Файл: Воробейчик, Б. Ю. Доставка, выгрузка и переработка хлыстов на целлюлозно-бумажных предприятиях США и Канады (обзор).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ЭСЕСОЮЗНЬіЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ
ИИНФОРМАЦИИ ПО ЛЕСНОЙ, ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОЙ
ИДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ДОСТАВКА, ВЫГРУЗКА И ПЕРЕРАБОТКА ХЛЫСТОВ
НА ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНЫХ
ПРЕДПРИЯТИЯХ
США И КАНАДЫ
МОСКВА-1974
ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ И ИНФОРМАЦИИ ПО ЛЕСНОЙ, ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОЙ И ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Б. Ю. Воробейчик, Б. Г. Залегаллер
ДОСТАВКА, ВЫГРУЗКА И ПЕРЕРАБОТКА ХЛЫСТОВ
НА ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ США И КАНАДЫ
(Обзор)
МОСКВА-1974
|
foc. n бличная |
I |
|
676.021.2 |
’ научно v∙.HH i |
* |
|
библио∙eH⅛ |
|
||
|
∙.kpλ |
|
>ЭКЗЕМПЛЯР
/ў'- ¼>0i∕
В обзоре обобщены способы доставки, |
выгрузки, |
|
хранения и переработки хлыстов на предприятиях |
цел |
|
люлозно-бумажной промышленности США и Канады, |
пущен |
ных в эксплуатацию в 1968-1973 гг. Приведены описания ряда лесных бирж и древеснопоцготовительных цехов, технология работы на них и применяемое оборудование.
Ответственная за выпуск іЗ.ІІ. К л и м о в а Над рукописью работала ст.инж. Н.А. Бы в ш е ва
В последние годы в лесозаготовительной и целлюлозно-бумажной промышленности США и Канады наметилась тенденция к заготовке, вывозке и переработке леса в виде хлыстов. В настоящее время та ким способом в США и Канаде вывозят свыше 50% всех лесоматериа лов [і], в Восточной Канаде - 83% [2].
Переходу многих целлюлозно-бумажных предприятий на прием и
переработку хлыстов способствовал ряд экономических |
и техничес |
ких причин. |
древесное |
За последнее десятилетие резко возросли цены на |
сырье и оплату рабочей силы. В США, например, в течение 60-х го
дов цены |
на |
древесину возросли на 40%, а часовая оплата |
рабо |
чих - на |
48% |
[3]. В связи с этим в промышленности изыскиваются |
все возможности снижения расходов, связанных с переработкой дре весного сырья. Доля стоимости древесины в общей стоимости произ водства беленой сульфатной целлюлозы составляла в 1968 г. на юге
США 40%, на западе Канады - |
37%, на востоке Канады - 48% |
[4], |
|
поэтому, по мнению зарубежных |
специалистов, увеличение или |
сниже |
|
ние расходов на заготовку, транспорт и переработку |
леса |
на |
|
5-10% оказывает большее влияние на цены и прибыли, |
чем усовершен |
ствования основных производственных процессов [5].
В настоящее время наметились два главных направления снижения расходов на древесное сырье: более полное и рациональное исполь зование всей древесины и механизация процессов по заготовке, дос тавке, приему, хранению и переработке леса.
