Файл: Симонов, В. В. Шахтеру о безопасности труда справочное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
3. В. СИМОНОВ, Р. В. ШИРЯЕВ, А. Ф. СБЕЖНЕВ
шахтеру о безопасности труда
В. В. СИМОНОВ, Р. В. ШИРЯЕВ, А. Ф. СБЕЖНЕВ
шахтеру о безопасности труда
Справочное пдсобие
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДОНБАС» ДОНЕЦК — 1976
6П1.4 С37
Симонов В. В. и др.
Шахтеру о безопасности труда. Справочное по С37 собие. Донецк, «Донбас», 1976.
67 с. со схем. Библиогр.: с 65.
Перед загл. авт.: Симонов В. В., Ширяев Р. В., Сбежнев А. Ф.
В справочном пособии приводятся обзор состояния техники безо пасности в угольной промышленности и передовой опыт угольных шахт по внедрению технических средств безопасности, методы и приборы контроля рудничной атмосферы, практика организации безо
пасного ведения горных работ, ремонта и обслуживания машин и механизмов, а также рекомендации производственного характера,
обеспечивающие безопасность труда шахтеров.
Рассчитано на инженерно-технических работников и рабочих
угольных шахт с пластами пологого и наклонного падения.
6П1.4.
30708—087 С М213(04)—76 63 76
© Издательство «Донбас», 1976
ВВЕДЕНИЕ
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР в своем постановлении о дальнейшем развитии угольной промышленности Донецкого бассейна в десятой пятилетке предложили Министерству угольной промышленности СССР и Министерству угольной промыш ленности Украинской ССР дополнительно осуществить мероприятия по улучшению условий труда шахтеров и строгому соблюдению пра вил и инструкций по охране труда и техники безопасности.
Охрана труда в СССР является одной из важнейших социаль но-экономических проблем и предусматривает широкую систему правовых, технических, санитарно-гигиенических и экономических мероприятий, направленных на обеспечение здоровьц и безопасных условий труда.
На улучшение условий труда государство выделяет огромные средства и материальные ресурсы. Угольная промышленность СССР
неуклонно идет по пути технического прогресса: совершенствуется технология производства, проводятся реконструкция и техническое перевооружение действующих шахт, улучшается организация произ водства, внедряется новая сложная горная техника для комплекс ной механизации и автоматизации производственных процессов, по явились новые методы и приборы контроля условий труда, повыша ется его производительность и создаются безопасные условия труда шахтеров.
Все более широкое применение на угольных шахтах находят механизированные комплексы, новые добычные и проходческие ком байны. Добыча угля с помощью узкозахватной техники достигла 8Ѳ%, в том числе механизированными комплексами 50% всей добы чи на пологих и наклонных пластах. Значительно улучшилось про ветривание горных выработок и обеспечение надлежащего пылега зового режима в шахтах. Наряду с этим внедряются технологиче ские схемы производства работ в шахтах, регламентирующие оп ределенную последовательность выполнения операций. Проводится большая организаторская работа по укреплению производственной и технологической дисциплины.
3
Техническое перевооружение — не |
только одно |
из самых важ |
ных условий увеличения добычи угля |
и улучшения |
эффективности |
производства, что само по себе имеет огромное значение для народ ного хозяйства, — это одно из решающих и непременных условий дальнейшего облегчения труда, изменения его характера, ликвида ции причин производственного травматизма.
В течение восьмой и девятой пятилеток произошло снижение трудоемкости работ. Так, в 1975 г. по сравнению с 1965 г. трудоем кость снижена на очистных работах на 25,7%, подготовительных работах — на 19,8%, подземном транспорте — на 21,6%, на поверх ности шахт — на 25,9%.
Однако угольная промышленность продолжает оставаться од ной из трудоемких отраслей. Производственные процессы протека ют в условиях ограниченного рабочего пространства, искусственной освещенности, воздействия таких факторов, как горное давление, газы, повышенная температура, угольная и породная пыль и т. д. Работники угольной промышленности должны не только в совер шенстве владеть своей профессией, но и неукоснительно соблюдать производственную дисциплину, принятую технологию и правила бе зопасности.
