Файл: Космические станции Салют. - Москва Изд-во АПН, 1975. - 32 с. ил. - 10000 экз. - Текст непосредственный.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

г. V&iLну&вкчаад

^^г-т£ х » и ч» '« ая

®ц»е«лля5»

и и -тч РЦНОГО ЗА М А

А ?

{05

■П

КОСМИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ «САЛЮТ»

Редактор Е. Сергевнина

Художественный редактор А.. Канделаки Технический редактор Т. Койранская

Сдано в набор 25.4.75 г. Подписано в печать 7.5.75 г. T06S Формат 70X100/32 Объем 1,0 печ. л., 1,3 уел. л., 1,11 уч.-изд. Тираж 10.000 экз. Зак. 410 Изд. № 3507 Цена 06 коп.

Издательство Агентства печати Новости

Типография издательства Агентства печати Новости. Москва, ул. Фр. Энгельса, 46.

© Издательство Агентства печати Новости, 1975

«СОВЕТСКИЙ СОЮЗ РАССМАТРИВАЕТ КОСМИ­ ЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ВЕЛИКУЮ ЗАДАЧУ ПОЗНАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ СИЛ И ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ В ИНТЕРЕСАХ ЧЕЛОВЕКА ТРУДА, В ИНТЕРЕСАХ МИРА НА ЗЕМЛЕ».

Л. И. БРЕЖНЕВ

Освоение космоса началось 4 октября 1957 года с запуска первого советского искусственного спут­ ника Земли, а сейчас на околоземной орбите рабо­ тают уже обитаемые станции.

Первая экспериментальная орбитальная станция была создана 16 января 1969 года после стыковки на околоземной орбите советских пилотируемых кораблей «Союз-4» и «Союз-5». С 1971 года в Со­ ветском Союзе начата реализация программы «Са­ лют», предусматривающей создание околоземных научных станций. Эти станции смогут работать длительное время в космосе как в автоматическом режиме, так и с экипажем на борту. Станции «Са­ лют», «Салют-2», «Салют-3», «Салют-4» работали в космосе в 1971, 1973, 1974 и 1975 годах соответ­ ственно. Все эти станции одного класса, хотя не­ сколько и отличаются одна от другой конструкцией, бортовой аппаратурой и решаемыми задачами.

з

Доставка экипажей на станции «Салют» осуще­ ствлялась космическими кораблями «Союз». После окончания программы работ на борту станции кос­ монавты на том же корабле «Союз» возвращались па Землю.

Первые советские искусственные спутники Зем­ ли и автоматические межпланетные станции дали ученым и конструкторам космических аппаратов важнейшие сведения о физических процессах, про­ исходящих в околоземном пространстве. Было под­ тверждено, что условия космоса весьма неблаго­ приятны для человека: глубокий вакуум и страш­ ный холод в тени Земли и не менее страшная жара под палящими лучами Солнца, космическая радиа­ ция, метеорные потоки, перегрузки при взлете, по­ садке и невесомость во время полета по околозем­ ной орбите.

С целью дальнейшего изучения физических ус­ ловий космического пространства, отработки бор­ товых систем космического корабля, проведения широкого комплекса медико-биологических исследо­ ваний, связанных с подготовкой первого полета че­ ловека, за 1960 и 1961 годы на околоземную орбиту были выведены пять кораблей-спутников. На основе данных, полученных после каждого полета в кос­ мос, конструкторы вносили необходимые усовер­ шенствования в их системы.

12 апреля 1961 года первым космонавтом мира стал гражданин Советского Союза Юрий Алексее­ вич Гагарин. Орбитальный полет Юрия Гагарина показал, что человек может не только нормально переносить старт, условия космического полета и возвращение на Землю, по и плодотворно работать в необычной обстановке.

Каждый последующий эксперимент, основыва­

4


ясь на результатах и опыте предыдущих, являлся очередным шагом в овладении космическим прост­ ранством и вносил существенный вклад в развитие космической науки и техники.