Переработка хлыстов на целлюлозно-бумажных предприятиях позво ляет более полно и эффективно использовать всю древесину, в том числе и те части хлыстов, которые раньше оставлялись на лесосеке. Наиболее эффективно переработка хлыстов осуществляется на лесо промышленных комплексах, в состав которых входят целлюлозно-бумаж ный комбинат, лесопильный и фанерный заводы. На лесопромышленных комплексах из стволовой древесины вырабатывают пиломатериалы,фане ру и технологическую щепу, из отходов лесопиления получают тех-
I -404
нологическую щепу, опилки и стружки идут на варку |
целлюлозы, а |
||
отходы, |
получающиеся при окорке древесины и сортировке |
щепы, |
|
сжигают для выработки пара и электроэнергии. |
|
пере |
|
По подсчетам американских специалистов, при доставке и |
|||
работке |
хлыстов на предприятии, по сравнению с доставкой |
ко |
|
ротья, |
экономится по одному доллару на каждый корд древесины [6]. |
||
Переход |
на переработку хлыстов на заводе беленой |
сульфатной |
целлюлозы компании "Домтар Палп энд Крафт Пейпер Лтд" в г. ЛейкКэвиллон (Канада) позволил сэкономить, по сравнению с использова нием балансов-коротья, 3,2% древесины при том же объеме выпускае
мой продукции |
[7j. |
и вывозку хлыстов привел к значительно |
|||
Переход на |
заготовку |
||||
му упрощению технологии лесозаготовительных работ и их |
широкой |
||||
механизации. |
Механизация лесозаготовок способствовала |
повышению |
|||
производительности труда, |
сокращению трудозатрат и численности |
||||
рабочих в лесу. Так, производительность на лесозаготовках |
за |
||||
последние 15 лет в связи с переходом на вывозку |
хлыстов |
увеличи |
|||
лась с 5,4 до |
21,6 м3/чел.-цень, т.е. в 4 раза |
[8]. |
|
|
Переработка хлыстов в целлюлозно-бумажной промышленности осу ществляется на лесных биржах и в дрѳвеснопоцготовительных цехах предприятий, а также на станциях-спутниках и на заводах по произ водству технологической щепы. Станции-спутники располагаются обыч но между целлюлозно-бумажными предприятиями и лесозаготовками и предназначены для переработки хлыстов в технологическую щепу и отправки ее на предприятия. Создание станций-спутников позволило сократить расстояние перевозки хлыстов, а также уменьшить объемы погрузочно-разгрузочных работ, окорки и измельчения древесины на бирже предприятия. Иногда, в основном на юге США, хлысты пере рабатывают на станциях-спутниках на балансы-коротье, которые за
тем доставляют на биржу предприятия автотранспортом или по |
же |
лезной дороге. |
и |
R настоящее время на целлюлозно-бумажных предприятиях США |
Канады в основном применяют два способа переработки хлыстов: груп
повой и |
поштучный. |
в |
При |
использовании первого способа хлысты раскряжевывают |
|
пачках |
на балансы-коротье с помощью установок с цепными раскряже- |
|
_• .очні-ми |
пилами. Полученные балансы поступают в древесноподготови- |
|
тел: !!т |
цех, где их окаривают и измельчают в щепу по обычным схе- |
|
пореозботки коротья. Групповая переработка хлыстов произво- |
||
'•тс'і |
на биржах предприятий или на станциях-спутниках. |
1-464 |
|
|
Способ поштучной переработки хлыстов может осуществляться по трем схемам:
переработка целых хлыстов в технологическую щепу; раскряжевка хлыстов на балансы-коротье с последующей их пе
реработкой в щепу; раскряжевка хлыстов на бревна о их переработкой в пиломате
риалы и одновременным получением щепы.
