Файл: Симонов, В. В. Шахтеру о безопасности труда справочное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
Ежесменно машинист комбайна и его помощник должны прове рять состояние стыков конвейерного става.
При работе комбайна машинист должен находиться у пульта управления комбайном.
Без акта о заводских испытаниях тяговой цепи эксплуатация: ее запрещается.
Техника безопасности при эксплуатации и ремонте скребковых конвейеров
При эксплуатации и ремонте скребковых конвейеров необходимо: не допускать эксплуатацию конвейеров без надежной работы
предупредительной сигнализации; включать конвейер только после оповещательного сигнала;
перед включением конвейера в работу следует убедиться в пол ной исправности его защитных кожухов и ограждений.
электродвигатели конвейера следует включать с выдержкой вре мени после подачи предупредительного сигнала, слышимого по всей длине лавы;
запрещать работу конвейера с неправильно собранной и не исправной цепью, неисправными кронштейнами, изношенными реш таками, недостаточным натяжением цепи;
при натяжении скребковой цепи использовать средства и спосо бы натяжения, указанные в «Инструкции по эксплуатации кон вейера»;
во избежание перегрева масла в турбомуфтах не допускать при менения предохранительных пробок с температурой плавления выше
125°С.
не допускать применения в турбомуфтах глухих и самодельных плавких пробок;
перед подвиганием конвейера к забою необходимо зачистить поч ву пласта от угля и кусков породы.
Подвигать конвейер по фронту следует при работающей цепи
во избежание его заштыбовки.
При работающем конвейере запрещается: передвижение людей по рештачному ставу;
вести ремонтные и вспомогательные работы на конвейере; находиться против приводных звездочек привода; наклоняться за борт конвейера; чистить конвейер;
переходить через работающий конвейер; включать храповой механизм.
Все ремонтные работы на конвейерах выполнять только при вы ключенной и заблокированной пусковой аппаратуре.
15
Ежесменно вести ремонтно-профилактические работы по расштыбовке составных частей конвейера, заменять деформированные скребки исправными, а изношенные рештаки и соединительные звенья — козыми.
Техника безопасности при передвижке головок конвейера
Передвигать приводные головки следует только при остановлен ных конвейерах;
пускатели конвейеров лавы должны быть заблокированы; во время передвижки концевых головок пребывание лиц, не свя
занных с этой работой, запрещается; после передвижки головок между приводом и забоем ниши для
людей должен быть проход шириной не менее 0,7 м; после передвижки головок их необходимо надежно закрепить;
натяжение скребковой цепи при нагрузке должно быть таким, чтобы при сбегании с приводных звездочек провес ветви был не бо лее 150 мм.
Техника безопасности при сокращении и наращивании конвейера
При сокращении и наращивании конвейеров запрещаются всякие другие работы по их ремонту;
рабочие обязаны быть в исправной спецодежде; приводные головки конвейера лавы должны надежно соединять
ся с рештачным ставом и устанавливаться на прочном искусствен ном или естественном основании;
приводная и натяжная головки конвейера надежно закрепляют ся упорными стойками; в случае применения гидравлической стойки в качестве упорной, она должна иметь шипы на верхней опоре;
при закреплении или порыве нижней ветви конвейерной цепи став следует поднимать специальными домкратами;
после окончания ремонта работу конвейера проверяют при за крепленных головках.
Техника безопасности при замене рештаков конвейера
Заменять рештаки следует в строгой последовательности; прицепляют рештаки к верхняку только круглозвенной калибро
ванной цепью со специальным переходом под болт для крепления ба лок;
16
поднимая раму рештачной линии, рабочий должен находиться под защитой перекрытия рядом стоящей распертой рамы;
в момент поднятия рештачной линии все рабочие уходят в без опасное место на расстояние не менее 3 м;
подвигать подставки под рештачную линию следует только при нейтральном положении рукоятки блока управления секцией;
рассоединение и соединение нижней ветви скребковой цепи раз решается только при наличии подставок под рештачной линией;
заменяют рештаки только при выключенных, заблокированных пускателях верхней и нижней головок конвейера лавы и конвейера штрека;
перед началом работ у места замены рештака необходимо обоб рать нависшие куски породы и угля;
в случае невозможности использования рамы для поднятия реш тачной линии (сильно нарушена кровля, неисправна рама и т. д.) ее поднимают при помощи других приспособлений (ручная таль, дом крат) ;
заменять рештаки необходимо в присутствии лица технического надзора.
