Файл: Котлова, Т. М. Улучшение качества продукции - одна из основных задач пятилетки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

г. м. к о г Jl о в л

УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ— ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ПЯТИЛЕТКИ

МОРДОВСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО САРАНСК 1974

T. Μ. КОТЛОВА

УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ПЯТИЛЕТКИ

МОРДОВСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО САРАНСК 1974

Улучшение качества

производимой

продукции

 

наряду с повышением производительности труда

 

является важнейшим направлением роста эффек­

 

тивности общественного производства. КПСС рас­

 

сматривает качество

изделий

как

обязательное

 

условие более полного удовлетворения потребно­

 

стей трудящихся, улучшения их благосостояния.

 

Автор на KorftpeTHbix примерах показывает, что

 

делается и какие имеются резервы по улучшению

 

качества продукции

в

Мордовии,

какой может

 

быть получен от их использования экономический

 

эффект, рассматривает некоторые вопросы управ­

 

ления качеством.

 

 

 

 

 

 

Брошюра рассчитана на руководителей пред­

 

приятий, экономистов и широкий круг читателей,

 

интересующихся вопросами

экономики качества

 

продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гое.

публичная

I,

 

 

 

ѵчно-твхничесиая

1

 

 

 

,z

 

∙K >. GC1":?

'j

 

 

 

..,.

 

* ........

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ................................................................................................

 

3

Понятие качества продукции и его измерение...................................

6

Экономическая оценка качества..........................................................

10

Научно-технический прогресс и качество продукции ....

11

Повышение

качества продукции — основное направление сни­

16

жения

материалоемкости...............................................................

Качество продукции и фондоотдача................................................

19

Специализация производства и качество продукции.......................

20

Управление качеством продукции.........................................................

24

Основные пути повышения качества продукции............................

37

Социалистическое соревнование и качество......................................

38

I

к0-1-8-5-142 25—74 130(03) — 74

Мордовское книжное издательство, 1974.


ВВЕДЕНИЕ

Повышение эффективности общественного производства является важной задачей в создании материально-техниче­ ской базы коммунизма. Один из наиболее действенных пу­ тей ее решения — систематическое улучшение качества вы­

пускаемой продукции, которое, в свою очередь, является объективной закономерностью расширенного социалистиче­ ского воспроизводства.

Повышение качества машин, приборов, оборудования, сырья, материалов эквивалентно дополнительному выпуску продукции без значительных затрат и капитальных вложе­ ний. Удовлетворение потребности в некоторых изделиях мо­

жет быть обеспечено либо увеличением количества вы­ пускаемых изделий, либо повышением качества их.

Определенное количество материальных благ с лучшим

уровнем качества способно более полно удовлетворить об­ щественные потребности, чем то же или даже большее ко­ личество материальных благ с низким уровнем качества.

В последние годы вопрос о повышении качества продук­

ции является одним из самых актуальных. Повышение ка­ чества продукции позволяет полнее удовлетворить растущие потребности народного хозяйства и населения при меньших затратах общественного труда.

Использование в строительстве, например, термически обработанных металлоконструкций дает возможность уменьшить удельный расход металла на 15—20 процентов. Планируемое на пятилетие повышение средней марки це­ мента равноценно росту его производства на 4 млн. тонн в

стране. Увеличение средней грузоподъемности автомобилей равнозначно дополнительному их выпуску более чем на 100

3

тысяч штук. А потребность в водителях и обслуживающем

персонале сокращается на 170—175 тысяч человек1. Очевидно и то, что выпуск продукции неудовлетвори­

тельного качества снижает эффективность производства, приводит к значительным затратам па капитальные и теку­ щие ремонты. О невысоком качестве некоторых видов про­ мышленной продукции свидетельствует тот факт, что на капитальные'и текущие ремонты машин и оборудования

ежегодно расходуется около 14 млрд, рублей.

