ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
занский прототип*, но ii нашел новое конструктивное решение башни в условиях строительства на слабом грунте.
Москва. Главная башня Казанского вокзала.
* Имеется в виду башня Сююмбеки XII века в Казанском кремле. — Р. К.
29
Для разгрузки давления на основание здесь впер вые в строительной практике того времени была при менена по проекту инженера Шалина сплошная желе зобетонная коробчатая плита, а большой внутренний перрон, примыкающий к башне, был перекрыт по про екту профессоров Лолейта и Келдыша железобетон ными рамами большого пролета и своеобразно оформ лен ступенчатыми сводами древнепсковского типа, соединяющими рамы. В том же древнерусском стиле было сделано по проекту профессора Кузнецова пере крытие зала ожидания в виде нервюрного железобе тонного свода.
После закладки строительство вокзала пошло доволь но быстро. Чтобы постоянно быть в курсе дел на объекте, Щусев перевел туда свою мастерскую. В ней всегда царило оживление. Кроме сотрудников, сюда приходили друзья Алексея Викторовича, среди кото рых были видные художники, архитекторы, артисты. Вывал здесь и Ф. И. Шаляпин, для которого Алексей Викторович проектировал тогда дачу в Крыму.
«Помню, — пишет художник Нерадовский, —■ в 1915 го ду на Казанском вокзале шли строительные работы. Санитарный поезд, в котором я служил во время вой ны, сдав раненых, до отправки вновь на фронт, стоял на Казанском вокзале. Я часто встречался здесь со Щусевым. После утреннего завтрака мы с ним шли на вокзал в чертежную мастерскую, заставленную длин ными столами, за которыми работали помощники ар хитектора. Щусев подходил к каждому, не спеша, вни мательно рассматривал чертежи, говорил помощнику
свои замечания, затем, продолжая обсуждать и давать объяснения, как-то незаметно брал чистую кальку, на кладывал ее на часть большого чертежа и уверенно наносил на ней акварелью исправление, которое пре ображало деталь. Нужно было видеть, как во время длительного обхода легко и изобретательно из-под
30
кисти Щусева появлялись новые элементы постройки, каждый раз в измененной расцветке. Так руководил Щусев разработкой своего проекта, не жалея сил, пе рерабатывал его в целом, не пропуская ни одной детали и добиваясь высокого строительного качества»17.
Для оформления интерьеров основных помещений вокзала Щусев привлек наиболее выдающихся живо писцев того времени: Бенуа, Лансере, Кустодиева, Ре риха, Билибина, не без основания полагая, что именно здесь необходимо добиться синтеза изобрази тельных искусств, так как внешнее оформление зда ния, благодаря умелому использованию красной кир
пичной кладки и белокаменной облицовки, выглядело очень эффектно.
В 1916 году уже наметился силуэт главной баш ни, виднелись очертания перрона. Этот период работ Алексей Викторович запечатлел в акварелях и офор тах.
Долголетняя работа над Казанским вокзалом яви лась крупнейшим этапом на творческом пути Щусева.
Грандиозный |
объект, |
строительство которого началось |
в одну историческую |
эпоху — эпоху капитализма — а |
|
окончилось в |
другую — социалистическую, после Вели |
кой Отечественной войны, особенно был дорог и бли зок талантливому зодчему.
Работу Алексея Викторовича над «воротами Москвы
на |
Восток» высоко |
оценили |
советские искусствоведы |
и |
художественные |
критики. |
«Единственным зодчим, |
уже полвека назад начавшим пристально изучать ар хитектурное наследие древней Руси и России XVIII—
начала XIX века с целью его освоения в своем твор честве, был Алексей Викторович Щусев.
...Любовь Щусева к забытому великолепию архи тектурного прошлого Новгорода Великого, Пскова, Ярославля, Ростова, Москвы неудержимо влекла его от французского стиля его дипломной работы к новой
31
русской архитектуре й привела его к созданию ряда архитектурных шедевров.
...Среди них... прекрасный комплекс Казанского вок зала в Москве. Высоким художественным совершен ством его архитектурного образа всегда восхищался
И. А. Фомин, мало склонный в своем творчестве сле довать приемам древнерусского зодчества. Он часто повторял, что, приезжая из Ленинграда в Москву, каж дый раз прежде всего идет к Казанскому вокзалу, об ходит его со всех сторон и подолгу любуется его об щим видом и деталями. Они волновали его бесконеч ной изобретательностью и выдумкой, ибо Щусев не просто переносил древние формы в новую архитекту ру, а заново их перерабатывал, давая собственные ва рианты тех же мотивов»18.
