Файл: Глухов, О. А. Автоматизированные системы управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

кого оборудования, а также осуществлять учет выпуска продукции.

4. Автоматизированные системы сбора и передачи информации (АССПИ), состоящие из набора УВИ раз­ личного назначения, соединенных линиями связи с центральным устройством. В центральное устройство стекается информация со всех УВИ и выводится на промежуточный машинный носитель или непосредст­ венно передается в ЭВМ. Располагаться центральное устройство может как вне ИВЦ, так и в непосредствен­ ной близости от ЭВМ.

Примерами автоматизированных систем сбора и пе­ редачи информации являются «Донец-1м», «Ввод~1м», периферийный комплекс Р-901, Р-902 информационно­ вычислительной системы «Рута-110».

В настоящее время разрабатывается и готовится к выпуску агрегатная система передачи информации, в состав которой будут входить до 80 универсальных бло­ ков. Из этих блоков можно составить любую систему периферийных средств, необходимых для конкретной АСУ. Агрегатная система передачи информации рас­ считана на непосредственное подключение к вычисли­ тельным машинам ЕС ЭВМ и АСВТ (автоматизирован­ ная система вычислительной техники). Составной частью агрегатной системы являются различные регистрирую­ щие автоматы (РА), построенные на м,икромодульных элементах. Регистрирующие автоматы позволяют:

формировать макет сообщения на перфоленте или передавать его в канал связи как вручную, так и по определенной программе, обеспечивающей заранее за­ данный порядок размещения информации;

формировать сообщение для заполнения различных форм документов, ведения контрольного дневника и визуального контроля вводимой информации;

30

предварительно вычислять вводимую информацию (суммировать, сальдировать). К регистрирующим ав­ томатам, позволяющим выводить сообщения только на перфоленту, относятся модели РА-601, РА-651, РА-621,

РА-652, РА-653;

передавать сообщения в линии связи (модели РА-721, РА-751, РА-771, РА-851). Регистрирующий автомат РА-951 позволяет вводить сообщения на экран элек­ троннолучевой трубки.

Неотъемлемой частью АССПИ являются линии связи

иаппаратура передачи данных (АПД), предназначен­ ные для обмена информаций между источниками, ИВЦ

ипотребителями.

Аппаратура передачи данных выполняется в виде блока, входящего в конструкцию, например, регистри­ рующего автомата, а также в виде отдельного устрой­ ства в случае передачи данных в вышестоящий орган управления (на дальние расстояния).

В АСУ промышленными предприятиями в качестве линий связи используются двухпроводные или кабель­ ные линии, прокладываемые специально для этих целей, или существующая телефонная сеть заводских АТС. Использование телефонной сети предприятий для ор­ ганизации передачи данных в АСУ более перспективно с точки зрения экономии затрат. Кроме того, телефон­ ная сеть имеет большие резервы в организации много­ канальной связи в области надтональных частот. Это позволит в дальнейшем организовать обмен данными в АСУ по телефонным линиям, не мешая передаче ре­ чевой информации. В настоящее время работы по соз­ данию систем передачи данных для АСУ по телефон­ ным коммутируемым линиям АТС успешно ведутся и показывают их перспективность.

Рассмотрим в качестве примера упрощенную струк­



турную схему АССПИ, представленную на рисунке о. Информация посредством УВИ из цехов, складов и от­ делов передается по линиям связи в ИВЦ. На схеме показан комбинированный способ передачи, когда часть подразделений предприятия передает данные по линиям связи заводской АТС, например, отделы и часть цехов. Другие подразделения передают информацию по спе­ циально проложенным прямым линиям связи или могут передавать периодически на ИВЦ подготовленные на месте машинные носители (перфоленты) с помощью работников данных подразделений. С ряда УВИ инфор-

Р и с. 5. Упрощенная схема автоматизированной системы сбора и передачи информации (АССПИ) АСУ предприятием.

