Файл: Котлова, Т. М. Улучшение качества продукции - одна из основных задач пятилетки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
шего условия успешного решения задачи создания матери
ально-технической базы коммунизма.
Идеологическую основу этой системы составляет повсе дневное воспитание у производственников коммунистиче
ского отношения к труду, чувства высокой ответственности за качество выполняемой работы. Ее организационной осно
вой является эффективный оперативный контроль качества снизу доверху — от рабочего до директора, основанный на принципе ответственности исполнителей за выпуск изделий.
Производственно-технической базой этой системы слу
жат наиболее прогрессивная технология и новейшая техни
ка, обеспечивающие бездефектное изготовление продукции на каждом рабочем' месте, па каждом участке, на всех ста диях производства.
Таким образом, эта система складывается из комплекса
тесно связанных между собой взаимозависимых организа
ционных, инженерно-технических и воспитательных меро приятий.
Саратовская система бездефектного изготовления про дукции с честью выдержала проверку временем. Об ее тех
нической и экономической эффективности ярко свидетель ствуют следующие факты: на предприятиях, работающих по этой системе, резко уменьшился брак, увеличился про цент сдачи продукции с первого предъявления OTK1 значи тельно повысился технический уровень культуры производ ства и т. п.
На приборостроительном заводе сдача продукции с пер
вого предъявления составила в 1971 году — 78,6%, 1972 — 87,2%, а в 1973 году—88,3%. Благодаря применению сара товской системы на заводе существенно усовершенствованы различные процессы производства, значительно обновлены оборудование и оснастка, внедряются средства механі^и- рованного и автоматизированного контроля, укрепилась технологическая дисциплина. На заводе больше стали за думываться над тем, как совершенствовать работу по повы шению качества. Чтобы более объективно сравнивать рабо ту цехов и участков, было разработано и утверждено положение о так называемом коэффициенте качества. При этом за основу берется все тот же процент сдачи продукции с первого предъявления, но при этом производится коррек тировка по другим показателям, таким, как брак в цехе или на участке, возвраты от заказчика или цеха-потребителя
и т. д.
Вскоре этот коэффициент завоевал, как говорится, пра
ва гражданства. Он был включен в условия социалистиче ского соревнования между цехами и участками.
На заводе один раз в месяц проводится совещание — так
называемый «День качества», где сообщает служба техниче
ского контроля о том, каких показателей добился тот или иной цех. Из этого исходили при определении места в сорев новании и, следовательно, размера поощрения. Коэффи циент играет положительную роль в деле повышения каче ства продукции основных цехов. Но он не является универ сальным средством в оценке деятельности коллективов.
Существенным недостатком явилось то, что на заводе из поля зрения, по существу, выпали рабочие и инженерно-
технические работники вспомогательных цехов, технических отделов и отделов заводоуправления. Между тем результа ты их труда значительно влияют на качество продукции.
Ведь плохо отремонтированное оборудование, небрежно и с ошибками составленная документация, несвоевременно
исправленный чертеж — все это может привести к браку, дефектам. После многих поисков и испробования различных
вариантов, ознакомления с опытом Львовского завода теле графной аппаратуры стало ясно: достижение высокой эф фективности работы по повышению качества продукции возможно лишь на основе бездефектного труда членов кол лектива всех подразделений.
После длительной подготовки коллектив приборострои тельного завода с 1973 года приступил к работе по системе
бездефектного труда. Итоги деятельности цехов и отделов стали определяться через ту же условную величину — коэф фициент качества, который теперь позволяет количественно выражать качественные показатели работы каждого цеха,
отдела, службы.
На заводе разработаны и установлены такие показатели,
невыполнение которых влияет на коэффициент качества. При этом учитывается специфика того или иного производ ственного подразделения;
Для того чтобы стало ясно, как проводится расчет, при
ведем пример из практики одного из цехов за месяц. C пер
вого предъявления здесь были сданы не все изделия, а лишь
94 процента, остальные 6 процентов возвращались OTK на доделку и устранение дефектов. Так как за каждый процент возврата установлен коэффициент снижения 0,01, то цех получил первый минус, равный 0,06. В этом же месяце он имел два возврата от сборочного цеха, за что получил еще одно снижение 0,04, три случая брака дали еще одну цифру 0,12. По вине цеха было оформлено два согласованных от
ступления от чертежа, за что еще получен минус в размере
0,04. По ¡остальным показателям, а их для основных цехов
установлено 21, коллектив нарушений не имел.
31
Суммирование этих цифр и вычитание их из исходной единицы дает коэффициент качества работы за месяц, кото рый в данном случае равен 0,74. По принятой на заводе си стеме это соответствует оценке ,«хорошо». При этом выплачивается 95% от начисленной премии. Согласно по ложению коллективы цехов и отделов, не получившие оцен ки «хорошо» и «отлично», не рассматриваются при подведе нии итогов социалистического соревнования. При таком порядке получается, что за промахи отдельных работников ответственность ложится на коллектив. Вот почему разра ботана эта система, учитывающая личный вклад каждого в качественные показатели.
Эта система меняет и функции аппарата OTK. Основная задача его ныне заключается в контроле за со блюдением технологической дисциплины на всех стадиях производства и в окончательном контроле продукции-. На наш взгляд, внедрение системы бездефектного’труда откры
вает новые возможности в борьбе за качество продукции.
