Файл: Прохоров, Е. С. Звуковая сигнализация судов на реках и водохранилищах учеб. пособие для студентов-судоводителей и плавсостава.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
Рис: 2. Электротифон МН-220
Э л е к т р и ч е с к и е с и р е н ы
На речном флоте большое распространение получили сирены типа Э С С -І. Они используются на малых судах как основное зву косигнальное средство, а на более крупных—как дополнительное. Столь широкое распространение сирен обусловлено тем, что они питаются от аккумуляторов напряжением 24 В -при небольшой по требляемой мощности, просты и надежны в эксплуатации, имеют малые габариты и вес. Сирены имеют общий уровень силы звука от 88 до 100 дб (наиболее часто 93—95 дб). Максимум энергии в спектре принадлежит октавам 1—2 кГц, в то время как основной тон (октава 500 Гц) слаб. Следствием этого и является неприят ный тембр сирены и малая дальность слышимости. Особенно рез кий тембр наблюдается при завышенном напряжении питания си рен (больше 27 В), так как при этом увеличивается скорость вра щения ротора и частота излучаемого звука.
ВОСПРИЯТИЕ ЗВ УК О В Ы Х СИ ГН АЛ О В НА ФОНЕ ШУМА Шум в рубках и на мостиках судов
Восприятие звуковых сигналов существенным образом зависит от интенсивности и спектрального состава шума в месте приема. Обычно звуковые сигналы воспринимаются в рубке или на ходо вом мостике судна. Шум в этих местах создается главными и вспомогательными двигателями и вентиляционными устройства ми. Кроме того, шум в рубке создают также вспомогательные ме ханизмы, находящиеся не только в рубке, но и в смежных поме щениях.
Шум, создаваемый судовыми двигателями, имеет максимум энергии в области низких частот и обычно уменьшается с возра станием частоты. С увеличением числа оборотов двигателя уро вень шума в рубках и на мостиках судов, как правило, увеличи вается. В рубку шум двигателя проникает через конструкции судна и за счет шума выхлопа дизелей, если выхлопные тракты расположены вблизи рубки.
Особенно велико влияние выхлопа дизелей на судах типа «Волго-Дон», «Дунайский», «ОТ» и «СТ». Так, на теплоходах ти
па «СТ» дымовая труба расположена |
в 4 метрах от задней стен |
|||||||
ки рубки. В спектре выхлопа бктава 125 |
Гц |
в режиме полного хо |
||||||
да на |
расстоянии один метр от среза |
трубы имеет уровень силы |
||||||
звука |
85 |
дб. |
Это дает на мостике уровень |
силы звука 82 |
дб |
и в |
||
рубке |
11 |
дб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Спектральные уровни шума существенным образом зависят от типа судна. Шум имеет высокие уровни на судах, имеющих вы
сокооборотные дизели, особенно |
если рубка находится |
недалеко |
от машинного отделения. К таким |
судам можно отнести |
служеб- |
14
но-разъездные суда типа «Ярославец»,-«Костромич», суда вспомо гательного флота типа «РБТ» и «БТ», а также суда типа «Раке та», «Метеор» и «Заря». Например, в октавах от 125 до 1000 Гц в режиме полного хода шум на теплоходе «Ярославец» изменяет ся от 80 до 65 дб, на «Ракете»—от.85 до 75 дб и иа «Метеоре»— от 80 до 60 дб.
Существенно возрастает шум при прохождении судном мелко водных участков, на некоторых режимах маневрирования и в тех случаях, когда повреждены впиты или рулевые насадки или на рушена центровка валов.
На паровых судах шум, как правило, ниже чем на дизельных. Однако на трехдечных пассажирских судах-типа «Родина» и «Ок тябрьская революция» из-за большой удаленности рубки от ма шинного отделения уровень шума ниже, чем па целом ряде паро вых судов.
Усредненные уровни спектрального шума в рубках судов ос новных проектов в режиме малого и полного ходов приведены в приложении IV; Для отдельных судов уровни шума могут отли чаться от приведенных значений на ± 5 дб.
Значительный шум в рубках судов типа «Большая Волга» н «Шестая пятилетка» создают установленные на этих судах элек трические рулевые машины. При работе рулевых машин уровень помех па частотах, используемых •для звуковой сигнализации (125— 1000 Гц), возрастает на 10—20 дб по сравнению со спек тральным шумом в режиме полного хода и на 15—25 дб по срав нению с шумом в режиме малого хода. На рис. 3 приведены усредненные уровни шума для судов указанного типа.в режимах малого и полного хода,' а также при ' работе рулевых машин. Эксплуатация рулевых машин при наличии износившихся под-
Рнс. 3. |
Усредненные уровни2 |
шума в рубках су |
|||||
дов типа „Большая |
Волга и „Шестая |
пятилетка“ : |
|||||
/ — шум рулевой |
машины, |
— шум |
радиолока |
||||
тора, |
3 |
— шум в режиме полного хода, |
4 |
— шум |
|||
|
|
в режиме малого хода. На оси абсцисс — частота
/ , Г |
ц. |
На оси ординат — уровень шума |
L } д б |
|
|
15
шипников дает значительное повышение уровней шума. В этих случаях в указанном диапазоне частот шум превышает усред ненные уровни примерно па 5— 10 дб.
