Файл: Курц, Р. Е. Алексей Викторович Щусев.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

занский прототип*, но ii нашел новое конструктивное решение башни в условиях строительства на слабом грунте.

Москва. Главная башня Казанского вокзала.

* Имеется в виду башня Сююмбеки XII века в Казанском кремле. — Р. К.

29


Для разгрузки давления на основание здесь впер­ вые в строительной практике того времени была при­ менена по проекту инженера Шалина сплошная желе­ зобетонная коробчатая плита, а большой внутренний перрон, примыкающий к башне, был перекрыт по про­ екту профессоров Лолейта и Келдыша железобетон­ ными рамами большого пролета и своеобразно оформ­ лен ступенчатыми сводами древнепсковского типа, соединяющими рамы. В том же древнерусском стиле было сделано по проекту профессора Кузнецова пере­ крытие зала ожидания в виде нервюрного железобе­ тонного свода.

После закладки строительство вокзала пошло доволь­ но быстро. Чтобы постоянно быть в курсе дел на объекте, Щусев перевел туда свою мастерскую. В ней всегда царило оживление. Кроме сотрудников, сюда приходили друзья Алексея Викторовича, среди кото­ рых были видные художники, архитекторы, артисты. Вывал здесь и Ф. И. Шаляпин, для которого Алексей Викторович проектировал тогда дачу в Крыму.

«Помню, — пишет художник Нерадовский, —■ в 1915 го­ ду на Казанском вокзале шли строительные работы. Санитарный поезд, в котором я служил во время вой­ ны, сдав раненых, до отправки вновь на фронт, стоял на Казанском вокзале. Я часто встречался здесь со Щусевым. После утреннего завтрака мы с ним шли на вокзал в чертежную мастерскую, заставленную длин­ ными столами, за которыми работали помощники ар­ хитектора. Щусев подходил к каждому, не спеша, вни­ мательно рассматривал чертежи, говорил помощнику

свои замечания, затем, продолжая обсуждать и давать объяснения, как-то незаметно брал чистую кальку, на­ кладывал ее на часть большого чертежа и уверенно наносил на ней акварелью исправление, которое пре­ ображало деталь. Нужно было видеть, как во время длительного обхода легко и изобретательно из-под

30

кисти Щусева появлялись новые элементы постройки, каждый раз в измененной расцветке. Так руководил Щусев разработкой своего проекта, не жалея сил, пе­ рерабатывал его в целом, не пропуская ни одной детали и добиваясь высокого строительного качества»17.

Для оформления интерьеров основных помещений вокзала Щусев привлек наиболее выдающихся живо­ писцев того времени: Бенуа, Лансере, Кустодиева, Ре­ риха, Билибина, не без основания полагая, что именно здесь необходимо добиться синтеза изобрази­ тельных искусств, так как внешнее оформление зда­ ния, благодаря умелому использованию красной кир­

пичной кладки и белокаменной облицовки, выглядело очень эффектно.

В 1916 году уже наметился силуэт главной баш­ ни, виднелись очертания перрона. Этот период работ Алексей Викторович запечатлел в акварелях и офор­ тах.

Долголетняя работа над Казанским вокзалом яви­ лась крупнейшим этапом на творческом пути Щусева.

Грандиозный

объект,

строительство которого началось

в одну историческую

эпоху — эпоху капитализма — а

окончилось в

другую — социалистическую, после Вели­

кой Отечественной войны, особенно был дорог и бли­ зок талантливому зодчему.

Работу Алексея Викторовича над «воротами Москвы

на

Восток» высоко

оценили

советские искусствоведы

и

художественные

критики.

«Единственным зодчим,

уже полвека назад начавшим пристально изучать ар­ хитектурное наследие древней Руси и России XVIII—

начала XIX века с целью его освоения в своем твор­ честве, был Алексей Викторович Щусев.

...Любовь Щусева к забытому великолепию архи­ тектурного прошлого Новгорода Великого, Пскова, Ярославля, Ростова, Москвы неудержимо влекла его от французского стиля его дипломной работы к новой

31


русской архитектуре й привела его к созданию ряда архитектурных шедевров.

...Среди них... прекрасный комплекс Казанского вок­ зала в Москве. Высоким художественным совершен­ ством его архитектурного образа всегда восхищался

И. А. Фомин, мало склонный в своем творчестве сле­ довать приемам древнерусского зодчества. Он часто повторял, что, приезжая из Ленинграда в Москву, каж­ дый раз прежде всего идет к Казанскому вокзалу, об­ ходит его со всех сторон и подолгу любуется его об­ щим видом и деталями. Они волновали его бесконеч­ ной изобретательностью и выдумкой, ибо Щусев не просто переносил древние формы в новую архитекту­ ру, а заново их перерабатывал, давая собственные ва­ рианты тех же мотивов»18.

