Файл: Космические станции Салют. - Москва Изд-во АПН, 1975. - 32 с. ил. - 10000 экз. - Текст непосредственный.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
г. V&iLну&вкчаад
^^г-т£ х » и ч» '« ая
®ц»е«лля5»
и и -тч РЦНОГО ЗА М А
А ?
{05
■П
КОСМИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ «САЛЮТ»
Редактор Е. Сергевнина
Художественный редактор А.. Канделаки Технический редактор Т. Койранская
Сдано в набор 25.4.75 г. Подписано в печать 7.5.75 г. T06S Формат 70X100/32 Объем 1,0 печ. л., 1,3 уел. л., 1,11 уч.-изд. Тираж 10.000 экз. Зак. 410 Изд. № 3507 Цена 06 коп.
Издательство Агентства печати Новости
Типография издательства Агентства печати Новости. Москва, ул. Фр. Энгельса, 46.
© Издательство Агентства печати Новости, 1975
«СОВЕТСКИЙ СОЮЗ РАССМАТРИВАЕТ КОСМИ ЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ВЕЛИКУЮ ЗАДАЧУ ПОЗНАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ СИЛ И ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ В ИНТЕРЕСАХ ЧЕЛОВЕКА ТРУДА, В ИНТЕРЕСАХ МИРА НА ЗЕМЛЕ».
Л. И. БРЕЖНЕВ
Освоение космоса началось 4 октября 1957 года с запуска первого советского искусственного спут ника Земли, а сейчас на околоземной орбите рабо тают уже обитаемые станции.
Первая экспериментальная орбитальная станция была создана 16 января 1969 года после стыковки на околоземной орбите советских пилотируемых кораблей «Союз-4» и «Союз-5». С 1971 года в Со ветском Союзе начата реализация программы «Са лют», предусматривающей создание околоземных научных станций. Эти станции смогут работать длительное время в космосе как в автоматическом режиме, так и с экипажем на борту. Станции «Са лют», «Салют-2», «Салют-3», «Салют-4» работали в космосе в 1971, 1973, 1974 и 1975 годах соответ ственно. Все эти станции одного класса, хотя не сколько и отличаются одна от другой конструкцией, бортовой аппаратурой и решаемыми задачами.
з
Доставка экипажей на станции «Салют» осуще ствлялась космическими кораблями «Союз». После окончания программы работ на борту станции кос монавты на том же корабле «Союз» возвращались па Землю.
Первые советские искусственные спутники Зем ли и автоматические межпланетные станции дали ученым и конструкторам космических аппаратов важнейшие сведения о физических процессах, про исходящих в околоземном пространстве. Было под тверждено, что условия космоса весьма неблаго приятны для человека: глубокий вакуум и страш ный холод в тени Земли и не менее страшная жара под палящими лучами Солнца, космическая радиа ция, метеорные потоки, перегрузки при взлете, по садке и невесомость во время полета по околозем ной орбите.
С целью дальнейшего изучения физических ус ловий космического пространства, отработки бор товых систем космического корабля, проведения широкого комплекса медико-биологических исследо ваний, связанных с подготовкой первого полета че ловека, за 1960 и 1961 годы на околоземную орбиту были выведены пять кораблей-спутников. На основе данных, полученных после каждого полета в кос мос, конструкторы вносили необходимые усовер шенствования в их системы.
12 апреля 1961 года первым космонавтом мира стал гражданин Советского Союза Юрий Алексее вич Гагарин. Орбитальный полет Юрия Гагарина показал, что человек может не только нормально переносить старт, условия космического полета и возвращение на Землю, по и плодотворно работать в необычной обстановке.
Каждый последующий эксперимент, основыва
4
ясь на результатах и опыте предыдущих, являлся очередным шагом в овладении космическим прост ранством и вносил существенный вклад в развитие космической науки и техники.
Еще в период реализации программ «Восток» и «Восход» перед советскими учеными и конструкто рами была поставлена задача создания многоцеле вых космических кораблей. Они должны были рас полагать техническими возможностями, позволяю щими проводить больший комплекс исследований, чем все предыдущие пилотируемые корабли.
Новая программа получила название «Союз». Основными ее задачами являлись:
—стыковка на околоземной орбите;
—широкое маневрирование в одиночных и групповых полетах с целью отработки процессов сближения, новых систем навигации и управления, принципов создания и обслуживания околоземных космических станций, приобретения навыков «кос мического» пилотажа;
—осуществление длительных полетов, позво ляющих изучить воздействие условий космического
полета па человеческий организм;
—проверка принципов использования пилоти руемых кораблей для исследования Земли в прак тических целях (прогнозирование метеорологиче ской обстановки, разведка природных ресурсов, на блюдения за лесными пожарами и ледовой обста новкой и т. п.);
—проведение научно-технических исследований
иэкспериментов.
Как видно из перечисленного, такие космиче ские корабли должны сочетать в себе элементы транспортного корабля и орбитальной станции. И главная цель их создания: обеспечить разреше
5
ние проблем, связанных с применением обитаемых околоземных станций.
Именно корабли «Союз» позволили выполнить широкие комплексные исследования в околоземном пространстве и открыли новый этап в развитии кос монавтики: создание и использование орбитальных космических станций.
