Файл: Кругман, А. Е. Зубчатые механизмы (кинематический анализ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А. Е. КРУГМАН, Л. Д. ПОДЛЕВСКИХ, В. Г. ГАГУЛИНА

ЗУ Б Ч А Т Ы Е

МЕ Х А Н И З М Ы

(Кинематический анализ)

ИЗДАТЕЛЬСТВО «УДМУРТИЯ»

ИЖЕВСК — 1974

Y&o. публична*

вП4.63

К 84

О ЗАЛА

Реценвенты:

Кафедра общетехнических дисциплин Кировского Государст­ венного педагогического института им. В. И. Ленина,

Канд. техн. наук, доц. Г. А. Кропотов.

Кругман А. Е. и др.

К84 Зубчатые механизмы. Ижевск, издательство «Уд­ муртия», 1974.

72с.

Вработе изложены аналитический и графический методы кине­ матического исследования зубчатых механизмов, а также приведены решения ряда примеров.

Издание рассчитано на студентов политехнического и сельскохоаяйственного институтов.

3133-102

6П4.63

К М134 (03) 74 73 84

 

(О Издательство «Удмуртия», 1974.

 

ВВЕДЕНИЕ

Зубчатые механизмы являются самыми распространенными. Они предназначены для передачи вращения от одного вала к другому с заданным отношением угловых скоростей.

Важной характеристикой зубчатых механизмов является передаточное отношение, под которым понимают отношение угловых скоростей двух каких-либо звеньев.

Полученное расчетом передаточное отношение является ис­ ходным заданием при проектировании зубчатых механизмов. Для распределительных передач, счетно-решающих и других устройств, где даже очень малая ошибка постепенно накапли­ вается и приводит к рассогласованию в работе звеньев систе­ мы, передаточное отношение следует выдерживать точно. В ре­ дукторах и других механизмах, где небольшое отклонение скорости или перемещения не нарушает работу машины, реаль­ ное передаточное отношение может отличаться от заданного в пределах ±2,5%.

Данная работа посвящена кинематическому исследованию одноступенчатых и многоступенчатых механизмов с неподвиж­ ными осями, а также дифференциальных и планетарных, комби­ нированных и замкнутых дифференциальных механизмов.

В работе подробно даны решения ряда примеров. Кроме того, в конце каждого раздела приведены примеры для само­ стоятельного решения.

Печатается по разрешению научно-методического управления Ми­ нистерства высшего и среднего специального образования РСФСР.


§ I. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЗУБЧАТЫХ МЕХАНИЗМОВ

Механизмы, составленные из зубчатых колес, делятся на од­ ноступенчатые и многоступенчатые.

Одноступенчатыми называются элементарные зубчатые меха­ низмы, которые не могут быть расчленены на более простые самостоятельные механизмы (рис. 1, 2, 3, 4).

Рис. 1. Цилиндрическая зубчатая

Рис. 2. Цилиндрическая зубчатая

передача

внешнего

зацепления

передача внутреннего

зацепления

Простейшая зубчатая передача представляет собой трех­

звенный

механизм

с одной высшей кинематической

парой и

двумя низшими парами.

 

 

Наибольшее передаточное отношение, которое можно осу­ ществить при помощи одной пары зубчатых колес, составляет: в силовых передачах i=5, в приборах i= 12.

i

Рис. 3. Коническая зубчатая передача

Однако в современных станках и приборах требуется осу­ ществление больших передаточных отношений, что может быть достигнуто с помощью многоступенчатых передач.

Многоступенчатыми называются механизмы, образованные путем соединения двух или нескольких одноступенчатых меха­ низмов (рис. 5).

Рис. 5. Многоступенчатый зубчатый механизм

Одноступенчатые механизмы, входящие в состав многосту­ пенчатого механизма, называются ступенями этого механизма.

Зубчатые передачи, служащие для понижения числа оборо­ тов, называются редукторами, а для увеличения — мультипли­ каторами.

Все одноступенчатые механизмы делятся на следующие группы:

5

1) передачи с неподвижными геометрическими осями всех колес, или простые ступени (рис. 1, 2, 3, 4);

2) сателлитные передачи, т. е. передачи, в которых геометри­ ческая ось хотя бы одного колеса подвижна (рис. 6).

планетарными.

Сателлитные передачи, у кото­ рых все колеса подвижны и две или несколько степеней свободы, назы­ ваются дифференциальными (рис.

7).

Степень подвижности механиз­ ма W определяется по формуле Че­ бышева:

W = Зп — 2р5— р4,

где п — число подвижных звеньев;

р5— число низших кинематиче­ ских пар;

р4— число высших кинематиче­ ских пар.

Следовательно, для механизма, изо­ браженного на рис. 7

W =3n—2р5—р4=3-4—2-4—2=2.

Рис. 7. Дифференциальный механизм

6


Сателлитные передачи, у которых одна степень свободы и одно центральное колесо закреплено, называются планетарными

(рис. 6).

W == Зп — 2р5— р4= 3-3 — 2-3 — 2 = 1.

