Файл: Космические станции Салют. - Москва Изд-во АПН, 1975. - 32 с. ил. - 10000 экз. - Текст непосредственный.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КОНСТРУКЦИЯ СТАНЦИЙ «САЛЮТ»

Первая станция серии «Салют», выведенная в космос 19 апреля 1971 года, состояла из двух гер­ метичных отсеков (переходного, рабочего) и негер­ метичного (агрегатного) отсека.

Переходный — один из жилых отсеков стан­ ции — выполнен в форме цилиндра диаметром 2 м, длиной 3 м и предназначен для проведения науч­ ных наблюдений и экспериментов. В его состав входит стыковочный узел, обеспечивающий много­ кратную стыковку и расстыковку станции с транс­ портным космическим кораблем па орбите искусст­ венного спутника Земли и переход космонавтов, а также перенос грузов из корабля на борт станции и обратно через внутренний люк-лаз. Корпус пере­ ходного отсека герметичен, внутри установлены элементы системы терморегулирования и жизне­ обеспечения, часть научной аппаратуры, пост уп­ равления; снаружи — панели солнечных батарей, антенны поиска, световые индексы, ионные датчики, телекамера внешнего обзора, агрегаты системы тер­ морегулирования, баллоны с сжатым газом, блоки

12

звездного телескопа «Орион», датчики микрометео­ ритов. Для работы с телескопом, фотографирова­ ния и визуальных наблюдений в отсеке имеется шесть иллюминаторов. С рабочим отсеком пере­ ходный соединен люком-лазом, который может от­ крываться как автоматически, так и вручную.

С внешней стороны переходный отсек вместе с установленной на нем аппаратурой закрыт экран­ но-вакуумной теплоизоляцией для обеспечения тре­ буемого теплового режима.

Самый большой отсек «Салюта» — рабочий. Он расположен в средней части станции и является основным помещением для работы и отдыха космо­ навтов. Состоит из двух цилиндрических зон, соеди­ ненных конической частью. Малый цилиндр: диа­ метр 2,9 м, длина 3,8 м; большой цилиндр: диаметр 4,15 м, длина 4,1 м; длина конической части 1,2 м. В отсеке установлены основные приборы и агрегаты управления станцией, системы обеспечения жизне­ деятельности, аппаратура радиосвязи, энергопита­

ния, контейнеры с питьевой

водой, холодильники

с пищей и устройства для

ее разогрева, а также

всевозможная аппаратура для проведения научных исследований и наблюдений. В соответствии со сво­ им назначением он представляет собой помещение типа лаборатории, удобное для длительной работы. Здесь космонавты размещаются во время выполне­ ния основных операций по управлению полетом станции, проводят научные исследования и наблю­ дения, выполняют комплекс физических упражне­ ний, принимают пищу, отдыхают. На центральном посту управления станцией, рассчитанном для од­ новременной работы двух членов экипажа, имеется Два кресла, перед которыми расположены пульт пилота, пульт управления и другие. Отсюда произ­

13


водятся: операции включения корректирующей дви­ гательной установки, часть навигационных измере­ ний, управление ориентацией станции. Пост посто­ янно находится в поле зрения внутренней стаци­ онарной телевизионной камеры и во время сеансов связи может наблюдаться телезрителями разных стран нашей планеты. С других постов (всего их на станции семь), расположенных в различных местах рабочего отсека, осуществляется наблюдение за по­ верхностью Земли, проводятся медико-биологиче­ ские исследования и работы с научной и навигаци­ онной аппаратурой. В рабочем отсеке 15 иллюми­ наторов для работы с приборами ориентации и на­ вигации, фотографирования и для визуальных на­ блюдений.

Спальные места космонавтов удобны и имеют устройства, позволяющие зафиксироваться в нуж­ ном положении. На станции большой набор фар­ макологических и других медицинских средств для лечебно-профилактической помощи.

Корпус рабочего отсека герметичен. Здесь под­ держивается нормальное атмосферное давление, влажность и температура. Снаружи размещены ан­ тенны и датчики системы ориентации, панели ра­ диаторов системы терморегулирования, антенны связи и радиотелеметрии, датчики микрометеорных потоков, часть научной аппаратуры.

Научная орбитальная станция «Салют» в сборочном цехе.

Монтажные работы в рабочем отсеке орбитальной станции «Салют».

14

1

2

Конструктивная схема орбитальной научной станции «Салют»:

1 —• антенны радиотехнической системы сближения; 2 — пане­

ли

солнечных батарей; 3 — антенны

радиотелеметрических си­

стем;

4 — иллюминаторы;

5 — звездный

телескоп

«Орион»;

6 — установка

для

регенерации

воздуха;

7 — кинокамера;

8 — фотоаппарат; 9 — аппаратура для

биологических

исследо­

ваний;

10— холодильник

для продуктов

питания;

11— дви­

гатели

системы

ориентации; 12 — топливные

баки;

13 — дат­

чик

регистрации

микрометеорнтов;

14 — бегущая

дорожка;

15— рабочий

стол; 16— центральный пост

управления;

17—’ баллоны

системы наддува; 18 — визир

космонавта;

19 — двигательная установка корабля «Союз».

