Файл: Курц, Р. Е. Алексей Викторович Щусев.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 1902 году Щусев создает проект жилого дома Олсуфьева в Петербурге, на Фонтанке, против Инже­ нерного замка.

«Он сделал проект фасада в стиле петровского вре­ мени, характерном для петербургских построек начала XVIII века и поныне сохраняющимися в Ленинграде и его окрестностях. Щусев тонко, прочувствованно про­ рисовал детали фасада: балкон с узорной решеткой,

с полукруглым выступом над гербом и крышу, кото­ рая в виде мансарды покрывает надстроенный чет­ вертый этаж, наличники, карнизы, профили.

Меня интересовала постройка, и я часто подымался на леса уличного фасада. Интересно было наблюдать,

как архитектор внимательно следил за художествен­ ной отделкой здания, как он показывал лепщику прием,

которым нужно придать большую сочность завитку,

как он при этом умелой рукой сам исправлял лепку»10. В 1906 году Комитет увековечивания памяти бит­ вы на Куликовском поле предложил Щусеву разра­ ботать проект храма-памятника знаменательной битвы 1380 года, когда русские войска под предводительством князя Дмитрия Донского одержали историческую по­ беду над татаро-монгольскими завоевателями... Алек­

сей Викторович загорелся этой идеей.

Композиция предложенного им храма была навея­ на образами русского былинного эпоса. В ней Щусев отразил победу народа. Крыши двух боковых башен и церковного купола за ними напоминали шлемы бо­ гатырей. Интересно, что для Куликовской церкви Алек­ сей Викторович взял за основу своеобразный красоч­ ный стиль, ярко сохранившийся в древнем русском зодчестве. Однако уже в это время обнаруживается

новый этап, новое стремление мастера, заимствованное от псковско-новгородской архитектуры: избегать цир­ куля и линейки и рисовать архитектурные формы от руки. Работа над проектом началась в 1904 году. Щу­

20

сев неоднократно переделывал его. Наибольший ин­ терес представляет окончательный вариант, датируе­ мый 1909 годом.

Церковь-монумент на Куликовой поле (эскиз А. В. Щусева).

Памятник на поле Куликовской битвы — незауряд­ ное произведение искусства — остался незаконченным и был частично поврежден во время войны. Сейчас ведутся работы по его реставрации.

Из воспоминаний Нерадовского явствует, что сам Щусев был доволен своим проектом: «Это первый мой творческий опыт, где я шел по иному пути использо­ вания русской архитектуры, далекому от сухих ака­ демических схем»11.

Репродукция работы Щусева на Куликовском поле была помещена в ряде журналов и положила начало популярности архитектора.

21


Со времен поездки в Самарканд у Алексея Викто­

ровича сохранились связи с руководителями Архео­ логического общества. В 1908 году он был избран его членом, и ему было поручено восстановление древнего разрушенного храма в Овруче на Волыни.

Овруч — древнерусский город, который впервые упо­ минается в летописи 977 года. Церковь Св. Василия — памятник древнерусского зодчества XII века. Храм

четырехстолпный, одноглавый, с двумя башнями по углам западного фасада, с богатыми декоративными ук­ рашениями.

Во время раскопок, предпринятых каким-то археоло­ гом-любителем, был подрыт фундамент южной стены, после чего она рухнула. Таким образом, к началу XX века сохранились лишь стены абсид, стена, отде­ лявшая абсиды от храма, северная, сильно повреж­ денная стена и фрагмент западной.

В 1905 году Щусев составил предварительный проект реставрации на основе произведенного им детального обмера. Преследуя прежде всего абсолютную точность восстановления, Щусев решился на смелый экспери­

мент: он представил предварительный проект рестав­ рации для широкого обсуждения общественностью.

Только после самого тщательного выявления всех нюансов и особенностей архитектуры памятника, зод­

чий приступил к его реставрации. Работая в тесном контакте с уже известным тогда реставратором П. П. Покрышкиным, со своими помощниками архи­ текторами Л. А. Весниным и Б. Н. Максимовым, Алек­ сей Викторович считал главной целью обязательное сохранение в неприкосновенном виде всех частей и деталей этого древнего сооружения.