32

мация поочередно может выводиться через концентра­ тор К на общий носитель или в линию связи («Донец-1»,

«Рута» и др.).

На ИВЦ данные о ходе производства поступают че­

рез устройство

сопряжения с машиной (УСМ) или не­

посредственно

в ЭВМ или

на накопитель информации

(НИ), а затем

в нужный

момент времени вводятся в

ЭВМ.

Наиболее эффективны те разновидности перечислен­ ных устройств, которые позволяют передавать информа­ цию по линиям связи и вводить ее непосредственно в ЭВМ.

В этом случае участие человека — оператора в информационном процессе минимально, а следователь­ но, минимально время сбора и передачи информации, выше оперативность и качество управления производ­ ством.

Рассмотрим процесс решения задачи на ИВЦ. В качестве примера воспользуемся вариантом, когда ин­ формация, поступающая со всех УВИ, выводится цент­ рализованно в ИВЦ предварительно на промежуточ­ ный носитель (перфоленту).

К концу смены на ИВЦ поступает полная информа­ ция о продукции, выпущенной в различных цехах и на участках, которая накапливается на перфоленте. Затем информация с перфоленты вводится в ЭВМ (ее память) и предварительно упорядочивается (суммируется и груп­ пируется).

На каждую задачу управления имеется заранее раз­ работанная программа, хранимая на перфолентах или перфокартах.

После ввода программы решения задачи и подго­ товки в памяти ЭВМ исходной информации осуществ­ ляется решение задачи. Результаты решения выводятся

3. Заказ 5825

33


на широкую бумажную ленту (табуляграмму) в виде таблиц и других сводных документов.

Примером широкого использования технических средств сбора и передачи информации может служить автоматизированная система на одном из воронежских заводов, первая очередь которой сдана в 1972 году. Здесь для решения задач оперативного управления и бухгалтерского учета применяются следующие техничес­ кие средства:

система «Рута-110», включающая 12 устройств на­ бора данных Р-901 и одно устройство регистрации ин­ формации Р-902;

система «ДонецПм», включающая 16 информацион- . но-вводных аппаратов «ИВА-1 ма» и центральное уст­ ройство управления;

телетайпы Т-63 (см. рис. 6).

ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ АСУП

Задания по автоматизации управления, установлен­ ные девятым пятилетним планом, более чем в 6 раз превышают объем работ, которые велись в прошлом пятилетии: должны быть созданы 1800 АСУ предприя­ тиями и объединениями, более 700 систем управления технологическими процессами. Осуществляются важные мероприятия по созданию отраслевых АСУ и общегосу­ дарственной автоматизированной системы сбора и обра­ ботки информации для управления народным хозяйством.

Наглядным примером ускоренного развития работ по созданию АСУП, использованию современной элек­ тронно-вычислительной техники в научных исследова­ ниях, проектировании, управлении технологическими процессами служит опыт воронежских предприятий и

34

Склады вне терри­ тории предприятия

Телетайпо/ (

Т-63 Т-63 Т-63 Т-63

сс

Р и с. б. Схема сбора и передачи информации

сл

организаций. По оснащению вычислительной техникой и развитию работ по автоматизации управления г. Во­ ронеж занял место в ряду передовых индустриальных

инаучных центров страны.

В1972 году воронежские вычислительные центры

обслуживали около 40 предприятий и организаций го­ рода. Сфера использования ЭВМ охватила самые раз­ личные отрасли производства, науки, обслуживания. К созданию автоматизированных систем управления производством и технологическими процессами присту­ пили полтора десятка крупнейших промышленных пред­ приятий. Разрабатывается несколько территориально­ отраслевых автоматизированных информационно-управ- ляющих систем в других отраслях, в том числе в строи­ тельстве, в объединении «Сельхозтехника» и др. Услу­ гами ЭВМ пользуются ученые и инженеры воронежских вузов, научно-исследовательских и проектно-конструк­ торских организаций, статистики и работники баз снабжения.

