и аэродроме. Точность его работы не обес печивает полную безопасность полета вне видимости земли. Радио в авиации... Сегодня невозможно пред ставить авиацию без радио. Радиостанции на само летах и аэродромах, радиолокаторы-дальномеры, радиолокаторы-высотомеры и просто радиолокаторы, радиополукомпасы и радиокомпасы, радиотехничес
кие системы ближней навигации и системы посадки по радио — вот далеко не полный перечень радиоап паратуры, используемой в авиации. Радиооборудова ние позволяет решать многие задачи самолетовожде ния, повышает безопасность полетов. Сегодня само леты летают днем и ночью, часто при усложненных метеорологических условиях.
Радио в авиации... Но не будем рассказывать о том, что достаточно полно описано и многим хорошо известно. Лучше поговорим о новых приборах, кото рые приходят на смену уже недостаточно точным и совершенным радиоустройствам, о их завтрашнем дне. Расскажем об очень близком «завтра», которое уже готовится, проверяется и испытывается сегодня в тех особо сложных условиях, с которыми повсед невно сталкивается авиация. Речь пойдет о уже пе речисленных приборах, перед названием которых не будет стоять ставшее уже привычным слово-пристав ка «радио».
И хотя многие радиоприборы будут заменены приборами на лазерах, летному и инженерно-техни ческому персоналу Аэрофлота не придется вновь изу чать принцип их действия и назначение — они оста нутся прежними. В новых приборах будет изменен всего лишь диапазон электромагнитных волн. На по мощь радиоволне придет молодой, перспективный помощник — специально выработанный луч света.
Оговоримся заранее — световые лучи в авиации никогда не вытеснят радиоволны. Радиоэлектронные устройства различного назначения по-прежнему бу дут обеспечивать эффективность и надежность поле тов самолетов и вертолетов. Новые приборы в силу некоторых своих преимуществ лишь полезно допол нят комплекс аппаратуры, устанавливаемой сегодня на земле и на летательных аппаратах.
4
Световые лучи лазера в состоянии упростить тех нологию изготовления многих узлов и агрегатов са молета, повысить в несколько раз точность работы почти всех радиоприборов, улучшить метеорологичес кое обслуживание полетов, обеспечить надежную по садку самолетов в особо сложных метеорологических условиях. Возможно, что авиация будет оснащена другими принципиально новыми приборами на лазерах.
Лучи, о которых шла речь, хотя по своей природе и относятся к световым, но имеют ряд особенностей. Вот эти особенности и позволили ученым и конструк торам усовершенствовать и даже создать принципи ально новые аэродромные п самолетные приборы и устройства.
Прежде чем более подробно рассказывать о лазе рах в авиации, коротко напомним о рождении еще не успевшего уйти в историю открытия.
ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ «ОШИБАЮТСЯ»
Еще в начале нашего века было замечено, что не которые мельчайшие частицы материи, например атомы и молекулы, в определенных условиях излуча ют электромагнитные волны на строго фиксированных частотах. Такие частицы можно рассматривать как микромиры, внутри которых находятся еще более эле ментарные источники энергии. Так, внутри молекул и атомов обнаружили «передатчики» электромагнит ной энергии.
«Передатчики» различных молекул и атомов «ра ботали» на различных частотах и излучали энергию не непрерывно, а порциями, в разных направлениях и в очень широком диапазоне волн. К этому диапазону
5
относятся: микроволновые радиоволны, инфракра сные (тепловые), световые и даже ультрафиолетовые волны. Управлять процессами излучения из мельчай ших частиц вещества, заставить «передатчики» излу чать энергию одновременно, на одной частоте и в строго заданном направлении в то время еще не мог ли, и поэтому практического применения это откры тие в начале века не получило.
Прошло немногим меньше 50 лет, и вот в 1952 г. советские ученые во главе с Н. Г. Басовым и А. М. Прохоровым предложили использовать новый принцип накопления и излучения электромагнитной энергии*. Инженеры получили возможность управ лять процессами излучения атомов и молекул. Можно было приступить к изготовлению приборов, излучаю щих (специалисты говорят «генерирующих») самые короткие радиоволны, а также инфракрасные, види мые и ультрафиолетовые лучи.
Претворить идею в жизнь советским ученым по могла группа американских ученых во главе с Ч. Та унсом. В 1964 г. всем троим руководителям работ за это открытие была присуждена Нобелевская пре мия — одна из крупнейших наград, присуждаемых ученым нашей планеты.
