Файл: Варенцова, В. Г. Трудовые права и обязанности молодого специалиста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С О В Е Т С К И Й З А К О Н И Я

В. Г. Варенцова

ТРУДОВЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»

МО С КВ А — 1977

 

 

 

£77

331.1

Л и ч н а я

I

Ж

В18

»ИИЧ£СН

 

 

Р е ц е н з е н т —

 

канд.

ю ридических

наук Е. И. В о й л е н к о

Варенцова В. Г.

В 18 Трудовые права и обязанности молодого специалиста. М., «Юрид. лит.», 1977

64 с. (Серия «Советский закон и Я»)

Брошюра выходит в серии, специально предназначенной для молодежи. В ней рассказывается об особенностях трудовых прав и обязанностей молодых специалистов: о порядке их персонального распределения, о компенсациях и гарантиях при переезде к месту работы, об отпусках после окончания учебного заведения, об организации и руководстве ста* жировкой, о заключении и расторжении трудового договора.

Рассчитана на широкий круг молодых читателей.

в 11002-092

48-77

012(01)-77

331.1

© Издательство «Юридическая литература», 1977 г.

ВВЕДЕНИЕ

В С оветской стране л ю б ой

граж д ани н им еет право

на бес­

платное высш ее и средн ее

специальное образование. Госу­

д арство б е р е т на себя

кр уп н ы е

расходы ,

связанные

с п о д ­

го то в ко й специалистов

для

всех

областей

на р о д н о го

хозяй ­

ства. О но

делает все,

чтобы

в о о р уж и ть знаниям и м о л о д о е

поколен ие ,

воспитать лю дей ,

преданны х идеалам ко м м у н и з ­

ма, способны х вы полнять

поставленны е К о м м ун и сти ч е ско й

партией С о ве тского С ою за

задачи по в се м е р н о м у развитию

н а р о д н о го

хозяйства, науки

и кул ьтуры , активно участвовать

в общ ественной и го суд арств енной ж и зн и

страны .

 

Забота

о благе народа,

о повы ш ении

его ку л ь ту р н о го

уровня всегда была в ц е нтр е вним ания партии и прави­ тельства.

«Раньше,— говорил В.И.

Л енин в первы е м есяцы

С овет­

ско й власти,— весь

человеческий ум ,

весь е го

гений

творил

тол ько

для то го ,

чтобы дать од ним все блага техни ки

и

кул ьтуры , а д р у ги х

лиш ить

сам о го н е о б х о д и м о го —

просве ­

щ ения

и

развития.

Теперь все чудеса техни ки , все завоева­

ния кул ь тур ы

станут

общ е на р о д ны м

д осто ян и е м , и

отны не

н и ко гд а

человеческий ум

и

гений

не

б у д у т

обращ ены

в

средства

насилия,

в

средства

экспл уа та ц и и »'.

 

 

 

' Л е н и н

В.

И.

Поли.

собр. соч.,

т. 35, с.

289.

 

 

3


За годы С оветской власти высш ие и средн ие специальные

учебны е

заведения

нашей

страны

подготовил и

свыше

30 м лн. специалистов. В О сновны х

направлениях

развития

народного

хозяйства

СССР

на 1976— 1980 годы

намечено

в десятой пятилетке подготов ить 9,6 млн. специалистов с высш им и ср е д н и м специальны м образованием . О со б о е вни­

м ание б уд ет уделено обеспечен ию

кад рам и районов интен­

сивного

развития

производительны х сил

страны .

Важнейш ей

задачей высш их и ср едн их специальных

учебны х

заведений,

подчеркивалось на XXV съ езде КПСС, является

дальнейш ее

повы ш ение уровня п о д го то в ки и

и д е й н о -п ол и ти ческо го вос­

питания

специалистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для

п о д го то в ки

специалистов

в

нашей стране

со зд а ю т­

ся все н еоб ход им ы е

условия. С ка ж д ы м

го д о м расш иряется

сеть

высших

и

ср едн их

 

специальных

учебны х

заведений.

Как

отмечает

Первый

заместитель

М инистра

высш его

и

среднего специального образования РСФСР, только

в М оскве

насчитывается

76

вузов,

в

которы х

обучается 635

тыс. сту­

дентов. Причем более половины из них —

рабочие и колхозни­

ки.

Свои

знания

и

опыт

передаю т

им

3 тыс.