Вклад А. В. Щусева в становление и разви
тие социалистической архитектуры
Щусев горячо приветствовал Великую Октябрьскую социалистическую революцию и с первых дней Совет ской власти приступил к выполнению своих замыслов. Особенно его радовала возможность проектировать большие общественные сооружения, к этому времени относятся интересные щусевские начинания в области создания крупных железнодорожных ансамблей на ли ниях Казань—Екатеринбург (ныне Свердловск) и
Арзамас—Шихраны. Нужный архитектурный стиль для
станционных и путевых зданий Алексей Викторович нашел, опираясь на историческое прошлое тех мест, че рез которые проходили дороги.
Представляет интерес проект Щусева порталов тон
32
нелей через Уральский хребет по Свердловской желез ной дороге. Основой . композиции тоннеля на границе Европы и Азии была огромная скульптурная голова жителя русского Востока — эмблема Сибири, глядя щей на Европу.
Отдавая все свои силы проектированию, Щусев мно го внимания уделяет и общественной деятельности.
С 1918 года Щусев начал преподавать в Высших
художественно-технических |
мастерских (ВХУТЕМАС). |
В 1921 году его избрали |
председателем МАО (Мос |
ковского архитектурного общества).
От имени этого общества Алексей Викторович обра тился к архитекторам страны с призывом активно включиться в работу по созданию принципов новой советской архитектуры. Он раскрыл антинародность буржуазного искусства и ратовал за материалистичес кий подход к вопросам эстетики. Щусев пишет: «Вы нужденный иметь внешний повод к творчеству, опре
деленный |
извне, зодчий неизбежно должен отражать |
в своем |
искусстве всю сумму явлений, характерных |
для данного исторического момента... Теперь же мы очутились лицом к лицу перед иными задачами. Новые условия жизни, новые вкусы, новые идеалы и прелом
ление взглядов — все это должно |
получить отражение |
в архитектуре. |
|
Архитекторы должны создать |
образцовое жилище |
для рабочего и крестьянина: оздоровить города и по селки, вдохнуть живительный дух мощи и силы в мо нументальном зодчестве, сделав достижения техники орудием для обновления форм зодчества»1’.
С особым вдохновением А. В. Щусев включился в работу по планировке Москвы. Первая попытка со ставления проектов реконструкции столицы была пред принята в 1918 году. Для этой цели при Моссовете создали архитектурные мастерские во главе с акаде миками архитектуры А. В. Щусевым и И. В. Жолтов
3 Алексей Викторович Щусев. |
33 |
ским, перед которыми стояли задачи как разработки плана всего города, так и детальной планировки от дельных районов.
В этих проектах впервые закладывались основные идеи социалистической реконструкции города. Так по явились предложения по зонированию городской тер ритории, по устройству защитно-санитарных зеленых зон, набережных; рассматривались вопросы уличного движения, устройства транспортных развязок, плани ровалось строительство метрополитена; намечались об щественные и торговые центры. Тогда же окончательно оформилось понятие генерального плана города в ус ловиях нового общества.
В 1922—1923 годах правительство приняло решение об организации первой Всероссийской сельскохозяй ственной выставки. Щусев был назначен главным ар хитектором строительства. В выборе территории для выставки принимали участие М. И. Калинин . и С. М. Буденный. Вместе со Щусевым они ездили в Тимирязевку и в другие районы Москвы. «Приехали
мы |
на |
место у |
Нескучного |
сада, — вспоминает |
|
А. |
В. Щусев, — там |
была свалка, |
стояли |
два недо |
|
строенных дома и завод Бромлея. |
Михаил |
Иванович |
|||
сказал: |
«Тут и стройте»20. |
|
|
Начались колоссальные работы. Огромная терри тория выставки была очищена и застроена десятками оригинальных по архитектуре павильонов (сейчас здесь Центральный парк культуры и отдыха имени Горько го). Непосредственно под руководством Щусева соору жался большой павильон народных умельцев. В ка честве основного строительного материала зодчий ис
пользовал дерево. Замечательные деревянные скульп туры создал для центрального павильона С. Коненков.
Выставка имела большое значение как первый со циалистический опыт создания обширного архитектур ного комплекса. Щусев и в дальнейшем с живейшим
34
участием следил за развитием этого уникального ан самбля. В годы Великой Отечественной войны Алек сей Викторович построил там павильон для демон страции военной техники, отнятой у фашистов наши ми войсками, а несколько позже совместно со своим братом Павлом Викторовичем спроектировал неболь шой бетонный мост через озера парка.
/21 января 1924 года скончался Владимир Ильич Ленин. В ночь с 21 на 22 января на экстренном Пле нуме ЦК РКП (б) и Президиума ЦИК было принято решение об увековечивании памяти вождя. Срочно создается специальная комиссия во главе с Ф. Э. Дзер жинским. В. Д. Бонч-Бруевич отвечал за организацию
похорон, которые должны были |
состояться |
27 |
января, |
а в ночь на 23-е А. В. Щусев |
был вызван |
в |
Кремль. |
Здесь он получил задание спроектировать усыпальницу великого вождя мирового пролетариата — Мавзолей.
