Файл: Сухарев, В. М. Двустороннее шлифование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В.М. СУХАРЕВ А.С. ДЕНИСОВ

ДВУСТОРОННЕЕ

ШЛИФОВАНИЕ

В. М. СУХАРЕВ, А. С. ДЕНИСОВ

ДВУСТОРОННЕЕ

ШЛИФОВАНИЕ

Киев «Техніка»

1977

 

Г---. Г:'”5- •

и .

. -,

I*

 

нг-

;

6П4.67

б

 

 

'

 

 

 

I

С91

L-’

 

 

 

УДК 621.923

Двустороннее шлифование. Сухарев В. М., Денисов А. С. «Техніка», 1977,80 с.

Описаны конструкция и характерные особенно­ сти двусторонних торцешлифовальных автома­ тов, применяемых в машиностроении в усло­ виях крупносерийного производства. Приведе­ ны рекомендации по выбору режимов шлифо­ вания, шлифовальных кругов, прогрессивных методов наладки станков. Рассмотрены пути повышения производительности двусторонних торцешлифовальных автоматов и качества об­ работки поверхности деталей. Книга рассчита­ на на шлифовщиков и наладчиков, обслу­ живающих торцешлифовальные станки.

Табл. 3, ил. 29, список лит. 10.

Рецензент канд. техн. наук И. П. Захаренко

Редакция литературы по машиностроению и транспорту

Зав. редакцией инж. AÍ. А. Василенко

? £

31207-045

С----------------- 69-77

М202(04)-77

© Издательство «Техніка», 1977 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Повышение эффективности производства и качества выпускаемых изделий — одна из основных задач, поставленных XXV съездом КПСС перед народным хозяйством нашей страны. Решение этой задачи во многом зави­ сит от технического прогресса в машинострое­ нии, необходимым условием которого является разработка и систематическое совершенство­ вание технологических операций, стабильно обеспечивающих повышение точности и произ­ водительности обработки. Это особенно необ­ ходимо учитывать при создании и внедрении нового оборудования.

Совершенствование операции плоского шли­ фования в крупносерийном производстве при­ вело к созданию новых станков — двусторон­ них торцешлифовальных автоматов, позволя­ ющих повысить производительность шлифова­ ния благодаря одновременной обработке двух параллельных плоскостей (торцов) деталей, а также повысить точность обработки по не­ параллельности и неплоскостности.

Простота схемы двустороннего шлифова­ ния дает возможность при необходимости лег­ ко встраивать двусторонние автоматы в авто­ матические линии, а возможность быстрой


переналадки их на обработку деталей в до­ вольно широких диапазонах размеров позво­ ляет применять двусторонние торцешлифо­ вальные автоматы не только в крупносерийном производстве, но и в серийном и даже мелко­ серийном.

Однако до сих пор в технической литера­ туре нет книжных публикаций, освещающих вопрос двустороннего шлифования, и авторы делают первую попытку восполнить этот про­ бел, изложив в данном издании практический опыт, накопленный в производстве. Авторы надеются, что настоящая книга поможет про­ изводственникам быстрее освоить эксплуата­ цию двусторонних торцешлифовальных авто­ матов, методы их наладки и внедрить двусто­ роннее шлифование в производство. Это станет дополнительным резервом повышения произ­ водительности и точности шлифования, способ­ ствующим повышению качества выпускаемых изделий и эффективности производства.

Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: 252601, Киев 1, ГСП, Пушкинская, 28, издательство «Техніка».

ПРЕИМУЩЕСТВА ДВУСТОРОННЕГО ШЛИФОВАНИЯ

Конструкция и схема шлифования совре­ менных плоскошлифовальных станков ограни­ чивает дальнейшее повышение их производи­ тельности. Даже при шлифовании на плоско­ шлифовальных станках с двумя вертикально расположенными шпинделями шлифуется одна сторона деталей за один оборот стола. Затем детали вновь укладывают на загрузочный стол станка, и процесс после соответствующей подналадки повторяется. Такой метод шлифо­ вания параллельных сторон деталей (колец, дисков, втулок и т. п.) ограничивает возмож­ ности повышения эффективности плоского шлифования.

