Файл: Котлова, Т. М. Улучшение качества продукции - одна из основных задач пятилетки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
производстве является служба стандартизации и аттеста ции качества продукции, действующая система бездефект ного изготовления продукции и сдача ее OTK с первого
предъявления; стимулирование качества продукции и тех нический контроль ее.
Рассмотрим суть составных частей системы управления качеством.
Стандартизация
В наше время качество и стандарты — неотделимые понятия. Слово «ГОСТ» — государственный общесоюзный стандарт — все более становится своеобразным символом качества. Именно в стандартах заключены те требования, неукоснительное соблюдение которых обеспечивает полу
чение необходимого качества. Сумма действующих стан дартов как раз и определяет качественный уровень произ водства. По мере дальнейшего развития народного хозяй ства роль и значение стандартов будут повышаться еще бо лее. ГОСТом устанавливаются типовые нормы качества, обязательные~для всех. В нынешней пятилетке впервые ре шается неслыханная по сложности задача: предстоит обно вить все стандарты. В будущем их станут пересматривать
каждые пять лет. В Советском Союзе уже действуют около
16 тысяч государственных и еще больше республиканских
нотраслевых стандартов.
Внастоящее время большое внимание уделяется методу комплексной стандартизации, сущность которого заклю чается в том, что стандарты на продукцию, будь то, к при меру, автомобиль или двигатель, создаются в комплексе со стандартами на сырье, материалы и комплектующие изде
лия, а также на технологическое оборудование, оснастку и инструмент. Наряду с этим комплексная стандартизация
предусматривает соответствующие требования к проектиро
ванию изделий, к технологической подготовке производства. Все это обеспечивает стабильно высокое качество изго
товления изделий, а в последующем — эксплуатации и ре монта. Принципы комплексной стандартизации нашли
широкое отражение в Государственном плане развития на родного хозяйства СССР на 1971—-1975 годы, где предусмат
ривается разработка и внедрение 25 крупных комплексов стандартов. Это даст -очень многое народному хозяйству. Например, только срок работы автомобилей' до капиталь ного ремонта возрастает на 30—50%. Будут совершенство ваться отдельные конструкции изделия. Вся эта много гранная работа ведется Госстандартом СССР в тесном со дружестве со многими министерствами и ведомствами.
25
Одновременно, что очень важно, многие передовые пред приятия выходят с ценными встречными починами, резко повышая уровень качества изделий, идущих на нужды вы пускаемой конечной продукции, зная, насколько качество конечной продукции зависит от исходных ее составляющих.
Обеспечение стабильно высокого уровня качества изделий
в условиях современного производства — проблема чрезвы чайно сложная. Решить ее путем проведения отдельных, пусть даже крупных, мероприятий невозможно. Вот поче му важна комплексная стандартизация. При этом борь ба за качество должна проводиться в рамках, научно обос нованной системы, построенной на сочетании интересов и возможностей отдельных предприятий с общегосудар
ственными.
Об исключительно важном значении стандартов в повы шении качества продукции, эффекте их своевременного внедрения и соблюдения говорят следующие факты.
На предприятиях производственного объединения «Све тотехника» внедрение стандартов на люминесцентные лам пы позволило увеличить продолжительность их горения на
34%, световой поток — на 12%, а ежегодный экономический эффект составляет 1,7—2,5 млн. рублей 1.
Преимущества стандартизации также видны на Саран ском приборостроительном заводе. C внедрением нового стандарта на тахометры, аттестованные на государствен ный Знак качества, увеличен срок их службы в 5 раз. А это
равносильно увеличению их выпуска во столько же раз. Та ких примеров можно привести много.
К сожалению, есть факты, когда не соблюдаются усло
вия комплексной стандартизации. Например, на Ардатовском светотехническом заводе выпускают светильники. О важности их говорить не приходится. Прежде чем изгото вить светильник, отвечающий всем требованиям стандарта,
нужны необходимое сырье и материалы, полуфабрикаты и
комплектующие изделия. Однако при получении мате риалов на заводе нередко не соблюдаются требования стандартов. В связи с этим выпускаемая продукция в целом теряет свои эксплуатационные качества. Это говорит о том,
что изготовление и реализация нестандартной продукции одним предприятием влечет за собой выпуск некачествен ной продукции на других, тем самым наносится большой ущерб народному хозяйству. Чтобы не допускать такого положения, необходимо поднять роль и ответственность
технического контроля и. метрологических служб предприя-
1 Расчетные данные объединения «Светотехника».
тип, обеспечить их необходимыми измерительными сред
ствами, квалифицированными кадрами, шире применять
прогрессивные методы контроля качества продукции.
Для улучшения этой работы следует практиковать на
предприятиях проведение смотров, конференций по каче ству с привлечением потребителей продукции. Сейчас нельзя успешно руководить предприятием, обеспечивать стабильность и высокое качество продукции, не занимаясь повседневно улучшением работы по стандартизации, свое временным внедрением стандартов и соблюдением установ ленных ими требований.
Аттестация
Итак, первая составная часть единой системы управле ния качеством связана со стандартизацией. Другой элемент ее в масштабах народного хозяйства и отрасли — это атте стация продукции по категориям качества. Все серийно вы пускаемые изделия подразделяются на три категории: выс
шую, первую и вторую, а вновь разрабатываемые изделия,
передаваемые в производство, — по двум: высшей и первой.