При работе предприятия по первой схеме хлысты поштучно ода ривают и измельчают в щепу в целом виде. Такая переработка хлыс тов обычно производится в дрѳвесноподготовительяых цехах целлю
лозно-бумажных предприятий, |
а также на станциях-спутниках |
и |
|||
заводах по приготовлению технологической щепы. |
поштучно раскряже |
||||
|
Хлысты, |
перерабатываемые |
по второй схеме, |
||
вывают на |
балансы-коротье |
на слешерах и далее |
перерабатыва |
||
ют |
по обычным схемам подготовки коротья. Хлысты |
по этой |
схеме |
||
перерабатывают на бирже или в древѳсноподготовительных |
цехах |
||||
предприятий. |
|
|
|
|
|
|
В третьей схеме, которую обычно применяют в цревесноподготови- |
тельных цехах или лесопильных заводах лесопромышленных комплек сов, хлысты раскряжевывают на бревна, которые затем либо пол ностью измельчают в щепу, либо перерабатывают на пиломатериалы и технологическую щепу на специальных фрезерно-пильных агрегатах,
либо перерабатывают на пиломатериалы на ленточнопильных |
стан |
||
ках, а |
отходы лесопиления |
измельчают в щепу в рубительных ма |
|
шинах. |
ДОСТАВКА ХЛЫСТОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯ |
США и |
|
Хлысты доставляют на целлюлозно-бумажные предприятия |
|||
Канады как сухопутным (автомобильным и железнодорожным) |
тран |
||
спортом, |
так и по воде. |
перевозки. В большинст |
|
Автомобильные |
ве случаев, особенно на новых предприятиях, хлысты доставляют ав
томобильным транспортом. Обычно лес перевозят |
большегрузными |
|||
автопоездами. |
Мощность |
двигателей дизельных тягачей |
достигает |
|
106-345 кВт. |
Прицепное |
оборудование автопоездов состоит из при |
цепов-роспусков, седельных полуприцепов и прицепов, обеспечиваю щих механизированную разгрузку. Конструкция прицепного оборудова
ния выполнена таким образом, |
что между пачкой хлыстов |
и рамой, |
|
прицепом и дышлом роспуска |
имеются зазоры, в которые |
можно |
за |
вести вилы челюстного погрузчика, или стоики челноков |
присмш X |
||
столов. |
|
|
|
2-464
Грузоподъемность лесовозных автопоездов обычно составляет
30-60 т. На |
предприятии компании "Балтіей Вэлли Ворѳст |
Про |
||
дакте Лтд" |
в г. Хьюстон (Канада) грузоподъемность |
автопоезда |
||
доведена до |
IOO т |
[9]. В случае добавления к лесовозному |
авто |
|
поезду еще |
одного |
прицепа, грузоподъемность состава |
достигает |
200-250 т. Такие составы доставляют хлысты на лесопромышленный комплекс компании "Европан Палп энд Пѳйпер Ко Лтд"в г. Китимат (Канада) [10, II, 12, 13].
Обычно крупные и средние хлысты укладывают на автопоезд ком
лем вперед (рис. I), при вывозке же |
тонкомерного леса |
и |
хлысты |
||||||||
|
назад. |
||||||||||
грузят вразнокомелицу, т.ѳ. комлями как вперед, |
|
так |
|
||||||||
Руководители предприятия компании "Принц Альберт Палп Ко" |
|
в |
|||||||||
г. Принц-Альберт (Канада), на биржу которого доставляют |
|
тонко |
|||||||||
мерные |
хлысты |
(средний диаметр |
14 см, длина |
|
до |
15 м), |
|
уло |
|||
женные |
вразнокомелицу, |
считают, |
что |
такая укладка |
выгодна, |
так |
|||||
как обеспечивает равномерную нагрузку на тягач |
и |
прицеп, |
в |
связи |
|||||||
|
[14]. |
|
|||||||||
с чем увеличивается грузоподъемность автопоезда |
|
|
|
Рас |
|||||||
стояние |
вывозки хлыстов |
составляет 30-50 км, так как |
вывозка |
||||||||
хлыстов экономически выгодна лишь на |
небольшие расстояния |
из-за |
|||||||||
имеющегося в большинстве случаев неполного использования |
|
грузо |
|||||||||
подъемности автопоездов |
[15]. |
|
Водными путями хлысты дос |
||||||||
Водные |
перевозки. |
||||||||||
тавляют на предприятия в основном в |
плотах, состоящих |
как из |
|||||||||
плоских плотоециниц, так и из пучков (рис. 2). Объем плота |
сос |
||||||||||
тавляет |
от 2,5 |
до 15 тыс.м3 в зависимости от места |
расположения |
предприятий, водных путей и других факторов. Транспортируют пло ты буксирными катерами, расстояние транспортировки колеблется в пределах от 30 до 250 км. Количество леса, поставляемого водным путем, ежегодно сокращается, уступая место сухопутным способам
6
Рис. 2. Пучки хлыстов, доставляемых на предприятия по воде
доставки. В последние годы на ряд предприятий Канады, расположен ных в районах Тихоокеанского побережья, начали доставлять хлысты
в большегрузных самозагружающихся и разгружающихся |
баржах |
ем |
костью IO тыс.м3. Использование таких барж позволило осуществить |
||
более быструю и безопасную по сравнению с плотовым |
сплавом |
|
транспортировку хлыстов, а также сократить потери |
древеси |
ны [іб].