Кроме того, плоскошлпфовальные станки имеют некоторые конструктивные недостатки,

Fснижающие их производительность и точность обработки деталей. К таким недостаткам ртно-

сятся: ручная укладка деталей на загрузочный

1стол, необходимость намагничивания и размаг­ ничивания деталей, частый выход из строя электромагнитных катушек и простои, связан­ ные с их заменой, нагрев электромагнитной плиты в период эксплуатации, недостаточное намагничивание электромагнитной плиты и вызванные этим срывы деталей.

5

Поэтому в массовом и крупносерийном про­ изводстве вместо плоского шлифования все шире начинает применяться двустороннее шли­ фование торцов деталей на двусторонних то'р- цешлифовальных автоматах [7, 9], характер­ ными особенностями которого являются: одно­ временное шлифование обоих торцов деталей, горизонтальное расположение шпинделей шли­ фовальных кругов, вращение шлифовальных кругов в противоположных направлениях, возможность изменения положения осей шли­ фовальных кругов и оси механизма правки круга в горизонтальной и вертикальной пло­ скостях, изменение скорости шлифования в по­ рядке Umax-’’Umin-’’Umax, ОТСуТСТВИе НЭМаГ- ничивания и размагничивания деталей, высокая механизация и автоматизация про­ цесса.

Схема двустороннего шлифования приведе­ на на рис. 1. Детали (типа колец) 2, ограни­ ченные нижней 4 и верхней 3 направляющими линейками, подаются в зону шлифования тол­ кателем Í и проходят между параллельно рас­ положенными шлифовальными кругами, бла­ годаря чему осуществляется одновременное шлифование обоих торцов деталей. Транспор­ тировка деталей к подающему механизму осу­ ществляется с помощью бункерного устрой­ ства.

Точность обработки торцов деталей по непараллельности и неплоскостности при дву­ стороннем шлифовании выше, чем при пло­ ском. Так, при шлифовании на плоскошлифовальпом двушпиндельном станке 3772Б внут­ ренних колец подшипника непараллельцость и неплоскостпость составляют соответственно

6


9 и 8 мкм, при шлифовании на двустороннем торцешлифовальном станке СА-ЗМ оба пара­ метра равны 4 мкм.

Рис. I. Схема двустороннего шлифования:

/—толкатель; 2 — шлифуемые детали; 3,

4 — соответственно

верхняя и нижняя направляющие линейки;

5 —механизм тол­

кателя.

 

Даже тщательная наладка плоскошлифо­ вальных станков 3772Б не обеспечивает ста­

бильных результатов по

пепараллельности

и неплоскостности из-за

нагрева в процессе

) шлифования электромагнитной плиты, умень-

'шения усилий прижима и т. д. В то же время для широкого внедрения жестких опор [8, 9]

tна последующих операциях шлифования от­ верстий и желобов, а также для повышения качества изделий необходима стабильная точ­

ность обработки деталей по неплоскостности и непараллельности. Такая точность достига­ ется при работе на двусторонних торцешлифо­ вальных автоматах.

7

ДВУСТОРОННИЙ ТОРЦЕШЛИФОВАЛЬНЫЙ

АВТОМАТ СА-ЗМ

Наиболее распространенной моделью стан­ ков, выпускаемых станкостроительной про­ мышленностью и применяемых для двусторон­ него шлифования в условиях крупносерийного и массового производства, является двусторон­ ний торцешлифовальный автомат СА-ЗМ.

Основные тёхнические данные двусторонне­ го торцешлифовального автомата СА-ЗМ при­ ведены ниже:

Техническая характеристика двустороннего торцешлифовального автомата СА-ЗМ

Диаметр шлифуемых деталей, мм:

максимальный...........................

 

160

минимальный...........................

 

50

Высота шлифуемых деталей, мм:

 

максимальная ...........................

 

60

минимальная ...........................

 

10

Высота оси шлифуемых кругов над

 

направляющими станины, мм . . .