Еще в период реализации программ «Восток» и «Восход» перед советскими учеными и конструкто­ рами была поставлена задача создания многоцеле­ вых космических кораблей. Они должны были рас­ полагать техническими возможностями, позволяю­ щими проводить больший комплекс исследований, чем все предыдущие пилотируемые корабли.

Новая программа получила название «Союз». Основными ее задачами являлись:

стыковка на околоземной орбите;

широкое маневрирование в одиночных и групповых полетах с целью отработки процессов сближения, новых систем навигации и управления, принципов создания и обслуживания околоземных космических станций, приобретения навыков «кос­ мического» пилотажа;

осуществление длительных полетов, позво­ ляющих изучить воздействие условий космического

полета па человеческий организм;

проверка принципов использования пилоти­ руемых кораблей для исследования Земли в прак­ тических целях (прогнозирование метеорологиче­ ской обстановки, разведка природных ресурсов, на­ блюдения за лесными пожарами и ледовой обста­ новкой и т. п.);

проведение научно-технических исследований

иэкспериментов.

Как видно из перечисленного, такие космиче­ ские корабли должны сочетать в себе элементы транспортного корабля и орбитальной станции. И главная цель их создания: обеспечить разреше­

5

ние проблем, связанных с применением обитаемых околоземных станций.

Именно корабли «Союз» позволили выполнить широкие комплексные исследования в околоземном пространстве и открыли новый этап в развитии кос­ монавтики: создание и использование орбитальных космических станций.

ЧТО ТАКОЕ ОБИТАЕМАЯ ОРБИТАЛЬНАЯ СТАНЦИЯ

Обитаемая орбитальная станция — тяжелый ис­ кусственный спутник Земли (ИСЗ) с экипажем космонавтов, длительное время функционирующий на околоземной орбите. На таком спутнике возмож­ но размещение большого количества оборудования, работающего как автоматически, так и при непо­ средственном участии космонавтов. Это позволяет использовать станцию для решения многих научных и прикладных задач — дальнейшего изучения око­ лоземного космического пространства и Земли с орбиты ИСЗ, астрономических, радиоастрономи­ ческих и метеорологических наблюдений, навигации, медико-биологических исследований, изучения по­ ведения материалов и различного оборудования в условиях космического полета и других. Орби­ тальные станции могут также стать базами для сборки па орбите тяжелых космических кораблей, предназначенных для путешествий к другим плане­ там Солнечной системы.

Численность экипажа, параметры орбиты и вре­ мя активного функционирования на ней, вес и габа­

7


риты обитаемых станций определяются целевым назначением каждого конкретного полета.

Существует два способа сборки орбитальной станции.

1. Станция полностью собирается на Земле и выводится одной ракетой-носителем на орбиту ИСЗ.

2. Станция собирается на околоземной орбите из нескольких отдельных блоков, секций, элементов или космических кораблей, которые выводятся по­ следовательно (каждый элемент одним носителем). После окончательной сборки и проверки станция готова к выполнению всего комплекса возлагаемых на нее задач.

Оба способа имеют свои преимущества и недо­ статки. Но второй дает возможность создавать станции практически любого веса и объема и ис­ пользовать для вывода на орбиту отдельных блоков уже существующие ракеты-носители. При сборке же на Земле вес и габариты будущей станции ог­ раничены энергетическими возможностями ракетыносителя.

Кроме того, при втором способе неудачный за­ пуск одного из блоков еще не означает срыва вы­ полнения заданной программы, и запуск такого блока может быть произведен повторно. Тогда как неудачный запуск орбитальной станции, собранной полностью на Земле, может надолго задержать ее последующую подготовку и вывод на орбиту.

Очевидно, что первым способом будут создавать­ ся малые станции весом от нескольких тонн до не­ скольких десятков тонн. В основу же создания больших станций весом до нескольких сотен тонн будет положен метод сборки на орбите.