Стимулирование качества продукции
Важное место в системе управления качеством промыш ленной продукции занимает стимулирование, как экономи ческое, так и материальное.
Экономическое стимулирование деятельности предприя тий осуществляется при помощи таких важных экономиче ских рычагов, как цена, прибыль, кредит и т. д.
Материальное стимулирование работниковпредприятия
осуществляется при помощи правильной организации зара ботной платы, соответствующими системами премирования.
Рассмотрим каждый вид стимулирования.
За последние годы внедрен порядок, согласно которому на новую продукцию с лучшими потребительскими свой
ствами и в первую очередь на продукцию производственно технического назначения, удостоенного государственного Знака качества, устанавливают на определенный срок по
вышенные оптовые цены, а также временные надбавки к ценам. Эти меры должны обеспечивать предприятиям-изго товителям возмещение дополнительных затрат на производ
ство продукции повышенного качества и более высокую прибыль.
Но цены на продукцию повышенного качества не долж
ны обгонять рост её качества. Только это условие сможет
обеспечить взаимную заинтересованность изготовителя и потребителя в производстве и использовании продукции по вышенного качества.
32
По отчетным данным за 1972 год по объединению «Све тотехника», за счет поощрительных надбавок по семнадцати изделиям получено 1,8 млн. рублей дополнительной прибы ли. Поощрительные надбавки по каждому изделию устанав
ливаются на три года, т. е. на срок действия переаттестации продукции на Знак качества. На других промышленных предприятиях Мордовской ACCP система накидок на цены не нашла пока должного отражения.
Важной составной частью проводимых в настоящее вре мя мероприятий по экономическому стимулированию про изводства является повышение роли кредита в развитии
промышленности, который в экономике предприятий систе матически возрастает. Важными объектами банковского кредита стали затраты предприятий на приобретение новой техники и совершенствование технологии, затраты, связан
ные с выпуском новой продукции, а также затраты, направ ленные на повышение качества, надежности и долговечности
изделий; В целях создания благоприятных финансовых воз можностей для производства новой, высококачественной продукции Госбанк,предоставляет предприятиям на срок до одного года кредит, необходимость в котором нередко воз никает при подготовке к выпуску продукции повышенного качества.
Вцелях повышения ответственности предприятий за выпуск недоброкачественной продукции и соблюдения до говорных обязательств заказчик имеет право при неодно кратном получении продукции, не соответствующей по ка
честву и сортности условиям договора, оплачивать стои мость ее лишь после приемки по качеству/
Вслучае получения продукции низкого качества кредит под расчетные документы за отгруженную продукцию не
предоставляется. |
- |
Выпуск продукции |
высокого качества стимулируется и |
тем, что министерства и ведомства устанавливают на основе разработанной шкалы размеры отчислений в фонды эконо мического стимулирования от дополнительной прибыли,
полученной предприятием за счет реализации продукции;
аттестованной Знаком качества.
Разработанная шкала, по которой производится расчет фондов стимулирования за высокие напряженные годовые планы против пятилетних и перевыполнение их, позволяет предприятию стимулHpOBaYb выпуск продукции высокого
качества. Это видно из опыта, завода «Электровыпрями тель», который в 1972 году перёвыполнил план по удельно му весу продукции высшей категории на 2%, что позволило
3 Т. Μ. Котлова |
33 |
предприятию увеличить фонды стимулирования па 197 тыс.
рублей.
Экономическое стимулирование предприятий за повыше ние качества продукции необходимо сочетать с эффектив
ным усилением материальной заинтересованности всех работников. Отсутствие материальных стимулов может при вести к сдерживанию проведения мероприятий по улучше нию качества изделий, освоению новых видов продукции,
более эффективных видов сырья и материалов. Опыт круп
нейших предприятий различных отраслей промышленности MACCP в области материального поощрения за качество продукции в условиях хозяйственной реформы показывает, что на большинстве предприятий в той или иной степени показатели, которые в настоящее время общеприняты для характеристики деятельности предприятия, как например, сортность продукции, процент сдачи продукции OTK с пер вого предъявления, рекламации, брак и некоторые другие, являются и показателями илиусловиями премирования ИТР, служащих и рабочих.
Премирование за повышение качества продукции доЛ'жно проводиться, как правило, при условии выполнения
количественных показателей работы, таких, как выполнение плана производства, норм выработки и др. Для каждого
предприятия, применительно к. его специфике, разрабаты вается своя система премирования, учитываются именно те факторы, которые имеют первостепенное значение для дан ного производства. Например, па Саранском экскаваторном
заводе для определения итогов работы по качеству и опре делению достигнутого уровня вводится оценка качества ра
боты предприятия, позволяющая сравнить работу всех предприятий отрасли или производственных подразделений внутри предприятия и провести распределение мест, зани
маемых подразделениями по качеству |
продукции. Оценка |
|
проводится по 4-балльной системе |
согласно значениям |
|
обобщенного коэффициента качества. |
Это |
видно из таб |
лицы 1. |
|
|
_*_______________________________ |
|
Таблица 1 |
|
|
|
Величина |
Оценка работы |
|
коэффициента |
||
качества |
|
|
от 1—-≈-0,85 |
5 |
|
от 0,84—0,75 |
4 |
|
от 0,74—0,60 |
3 |
’ |
от 0,59 и ниже |
2 |
|
34