В условиях ограниченной видимости многие суда продолжают движение с. использованием радиолокатора. Однако при его ра боте шум в рубке увеличивается. Источником шума является вен тилятор, находящийся в блоке «П» радиолокатора.' Звуковые по мехи в диапазоне 'Принимаемых звуковых сигналов при работе радиолокатора возрастают на 5— 15 дб над шумом в режиме ма
|
|
|
Гц |
|
лого хода, который характерен для судов, движущихся в усло |
||||
виях плохой видимости. На судах типа |
«Родина» |
шум в рубке |
||
при работе радиолокатора в октавах 125 и 250 |
|
увеличивается |
||
еще за счет работы агрегата |
питания |
радиолокатора, располо |
||
женного в фальштрубе. |
радиолокатора для судов типа «Ше |
|||
Усредненные уровни шума |
стая пятилетка» приведены на рис. 3, а для судов других проек тов—в приложении IV.
На теплоходах типа |
«Амударья» шум в рубке тз режиме |
ма |
лого хода определяется |
шумом гпдропровода дистанционного |
ав |
томатического управления |
(ДАУ ). В этом режиме шум Д А У пол |
ностью перекрывает шум, |
создаваемый радиолокатором. В режи- |
- ме полного хода шум Д А У |
заметно уменьшается, что приводит |
к уменьшению спектральных уровней шума в этом режиме по сравнению с малым ходом.
Значительные звуковые помехи создаются при работе венти ляторов. Например, в рубках трехдечных судов шум от вентиля торов, расположенных в фальштрубе, на большинстве судов пере крывает спектральные уровни шума в режиме малого и полного хода на 5— 15 дб.
Источниками дополнительного шума в рубках судов являются также вентиляционные шахты, судовые радиостанции, стеклоочи стители, преобразователи напряжения, эхолоты и другая аппара тура. Усредненные спектральные уровни шума, создаваемого различной аппаратурой на судах основных проектов, приведены в приложении IV.
При отсутствии судового шума существенные помехи создает ветер. Шум ветра, так же как и шум двигателя, имеет интенсивные низкочастотные составляющие и уменьшается с увеличением ча стоты. Так, при скорости ветра 7— 10 м/сек уровень помех в ок- т,ав&?125 Гц составляет 50—67 дб, а в октаве 1000 Гц—35—50 дб. При йальіх скоростях воздушного потока шум ветра обусловлен вихреобразованием вблизи препятствий, с увеличением скорости добавляется шум, обусловленный взаимодействием вихрей в воз-
душн-ѳмлотоке. |
. |
16
Маскировка звуковых сигналов шумом
При одновременном воздействии на ухо двух или нескольких звуковых колебаний происходит заглушение слабого звука более сильным. Это явление получило название маскировки звука. На практике приходится иметь дело ие столько с маскирующим дей ствием тонов, сколько с маскировкой тонов шумом. Именно так обстоит дело при приеме звуковых сигналов, которыми обмени ваются суда. Тон, звучащий одновременно с шумом, маскируется в основном близкими по частоте составляющими этого шума. Со вокупность частот, оказывающих маскирующее .действие на тон, образует так называемую «критическую» полосу. Спектральные составляющие шума, не входящие в критическую полосу, не ока зывают маскирующего действия на тон, находящийся в ее центре.