Техника безопасности при укладке скребковой цепи
При укладке скребковой цепи выключенный пускатель (магнит ная станция) должен быть заблокирован;
приспособления для подъема рештачного става проверяются ли цом технического надзора участка;
укладывают нижнюю цепь только при исправной громкоговоря щей связи по лаве;
в процессе работы следует постоянно контролировать состояние боковых пород, нависшие куски породы и отжимы угля оббирать пикой или обушком с длинной ручкой.
Техника безопасности при эксплуатации и ремонте турбомуфт конвейеров
Применяемые на скребковых конвейерах турбомуфты должны иметь исправные защитные кожухи, плавкие вставки заводского из готовления и не допускать течи масла.
При ремонте турбомуфт соединительные болты закручивают и откручивают специальным ключом длиной не менее 250 мм.
После заливки масла в турбомуфту окна проставки должны быть закрыты, эксплуатация турбомуфт с открытыми окнами кате
горически запрещается. |
і ос.публичная |
|
2. 165 |
библяютэча УССР |
17 |
экземпляр
ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА
Техника безопасности при обслуживании
иремонте стругового комплекса
Кобслуживанию и ремонту стругового комплекса КМС-97 до пускаются рабочие, прошедшие обучение по технике безопасности и специальную подготовку.
Вынимать уголь стругом можно только при работающей системе орошения.
При ремонте струговой установки, замене режущего инструмен та и выполнении концевых операций аварийные разъединители стру га и конвейера должны быть выключены, а аварийная кнопка «Стоп» заблокирована. Запрещается работать при нарушении взрывобезопас ности электрооборудования.
Выемка угля стругом при передвижке приводных станций, эксплуатация комплекса при неисправной сигнализации и освеще нии, а также при искривленном очистном забое запрещаются, кро ме работ, связанных с ликвидацией искривления.
Цепи струга и конвейера натягивают только с помощью специ альных приспособлений для стопорения. Снимать приспособления следует только обратным включением привода. Запрещается нахо диться вблизи цепи ливдм, не связанным с этой работой. При по даче из лавы сигнала «Стоп» машинист обязан немедленно остано вить струговую установку.
Работа струговой установки может быть возобновлена только по команде лица, давшего сигнал остановки, или после выяснения причин, вызвавших остановку.
При установке домкрата передвижки конвейера необходимо убедиться в том, что комплект крепи, в который будет упираться дом крат, надежно закреплен между почвой и кровлей.
Все гидрокоммуникации комплекса должны предохраняться от возможного повреждения, неисправные элементы гидрокоммуника ций немедленно заменяются исправными. Течь эмульсии из гидро оборудования комплекса представляет опасность и может травмиро
вать обслуживающий персонал.
При обслуживании механизированной крепи МК-97 запре
щается:
приступать к работе без удаления воздуха из напорной магист
рали; снимать распор одновременно с двух стоящих рядом комплектов
секций; неоднократно разгружать и распирать секции на одном месте;
находиться впереди передвигаемой секции или под секцией, с которой снят распор;
18
передвигать секции с распертыми стойками; оставлять нераспертыми секции на длительное время;
распирать секции, отклонившиеся по падению или восстанию; эксплуатировать отдельные комплекты, секции и стойки, поте
рявшие необходимую сопротивляемость горному давлению; допускать расхождение комплектов крепи более чем на 500 мм
и сближение комплектов на расстояние менее 150 мм между пере крытиями соседних секций.
При обслуживании струговой установки запрещается:
выемка угля при незакрепленном верхнем подвесном устройстве; передвижка балки верхнего подвесного устройства при незакреп
ленных приводах струговой установки; работа струговой установки при снятых защитных кожухах или
снятых, а также деформированных бортах; устанавливать на турбомуфтах привода струга и конвейера вме
сто плавких защитных пробок заглушки; находиться между конвейером и передними стойками крепи
в момент прохождения струга; наклоняться за борт конвейера при работающей струговой уста
новке; находиться на расстоянии менее 1 м у стоек крепления балок
подвесного устройства; работа струга при незакрепленных приводных станциях;
находиться за гидродомкратом (со стороны выработанного про странства);
перестанавливать гидродомкрат ранее, чем струг отойдет от него на 6 м.
Перед спуском струга необходимо убедиться в отсутствии лю дей в зоне струга (допустимое расстояние 2 м).
Пуск струга и конвейера должен производиться только после подачи предварительного звукового сигнала.
Перемещение людей по рештачному ставу и очистка забойного конвейера во время его работы запрещаются.
При передвижке секций комплекта машинист крепи должен на ходиться под защитой распертой секции.
Перед снятием распора осматривается кровля, и, при необходи мости, принимаются меры предосторожности. Кроме машиниста крепи, присутствие других лиц в зоне разгружаемой секции запре
щается. |
работающей насосной |
станции |
Ремонт гидрооборудования при |
||
и регулировка предохранительного |
клапана стойки на |
давление |
свыше 260±Ю кг/см2 также запрещаются.
