Файл: Космические станции Салют. - Москва Изд-во АПН, 1975. - 32 с. ил. - 10000 экз. - Текст непосредственный.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Станция «Салют» продолжала функционировать на околоземной орбите в автоматическом режиме. В этот период продолжались работы по контролю состояния бортовых систем, приему и обработке научной и телеметрической информации.

Осуществление совместного полета космическо­ го корабля «Союз-10» со станцией «Салют» и по­ следующие испытания станции в автоматическом режиме показали, что все системы и конструктив­ ные элементы отклонений от нормы не имеют, в отсеках устойчиво поддерживается микроклимат с параметрами, близкими к земным.

Это позволило перейти к следующему этапу ра­ бот — созданию и практической эксплуатации пило­ тируемой космической системы «Салют — Союз».

С этой целью 6 июня 1971 года был успешно произведен запуск космического корабля «Союз-11»

с космонавтами Добровольским

Г.

Т.,

Волко­

вым В. Н. и Пацаевым В. И.

 

 

корабля

Сближение, причаливание и стыковка

«Союз-11» со станцией «Салют»

были

проведены

так же, как при полете космического корабля «Союз-10» в апреле 1971 года.

7 июня 1971 года в 10 часов 45 минут космо­ навты перешли из «Союза-11» в помещение науч­ ной станции, и система «Салют — Союз» стала функционировать как первая пилотируемая орби­ тальная научная станция. Кроме того, впервые была решена важная инженерно-техническая зада­ ча по доставке экипажа транспортным кораблем на борт научной станции — искусственного спутника Земли.

Переход космонавтов осуществлялся через внут­ ренний люк-лаз стыковочного узла после тщатель­ ной проверки герметичности стыка станции и ко­

23

рабля, самой станции и надежности соединения их электрических и гидравлических коммуникаций.

Внутреннее оборудование космического комп­ лекса «Союз — Салют», его конструкция и компо­ новка обеспечивали необходимые условия нормаль­ ной работы экипажа и выполнение большого комп­ лекса научно-технических исследований.

Следующие полеты пилотируемых станций «Са­ лют» проходили по такой же схеме. Сначала на околоземную орбиту выводится станция «Салют» и в течение 10—20 дней проводится всесторонняя проверка работы всех бортовых систем. Затем с по­ мощью транспортного корабля «Союз» на борт станции доставляются космонавты. После оконча­ ния работ экипаж на том же корабле возвращается на Землю. Дальнейший полет станции проходит в автоматическом режиме. В случае организации сле­ дующей экспедиции космонавтов, последователь­ ность операций сохраняется та же, что и при первой.

Таким образом были проведены полеты первой станции «Салют», «Салют-3» и «Салют-4».

На станциях серии «Салют» выполнен большой объем научных исследований и экспериментов, ко­ торые внесли значительный вклад в решение комп­ лекса фундаментальных научных проблем в обла­ сти астрофизики, космической медицины, биологии, изучения Земли в интересах народного хозяйства. На борту «Салютов» были установлены астрофизи­ ческая обсерватория «Орион», орбитальный сол­ нечный телескоп, рентгеновский телескоп и другое оборудование.

Аппаратура «Орион», например, включала в се­ бя телескоп с диаметром зеркала 280 мм, два спектрографа, визирное устройство для поиска и

24


нацеливания на выбранную звезду и пульт управ­ ления этой обсерваторией.

Перед началом астрономических наблюдений на первой станции «Салют» была проведена проверка работы обсерватории.

Затем командир станции Добровольский и борт­ инженер Волков производили ориентацию станции на выбранный участок неба, а инженер-испытатель Пацаев осуществлял астрономические наблюдения.

К числу астрофизических экспериментов относи­ лись измерения первичного космического гамма-из­ лучения с помощью гамма-телескопа, позволяющие определять интенсивность, угловое распределение и энергию космических гамма-квантов.

Эти исследования весьма интересны, так как да­ ют информацию о природе космических лучей в га­ лактике и метагалактике. Они не могут быть про­ ведены на Земле, так как космические лучи сильно поглощаются атмосферой.

На станциях «Салют» велись также исследова­ ния природы электронов космического излучения, начатые еще на спутниках «Протон-1» и «Кос­ мос-225».

Все научно-технические исследования на станци­ ях «Салют» относились в основном к околоземному космосу, к изучению Солнца, солнечных связей и космических излучений, ибо эти процессы опреде­ ляют множество явлений на Земле.

Задачи медико-биологического обеспечения во время пилотируемых полетов сводились, в основ­ ном, к созданию благоприятных условий жизне­ деятельности внутри космического корабля, к физи­ ческой тренировке космонавтов и врачебному контролю.

При увеличении длительности пребывания в

25

космосе, в частности, при 18-суточном полете ко­ рабля «Союз-9», была выявлена необходимость усиления системы лечебно-профилактических мер на борту для предотвращения неблагоприятного воздействия невесомости и облегчения перехода космонавтов к земным условиям жизни. Соответст­ венно был разработан комплекс физических упраж­ нений с использованием специального костюма и тренажеров («бегущая дорожка», велоэргометр). Они позволяют давать дозированные нагрузки на основные группы мышц (прежде всего мышц спины и нижних конечностей), способствуют сохранению двигательных навыков и способности переносить перегрузки после возвращения на Землю.

Впервые при проведении медицинского контроля наряду с методами электрокардиограмм, сейсмо­ кардиограмм, пневмографии применялись функцио­ нальные пробы. Это позволило получить более пол­ ную информацию об изменении физических функ­ ций в полете и о физических возможностях челове­ ческого организма.