д окторов

и

свыше 18 тыс. кандидатов наук. Увеличиваются расходы государства на материальное обеспечение студентов и учащихся. Наши студенты не знают, что такое плата за обучение. К ро м е того, они получаю т стипендию , разм ер кото ­

рой

сейчас повышен.

 

 

 

 

 

 

Все расходы , связанные с

п о д го то в ко й

квалиф ицирован­

ных

кад ров , го суд ар ств о

б ерет

на себя. В СССР

36% го с у ­

д а рстве н н о го

б ю д ж е та

идет

на

развитие

науки ,

кул ьтур ы

и образования,

а в такой вы сокоразвитой стране, как С Ш А ,—

то л ько 4% .

 

 

 

 

 

 

 

С оветское

госуд ар ств о е ж е го д н о расходует

в ср е д н е м

на п о д го то в ку о д н о го специалиста вуза о ко л о тысячи рубл ей .

Больш ое внимание уделяется ул учш е ни ю

условий занятий,

быта и отдыха студ ентов . С троятся

новые

о бщ еж ития , рас­

ш иряю тся

б и б лиотеки вузов и т. д.

В то ж е

врем я учащ иеся

и студ енты

капиталистических стран

затрачиваю т колоссаль­

4


ные

средства

на учебу

(например, в С Ш А — 2— 8 тыс. долла­

ров

в год;

в

Японии — 4— 6 месячных зарплат японского

ра­

б о че го ).

«С тоим ость

знаний»

в капиталистических

странах

постоянно

растет.

Н астоящ им

хозяином

систем ы

вы сш его

образования

является

частный

капитал. Н априм ер ,

из

412

высших

учебны х заведений Японии лишь

н е м н о ги м более

четверти находятся в ведении госуд арства

и м униципальны х

властей. В частных университетах и институтах страны

о б у ­

чается о ко л о

80%

японских студ ентов . Д а ж е успеш но

сдав

экзам ены ,

аб итуриент

не станет студ е н то м

вуза, в том числе

и госуд ар ств е н н о го , если не внесет в его

кассу вступитель­

ный взнос, деньги за первый год обучения и прочие обязатель­

ные платежи. В 1976

го д у владельцы частных вузов

подняли

плату за об уче ни е в

ср е д н е м на 40% , а т о ки й с ко го

ун и ве р ­

ситета КЭЙ О — на 160% .

Высшее образование в С Ш А та кж е остается привилегией

относительно

не м н о ги х , п о с ко л ь ку с ка ж д ы м го д о м

повы ­

ш ается

плата

за обучение ,

а оказы ваем ая государственная

пом ощ ь

студентам из числа

тр уд ящ и хся сл и ш ко м незначи­

тельна.

М атериальная н е устроенн ость часто сл уж и т причиной

то го , что м о л оды е л ю ди п о ки д а ю т уни верситет, не

завер­

шив образования.

Право на образование в СССР неразры вно связано с

правом

на тр уд ,

обеспечиваем ы м социал истической о р га н и ­

зацией

на р о д н о го хозяйства, не укл о нн ы м

р о сто м пр о и зв о ­

дительны х сил со в е тско го

общ ества,

устранени ем в о з м о ж ­

ности

хозяйственных

кризисов

и ликвидацией

безработицы .

В ы пускни ки

советски х

учебны х

заведений

с уве р е н ­

ностью

см о тр я т

в

завтраш ний

день.

В

отличие

от

своих

сверстн иков в капиталистических странах

они

не о б е сп о ко е ­

ны тем ,

что для

них не найдется работы

по

специальности

й квалиф икации.

С ущ ествую щ ая систем а распред елен ия вы­

п ускн и ко в гарантирует им

м есто работы .

 

 

 

У тр уд ящ и хся капиталистических стран нет гарантирован ­

н о го

права на тр у д .

В настоящ ее врем я

общ ее

число

б е з­

работны х в этих странах катастроф ически

растет.

К ри зисны е

5


явления

в

капиталистической э к о н о м и ке не пощ адили все

эти страны.

Анализируя внутреннее положение Соединенных

Ш татов,

бывший президент С Ш А Д . Ф о р д в традиционном еж е ­

годном послании конгрессу «О положении страны» признал, что

наиболее

острой

п р о б л е м ой

в стране является безработица.

В д е ка б р е 1976 год а в С Ш А

насчитывалось, по оф ициальны м

данным,

7,6 млн.

безработны х*. Больнее всего, конечно, без­

работица бьет по м олодеж и, не имею щ ей ни ж изненного опыта,

ни средств

к сущ ествованию .