Вклад А. В. Щусева в становление и разви­

тие социалистической архитектуры

Щусев горячо приветствовал Великую Октябрьскую социалистическую революцию и с первых дней Совет­ ской власти приступил к выполнению своих замыслов. Особенно его радовала возможность проектировать большие общественные сооружения, к этому времени относятся интересные щусевские начинания в области создания крупных железнодорожных ансамблей на ли­ ниях Казань—Екатеринбург (ныне Свердловск) и

Арзамас—Шихраны. Нужный архитектурный стиль для

станционных и путевых зданий Алексей Викторович нашел, опираясь на историческое прошлое тех мест, че­ рез которые проходили дороги.

Представляет интерес проект Щусева порталов тон­

32

нелей через Уральский хребет по Свердловской желез­ ной дороге. Основой . композиции тоннеля на границе Европы и Азии была огромная скульптурная голова жителя русского Востока — эмблема Сибири, глядя­ щей на Европу.

Отдавая все свои силы проектированию, Щусев мно­ го внимания уделяет и общественной деятельности.

С 1918 года Щусев начал преподавать в Высших

художественно-технических

мастерских (ВХУТЕМАС).

В 1921 году его избрали

председателем МАО (Мос­

ковского архитектурного общества).

От имени этого общества Алексей Викторович обра­ тился к архитекторам страны с призывом активно включиться в работу по созданию принципов новой советской архитектуры. Он раскрыл антинародность буржуазного искусства и ратовал за материалистичес­ кий подход к вопросам эстетики. Щусев пишет: «Вы­ нужденный иметь внешний повод к творчеству, опре­

деленный

извне, зодчий неизбежно должен отражать

в своем

искусстве всю сумму явлений, характерных

для данного исторического момента... Теперь же мы очутились лицом к лицу перед иными задачами. Новые условия жизни, новые вкусы, новые идеалы и прелом­

ление взглядов — все это должно

получить отражение

в архитектуре.

 

Архитекторы должны создать

образцовое жилище

для рабочего и крестьянина: оздоровить города и по­ селки, вдохнуть живительный дух мощи и силы в мо­ нументальном зодчестве, сделав достижения техники орудием для обновления форм зодчества»1’.

С особым вдохновением А. В. Щусев включился в работу по планировке Москвы. Первая попытка со­ ставления проектов реконструкции столицы была пред­ принята в 1918 году. Для этой цели при Моссовете создали архитектурные мастерские во главе с акаде­ миками архитектуры А. В. Щусевым и И. В. Жолтов­

3 Алексей Викторович Щусев.

33


ским, перед которыми стояли задачи как разработки плана всего города, так и детальной планировки от­ дельных районов.

В этих проектах впервые закладывались основные идеи социалистической реконструкции города. Так по­ явились предложения по зонированию городской тер­ ритории, по устройству защитно-санитарных зеленых зон, набережных; рассматривались вопросы уличного движения, устройства транспортных развязок, плани­ ровалось строительство метрополитена; намечались об­ щественные и торговые центры. Тогда же окончательно оформилось понятие генерального плана города в ус­ ловиях нового общества.

В 1922—1923 годах правительство приняло решение об организации первой Всероссийской сельскохозяй­ ственной выставки. Щусев был назначен главным ар­ хитектором строительства. В выборе территории для выставки принимали участие М. И. Калинин . и С. М. Буденный. Вместе со Щусевым они ездили в Тимирязевку и в другие районы Москвы. «Приехали

мы

на

место у

Нескучного

сада, — вспоминает

А.

В. Щусев, — там

была свалка,

стояли

два недо­

строенных дома и завод Бромлея.

Михаил

Иванович

сказал:

«Тут и стройте»20.

 

 

Начались колоссальные работы. Огромная терри­ тория выставки была очищена и застроена десятками оригинальных по архитектуре павильонов (сейчас здесь Центральный парк культуры и отдыха имени Горько­ го). Непосредственно под руководством Щусева соору­ жался большой павильон народных умельцев. В ка­ честве основного строительного материала зодчий ис­

пользовал дерево. Замечательные деревянные скульп­ туры создал для центрального павильона С. Коненков.

Выставка имела большое значение как первый со­ циалистический опыт создания обширного архитектур­ ного комплекса. Щусев и в дальнейшем с живейшим

34

участием следил за развитием этого уникального ан­ самбля. В годы Великой Отечественной войны Алек­ сей Викторович построил там павильон для демон­ страции военной техники, отнятой у фашистов наши­ ми войсками, а несколько позже совместно со своим братом Павлом Викторовичем спроектировал неболь­ шой бетонный мост через озера парка.

/21 января 1924 года скончался Владимир Ильич Ленин. В ночь с 21 на 22 января на экстренном Пле­ нуме ЦК РКП (б) и Президиума ЦИК было принято решение об увековечивании памяти вождя. Срочно создается специальная комиссия во главе с Ф. Э. Дзер­ жинским. В. Д. Бонч-Бруевич отвечал за организацию

похорон, которые должны были

состояться

27

января,

а в ночь на 23-е А. В. Щусев

был вызван

в

Кремль.