8

Как в первом, так и во втором случае космиче­ ский экипаж может быть или выведен на орбиту на борту станции или доставлен туда отдельно с помощью транспортного корабля.

Создание орбитальной станции требует решения ряда важных проблем, основной из которых явля­ ется обеспечение ее длительного н активного функ­ ционирования.

Для решения задачи регулярного сообщения со станцией с целью ее снабжения необходимыми эле­ ментами и смены экипажа конструируются транс­ портные космические корабли (ТКК). Обладая ши­ рокими маневренными возможностями, ТКК по ме­ ре надобности будут запускаться с наземных кос­ модромов, сближаться со станциями, причаливать к ним, выгружать привезенное оборудование, заби­ рать полученную информацию и грузы.

Важной проблемой является обеспечение эки­ пажа пищей и водой. Сейчас космонавты могут об­ ходиться запасами, взятыми с Земли или достав­ ленными транспортными космическими кораблями. Но, вероятно, скоро на станциях будут создавать­ ся полузамкнутые экологические системы, обеспе­ чивающие полную регенерацию атмосферы и воды, а в дальнейшем — и замкнутые экологические сис­ темы. Они обеспечат полный круговорот веществ на орбитальной станции.

С увеличением длительности пребывания чело­ века на борту станции возникает очередная пробле­ ма: преодоление воздействия невесомости на орга­ низм человека. Какие же видимые пути намечены для решения этой проблемы?

Один из путей — создание на борту орбиталь­ ной станции так называемой «искусственной тяже­ сти». Но тогда (с точки зрения механики) орби-

2—410

9



тальные станции должны вращаться относительно центра тяжести, и на космонавтов при их переме­ щениях будет действовать кориолисово ускорение. Как при этом будет чувствовать себя человек? На Земле это проверить весьма трудно. Ведь постоян­ ное вращение может отрицательно действовать на самочувствие космонавтов. Да и проведение от­ дельных экспериментов сильно осложнится. Напри­ мер, наблюдение Земли, астрономические исследо­ вания. Правда, в последнем случае есть выход: соз­ дать искусственную тяжесть не путем вращения всей станции, а путем вращения отдельной ее части (блока). А для научных исследований будут слу­ жить другие блоки орбитальной станции.

Важным вопросом является также противора­ диационная защита экипажа. Чем выше орбита, тем более мощная потребуется защита либо всей стан­ ции, либо ее жилого блока. Особенно в периоды повышенной солнечной активности, когда интенсив­ ность потоков космических заряженных частиц мо­ жет возрасти в десятки раз.

Противорадиационная защита может быть ак­ тивной и пассивной. Активная защита основана на возможности изменения направления потока заря­ женных частиц под воздействием электрических или электромагнитных полей. Пассивная защита осуществляется экранированием отсеков станции материалами, способными поглощать вредные для человеческого организма частицы.

При длительном существовании и больших га­ баритах орбитальной станции возрастает опасность столкновения с потоками микрометеоритов и косми­ ческой пыли. Попадание микрометеорита может вызвать разгерметизацию отсека. Хотя, как уста­ новлено, вероятность такого столкновения очень

ю

мала, необходимо предусмотреть различные спосо­ бы защиты от микрометеоритов. Например, исполь­ зование устройства выносных экранов, применение для обшивки материалов с хорошими противоудар­ ными свойствами (титана, магния, бериллия) или многослойной обшивки. Возможно также покрытие корпуса самогерметизирующимися материалами.

Длительное время активного существования ор­ битальной станции повышает требования к ее кон­ струкции, надежности и ресурсу работы бортовых систем, аппаратуре. Кроме того, необходимо обес­ печить возможность замены отдельных элементов в случае выхода их из строя, профилактического контроля и ремонта без полного демонтажа аппа­ ратуры. Это не требовалось ранее при создании автоматических аппаратов и космических кораб­ лей. Таковы основные проблемы, возникающие при создании орбитальной станции.

2*