 

16

,:avл


За рабочим располагается негерметичный агре­ гатный отсек. Б нем размещаются двигательные установки различного назначения, антенны систем радиосвязи и радиоконтроля орбиты, системы тер­ морегулирования, ионные датчики, телекамера.

Корректирующая двигательная установка пред­ назначена для коррекции орбиты с целью поддер­ жания ее расчетных параметров, а также для мане­ врирования при сближении. Двигатели малой тяги предназначены для разворотов станции в опреде­ ленное положение, стабилизации ее положения в пространстве, закрутки с ориентацией солнечных батарей на Солнце.

На станции имеются следующие основные бор­ товые системы: управления бортовым комплексом аппаратуры, ориентации и управления движением исполнительных органов, электропитания, терморе­ гулирования, обеспечения жизнедеятельности, ра­ диосредств. На борту «Салюта» размещалось свы­

ше 1300 отдельных приборов и агрегатов.

 

 

Общая масса

системы «Салют — Союз» после

стыковки

составляет 25 600 кг, в том числе

масса

орбитального блока «Салют» после

выведения на

орбиту

18 900

кг,

масса транспортного

корабля

«Союз» — 6700

кг. Масса научных приборов

и ин­

струментов на первой станции была

1200

кг, а на

«Салюте-4» достигала 2000 кг.

длина

в со­

Геометрические

характеристики:

стыкованном состоянии — 23 м, длина орбитально­ го, блока— 16 м, максимальный диаметр — 4,15 м, максимальный поперечный размер станции по рас­ крытым солнечным батареям — 11м, площадь па­ нелей солнечных батарей — 42 м2, объем герметич­ ных отсеков — 100 м3.

Все последующие станции серии «Салют» отли­

19


чались конструкцией в зависимости от конкретных задач каждого полета. Так, «Салют-2», полет кото­ рого проходил в апреле 1973 г., был предназначен для испытаний модернизированных бортовых сис­ тем в полностью автоматическом режиме. Космо­ навты на него не доставлялись. «Салют-3» функ­ ционировал на орбите семь месяцев (с 25 июня 1974 года по 24 января 1975 года). Характерной особенностью работы этой станции было то, что ос­ новное внимание уделялось исследованиям, направ­ ленным на изучение Земли, ее природной среды, с целью использования этих данных в интересах на­ родного хозяйства страны.

«Салют-4» был запущен

25 декабря 1974 года.

В течение

30 суток (с 11

января по 9

февраля

1975 года)

космонавты А. А.

Губарев и Г.

М. Греч­

ко выполняли на этой станции и космическом ко­ рабле «Союз-17» научные эксперименты. Большое значение имели астрофизические исследования, в частности, Солнца. Продолжалось изучение дли­ тельного влияния невесомости на организм челове­ ка. Космонавты выполняли также фотографирова­ ние с применением различных фотоаппаратов и светофильтров.

После возвращения космонавтов на Землю «Салют-4» продолжает функционировать в автома­ тическом режиме.


ПОЛЕТЫ СТАНЦИЙ «САЛЮТ»»

Созданию первой орбитальной станции предше­ ствовало выполнение ряда экспериментов. Так, с помощью спутников серии «Космос» были испыта­ ны методы автоматической стыковки на орбите. Летчики-космонавты В. М. Комаров и Г. Т. Берего­ вой произвели всесторонние испытания корабля «Союз» в реальных условиях космического полета. В январе 1969 года миллионы людей на нашей пла­ нете наблюдали за полетом первой эксперимен­ тальной орбитальной станции, собранной на орбите путем стыковки двух космических кораблей

«Союз-4» и «Союз-5».

Последующие запуски космических кораблей «Союз-6, 7, 8, 9» позволили провести всесторонние исследования, направленные на подготовку полета первой орбитальной станции.

19 апреля 1971 года на околоземную орбиту была выведена научная станция «Салют». Основ­ ными задачами этого полета являлись:

— проверка и всесторонние испытания конст­

21

рукции новой космической станции, отдельных ее элементов и бортовых систем;

—• маневрирование станции на орбите как с целью обеспечения ее длительного существования, так и для создания наиболее благоприятных усло­ вий для стыковки с транспортными кораблями;

отработка методов и автономных средств ориентации и навигации станции;

осуществление широкого комплекса медико­

биологических исследований; —■проведение ряда научных, прикладных и тех­

нических экспериментов.

23 апреля 1971 года для проведения первого совместного эксперимента со станцией «Салют» за­ пущен корабль «Союз-10» с космонавтами В. А. Шаталовым, А. С. Елисеевым и Н. Н. Рукавишни­ ковым. После выполнения ряда маневров была ус­ пешно осуществлена их стыковка. При этом все основные этапы протекали по схеме, отработанной ранее при полетах космических кораблей «Союз».

После 5 часов 30 минут совместного полета, во время которого проводилась проверка стыковочно­ го механизма, корабль «Союз-10» отстыковался от станции «Салют» и благополучно приземлился в заданном районе Советского Союза.

Этот эксперимент подтвердил высокую надеж­ ность избранной системы, принципов и методов сближения и позволил проверить работу механиз­ мов нового стыковочного узла, который был специ­ ально разработан при создании станции «Салют» и обеспечивал экипажу внутренний переход после стыковки транспортного корабля. Как известно, ра­ нее созданный стыковочный узел не предусматри­ вал внутреннего перехода.

22