Установлено, что звуковой сигнал может быть услышан с ве роятностью 90%, если уровень силы звука сигнала совпадает с уровнем шуШГІГкритической полосе. При этом восприятие сигна ла »ухом оказывается возможным потому, что уровень силы звука сигнала оказывается значительно выше (приблизительно на 20 дб) уровня шума в узкой полосе частот, непосредственно примыка ющей к сигналу и обладающей наибольшим маскирующим дейст
вием. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гц, |
|
|
|
|
||
|
Ширина критической "полосы зависит от частоты маскируемо |
|||||||||||||||||||
го тона. Полоса |
частот, |
охватываемая октавой |
125 |
|
|
приблизи |
||||||||||||||
тельно совпадает с шириной критической полосы для тона 125 |
Гц. |
|||||||||||||||||||
В |
последующих |
октавах совокупность частот, образующих окта |
||||||||||||||||||
ву, |
оказывается |
значительно шире критической полосы. |
Напри |
|||||||||||||||||
мер, |
октава 1000 |
Гц |
охватывает частоты от 700 до |
1400 |
Гц |
(ши |
||||||||||||||
рина |
октавы 700 |
Гц), |
а |
критическая |
полоса |
для |
тона |
|
1000 |
Гц |
||||||||||
включает |
частоты |
приблизительно |
от 900 |
до |
1100 |
Гц |
(ширина |
|||||||||||||
критической полосы 200 |
Гц). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
Если ширина критической полосы меньше, чем ширина октавы, |
|||||||||||||||||||
то уровень шума в' |
критической полосе |
будет |
меньше, |
чем |
уро |
|||||||||||||||
вень шума |
в октаве. |
Эксперименты |
показали, |
что |
звуковой |
сиг |
||||||||||||||
нал, |
частота которого |
125 |
Гц, |
слышен с вероятностью; |
90%, |
если |
||||||||||||||
его уровень силы звука совпадает с уровнем шума'октавы 125 |
Гц, |
|||||||||||||||||||
а сигналы, частота которых 250, 500 или 1000 |
Гц, |
слышны с та |
||||||||||||||||||
кой нее вероятностью, |
если их уровень даже ниже уровня шума в |
|||||||||||||||||||
в соответствующей октавной |
полосе. |
Для |
указанных октав |
уро |
||||||||||||||||
вень силы звука сигнала может быть ниже уровня |
шума октавы |
|||||||||||||||||||
на |
5; |
8 и |
10 |
дб |
соответственно. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Так как уровень силы звука принимаемого сигнала также из меряется в октавных полосах, то заранее нельзя сказать, какой частоте, входящей в октаву (средней или крайней), соответствует сигнал. Если частота сигнала приближается к нижней границе октавы, то уровень шума в критической полосе для этого тона может быть близок к уровню шума в данной октаве. Это обуслов-
g'-1*'***8"1 |
■■ ■ |
17 |
f . |
J |
Г<го. п у б л и ч н а я |
I |
аЯуЧМО-ТЧйНИ tti |
K£i* |
леио тем, что уровень шума в октаве определяется в основном са мыми низкими частотами, так как с возрастанием частоты уро вень шума на судах обычно . снижается. Следовательно, для на дежного восприятия сигнала, необходимо учитывать, что могут быть такие неблагоприятные случаи, и считать, что сигнал хоро шо слышен, если его уровень силы звука совпадает с уровнем шума в соответствующей октавной полосе.
Спектры звуковых сигналов судов часто имеют несколько мак симумов примерно равной интенсивности. Так как вероятность восприятия группы топов больше, чем вероятность восприятия от дельного тона, то надежность восприятия сигнала в этом случае повышается.
Шум, существующий в рубке, не только мешает восприятию звуковых сигналов, но и приводит к возникновению нарушений в состоянии центральной нервной системы. Это проявляется преж де всего в повышенной утомляемости, раздражительности, за медлении быстроты реакций, снижении внимательности н остро ты зрения. Для судовых условий характерно воздействие на орга низм не только шума, но и вибраций. Совместное воздействие шу ма и вибраций вызывает значительно большее утомление орга низма, чем действие одного шума.
Так как в рубке должны восприниматься звуковые сигналы н осуществляться разборчивая речевая связь и связь по УКВ-ра- диостанции, то целесообразно нормировать уровни шума по пре дельной кривой № 55 Санитарных правил. Эта кривая предусмат ривает в октавах 125, 250, 500 и 1000 Гц допустимые уровни шу ма 70, 63, 58 и 55 дб соответственно.
Определение направления на источник звука
В условиях плохой видимости звуковые сигналы позволяют определять направление на их источник. Способность определять на слух направление па источник звука обусловлена слушанием двумя ушами (бинауральный эффект). Для звуков высокой ча стоты (более 1000 Гц) определение направления связано с раз личием интенсивности звука, поступающего в оба. уха, из-за экра нирующего действия головы. Для звуков низкой частоты разли чие в интенсивности звука практически отсутствует вследствие огибания головы звуковыми волнами. В этом случае' определение направления связано с разностью фаз звука в обоих ушах. Когда интенсивности или фазы звуковой волны в обоих ушах оказыва ются одинаковыми, источник звука кажется находящимся перед слушателем.
Если звук имеет широкий спектр, то определение направления на источник основывается на обоих способах. Экспериментально установлено, что в тишине ошибки в определении направления по звукам низкой частоты (до 500 Гц) составляют в среднем около
18