«Как хирурги, — вспоминает Алексей Викторович, —

мы подняли по кирпичикам стену, замерили ее и по­ ставили на свое старое место. Таким образом, удалось

22

Овруч. Церковь Св. Василия. После реставрации, та­ лантливо произведенной А. В. Щусевым, она снова обре­ ла свои, казалось, навсегда утраченные черты.

23

северную стену и значительную часть южной стены рес­

таврировать точным методом»12.

Интересно отметить, что все части здания, восстанов­ ленные на основании предварительного изучения, бы­ ли выполнены из нового кирпича, а старая кладка со­ хранена и не замазывалась никаким раствором. Все добавления сделаны из кирпича другого цвета. «Бла­ годаря этим приемам здание, несмотря на значительный объем восстановленных заново частей, не выглядит произведением новой архитектуры в стиле древней. Оно дает радостное и высокое чувство сознания, что перед тобой действительно древний, не искаженный и нетро­ нутый фрагмент замечательного произведения зодчих давно ушедших веков»13.

Щусеву удалось не только вернуть храму, лежав­ шему в течение семи веков в развалинах, подлинные формы. Своей работой он показал, каким должен быть реставратор-творец и дал пример реставрационных ра­ бот начала XX века в России.

Реставрация церкви Св. Василия в Овруче была вы­ соко оценена выдающимся советским искусствоведом и художником И. Грабарем:

«Реставрация этого древнейшего храма, воздвигну­ того в половине XII века, представляет совершенно исключительный интерес как по приемам, впервые в этой области примененным, так и по тем научным дан­ ным, которые явились в результате раскопок и стро­

гих обмеров, предшествовавших началу самих строи­ тельных работ...»14

Работы, выполненные в Киеве, церковь на Кулико­ вой поле и храм в Овруче послужили Алексею Вик­ торовичу своеобразными ступенями в изучении нов­ городских и псковских памятников, основной причиной которого явилась постройка собора в Почаеве.

Так

как новгородские и псковские памятники были

в то

время изучены мало, Алексею Викторовичу при­

24


шлось самым подробным образом осматривать, иссле­ довать и фотографировать их на месте. Для этой це­ ли он много раз ездил в Псков и Новгород.

Ему пришлось почти непрерывно наблюдать, как вы­

рисовывался облик Почаевского собора,

выявлялись

отдельные детали, вырабатывалась манера

отделки

и

росписи.

 

с

В это время Алексей Викторович близко

сошелся

Н. К. Рерихом, которого хорошо знал по академии, а позже по училищу поощрения художеств, где Рерих был директором. Щусев некоторое время преподавал в этом училище.

Рерих часто бывал у Алексея Викторовича и с боль­ шим интересом следил за работой по Почаеву. Он на­ столько увлекся проектом Щусева, что совместно с

художником В. С. Щербаковым взялся выполнить рос­ пись. Дружба Н. К. Рериха с А. В. Щусевым продол­ жалась многие годы. Когда в 1926 году в США осно­ валось Общество друзей музея имени Рериха, среди почетных советников и покровителей этого музея, из­ вестных деятелей культуры стран Запада и Востока, был и А. В. Щусев.

Другим интересным сооружением Щусева того вре­ мени была Марфо-Марьинская обитель, проект кото­ рой архитектор разработал также в духе псково-нов­ городского зодчества. Однако здесь под влиянием ар­ хитектуры храмов Юрьева-Польского, знаменующего собой переход от сдержанной псковской и новгород­ ской архитектуры к архитектуре, насыщенной пласти­

кой в отделке фасада, уже появляются мотивы изящ­ ной резьбы по камню. В отделке церкви Алексею Викторовичу помогали скульптор С. Коненков и ху­ дожник М. Нестеров. Ныне это сооружение является заповедником Третьяковской галереи.

«Навеянная воспоминаниями о Пскове, — пишет И. Грабарь, — эта постройка производит впечатление

25

вдохновенного сонета, сложенного зодчим-поэтом его любимому Пскову. Она также не простое повторение или подражание, а чисто щусевское создание, выпол­ ненное с изумительным чувством такта и тончайшим

вкусом»15.