По программе полета на станциях «Салют» вы­ полнен большой объем различных медицинских экспериментов. Основная их цель — изыскание кри­ териев научно обоснованного прогнозирования сро­ ков безопасного длительного полета в космосе. Для достижения этой цели время пребывания экипажа в условиях космического полета постепенно увели­ чивалось. На первой станции космонавты Добро­ вольский, Волков, Пацаев работали в течение 23 суток, а на станции «Салют-4» Губарев и Гречко уже работали целый месяц.

Биологические исследования являются важным источником информации о воздействии на живой организм невесомости, космической радиации и

26


других космических факторов. На биологических объектах изучаются те процессы, которые невоз­ можно изучить на организме человека. В этом на­ правлении ведутся обширные наземные исследова­ ния и космические на пилотируемых кораблях и автоматических аппаратах, возвращаемых на землю.

Длительные полеты станций «Салют» обеспечи­ вают проведение качественно новых экспериментов по наблюдению за развитием и созреванием орга­ низмов с момента зарождения. Для экспериментов использовались икра земноводных, семена высших растений и насекомые. Космонавты принимали не­ посредственное участие в проведении биологиче­ ских исследований и тщательно выполняли все про­ граммы, хотя методика этих экспериментов доста­ точно необычна для инженеров.

Сборта орбитальных станций космонавты про­

водили фотографирование поверхности Земли и ее атмосферы. Исследования такого рода используют­ ся в научных и практических целях геологами, оке­ анологами и специалистами сельского хозяйства. Комплекс бортовой фотоаппаратуры включал в се­ бя камеры различного назначения.

Проводились съемки территории Советского Союза с целью уточнения существующих карт на­ шей страны, особенно ее высокогорных районов, определения эрозии почв, выявления геологических структур, перспективных с точки зрения поиска по­ лезных ископаемых.

Описать все эксперименты, которые проводи­ лись на станциях «Салют», в такой брошюре не представляется возможным. Одно несомненно, по­ леты орбитальных станций серии «Салют», осна­ щенных разнообразной научной аппаратурой, спе­

27

циальным оборудованием и приборами, открывают широкие перспективы для дальнейшего развития многих отраслей науки, промышленности и сель­ ского хозяйства.

Основные данные о полетах кораблей «Союз»

Порядковый

 

 

 

Продолжи­

номер кораб­

Даты

 

 

 

Экипаж

тельность

ля «Союз»,

полетов

 

полета

позывные

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

 

3

4

1

23 апреля

В. М. Ко-

24

час.

«Рубин»

1967

г.

мэров

17

мин.

2

25—28

ок­

беспилотный

95

час.

 

тября

 

51

мин.

3

1968

г.

 

 

 

26—30

ок-

Г. Т. Бе-

94

час.

«Аргон»

тября

реговой

51

мин.

4

1968

г.

В. А. Шата-

71

час.

14— 17 ян-

«Амур»

варя

лов

21

мин.

 

1969

г.

 

 

 

5

15— 18 ян-

Б. В. Волы-

72 час.

«Байкал»

варя

нов

46 мин.

 

1969

г.

А. С. Елисе­

 

 

 

 

 

ев

 

 

 

 

 

Е. В. Хру-

 

 

6

11— 16 Ьк-

нов

117 час.

Г. С. Шонин

«Антей»

тября

В. Н. Ку­

42

мин.

 

1969

г.

басов

 

 

Основные особенности полета

5

Первый испытательный полет нового пилотируемого космического корабля

Проведен полный комплекс испыта­ ний систем корабля, многократное маневрирование и двукратное сближение «С-3» и «С-2», научные исследования

На орбите Земли создана первая экспериментальная космическая стан­ ция путем стыковки «С-4» и «С-5».

Впервые в мире Елисеев и Хрунов перешли через открытый космос из «С-5» в «С-4». Полет в состыкован­ ном состоянии продолжался 4 часа 55 минут

Впервые проведен групповой полет трех пилотируемых кораблей с семью космонавтами на борту. Отрабатыва-


2

3

4

5

7

12—17 ок­

«Буран»

тября

 

1969 г.

8

13— 18 ок­

Гранит»

тября

 

1969 г.

9

1— 19 июня

«Сокол»

1970 г.

10 23—25 ап­ Гранит» реля

1971 г.

А. В. Фи-

118

час.

лась сложная система управления од­

липченко

20

мин.

новременно тремя кораблями. Прове­

В. Н. Вол­

 

 

ден большой комплекс научно-техни­

ков

 

 

ческих исследований и эксперимен­

В. В. Гор-

 

 

тов. На «С-6» впервые был осуществ­

батко

118

час.

лен эксперимент по сварке металлов в

В. А. Ша­

условиях

глубокого вакуума и неве­

талов

11

мин.

 

 

сомости

А. С. Ели­

 

 

 

 

 

 

сеев

 

 

 

 

 

 

А. Г. Ни­

424

час.

Самый длительный полет (по состоя­

колаев

59

мин.

нию на

1970

г.).

Медико-биологиче­

В. И. Се­

 

 

ские исследования по изучению влия­

вастьянов

 

 

ния факторов длительного полета на

 

 

 

организм

человека.

Многочисленные

 

 

 

исследования

в интересах науки и

 

 

 

народного

хозяйства

В. А. Ш а­

47

час.

талов

46

мин.

А. С. Ели­ сеев

Н. Н. Ру­ кавиш­ ников

Проверка работоспособности усовер­ шенствованных систем взаимного по­ иска, дальнего сближения, причали­ вания, стыковки и расстыковки «С-10» и станции «Салют». Полет в состыкованном состоянии продол­

жался 5 часов 30 минут