Пренебрежение этими требованиями нередко становится причи ной аварии. Анализ показывает, что в настоящее время большинст во несчастных случаев как раз и является результатом невыполне ния тех или иных правил по технике безопасности, а иногда элемен тарных требований производственной дисциплины.
Одной из важнейших задач десятой пятилетки, связанных с увеличением добычи угля, является создание безопасных условий труда и снижение производственного травматизма, особенно в очистных забоях — главном технологическом звене угольного пред приятия.
Рост механизации, внедрение средств автоматизации, улучшая условия труда горняков, требуют одновременно и особого внимания к обеспечению безопасности работ, связанных непосредственно с эксплуатацией и ремонтом забойных машин и механизмов, что, в первую очередь, зависит от правильного выбора средств механи зации, в очистном забое, надежности и качества изготовления ма шин.
ГЛАВА 1. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТЕ ЗАБОЙНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Общие положения
К эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту забой ного оборудования допускаются лица, прошедшие специальное обучение и обучение по технике безопасности, успешно сдавшие экзамены и получившие удостоверения.
. Персонал, занятый эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом забойных машин и механизмов, должен знать: конст рукцию, принцип работы и кинематические схемы обслуживаемых ма шин и механизмов; правила их технической эксплуатации; устрой ство и принцип работы контрольно-измерительных приборов и пус
ковой аппаратуры; принятую систему сигнализации |
и |
правила по |
дачи сигналов; режим и систему смазки, применяемые |
смазочные |
|
масла; схему электроснабжения; способы выявления |
и |
устранения |
неисправностей; режим работы обслуживаемых машин и механизмов и правила ухода за ними; общие правила безопасности для всех подземных рабочих и элементарные сведения о промышленной са нитарии, профессиональной гигиене и способах оказания первой по мощи пострадавшим.
Применяя на практике свои знания, машинист-шахтных машин и механизмов должен управлять машинами, механизмами и уста новками в соответствии с правилами технической эксплуатации, гра фиком и режимом работ; вести наблюдения за техническим состоя нием и нормальной работой машин и механизмов, за степенью нагре ва электродвигателей, подшипников, масляной системы, набивкой сальников; выявлять и устранять неисправности, не требующие раз борки узлов и деталей, помогать электрослесарям при осмотре и ре монте обслуживаемых машин и механизмов.
При использовании электрической энергии в подземных выра ботках угольных шахт необходимо строго выполнять требования
5
правил и инструкций по безопасной эксплуатации электрических установок. Все рабочие, поступающие на шахту, а также переводи мые на работу по другой профессии, должны быть предварительно обучены технике безопасности и промышленной санитарии по утверж денным Министерством угольной промышленности СССР и согласо ванным с Госгортехнадзором СССР программам при учебных пунк тах шахт с отрывом от производства и обязательной сдачей экза менов.
Экзамены проводятся специальными комиссиями под председа тельством главного инженера шахты или'его заместителя.
После предварительного обучения технике безопасности рабо чие приступают к занятиям по будущей профессии. При этом рабочие очистного забоя, проходчики и крепильщики по ремонту крепи горных выработок должны обучаться в учебно курсовых ком бинатах с отрывом от производства. Рабочие очистных и подготови тельных забоев, где организацией труда предусматривается совме щение производственных профессий, должны быть обучены всем ви дам работ, предусмотренным организацией труда. К самостоятель ной работе по полученной профессии допускаются после окончания учебы и сдачи экзаменов.
К управлению машинами и механизмами, к работам по ремон ту, монтажу и обслуживанию электрооборудования, а также к ра боте в качестве стволовых и рукоятчиков допускаются только ли ца, прошедшие специальное обучение и получившие соответствую щее удостоверение.