Жизнерадостный, полный творческих сил, Щусев

в

этот период много работает,

ездит, делает зарисовки

с памятников архитектуры,

крупных дворцовых

и

гражданских сооружений. Отличаясь большой трудо­ способностью, постоянным творческим дерзанием, он лично следил за выполнением всех своих проектов. «Он всегда видел свою постройку в натуре, а не толь­ ко в чертеже, — вспоминает П. И. Нерадовский. — Да­ вая шаблон мастеру, он добивался точного, безуко­ ризненного его выполнения, а если надо было пока­ зать, как сделать, сам брался за стену, за лоток со

штукатуркой.

...Щусев работал как зодчий-художник. Этим он очень отличался от большинства своих современников, тех архитекторов, которые ограничиваются проектным чертежом и, вполне полагаясь на мастера-исполнителя, удовлетворяются шаблонным изделием»16.

В 1910 году Щусеву было присвоено ученое звание академика архитектуры, тогда же его избрали по­

жизненным членом Совета

Академии

художеств.

В 1912 году Управление

железной

дороги объявило

закрытый конкурс на лучший проект здания Казанско­ го вокзала в Москве и пригласило участвовать в нем Щусева, академика Шехтеля и архитектора Филейзеиа.

Ко времени начала проектных работ по Казанскому

вокзалу Алексей Викторович становится лидером но­ вого течения в русской архитектуре. Он восстает про­ тив «бутафорского искусства», насаждаемого офици­ альными представителями буржуазного общества, счи­ тая, что основой архитектурного творчества должно быть наследие прошлого, используемое для создания

26


новых форм. Наглядным подтверждением правоты Щусева являются несколько его работ, предшествую­

щих Казанскому

вокзалу: гостиница в

Бари

(Ита­

лия) — 1910—1913

годы, русский павильон

на XI

Меж­

дународной выставке в Венеции (1913—1914) и проект банка для Нижнего Новгорода (1912). Все эти со­ оружения выполнены с необычайным мастерством и знанием русской архитектуры, а выставочный павильон в Венеции стал предметом похвал и восторгов совре­ менников, поражая своей образной цельностью и ха­

рактерностью архитектуры. Павильон существует и теперь, его используют для устройства советских выста­ вок.

Выставочный павильон в Венеции (эскиз А. В. Щусева).

С этого времени начинается новый период в твор­ честве мастера — работа над общественными комплек­ сами в гражданском строительстве. Он знакомится с творениями мастеров, решавших задачи возведения

27

крупнейших дворцовых и гражданских сооружений. Вместе с помощниками Щусев изучает в Москве, Ря­ зани, Астрахани, Нижнем Новгороде, Ростове Великом памятники архитектуры XVII века, делает множество зарисовок.

Руководствуясь новейшими техническими методами железнодорожного строительства, широко используя мотивы русского народного зодчества, Щусев задумал Казанский вокзал как целый город, состоящий из кор­ пусов и башен, объединенных прихотливыми перехо­ дами.

Конкурс закончился победой Алексея Викторовича, и 4 апреля 1912 года ему была поручена дальнейшая разработка проекта. Пришлось переселиться с семьей из Петербурга в Москву.

В течение многих лет Казанский вокзал оставался в центре творческой деятельности Щусева. По ходу строительства он вносил поправки, связанные с тре­ бованием времени, например добавил встроенный вес­ тибюль метрополитена. Однако основной замысел это­

го огромного комплекса сохранялся. Алексей Викто­ рович создал необычайно сложную и гармоничную ком­ позицию застройки из разнообразных по объему кор­ пусов. Художественные задачи композиции и отделки комплекса, при всем их многообразии, подчинены еди­ ному архитектурному и строительному замыслу. Мас­ терски претворяя в жизнь народное зодчество (в основном позднейшей нарышкинской эпохи) Щусев создал немеркнущий во времени шедевр архитек­ туры. Казанский вокзал не похож ни на один из имею­ щихся в мире вокзалов ни по планировке, ни по ар­ хитектурным формам.

Алексей Викторович широко привлекал к сотрудни­ честву выдающихся строителей, инженеров, художни­ ков. По их совету при создании главной башни вок­ зала он не только архитектурно переработал ее ка-

28