 

В СССР

право на тр у д является не то л ь ко

м оральны м

д о л го м ка ж д о го тр у д о с п о с о б н о го граж данина ,

д е л о м его

чести, но и правовой обязанностью , закрепленной в Кон ­

ституции

СССР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каж ды й советски й граж д ани н д о л ж е н знать и претворять

в ж и зн ь

важ нейш ую

 

заповедь

со ц и а л и сти че ско го общ ества:

«Труд

на благо

общ ества — свящ енная

обязанность

ка ж д о го

человека.

Всякий

тр у д на пользу

общ ества,

как

ф изический,

так

и

ум ственны й ,

уваж аем

и почетен ...

П оэто м у

 

каж ды й

тр уд о спо со б н ы й

человек

д о л ж е н

участвовать

в

создании

тех средств,

ко то р ы е

н е о б ход им ы

для

е го

ж и зни и деятель­

ности, для благосостоян ия

общ ества.

Человек,

ко то р ы й по ­

лучал

бы от общ ества ка ки е -л и б о блага,

не участвуя в труд е ,

был

бы

тунеядцем

и жил

за

счет

д р у ги х » 21. Эту

заповедь

н е о б хо д и м о

усвоить

 

и м о л о д ы м специалистам ,

получивш им

образование

за счет

 

государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т рудовы е

права

 

и обязанности

в с е х

рабочих

и сл у ­

жащ их,

в

том

числе

 

и м о л оды х

специалистов,

закреплены

в О сновах

законодательства С ою за

ССР

и со ю зны х

 

р е с п у б ­

лик

о

тр у д е 3 (ст.

2)

и в кодексах законов о труде (КЗоТ)

 

1

См.: «Правда»,

1977,

14

янв.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 П рограм м а Ком м унистической партии С оветского Союза.

М .,

Политиздат,

 

1967, с. 118— 119.

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Основы законодательства С ою за ССР и сою зны х рес­

публик

 

о

труде

в

 

дальнейш ем

будут

называться

«Осно­

вы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6


сою зных р е сп уб л и к1. Вместе с

тем трудовое законодатель­

ство, способствуя правил ьном у

осущ ествл ению м о л о д ы м и

специалистам и права на тр уд , предоставляет им различны е

дополнительны е льготы в области тр уд о вы х отнош ен ий и

возлагает на них дополнительны е обязанности , ко то р ы е за­

кр е пл яю тся в специальных правовы х актах.

1 В работе делаются ссылки на статьи Кодекса законов о труде РСФСР. При этом имеются в виду и соответствую щ ие статьи КЗоТ других сою зны х республик.

1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НА РАБОТУ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

 

 

 

Понятие молодого

специалиста

Давая в ы со кую

о ц е н ку со в е тско м у

специалисту

на В сесою з­

ном слете студ ентов в 1971

го д у ,

Л .И . Б реж нев

отм етил ,

что «советский

специалист сего д н я — это человек,

ко то р ы й

хо р о ш о овладел

основам и м а р кси стско -л е н и н ско го учения,

ясно видит поли тические цели

партии

и страны , им еет ш и­

р о к у ю н а учн ую

и п р а кти ч е скую

п о д го то в ку , в соверш енстве

владеет своей специальностью ».

 

 

 

 

 

 

С пециалистам и,

д о сконал ьн о зн аю щ им и

производ ство ,

вы п ускн и ки вузов

и ср е д н и х специальных учебны х заведений

становятся

не сразу

после окончани я

уч е б н о го

заведения,

а то л ько

после

пр и о б р е те н и я

опы та

работы

по

специаль­

ности, по сто ян н о го

повы ш ения

квалиф икации.

Э то м у

сп о ­

собствует

та кж е

правильное

распред елен ие

и

использова­

ние их на работе,

созд ание н еоб ход им ы х производ ствен ны х

и ж ил ищ но -бы товы х

условий.

 

 

 

 

 

 

 

 

К м о л о д ы м

 

специалистам

в

ш и р о ко м

см ы сле

слова

относятся

лица,

ко то р ы е о ко н чи л и

высш ие и

ср е д н и е

спе ­

циальные

учебны е за в е д е н и я ',

но

не

им е ю т

опыта работы

' К высшим учебны м заведениям относятся университеты, академии, институты, заводы -втузы и др.; к средним специаль­ ным учебным заведениям — техникум ы , специальные ш колы и училища (например, медицинские, педагогические и др.).

8