Работа в механизированных забоях без соблюдения необходи мых мер предосторожности нередко приводит к несчастным случа ям с тяжелыми последствиями. Анализ случаев травматизма в ком байновых лавах дает возможность установить перечень наиболее опасных операций при обслуживании комбайнов:
ремонт режущей части, смена зубков; ремонт или очистка погрузчиков широкозахватных комбайнов;
крепление выработанного пространства за комбайном; транспортирование крепежных материалов конвейером; перемещение людей по конвейерной линии и переход через кон вейер во время его работы.
Наиболее частыми причинами травмирования являются: вклю чение режущей части комбайна без предупреждения, обрыв тяго вых цепей или рабочих канатов, срыв натяжных и приводных голо вок забойных конвейеров из-за их плохого крепления.
6
Техника безопасности при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте механизированных комплексов
При эксплуатации и ремонте механизированной крепи необхо димо создать следующие условия:
передвигать секции крепи на забой сразу после прохода испол нительного органа комбайна;
не допускать одновременную разгрузку, передвигание и распор двух соседних секций крепи;
во время передвигания секций крепи и конвейера к забою обслуживающий персонал должен занимать место в лаве под защи той распертой секции крепи;
при снятии распора с секции находиться под ней запрещено; перед снятием распора горнорабочий очистного забоя обязан осмот реть кровлю и принять меры предосторожности, а в случае необхо димости — установить контрольные стойки; кроме рабочих, занятых передвижением крепи, в зоне разгруженной секции у забоя, присутст вие других лиц категорически запрещается;
при передвижении секции крепи находиться впереди движу щейся и рядом стоящей секции категорически запрещается;
во время , движения секции следует избегать значительных (бо лее 100 мм) отрывов перекрытия от плоскости кровли во избежание большого отслоения пород, а также возможности попадания пере двигаемой секции под перекрытие соседней;
в |
условиях |
слабой кровли секцию следует передвигать с нак |
лоном |
перекрытия в сторону выработанного пространства (завала); |
|
в этом случае |
необходимо пользоваться раздельным управлением |
|
стоек; |
: |
|
перед передвижением к забою конвейера необходимо убедить ся, что секции надежно расперты между почвой и кровлей и крепь не сдвинется в сторону выработанного пространства (завала) ; люди у забоя находиться не должны;
подтягивать секции крепи следует только на полный ход дом крата с последующим распором;
секции после передвигания на новую дорогу перед распором должны быть установлены перпендикулярно к плоскости пласта; перенос перекрытий и наклон стоек до упора в стакан не допуска ются;
устанавливать секции необходимо с достаточным ходом плун жера, пользоваться настроечной гайкой только в случае полного выбора гидравлического хода плунжера;
наклонные секции категорически запрещается выравнивать цепью конвейера или комбайна;
7
во время работы все гидромагистрали крепи и комплекса пре
дохранять |
от |
повреждения, неисправные — заменять новыми; |
течь |
эмульсии |
в |
гидрооборудовании крепи устранять немедленно, |
так |
как при высоком давлении это представляет опасность для обслу живающего персонала;
работа крепи |
при |
повышенном |
давлении (выше |
указанного |
|||
в паспорте насосной станции) не допускается; |
доставляться |
||||||
эмульсия для |
гидростоек |
должна |
храниться и |
||||
в таре, исключающей возможность |
прямого контакта |
с |
рудничной |
||||
атмосферой; |
|
крепи |
(стойки, |
гидродомкраты, |
|
клапанные |
|
узлы гидросистем |
|
блоки, напорные рукава) в подземных условиях заменять с полной защитой от попадания в гидросистему угольной и породной пыли; все выдвинутые части секций крепи (плунжер, гайка, гидродом крат) для предохранения от коррозии должны быть смазаны кон-
сервационной смазкой.
Безопасные приемы при обслуживании
иремонте узкозахватных комбайнов
Кработе на комбайне допускаются лица, имеющие право уп равлять им.
