Файл: Симонов, В. В. Шахтеру о безопасности труда справочное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
исправность пальцев и гильз штепсельной муфты, не загрязнены -ли штепсельное гнездо и гильзы. В процессе работы нельзя допус кать загрязнения штепсельной муфты; болты на крышках аппаратов и контроллера двигателя должны быть завернуты до отказа. Запре щается машинисту комбайна открывать для осмотра штепсельную муфту, контроллер и пускатель комбайна. Вставлять штепсельную муфту в гнездо розетки следует при выключенном положении руко яток контроллера главного двигателя и двигателя грузчика.
Осматривать комбайн нужно только, после его отключения от электрической сети (при разомкнутой штепсельной муфте и нерабо тающем конвейере). При атом муфта включения режущей части должна быть выведена из зацепления с полумуфтой электродвигате ля, кнопка «Стоп» конвейера зафиксирована в разомкнутом положе нии, рукоятка включения реверсивного выключателя установлена в нейтральное положение.
Если в результате осмотра пускателя и комбайна будут обна ружены какие-либо неисправности, машинист не имеет права вклю чать комбайн до тех пор, пока эти неисправности и нарушения не будут устранены электрослесарем или механиком участка совместно с машинистом комбайна.
При обслуживании и ремонте узкозахватных комбайнов необ ходимо:
не допускать выполнения работ и нахождения посторонних лю дей вблизи комбайна и на участках наиболее интенсивного раскачи вания тяговой цепи во время работы комбайна;
не допускать работы узкозахватных комбайнов без применения предохранительных лебедок на пластах с углом падения 9° и боль ше. Недопустим чрезмерный (более 0,5 м) напуск предохранительно го каната;
на пластах с углом падения более 20° учитывать требования «Ру ководства по применению комбайнов в очистных забоях наклонных пластов», разработанных ДонУГИ совместно с МакНИИ;
для крепления обводных роликов каната предохранительной ле бедки использовать устройства и приспособления, изготовленные по эскизам, приведенным в «Руководстве по применению комбайнов в очистных забоях наклонных пластов»;
рабочие органы комбайна включать только после подачи преду предительного сигнала и после того, как машинист комбайна убедит ся в отсутствии людей в опасной зоне;
не допускать совмещения работ по перемонтажу комбайна в ни ше с другими работами, связанными с включением конвейера;
при выполнении вспомогательных и ремонтных работ исполь зовать имеющиеся на комбайне блокировочные органы (кнопка «Стоп», ручные и дистанционные аварийные выключатели, штепсель ные разъемы, включающие устройства режущих органов), исклю
10
чающие возможность внезапного или случайного пуска комбайна с пульта управления;
для устойчивой работы комбайна на раме забойного конвейера применять направляющие круглого сечения;
для защиты кистей рук машиниста комбайна от травмирования кусками породы и угля предусмотреть предохранительные щитки над пультом и гидроблоками управления комбайном;
работа на комбайне разрешается только при включенной систе ме орошения;
осмотр и ремонт комбайна разрешается только в отключенном состоянии, при выключенном редукторе режущей части, а также при не работающем лавном конвейере;
при порыве и соединении тяговой цепи запрещается включать рабочий орган во избежание перемещения комбайна за счет откаты вания исполнительного органа по почве или кровле;
при наличии деформированных и вышедших из направляющих конвейера скребков работа комбайна запрещается;
шток компенсатора тяговой цепи, к которому перемещается ком байн, должен быть застопорен на случай порыва тяговой цепи;
при работающем комбайне категорически запрещается достав лять крепи и оборудование по забойному конвейеру;
натяжение приводной цепи исполнительного органа комбайна МК-67 считается правильным, если звенья цепи на сбегающей ветви отклоняются в плоскости бара на 20 мм;
зубки на рабочих органах комбайна ІК-Ю1 разрешается ставить только по шаблону;
пополнять смазку в комбайне в установленные сроки и в соответ ствии с картой смазки комбайна;
перед включением режущего органа необходимо убедиться в том, что вблизи его нет людей, а на корпусе машины нет никаких пред метов. Перед включением комбайна должен быть подан предупре дительный сигнал.
При работе комбайна нужно следить, чтобы не было перегрузки машины, так как это может привести к опасному перегреву двига теля и кабеля, обрыву тяговой цепи или ведущего каната и полом ке машины. После остановки комбайна не следует допускать вклю чение двигателя под нагрузкой. Чаще всего перегрузка может про изойти при работе с тупыми зубками.
Во время работы комбайна необходимо своевременно подтяги вать силовой кабель и шланг орошения. Включение главного двигате ля кнопкой «Ход» возможно при включенном контроллере двигателя грузчика или при включенной режущей части комбайна.
Категорически запрещается:
передвижение механизированной крепи против корпуса работа ющего комбайна;
11
проход людей между работающим комбайном и первым рядом стоек крепи;
вынимать штепсельную муфту, если кабель находится под на пряжением;
работать на комбайне без резиновых перчаток; нахождение людей ближе 5 м от режущего органа комбайна при
его зарубке или передвижении на новую дорогу.
В случае пожара в лаве машинист и его помощник обязаны не медленно отключить машину, сообщить об этом дежурному по шах те или диспетчеру, удалить людей и принять срочные меры по туше нию пожара всеми доступными средствами: огнетушителем, песком, породной мелочью или инертной пылью. Категорически запрещается тушить водой загоревшееся электрооборудование или кабели, на ходящиеся под напряжением, так как это опасно для жизни.