Зубчатое колесо, геометрическая ось которого подвижна, называется сателлитом (на рис. 6 и 7 — колесо гг).

Сателлиты, изображенные на рис. 6, называются простыми. Кроме простых, применяются и двухвенцовые сателлиты (рис. 11, стр. 16). Они представляют собой два зубчатых коле­

са, установленных на одной оси.

Звено, на котором расположены зубчатые колеса с подвиж­ ными осями, называется водилом и обозначается буквой Н. Неподвижная ось, около которой вращается водило Н, назы­

вается основной осью.

Зубчатые колеса, сцепляющиеся с сателлитами, ось которых совпадает с основной осью, называются солнечными или цент­ ральными колесами (на рис. 6 и 7 — колеса zi и z3).

Так как сателлит относительно солнечного колеса имеет гипоциклическое или эпициклическое движение, то планетар­ ные и дифференциальные механизмы называют еще иногда эпи­ циклическими зубчатыми механизмами.

§2. ОДНОСТУПЕНЧАТЫЕ ЗУБЧАТЫЕ МЕХАНИЗМЫ

СНЕПОДВИЖНЫМИ ОСЯМИ

Важной характеристикой зубчатых механизмов, как было сказано выше, является передаточное отношение.

Передаточное отношение обозначается буквой i с индексами соответствующих валов, между которыми оно определяется

1- —

— ш, '

I ^

Из теории зацепления, рассматриваемой в курсе «Теория меха­ низмов и машин», известно, что угловые скорости зубчатых колес обратно пропорциональны радиусам начальных окруж­ ностей

ЛЧ _ R2

ш2 R,

Радиус начальной окружности зубчатого колеса определяет­ ся по формуле (зацепление нулевое):

*= “ •

Сучетом вышеизложенного формула для определения пе­ редаточного отношения примет вид:

Ш1 _ R2 _

z2

il2 = ~ R,

z,

(эта формула действительна и для корригированного зацепле­ ния). Рассмотрим, как определяется передаточное отношение для некоторых видов зубчатых механизмов:

1. Цилиндрическая зубчатая передача (рис. 1 и 2):

8


1)2 — И

(1)

 

Z|

(знак (+ ) принимается для передач внутреннего зацепления (рис. 2), так как колеса вращаются в одну сторону; знак (—) для передач внешнего зацепления (рис. 1), так как колеса вра­ щаются в разные стороны).

2.Коническая передача (рис. 3):

3.Червячная передача (рис. 4):

z

( 3 )

*12 “ "Р

где z — число зубьев червячного колеса, к — число заходов червяка.

Пример 1.

Определить число оборотов щ колеса zi (рис. 1), если числа зубьев колес соответственно равны: г\ = 20, Z2 = 50, а число оборотов второго колеса пг = 100 об/мин.

Ответ: щ = — 250 об/мин. Пример 2.

Определить число зубьев колеса г\ (рис. 3), если число зубь­

ев второго колеса Z2 = 50, а

число оборотов первого

и

второго

колес, соответственно равны

щ = Г00 об/мин., Лг = 200

об/мин.

Ответ: Zi = 100.

 

 

 

Пример 3.

 

(звено 2)

Определить число оборотов червячного колеса пк

(рис. 4) при числе оборотов червяка (звено 1) п,, == 200 об/мин., числе зубьев колеса г — 80 и числе заходов червяка К ** 2. ■

Ответ: пк = 5 об/мин.


§ 3. МНОГОСТУПЕНЧАТЫЕ МЕХАНИЗМЫ С НЕПОДВИЖНЫМИ ОСЯМИ ,

Для механизма на рис. 5 имеем:

1* 1з It

12 • Ь з • i«4

•гз —

Ш3 »

• «

ш,

:

 

” (° |

 

_ ЦП*

 

«Я II

e

<34

 

J F j

ш4

0),

е

(1)4

 

 

о>з

IЛ

=

----—

115

*<s

ш ь

и>5

 

Следовательно, для многоступенчатых зубчатых передач об­ щее передаточное отношение равно произведению передаточных отношений отдельных его ступеней.

В общем виде уравнение примет вид:

•in = i 12 * >23 • *34 ... i ( n - l ) n .

( 4 )

Для механизмов, в состав которых входят только плоские сту­ пени, можно получить:

i)n

(— l)m •

i12 ' Ьз ■•л-.3(п—i) n,

(5)

где m — число

внешних

зацеплений.

 

Для передачи вращательного движения на большие расстоя­

ния с целью

уменьшения габаритов,

а

также

для

изменения

направления

вращения ведомого вала применяют рядовое со­

единение зубчатых колес (рис.

8):

 

 

 

 

 

iis = ii8-ij3‘is4-U5 —(— l) 4.

T-i

Zj

Z4

Z5

 

Z5

z,

z2

zs

z4

'

z,

Следовательно, при рядовом соединении зубчатых колес общее передаточное отношение не зависит от числа зубьев промежу­ точных колес.

Рядовое соединение конических колес представлено на рис. 9. Направление вращения колес определяется по правилу

Ю