В СССР более 6 млн. человек занято ремонтными рабо­ тами и обслуживанием техники. На ремонт только металло­ режущих станков уходит столько чугуна, стали и цветных

металлов, сколько требуется для изготовления 150 тысяч

токарных станков. Кроме того, прямые потери от брака до­

стигают ежегодно 300—350 млн. рублей2.

Не случайно наша партия и правительство так много внимания уделяют вопросам всемерного повышения каче­ ства продукции. Когда возникла необходимость-, перевода предприятий на новые условия хозяйствования, ЦК КПСС и Совет Министров СССР, наряду с другими экономически­

ми аспектами, определили, что одной из главных задач пла­ новых органов, хозяйственных организаций и предприятий должно стать обеспечение высокого качества продукции, создание более производительных машин и оборудования,

эффективных видов сырья и материалов, удовлетворяющих потребителей и соответствующих современному техниче­ скому уровню.

Почему же качество поставлено в ряд главных задач нашего производства? Исчерпывающий ответ на этот вопрос дан XXIV съездом КПСС. Говоря о путях роста эффективности народного'хозяйства, Л. И. Брежнев одним из главных направлений назвал существенное повышение качества продукции, развитие производства, обеспечиваю­ щего решение этой задачи.

«В нынешних условиях, — говорил Л. И. Брежнев на съезде, —- если иметь в виду эффект для всего народного хозяйства, лучше — это почти означает и больше. В самом деле, один современный станок с программным управлени­ ем заменяет десяток станков устаревшей конструкции.

Один большегрузный автомобиль — несколько обычных грузовых, один самолетный двигатель с повышенным ресур­

сом— два-три двигателя прежнего типа»3.

'

«Экономическая газета», 1972, апрель, № 16.

качества

про­

2

Л. A4. Б о д а л о в. Экономическое регулирование

мышленной продукции. Μ., «Экономика», 1969, стр. 59.

1971, стр.

59.

3

Материалы XXIV съезда КПСС. Μ., Политиздат,


Можно также привести характерный пример по саран­ скому заводу «Электровыпрямитель». На заготовительном участке цеха полупроводников установлены новые станки для резки полупроводниковых материалов алмазными дис­ ками. Каждый такой станок заменил пять станков старой конструкции. В связи с этим сократились отходы дорого­ стоящего материала, повысилась производительность труда и качество продукции.

Выпуск надежной и долговечной продукции — важный путь претворения в жизнь основного принципа нашего хо­ зяйственного строительства ■— достижение в интересах об­ щества наибольших производственных результатов при наименьших затратах, неотъемлемая часть борьбы за созда­ ние материально-технической базы коммунизма.

В. И. Ленин указывал, что «берет верх тот, у кого ве­ личайшая техника, организованность, дисциплина и лучшие машины» ɪ.

Значимость повышения качества промышленной про­

дукции обусловлена рядом причин:

1. Усилением в результате роста производительных сил нашего общества прямой и обратной сзязи между производ­ ством и потреблением продукции.

2.

Ускорением темпов научно-технического прогресса.

3.

Расширением внешнеторговых связей нашей страны.

Указанные причины действуют не только у нас, но и за рубежом. Улучшение качества товаров, производимых в социалистических странах, повышает их конкурентоспособ­ ность на мировом рынке. Многие виды изделий, особенно

машины, механизмы и оборудование, произведенные в со­ циалистических странах, превосходят по своим показателям аналогичные образцы капиталистических фирм.

Однако еще много видов промышленной продукции усту­

пают лучшим мировым достижениям. Без существенного по­ вышения надежности автоматических систем машин нельзя положительно решить проблему комплексной автоматиза­ ции производственных процессов — основной задачи в обеспечении наивысшей производительности труда. Вот по­ чему {¡опросы повышения качества продукции в настоящее

время приобретают все большую актуальность.

Повышение качества — проблема межотраслевая, и успешно решать ее можнб лишь на основе строго системно­

го подхода на различных, как говорят экономисты, иерар­ хических (народное хозяйство, промышленность, отрасль, предприятие и т. д.) уровнях.

I В. И, Ленин. Поли. собр. соч., т. 36, стр. 116.


ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И ЕГО ИЗМЕРЕНИЕ

Качество продукции является важнейшей экономиче­

ской категорией. Под качеством продукции понимается со­ вокупность свойств, свидетельствующих о степени ее пригод­

ности для использования по прямому назначению'. «Качество» не есть что-то самостоятельное, существую­

щее независимо от предмета. Ф. Энгельс писал, что «суще­

ствуют не качества, а только вещи, обладающие качества­ ми...» '. Определенные свойства вещи делают ее полезной, «полезность вещи делает ее потребительной стоимостью, — говорил К. Маркс. — Потребительные стоимости образуют вещественное содержание богатства, какова бы ни была его общественная форма»2.

В самом деле, все продукты труда предназначены для удовлетворения потребности людей и общества в целом. Но потребители покупают не ■ любую продукцию, а лишь ту,

свойства которой способны удовлетворить их потребности, т. е. такую, которая обладает определенным качеством.

Конечно, каждый вид продуктов труда, предназначенный

для потребления, обладает своими специфическими потре­ бительскими свойствами. Потребительские свойства сли­ вочного масла нельзя спутать с потребительскими свойства­ ми обуви, холодильника и т. д.

Рассматривая признаки, характеризующие качество,

можно назвать не один десяток критериев: производитель­

ность,’ точность, степень автоматизации и т. д. — для стан­

ка; грузоподъемность, скорость, расход горючего *- для автомобиля. Но есть показатели, присущие почти всем из­ делиям. Это надежность и. долговечность. Когда мы гово­ рим, что изделие надежно, то подразумеваем его способ­ ность безотказно служить в течение заранее гарантирован­ ного времени, сохраняя первоначальные технические свой­ ства и нормальные функции.

, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр. 547. 2KМаркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 44.

б

Долговечность продукции — это время, в течение кото­ рого она полностью отвечает своему назначению. И здесь особенно важен экономический подход: незачем, к примеру,

увеличивать долговечность машины за пределы окончатель­ ного «морального» старения, так как, несмотря на сохране­ ние своих функции, ее все равно придется списать. Затраты на излишнюю долговечность — бросовые средства. Значит, понятие качества продукции неотъемлемо от ,ее экономич­ ности. *

Качество продукции формируется во всех фазах социа­ листического воспроизводства, т. е. в сфере производства,

обращения и потребления. В сфере производства формиро­ вание качества происходит поэтапно: проектирование и конструирование, организационная подготовка производ­ ства, наладка техники и технологического процесса, техно­ логический процесс, и контроль.

В сфере обращения к важным моментам формирования качества можно отнести такие, как упаковка, транспорти­ ровка, хранение и непосредственное доведение продукта до потребителя. В сфере потребления качество продукта при­ нимает действительную оценку. Процесс потребления, имеет свои особенности .в зависимости от того, имеет ли дело C производственным или индивидуальным потреблением. По­

этому оценка качества имеет свои специфические черты проявления в производственном потреблении, где качество измеряется через, дальнейшее прохождение процесса произ­ водства, т. е. выражается в таких показателях, как произ-' водителыюсть, коэффициент полезного действия, точность, надежность, срок службы и др. На всех фазах воспроизвод­ ства качество определяется в самом общем виде двумя основными факторами: объективными — средства и пред­ меты труда и субъективными — рабочая сила.

i Нами предлагается условная классификация факторов формирования качества (см. рис. 1)/

Каждый из приведенных факторов характеризуется огромным количеством различных признаков. Привести их к немногим или одному знаменателю чрезвычайно сложно, ибо продукция, которой пользуется современное общество, состоит из сотен тысяч различных видов изделий. Однако можно обобщить некоторые показатели качества изделий, которые приводятся на рис. 2.

Эти показатели, естественно, не могут отразить всей специфики качества изделия, т. к. многие .из них в этой

классификации являются обобщенными и сами в свою оче­ редь состоят из множества показателей. Например, «надеж-


о к

о CU ς

со га

05 CQ e⅛ «

ю

Оs

Рис.'

9