500

Частота

вращения

шлифовальных

 

кругов, об/мин.....................................

 

890

Величина

подачи

шлифовального

 

круга, мм...........................................

 

0,004—0,02

Скорость правки, мм/мин................

700

Количество электродвигателей

7

Мощность электродвигателя привода

 

шлифовального круга, кВт ....

30

Размеры шлифовальных кругов, мм 750x70x25

Габаритные размеры станка, мм:

 

длина

.......................................

 

3845

ширина.......................................

 

2775

высота.......................................

 

2130

Масса станка, кг ...........................

 

10 000

Кинематическая схема двустороннего тор-

цешлифовалыюго автомата приведена на рис.

2. Вращение левого

12 (базового) и правого

14 (противобазового) шлифовальных кругов

8


12 IS 14 IS IS 17 IS 19 20 21

Рис. 2. Кинематическая схема двустороннего торцешлифовального автомата СА-ЗМ.


осуществляется от электродвигателей соответ­ ственно 2 и 20 с помощью клиноременных пе­ редач 1 и 21. В корпусах шлифовальных бабок на шариковых направляющих 39, 41 и 22, 24

перемещаются левая 40 и правая 23

пиноли,

в которые вмонтированы левый и

правый

шпиндели.

 

Подача шлифовальных кругов осуществля­ ется механизмами подач, представляющими собой червячные передачи 4 и 18 с гайками 3 и 19 и ходовыми винтами 6 и 16. От червяч­ ных передач вращающий момент передается на гайки, при вращении которых ходовые вин­ ты, соединенные с ухом пинолей 7 и 15, дви­ жутся поступательно и перемещают левую 40 и правую 23 пиноли.

Медленное перемещение пинолей, необхо­ димое при шлифовании деталей, осуществля­ ется левой 35 и правой 25 коробками подач от электродвигателей 37 и 27, быстрое пере­ мещение пинолей, необходимое во время под­ наладок,— с помощью червячных передач от электродвигателей 5 и 17. Ручная подача осу­ ществляется с помощью маховиков 36 и 28, автоматическая — с помощью измерительного устройства левым 37 и правым 27 электродви­ гателями.

От электродвигателей через червячные пе­ редачи 38, 34 левой и 26, 29 правой коробок подач и механизмы, регулирующие величину подачи, вращающий момент передается на червячные передачи 4 и 18, которые, как описано вьщіе, перемещают левую и правую пиноли. Перемещение одной пиноли не связано с перемещением другой и осуществляется раз­ дельно.

10

Устройством, подающим детали в зону шлифования, является звездочка 30. Детали из бункера подаются транспортером и опуска­ ются по лотку во впадины между зубьями вращающейся звездочки, которая осуществля­ ет их непрерывную подачу в зону шлифова­ ния. В горизонтальной плоскости детали огра­ ничены шлифовальными кругами, в вертикаль­ ной — верхней 13 и нижней направляющими линейками. Вращение звездочки осуществля­ ется от электродвигателя 32 через клиңоременную передачу 33 и двуступенчатый редук­ тор 31.

Механизм правки шлифовальных кругов представляет собой рычаг 11, укрепленный на качающемся валу. Привод осуществляется от электродвигателя 8 через клиноременную пе­ редачу 10 и двуступенчатый редуктор 9.

Общий вид двустороннего торцешлифоваль­ ного автомата СА-ЗМ приведен на рис. 3.

Станина 43 прямоугольной формы с по­ перечными ребрами жесткости является основ­ ным узлом станка, на котором базируются все остальные узлы и механизмы. На верхней плоскости станины с двух противоположных сторон имеются направляющие типа «ласточ­ кин хвост», по которым перемещаются левая и правая каретки с установленными на них шлифовальными бабками. Узел ограждения шлифовальных кругов 36 установлен на верх­ ней плоскости станины, в ее средней части. К станине прикреплены два платика 41 и 34, предназначенные для уровней, по которым выставляется станок при установке в цехе.

Каретки служат для перемещения шли­ фовальных бабок в горизонтальной плоскости.

П