К высшей относят продукцию, которая по своим техни
ко-экономическим показателям соответствует лучшим оте
чественным и мировым достижениям либо превосходит их. Таким товарам присваивают государственный Знак каче ства. Изделия первой категории должны соответствовать современным требованиям, а во вторую зачисляют мораль но устаревшие товары, выпуск которых необходимо прекра щать в обусловленный срок. Срок действия высшей и первой категории устанавливается на 1—3 года, после чего изделие проходит повторную аттестацию.
В СССР аттестация стала проводиться с 1967 года. По
поручению правительства была проведена первая опытная оценка продукции Московского электромеханического заво
да имени Владимира Ильича, где |
был присвоен первый |
государственный Знак качества |
электродвигателям се |
рии «А-2». |
|
В настоящее время в нашей стране проводится большая работа по аттестации качества продукции. В 1972 году было изготовлено на 5,8 млрд, рублей продукции со Знаком каче
ства. На первое января 1973 года этого отличия были удо стоены 6749 изделий, а на первое июня — 8877 товаров '.
На предприятиях Мордовской ACCP более 200 изделий,
или около 15 процентов общего объема |
продукции, выпу |
скаемой республикой, аттестовано, по |
высшей категории |
1 «Соц. индустрия», 1973, 20 июня. |
|
|
' 27 |
качества. Из них 98 изделиям присвоен государственный Знак качества, в том числе 43 изделиям объединения «Све тотехника», 13 — приборостроительного завода, 28—завода
«Электровыпрямитель», 2 — изделиям завода «Саранск-
кабель» ’. Чтобы добиться таких успехов, па предприятиях республики была проведена большая подготовительная ра
бота по повышению качества изделий и присвоению им го сударственного Знака качества.
В качестве характерного примера может служить работа
приборостроительного завода. Впервые в 1971 году в Са ранске четырем изделиям этого завода был присвоен госу
дарственный Знак качества. Его получили сварные сильфо ны. Экономическая эффективность выпуска их составила
1,2 млн. рублей. В 1972 году приборостроители подготовили
к государственной аттестации качества еще |
шесть изде |
лий — малогабаритные магнитоиндукционные |
тахометры. |
Государственная аттестационная комиссия вынесла реше ние — присвоить и этим изделиям Знак качества.
В процессе подготовки данных приборов к государствен ной аттестации гарантийный срок изпелий увеличен с 2 до 5 лет (введен гарантийный срок до 1500 часов и техниче ский ресурс — 30000 часов). От применения вышеназван
ных приборов экономический эффект в народном хозяйстве составил около 2 млн. рублей. К концу 1973 гопа завод вы пускал 13 изделий со Знаком качества, или 31% выпускае
мой продукции, и 69% — первой категории.
При подготовке изделий на Знак качества была прове
дена большая работа по совершенствованию технологиче ских процессов изготовления деталей приборов, осуще ствлен переход па конвейерную сборку последних, автома тизированы трудоемкие технологические процессы контроля, приведены в определенную систему вопросы материального стимулирования. 'Премия контролерам, начальникам смен,
цеховым технологам поставлена в зависимость от цеховых показателей по качеству.
Показатели по качеству и культуре производства
включены в условия социалистического соревнования це хов. Получила дальнейшее углубление саратовская си
стема бездефектного изготовления и сдачи продукции с первого предъявления. Раз в месяц на заседании техниче
ского совета завода заслушивается вопрос о ходе подготов ки к аттестации.
' «Советская Мопдовия», 1973, 21 ноября. Доклад секретапя Мор довского обкома КПСС тов. Чечкина «Об итогах работы промышленно сти, транспорта и связи MACCP за 10 месяцев и задачах по досрочному . завершению плана 1973 года».
28
К государственной аттестации приборов завод подходит через заводскую аттестацию деталей, узлов, сборок. Работу по заводской аттестации качества проводит комиссия во главе с главным инженером. Контролирует и направляет эту работу отдел технического контроля. Подготовку к атте стации деталей и узлов проводит цех-изготовитель, который представляет в заводскую аттестационную комиссию всю техническую документацию на изделия, подлежащие атте стации. Если выдержаны все требования, предъявляемые к деталям и узлам, присваивается заводской знак качества и выдается свидетельство, действие которого рассчитано на срок не более двух лет. Аттестованные детали и узлы выпу скаются со знаком качества — клеймом. При нарушении условий аттестационная комиссия лишает цех свидетель ства.
В настоящее время на Саранском приборостроительном заводе четыре цеха выпускают детали со знаком качества. Коллектив приборостроителей считает заводскую аттеста цию деталей и узлов подготовительным этапом к государст венной и отраслевой аттестации качества изделий.
Аттестация качества служит основой для объективной оценки деятельности предприятий по улучшению качества выпускаемых изделий, при планировании и стимулировании этой работы.
Изготовитель получает двоякую выгоду, улучшая каче ство товаров. Во-первых, введены повышающие коэффици енты к нормативам отчислении в премиальный фонд: поощ рение тем выше, -чем значительнее доля продукции высшей и меньше удельный вес изделий второй категории в про грамме предприятия. Во-вторых, на товары со знаком каче ства устанавливают, как правило, надбавки к оптовой цене, а на «второсортную» продукцию — скидку. Чем выше каче ство, тем больше выручка и прибыль, от которых зависит размер поощрительных фондов.
Сдача бездефектной продукции и труда
Более 5000 предприятий страны, в том числе и некото
рые из Мордовской АССР, перешли на работу по саратов
ской системе бездефектного изготовления продукции и сда
чи ее OTK и заказчику с первого предъявления.
Саратовская система исходит из диалектической нераз
рывности понятия количества и качества продукции, из того,
что улучшение качества является одним из основных средств повышения производительности труда — важней
2»