Приборы, работающие по новому принципу и ге нерирующие особенные по свойствам лучи, были на званы квантово-механическими генераторами радио-, инфракрасного и светового диапазонов. Точные, но трудно запоминаемые названия генераторов в США были названы сокращенно. Так, в соответствии с ди
* Следует заметить, что еще в конце 30-х годов советским физиком В. А. Фабрикантом была предсказана возможность применения этого принципа для усиления электромагнитных волн в газовых средах.
6
апазоном появились слова: мазер, иразер и лазер. Правда, вскоре выяснилось, что сокращения не сов сем удачны, но они прочно вошли в лексикон специа листов. Будем ими пользоваться и мы. При этом, как правило, будем использовать только термин — лазер.
Генераторы были созданы, но истинные возможно сти их практического применения еще и сегодня не полностью оценены и изучены. Когда ученые создают первые приборы, построенные на новых принципах, даже им — далеко смотрящим вперед, не всегда ясно, где эти приборы могут быть применены. Некоторое время спустя «вдруг» оказывается, что новое устрой ство успешно может использоваться в таких облас тях техники, в развитии которых, казалось, уже нель зя было ждать чего-либо неожиданного.
Изобретателям к.вантово-механических генерато ров в 50-х годах XX в. казалось, что они сделали ря довое научное открытие, всего лишь смахнули пыль с гранита науки. В действительности открытие ока залось выдающимся. Так счастливо «ошиблись» ла уреаты Нобелевской премии.
Результаты практического освоения изобретения лазеров превзошли все, даже самые смелые их пред положения. В книге не хватит места рассказать о всем многообразии задач, которые решают сегодня устрой ства, впервые предложенные советскими учеными.
В МИРЕ ЭМВ
Мир электромагнитных волн (ЭМВ) чрезвычайно широк. Электромагнитные излучения различных длин волн имеют качественно различные свойства. Наи большая длина у радиоволны. Самые длинные радио волны имеют длину, измеряемую десятками километ-
7
генерация лазеров
Рис. 1. Шкала частот электромагнитных колебании. В нижней части рисунка показан участок, в котором в настоящее время могут работать квантовомеханнческие приборы
ров, самые короткие — долями миллиметра. Милли метровые радиоволны соседствуют в спектре электро магнитных колебаний (рис. 1) с инфракрасными лучами (0,5 мм—0,76 мкм). Инфракрасные лучи еще называют тепловыми. Тепловое излучение Солнца — основной первичный источник энергии на нашей пла нете. Его доля в энергетическом балансе Земли так велика, что жизнь всего живого сегодня зависит от «бесперебойности» протекания термоядерных процес с о в в недрах нашего светила. Следует помнить, что
солнечная энергия, прежде чем аккумулироваться в атмосфере и на поверхности Земли, была передана с расстояния около 150 млн. км.
8
Солнце — щедрый источник электромагнитных из лучений. Кроме инфракрасного излучения, оно непре
рывно шлет |
энергию светового (видимого) и ультра |
фиолетового |
излучения. |
Видимые |
лучи заметны невооруженным глазом |
(в прямом смысле этого выражения). Диапазон волн, в котором расположен спектр видимых лучей, очень широк. Самые длинные световые лучи — красные — смыкаются с коротковолновой частью теплового (ин фракрасного) излучения и имеют длину немногим менее 0,76 мкм. Длина волны наиболее коротких — фиолетовых — лучей примерно равна 0,38 мкм. Элек тромагнитные колебания с любой промежуточной (лежащей в диапазоне 0,76—0,38 мкм) Длиной волны воспринимаются глазом человека как лучи того или иного цвета, расположенного в спектре цветов между красным и фиолетовым.
Одновременное излучение электромагнитных коле баний всевозможных длин волн от красного до фио летового с достаточной интенсивностью воспринима ются глазом как белый свет. В энергетическом балан се Солнца на долю «белого» светового излучения при ходится 70% энергии.
Ультрафиолетовые лучи человек не видит; но в разумных дозах с удовольствием воспринимает. Заго релая кожа— это результат благотворного действия ультрафиолетовых лучей.
Электромагнитные колебания с более короткими, чем у ультрафиолетовых лучей, волнами (рентгеновы, гамма- и космические лучи) хотя и имеют некоторое практическое значение и большое будущее (ими вплотную занимаются разработчики новых типов лазеров), к вопросам, разбираемым в данной бро шюре не относятся, а поэтому и не рассматрива ются.
2— 6 7 6 6 |
9 |