Кутру должны были начаться работы.
За ночь проект временного Мавзолея был готов и
одобрен. Сразу же приступили к рытью котлована. В «Воспоминаниях о Ленине» Бонч-Бруевич приводит высказывания Алексея Викторовича на заседании по
вопросу об |
устройстве Мавзолея: «Владимир |
Ильич |
|
вечен. Имя |
его навсегда, на |
вечные времена |
вошло |
в историю России, в историю |
человечества, — сказал |
||
Щусев. — Как нам почтить его |
память? Чем отметить |
его надгробие? У нас в зодчестве вечен куб. От куба идет все, все многообразие архитектурного творчества.
Позвольте и Мавзолей, который мы будем сейчас воз
двигать в память Владимира Ильича, сделать произ водным от куба»21.
Стояли сильные морозы, работать приходилось в тя желейших условиях, но сооружение Мавзолея закон чили в три дня. Он был деревянный, ступенчатой фор мы. В центре квадратного траурного зала, стены кото рого покрывало красное и черное драпри, установили
3* |
35 |
саркофаг с телом В. И. Ленина. По сторонам зала симметрично разместились две лестницы, тоже задра пированные красным и черным. Посетители, пришедшие почтить память великого вождя, входя, спускаются по одной из них, а выходя, поднимаются по другой, обра зуя непрерывный поток.
Через два месяца Щусеву поручили проект нового, тоже деревянного Мавзолея. Этот Мавзолей проекти ровался и строился в условиях более продуманного подхода к архитектурным формам с учетом создания всенародной трибуны. Именно эти обстоятельства в корне изменили композицию и пропорции сооружения. Оно становится более стройным, гармоничным, соб ранным, приближаясь к окончательному архитектурно му решению, выполненному позже в граните. Второй деревянный Мавзолей простоял до 1929 года. За это время он стал широко известен и дорог трудящимся всего мира. Поэтому при создании окончательного ва рианта было решено в основном сохранить его архи тектурные формы.
Новое сооружение также проектировалось Алексеем Викторовичем,(правительственная комиссия под пред
седательством К. Е. Ворошилова осуществляла повсе дневное наблюдение за разработкой проекта и его воплощением^
Задача была необычайно трудной. Мавзолей дол жен был не только увековечить память о великом вож де и учителе, но и стать трибуной, с которой обра щаются к народу продолжатели его дела, определен ным образом вписаться в ансамбль Красной площади, придать ей новое историческое звучание, и не только выдержать сравнение с творениями старых русских зодчих, воздвигнутыми на Красной площади, но и за нять доминирующее положение.
Переход от деревянного Мавзолея к строительству каменного оказался очень сложным и требовал пере
36
смотра всех пропорций и форм. Чтобы избежать оши
бок, устанавливались модели в натуральную величину.
А. В. Щусев блестяще справился со своей задачей.
Строительство нового Мавзолея было закончено осенью 1930 года. В нем принимала участие вся стра на. Из разных концов нашей Родины привозили гра нит, порфир и другие строительные материалы, при езжали мастера-строители, стремящиеся внести свой вклад в воздвижение монумента любимому вождю.
Мавзолей стал воистину всенародной стройкой.
Для облицовки применялись целые гранитные бло ки весом от одной до десяти и более тонн. Постамент, на котором находится саркофаг, изготовлен из черного лабрадора весом в 25 тонн. Каменный блок над вхо дом в Мавзолей, на котором из порфира инкрустиро
вана надпись «ЛЕНИН», весил до его обработки
60 тонн.
Чрезвычайно проста, и в том ее величие, внутренняя отделка Мавзолея. Прямо против входного портала — герб Советского государства, изваянный скульптором Шадром. Траурный зал перекрыт ступенчатым потол ком, как бы повторяющим изнутри наружную пира мидальную форму. Красный орнаментный фриз вокруг
зала |
символизирует знамена народных демонстраций. |
В |
строгих архитектурных формах Мавзолея Щусев |
как бы запечатлел простоту и ясность ленинских идей. Образ Мавзолея вытекает из традиций народного твор чества, весь монумент трактован чрезвычайно объемно, правдиво, без декоративных излишеств, понятен каж дому. Сочетание красного и черного гранитов несут важную смысловую нагрузку, выражая скорбь народа и верность делу революции.
Труд А. В. Щусева высоко оценили партия и пра вительство. Он первым в стране был удостоен почет
ного |
звания |
«Заслуженный |
архитектор СССР», а в |
1946 |
году за |
дополнительные |
работы внутри Мавзо |
37