Вслучае аварии на гидропроводе насосную станцию отключают
спомощью реле давления и по сигналу, поданному из лавы маши-
2* |
19 |
нисту струга; напряжение комплекса отключает машинист струга на БУС-3 кнопкой «Общий стоп».
При работе и обслуживании конвейеров УСТК-2 и СП-63 запре щается:
работа конвейера без защитных кожухов и ограждений; применение в турбомуфтах плавких пробок, изготовленных с от
ступлениями от технических условий; работа конвейера при открытом окне проставки турбомуфты;
натяжение тяговой цепи конвейера при неисправном храповом механизме;
натяжение скребковой цепи при помощи электропривода (разре шается только с применением специального приспособления) ;
работа конвейера с незатянутыми болтами рештаков и тяговых цепей;
пуск конвейера без предварительного оповещающего сигнала, лава оборудуется звуковой сигнализацией по всей длине;
очистка конвейера от штыба во время работы конвейера; переход людей через конвейер и перемещение по конвейеру во
время его работы; оставлять незакрепленными приводы и концевые головки;
провисание цепи при сбеге со звездочки более 150 мм.
При удлинении и укорачивании конвейера УСТК-2 запрещается: совмещение работ по ремонту конвейера с его удлинением или
укорачиванием; нахождение людей выше или ниже приводной станции во время
ее подтягивания; рассоединение и соединение тяговой и скребковой цепей без спе
циального тягового устройства.
Работы по удлинению и укорачиванию конвейера ведутся под непосредственным руководством лица технического надзора, при этом люди находятся только в закрепленном 1 месте, выбитая крепь должна немедленно восстанавливаться.
Ремонтно-профилактические мероприятия по обеспечению устойчивой и безопасной работы забойного оборудования
Долговечность и надежность работы забойного оборудования зависят от своевременных и качественных профилактических осмот ров и ремонтов, смазки и постоянного контроля за состоянием обо рудования. С этой целью организация работ на механизированном участке должна быть построена таким образом, чтобы в течение су ток одна смена выделялась для ремонта.
20
Обслуживание комбайна включает профилактические 'осмотры, ремонты, проводимые после каждого цикла работы ежесменно, еже суточно, еженедельно и ежемесячно, а также текущие и средние ре монты, проводимые через три и шесть месяцев работы комбайна.
Перечень |
работ, |
выполняемых при профилактических |
ремонтах |
и осмотрах, |
должен |
быть составлен механиком участка |
с учетом |
требований заводской инструкции по эксплуатации и опыта обслу живания оборудования и утвержден главным механиком шахты. Ежесменное обслуживание и осмотр забойного оборудования обес печивают постоянное поддержание его в исправном состоянии. Эти работы выполняют машинист комбайна и дежурный электрослесарь. Они же сообщают принимающим смену о выявленных в течение сме ны неисправностях. Принимающий смену машинист и электросле сарь должны осмотреть оборудование и принять меры к устранению неисправностей. Правильное обслуживание забойного оборудования позволяет обеспечить надежную и бесперебойную его работу. По этому ежесменный осмотр и мелкий ремонт являются важнейшим мероприятием.
Ежесуточный ремонтный осмотр оборудования производится в ремонтную смену. Его цель — устранить мелкие дефекты, замечен ные во время ежесменных осмотров, проверить состояние наиболее ответственных частей оборудования для выяснения возможностей бесперебойной его работы до предстоящего ремонта и определить объем ремонтных работ.
Времонтный осмотр входит полный объем ежесменного осмотра
идополнительно проверяется состояние и надежность крепления ре жущего органа комбайна и его привода, крышек взрывобезопасных
камер, крышек масляных ванн, опор лыж к корпусу подаю щей части.
Нарушение заводской регулировки предохранительного клапана и срыв пломбы на гидроблоке комбайна не допускаются.
При суточном ремонтном осмотре забойного конвейера прове ряется состояние приводной и концевой головок (электродвигателя, турбомуфты, редуктора, приводного вала), линейных рештаков, скребковой цепи, электрооборудования.
Графики проведения профилактических ремонтных осмотров, а также текущих и средних ремонтов забойного оборудования состав ляются с учетом требований заводских инструкций по эксплуа тации.
Механик участка является ответственным за организацию и про ведение планово-предупредительных осмотров и ремонтов забойного оборудования, составляет графики ремонта и организует их выпол нение, руководит ремонтными работами и отвечает за качество вы полненных работ. Ремонт забойного оборудования должрн находить ся под контролем главного механика шахты.
21