Сложились коллективы организаций — разработчи­ ков, ведется подготовка кадров для АСУ.

Известный опыт автоматизации управления накоп­ лен на авиационном и механическом заводах, на заво­ дах синтетического каучука, «Электросигнал» и других.

Продуманный и творческий подход к организации работ обеспечил успех коллективу механического заво­ да, где к работе по созданию АСУП приступили еще в 1967 году. Сейчасзавод располагает сравнительно мощ­ ным вычислительным центром, с использованием ЭВМ решается свыше 100 задач (из них задачи экономичес­ кого характера составляют 79%).

Параллельно с созданием АСУП технические сред­ ства ВЦ активно используются в работах по внедрению так называемой программно-управляемой технологии —

36


в частности, станков с программным управлением. До­ статочно привести цифры, указывающие на развитие этих работ: в 1968 году были разработаны две програм­ мы для одного станка, а в 1971-м — 727 программ для

42станков.

На авиационном заводе успешно решаются задачи по

созданию основных подсистем АСУП: управления тех­ нической подготовкой производства, технико-экономиче­ ского планирования и бухгалтерского учета, управления материально-техническим снабжением, оперативного управления производством, нормативного хозяйства.

На заводе синтетического каучука имени С. М. Ки­ рова осуществляется комплексная автоматизация тех­ нологических процессов и управленческой деятельности.

Вычислительный центр облстатуправления, наряду с обеспечением собственных функций, решает экономи­ ческие задачи для ряда заводов, базы «Росгалантереи» и других организаций.

Накопили определенный опыт и организации, веду­ щие разработку АСУП, — такие, как Научно-исследо­ вательский экономический институт ВГУ, филиал ОКБА, трест «Оргтехстрой» и др. НИЭИ ВГУ, например, уча­ ствовал в разработке и внедрении первых очередей АСУ тремя крупными предприятиями, ведет работы по созда­ нию отраслевых АСУ. В вычислительном центре треста «Оргт.ехстрой» решаются планово-экономические задачи для двух воронежских строительных трестов.

Развитие работ по автоматизации управления про­ изводством выдвигает новые сложные задачи. Как и во всяком деле, успех здесь зависит от людей — от их про­ фессиональной готовности, творческой активности, от­ ветственности.

Иногда встречаются неоправданные представления об автоматизации как процессе, исключающем участие

37

в управлении производством человека. Конечно, это д а ­ леко от истины. Как бы высок ни был уровень автома­ тизации информационных процессов, решающая роль в управлении производством — то есть коллективами лю­ дей — всегда будет принадлежать человеку.

Освобождая труд управления от формально-логичес­ ких операций, ЭВМ еще больше подчеркивает роль творчески мыслящих руководителей. Вместе с тем внедрение вычислительной техники, создание АСУ свя­ зано с переустройством традиционно сложившихся форм и навыков руководства производством.

Создание АСУ — сложный и длительный процесс.

Опыт многих промышленных

предприятий страны

(да и зарубежный) показывает,

что только проектиро

ванне АСУП занимает 3—4 года; полное же развитие системы может занять до 5 и более лет. В будущем —• если учесть развивающиеся работы по типизации про­ ектных решений АСУП — эти сроки, видимо, сократят­ ся. Однако пока с ними приходится считаться.

Достаточно велики и затраты на техническое осна­ щение и проектирование АСУ. Вот почему особенно важно изучать эффективность автоматизированных сис­ тем управления.

Критерием экономической эффективности АСУ яв­ ляется повышение эффективности общественного про­ изводства, которое можно рассматривать как совокуп­ ную экономию затрат, связанных с реализацией постав­ ленной дели. Чтобы найти экономическую эффектив­ ность, которую обеспечивает новая система управления, необходимо соизмерить величину затрат, связанных с созданием и функционированием АСУ, с эффектом, об­ разуемым в результате снижения издержек, обеспечи­ вающих выпуск определенного объема продукции.

Согласно временной межотраслевой методике расчета

38