Меры безопасности при спуске широкозахватного комбайна
Подготовка к работе широкозахватных комбайнов связана с их спуском вниз по лаве и зарубкой. Так как эти операции особенно опасны, их выполнение следует поручать рабочим соответствующей квалификации. При этом необходимо соблюдать осторожность и при менять отработанные, безопасные приемы.
Перед спуском комбайна необходимо отделить от погрузчика режущую часть и поставить ее в транспортное положение согласно инструкции по эксплуатации комбайна; дорога для комбайна долж на быть свободна и надежно закреплена.
При спуске комбайна необходимо:
внимательно следить за его ходом, не допускать зажима гибкого кабеля, выдавливания стоек, повреждения труб, шлангов и т. д.;
соблюдать осторожность при выбивке и перестановке стоек, ме шающих спуску комбайна. Прежде чем выбить стойку, следует убе диться в том, что это не вызовет обрушения кровли. Если же такая опасность существует, то нужно заранее закрепить опасное место так, чтобы вновь поставленные стойки не мешали спуску комбайна,
итолько после этого выбивать мешающую спуску стойку;
вусловиях пласта наклонного или крутого падения следить за
тем, чтобы ниже комбайна не было людей. Спускать комбайн сле дует на предохранительном канате за счет его собственной массы.
12
Техника безопасности при осмотре и замене зубков на исполнительных органах (шнеках) комбайнов
При осмотре и замене зубков машинисту комбайна категориче ски запрещается передавать управление комбайном другому лицу. Осматривать и заменять зубки на шнеках комбайна следует только при отключенном от электрической сети комбайне и неработающем конвейере лавы. При этом муфта включения режущей части должна быть выведена из зацепления с полумуфтой электродвигателя, кноп ка «Стоп» конвейера — зафиксирована в положении «Стоп», руко ятка включения реверсивного выключателя установлена в нейтраль ном положении, пускатели комбайна и конвейера заблокированы,
Нахождение посторонних лиц у комбайна во время осмотра и за мены зубков категорически запрещается; поворачивать испольнительные органы (шнеки) нужно только вручную.
Во время вышеназванных работ необходимо постоянно осмат ривать состояние пород кровли и угольный забой, нависшие куски породы и угля оббирать пикой.
Техника безопасности при работе двух комбайнов в лаве
В настоящее время на ряде шахт Донецкого бассейна для устой чивой работы выемочного оборудования и достижения высоких на грузок на очистной забой применяют два комбайна в одной лаве.
В этих случаях необходимо соблюдать следующие требова ния:
при работе двух комбайнов в лаве тяговая цепь своими конца ми крепится к концевым головкам лавного конвейера при помощи прицепных устройств. Цепь по всей длине лавы не рассоединяется. Комбайны работают на одной тяговой цепи. При работе комбайнов в направлении к середине лавы тяговая цепь закрепляется к решта кам при помощи специального фиксирующего устройства;
устанавливать фиксирующее устройство тяговой цепи в лаве необходимо в средней части на расстоянии 80—90 м от верхней го ловки конвейера лавы;
тяговая цепь комбайнов должна удерживаться от выхода из захватов устройства двумя болтами М-20;
запрещается подход комбайна к фиксирующему устройству на расстояние ближе 5 м в тот .момент, когда цепь закреплена в его за хватах;
при подходе комбайна к месту установки устройства цепь выво-
13
дится из его захватов при остановленных комбайнах и конвейере лавы.
Необходимо ежесменно осматривать:
фиксирующее устройство и его крепление к рештаку; крепление рештака с фиксирующим устройством к соседним:
рештакам; крепление домкрата секций М-87 к рештаку с фиксирующим
устройством; Рештак с фиксирующим устройством должен быть скреплен с
соседними рештаками при помощи четырех болтов М-30. Крепление домкратов секций крепи к рештаку с фиксирующим устройством должно соответствовать техническим условиям монтажа комплекса..
Осматривать фиксирующее устройство должны ежесменно лицо сменного технического, надзора участка и машинист комбайна. При обнаружении отступлений от вышеуказанных требований его эксплу атация запрещается.
Осмотр и ремонт устройства разрешаются при неработающих, комбайнах и остановленном конвейере лавы.
При одновременной работе в лаве двух комбайнов кнопки управ ления конвейером лавы находятся на комбайне № 2 (нижнем). На комбайне № 1 (верхнем) имеется только кнопка «Стоп» в цепи управ ления конвейером лавы. При помощи этих кнопок в любой момент с комбайна № 2 можно остановить работу конвейера, Разблокируют кнопки «Стоп» на комбайне № 2 только по разрешению машиниста комбайна № 1, полученному от него по переговорному устройству.
Работа комбайна запрещается:
при неисправной тяговой цепи (верхнего или нижнего прицеп ных устройств; деформированных и изношенных соединительных и основных звеньях цепи) ;
при неисправных органах управления, отсутствии блокировочных кнопок с фиксацией у режущего органа комбайна, а также при от сутствии аварийного отключения комбайна и конвейера;
без наличия пломбы завода-изготовителя на предохранительном клапане подающей части.
Недопустимы одновременная выемка угля комбайном, его вы грузка из верхней ниши и доставка крепежных и других материалов конвейером.
Участок тяговой цепи комбайна должен быть заменен, если на его отрезке длиной 25 м более пяти соединительных звеньев.
Ежемесячно в специально установленное начальником участка время машинист комбайна и горный мастер должны осматривать тяговую цепь и ее крепление. При этом особое внимание обращается на состояние верхнего и нижнего прицепных устройств цепи, количе ство и состояние соединительных звеньев, наличие на звеньях цепи, видимых трещин и деформаций, чрезмерное провисание цепи.
14