Смешанные перевозки (автомобиль но-водные). В некоторых случаях находят применение сме шанные автомобильно-водные перевозки леса. Например, таким обра зом доставляют значительное количество древесного сырья из внут ренних районов провинции на лесопромышленный комплекс в г. Китимат [10, II, 12., 13]. При этом на погрузочных пунктах в райо не лесозаготовок хлысты грузят фронтальными челюстными автопо
грузчиками на лесовозные автопоезда грузоподъемностью |
около |
IOO т (І2О-І25 м3). Каждую пачку обвязывают стропами. Автопоезда |
|
направляются к перегрузочному пункту, расположенному на |
берегу |
залива в 55 км от места лесозаготовок, где пачки хлыстов при по мощи бревносвалов грузоподъемностью 135 т выгружают с автопоез дов и сбрасывают в воду. Бревносвал оборудован взвешивающим устройством (точность взвешивания +50 кг), позволяющим одновре менно с разгрузкой определять массу каждой пачки.
7
Выгруженные на воду пачки (пучки) |
формируют в плоты |
и букси- |
рают по заливу на расстояние IIO км ко второму перегрузочному |
||
пункту. В этом пункте пучки такими же |
бревносвалами |
выгружают |
из вода и укладывают на автопоезда с |
прицепами для перевозки на |
50 км через перевал. Грузоподъемность такого автопоезда достига ет 250 т. Через перевал автопоезда направляются к третьему пере грузочному пункту. На этот пункт поступают также автопоезда с пакетами хлыстов, заготовленными на Тихоокеанском побережье про винции. На этом пункте пачки вновь сгружают с автопоездов, пода ют на воду и формируют в плоты, которые буксируют по каналу на расстояние 105 км к четвертому перегрузочному пункту. Здесь пло ты вновь расформировывают, пучки вновь укладывают на лесовозные автопоезда, которые доставляют их на биржу лесопромышленного ком плекса, находящуюся в 5,5 км от этого пункта.
Несмотря на значительные расстояния перевозок и большое коли чество перегрузок, эксплуатационные затраты оказываются не столь
высоки, так как с момента погрузки в лесу и до прибытия |
на биржу |
лесопромышленного комплекса хлысты транспортируют единым |
паке |
том. |
В США и |
Железнодорожные перевозки. |
Канаде железнодорожные перевозки хлыстов не производятся. Однако в последние годы, с целью уменьшения транспортных расходов, от дельные компании - владельцы целлюлозно-бумажных предприятий совместно о железнодорожными компаниями изучают возможности та
кой транспортировки хлыстов на |
предприятия. Так, |
компания |
"Скина Крафт Лтд" совместно с |
Канадскими государственными желез |
|
ными дорогами осуществляет перевозку хлыстов длиной до 18 м и |
диаметром до 150 см по железной дороге на предприятие в г. Принц-
Руперт |
(Канада) |
[17]. Часть хлыстов, поступающих на лесопромыш |
||
ленный |
комплекс |
компании "Мак-Миллан Блоцел Лтд" в г. |
Пайн- |
|
Хилл |
|
(США), также доставляют по железной дороге |
[18, 19, |
|
20, |
21]. |
|
|
РАЗГРУЗКА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА БИРЖЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
При автомобильных перевозках леса прибывающие лесовозные ав топоезда с грузом направляют для взвешивания на автомобильные весы грузоподъемностью до 50-55 т. После взвешивания хлысты выг ружают либо на приемные столы для непосредственной подачи их в производство, либо укладывают на бирже для хранения.
8