Придя в лаву, машинист комбайна должен убедиться; хорошо
ли проветривается забой, нет ли опасных |
скоплений вредных га |
зов (при содержании метана в воздухе 2% |
запрещается присту |
пать к работе и нужно немедленно собщить об этом лицу техниче ского надзора), закреплена ли лава по паспорту, хорошо ли обоб ран забой от навесов угля и породы, безопасно ли состояние кровли и крепи (тщательно осмотреть заколы в кровле и при необходимо сти усилить крепь), хорошо ли очищена и закреплена дорога ком байна.
Перед началом работы машинист обязан проверить:
состояние комбайна, наличие смазки. Заливать масло в масля ную ванну гидросистемы комбайна необходимо только через зали вочный фильтр, минимальный уровень масла — не ниже донышка заливочного фильтра (следует помнить, что отсутствие масла при водит к выходу из строя гидросистемы комбайна) ;
наличие и состояние резцов и стопоров, надежность крепления крышек на верхнем и нижнем шнеках. Заменять зубки На шнеках или в режущей цепи, клеваки и скребки на погрузчиках широко захватных комбайнов следует только после того, как будут опу щены навесы угля, а режущая часть комбайна выключена и на дежно заблокирована;
работоспособность гидравлической системы комбайна;
8
надежность закрепления силового кабеля на механизме подачи и отсутствие повреждения его изоляции;
исправность пульта управления; исправность защитного заземления, надежность соединения
заземляющего провода с корпусом |
пускателя и |
местным |
зазем |
||
лением; |
|
|
|
|
|
подачу воды в оросительное устройство и исправность системы |
|||||
орошения, герметичность соединения |
водопровода |
(работа комбай |
|||
на без орошения запрещается); |
комбайном |
(работу кнопок |
«Ход» |
||
дистанционное управление |
|||||
h «Стоп», а также кнопки аварийного отключения); |
|
|
|||
состояние тяговой цепи, надежность ее закрепления на конвей |
|||||
ере. Деформированные звенья |
цепи |
должны |
быть заменены (экс |
плуатация тяговой цепи с деформированными звеньями категориче ски запрещается);
натяжение режущей и скребковой цепей (при эксплуатации ши рокозахватных комбайнов). При правильном натяжении отклонение
звеньев |
цепи на |
сбегающей ветви |
у звездочки доходит до 20 мм, |
|
что очень важно для нормальной |
работы комбайнов, так |
как при |
||
слабо |
натянутой |
цепи возможны случаи ее заклинивания |
и поры |
вов, а при сильно натянутой цепи расходуется излишняя мощность на трение и, кроме того, она быстро изнашивается. Ведущий канат должен быть растянут и надежно укреплен на упорной стойке, ко торую нужно устанавливать так, чтобы исключить возможность ее выравнивания;
исправность предохранительной лебедки, наличие отводных бло ков, цельность и надежность закрепления каната на комбайне. Экс плуатация узкозахватных комбайнов, работающих с рамы конвейе ра, на пластах с углом падения 9° и больше без предохранительной лебедки запрещается;
состояние скребкового конвейера. Работа комбайна с рамы кон вейера не допускается при наличии деформированных и вышедших из направляющих конвейера скребков, которые могут зацепиться за комбайн, а также при сдвиге опорных поверхностей рештаков кон вейера относительно друг друга свыше 10 мм. Натяжение скребко вой цепи конвейера контролируется по ее провисанию на сбегающей ветви. В передвижных конвейерах слабина цепи на сбегающей ветви должна составлять два-три звена, в непередвижных она может быть меньше. Большая слабина цепи на сбегающей ветви нарушает ее нор мальный выход из зацепления со звездочкой и способствует попа данию на холостую ветвь угольной мелочи и штыба. Приводная и на тяжная головки конвейера должны быть надежно закреплены соглас но паспорту;
исправность предупредительной сигнализации комбайна и кон вейера;
9