Здесь он получил задание спроектировать усыпальницу великого вождя мирового пролетариата — Мавзолей.

Кутру должны были начаться работы.

За ночь проект временного Мавзолея был готов и

одобрен. Сразу же приступили к рытью котлована. В «Воспоминаниях о Ленине» Бонч-Бруевич приводит высказывания Алексея Викторовича на заседании по

вопросу об

устройстве Мавзолея: «Владимир

Ильич

вечен. Имя

его навсегда, на

вечные времена

вошло

в историю России, в историю

человечества, — сказал

Щусев. — Как нам почтить его

память? Чем отметить

его надгробие? У нас в зодчестве вечен куб. От куба идет все, все многообразие архитектурного творчества.

Позвольте и Мавзолей, который мы будем сейчас воз­

двигать в память Владимира Ильича, сделать произ­ водным от куба»21.

Стояли сильные морозы, работать приходилось в тя­ желейших условиях, но сооружение Мавзолея закон­ чили в три дня. Он был деревянный, ступенчатой фор­ мы. В центре квадратного траурного зала, стены кото­ рого покрывало красное и черное драпри, установили

3*

35


саркофаг с телом В. И. Ленина. По сторонам зала симметрично разместились две лестницы, тоже задра­ пированные красным и черным. Посетители, пришедшие почтить память великого вождя, входя, спускаются по одной из них, а выходя, поднимаются по другой, обра­ зуя непрерывный поток.

Через два месяца Щусеву поручили проект нового, тоже деревянного Мавзолея. Этот Мавзолей проекти­ ровался и строился в условиях более продуманного подхода к архитектурным формам с учетом создания всенародной трибуны. Именно эти обстоятельства в корне изменили композицию и пропорции сооружения. Оно становится более стройным, гармоничным, соб­ ранным, приближаясь к окончательному архитектурно­ му решению, выполненному позже в граните. Второй деревянный Мавзолей простоял до 1929 года. За это время он стал широко известен и дорог трудящимся всего мира. Поэтому при создании окончательного ва­ рианта было решено в основном сохранить его архи­ тектурные формы.

Новое сооружение также проектировалось Алексеем Викторовичем,(правительственная комиссия под пред­

седательством К. Е. Ворошилова осуществляла повсе­ дневное наблюдение за разработкой проекта и его воплощением^

Задача была необычайно трудной. Мавзолей дол­ жен был не только увековечить память о великом вож­ де и учителе, но и стать трибуной, с которой обра­ щаются к народу продолжатели его дела, определен­ ным образом вписаться в ансамбль Красной площади, придать ей новое историческое звучание, и не только выдержать сравнение с творениями старых русских зодчих, воздвигнутыми на Красной площади, но и за­ нять доминирующее положение.

Переход от деревянного Мавзолея к строительству каменного оказался очень сложным и требовал пере­

36

смотра всех пропорций и форм. Чтобы избежать оши­

бок, устанавливались модели в натуральную величину.

А. В. Щусев блестяще справился со своей задачей.

Строительство нового Мавзолея было закончено осенью 1930 года. В нем принимала участие вся стра­ на. Из разных концов нашей Родины привозили гра­ нит, порфир и другие строительные материалы, при­ езжали мастера-строители, стремящиеся внести свой вклад в воздвижение монумента любимому вождю.

Мавзолей стал воистину всенародной стройкой.

Для облицовки применялись целые гранитные бло­ ки весом от одной до десяти и более тонн. Постамент, на котором находится саркофаг, изготовлен из черного лабрадора весом в 25 тонн. Каменный блок над вхо­ дом в Мавзолей, на котором из порфира инкрустиро­

вана надпись «ЛЕНИН», весил до его обработки

60 тонн.

Чрезвычайно проста, и в том ее величие, внутренняя отделка Мавзолея. Прямо против входного портала — герб Советского государства, изваянный скульптором Шадром. Траурный зал перекрыт ступенчатым потол­ ком, как бы повторяющим изнутри наружную пира­ мидальную форму. Красный орнаментный фриз вокруг

зала

символизирует знамена народных демонстраций.

В

строгих архитектурных формах Мавзолея Щусев

как бы запечатлел простоту и ясность ленинских идей. Образ Мавзолея вытекает из традиций народного твор­ чества, весь монумент трактован чрезвычайно объемно, правдиво, без декоративных излишеств, понятен каж­ дому. Сочетание красного и черного гранитов несут важную смысловую нагрузку, выражая скорбь народа и верность делу революции.

Труд А. В. Щусева высоко оценили партия и пра­ вительство. Он первым в стране был удостоен почет­

ного

звания

«Заслуженный

архитектор СССР», а в

1946

году за

дополнительные

работы внутри Мавзо­

37