ЧТО ТАКОЕ ОБИТАЕМАЯ ОРБИТАЛЬНАЯ СТАНЦИЯ
Обитаемая орбитальная станция — тяжелый ис кусственный спутник Земли (ИСЗ) с экипажем космонавтов, длительное время функционирующий на околоземной орбите. На таком спутнике возмож но размещение большого количества оборудования, работающего как автоматически, так и при непо средственном участии космонавтов. Это позволяет использовать станцию для решения многих научных и прикладных задач — дальнейшего изучения око лоземного космического пространства и Земли с орбиты ИСЗ, астрономических, радиоастрономи ческих и метеорологических наблюдений, навигации, медико-биологических исследований, изучения по ведения материалов и различного оборудования в условиях космического полета и других. Орби тальные станции могут также стать базами для сборки па орбите тяжелых космических кораблей, предназначенных для путешествий к другим плане там Солнечной системы.
Численность экипажа, параметры орбиты и вре мя активного функционирования на ней, вес и габа
7
риты обитаемых станций определяются целевым назначением каждого конкретного полета.
Существует два способа сборки орбитальной станции.
1. Станция полностью собирается на Земле и выводится одной ракетой-носителем на орбиту ИСЗ.
2. Станция собирается на околоземной орбите из нескольких отдельных блоков, секций, элементов или космических кораблей, которые выводятся по следовательно (каждый элемент одним носителем). После окончательной сборки и проверки станция готова к выполнению всего комплекса возлагаемых на нее задач.
Оба способа имеют свои преимущества и недо статки. Но второй дает возможность создавать станции практически любого веса и объема и ис пользовать для вывода на орбиту отдельных блоков уже существующие ракеты-носители. При сборке же на Земле вес и габариты будущей станции ог раничены энергетическими возможностями ракетыносителя.
Кроме того, при втором способе неудачный за пуск одного из блоков еще не означает срыва вы полнения заданной программы, и запуск такого блока может быть произведен повторно. Тогда как неудачный запуск орбитальной станции, собранной полностью на Земле, может надолго задержать ее последующую подготовку и вывод на орбиту.
Очевидно, что первым способом будут создавать ся малые станции весом от нескольких тонн до не скольких десятков тонн. В основу же создания больших станций весом до нескольких сотен тонн будет положен метод сборки на орбите.
8
Как в первом, так и во втором случае космиче ский экипаж может быть или выведен на орбиту на борту станции или доставлен туда отдельно с помощью транспортного корабля.
Создание орбитальной станции требует решения ряда важных проблем, основной из которых явля ется обеспечение ее длительного н активного функ ционирования.
Для решения задачи регулярного сообщения со станцией с целью ее снабжения необходимыми эле ментами и смены экипажа конструируются транс портные космические корабли (ТКК). Обладая ши рокими маневренными возможностями, ТКК по ме ре надобности будут запускаться с наземных кос модромов, сближаться со станциями, причаливать к ним, выгружать привезенное оборудование, заби рать полученную информацию и грузы.
Важной проблемой является обеспечение эки пажа пищей и водой. Сейчас космонавты могут об ходиться запасами, взятыми с Земли или достав ленными транспортными космическими кораблями. Но, вероятно, скоро на станциях будут создавать ся полузамкнутые экологические системы, обеспе чивающие полную регенерацию атмосферы и воды, а в дальнейшем — и замкнутые экологические сис темы. Они обеспечат полный круговорот веществ на орбитальной станции.
С увеличением длительности пребывания чело века на борту станции возникает очередная пробле ма: преодоление воздействия невесомости на орга низм человека. Какие же видимые пути намечены для решения этой проблемы?
Один из путей — создание на борту орбиталь ной станции так называемой «искусственной тяже сти». Но тогда (с точки зрения механики) орби-
2—410 |
9 |
тальные станции должны вращаться относительно центра тяжести, и на космонавтов при их переме щениях будет действовать кориолисово ускорение. Как при этом будет чувствовать себя человек? На Земле это проверить весьма трудно. Ведь постоян ное вращение может отрицательно действовать на самочувствие космонавтов. Да и проведение от дельных экспериментов сильно осложнится. Напри мер, наблюдение Земли, астрономические исследо вания. Правда, в последнем случае есть выход: соз дать искусственную тяжесть не путем вращения всей станции, а путем вращения отдельной ее части (блока). А для научных исследований будут слу жить другие блоки орбитальной станции.
Важным вопросом является также противора диационная защита экипажа. Чем выше орбита, тем более мощная потребуется защита либо всей стан ции, либо ее жилого блока. Особенно в периоды повышенной солнечной активности, когда интенсив ность потоков космических заряженных частиц мо жет возрасти в десятки раз.
Противорадиационная защита может быть ак тивной и пассивной. Активная защита основана на возможности изменения направления потока заря женных частиц под воздействием электрических или электромагнитных полей. Пассивная защита осуществляется экранированием отсеков станции материалами, способными поглощать вредные для человеческого организма частицы.
При длительном существовании и больших га баритах орбитальной станции возрастает опасность столкновения с потоками микрометеоритов и косми ческой пыли. Попадание микрометеорита может вызвать разгерметизацию отсека. Хотя, как уста новлено, вероятность такого столкновения очень
ю
мала, необходимо предусмотреть различные спосо бы защиты от микрометеоритов. Например, исполь зование устройства выносных экранов, применение для обшивки материалов с хорошими противоудар ными свойствами (титана, магния, бериллия) или многослойной обшивки. Возможно также покрытие корпуса самогерметизирующимися материалами.
Длительное время активного существования ор битальной станции повышает требования к ее кон струкции, надежности и ресурсу работы бортовых систем, аппаратуре. Кроме того, необходимо обес печить возможность замены отдельных элементов в случае выхода их из строя, профилактического контроля и ремонта без полного демонтажа аппа ратуры. Это не требовалось ранее при создании автоматических аппаратов и космических кораб лей. Таковы основные проблемы, возникающие при создании орбитальной станции.
2*