Файл: Варенцова, В. Г. Трудовые права и обязанности молодого специалиста.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
С О В Е Т С К И Й З А К О Н И Я
В. Г. Варенцова
ТРУДОВЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»
МО С КВ А — 1977
|
|
|
£77 |
331.1 |
Л и ч н а я |
I |
Ж |
В18 |
»ИИЧ£СН ’ |
|
|
|
Р е ц е н з е н т — |
|
|
канд. |
ю ридических |
наук Е. И. В о й л е н к о |
Варенцова В. Г.
В 18 Трудовые права и обязанности молодого специалиста. М., «Юрид. лит.», 1977
64 с. (Серия «Советский закон и Я»)
Брошюра выходит в серии, специально предназначенной для молодежи. В ней рассказывается об особенностях трудовых прав и обязанностей молодых специалистов: о порядке их персонального распределения, о компенсациях и гарантиях при переезде к месту работы, об отпусках после окончания учебного заведения, об организации и руководстве ста* жировкой, о заключении и расторжении трудового договора.
Рассчитана на широкий круг молодых читателей.
в 11002-092
48-77
012(01)-77
331.1
© Издательство «Юридическая литература», 1977 г.
ВВЕДЕНИЕ
В С оветской стране л ю б ой |
граж д ани н им еет право |
на бес |
|||||
платное высш ее и средн ее |
специальное образование. Госу |
||||||
д арство б е р е т на себя |
кр уп н ы е |
расходы , |
связанные |
с п о д |
|||
го то в ко й специалистов |
для |
всех |
областей |
на р о д н о го |
хозяй |
||
ства. О но |
делает все, |
чтобы |
в о о р уж и ть знаниям и м о л о д о е |
||||
поколен ие , |
воспитать лю дей , |
преданны х идеалам ко м м у н и з |
|||||
ма, способны х вы полнять |
поставленны е К о м м ун и сти ч е ско й |
||||||
партией С о ве тского С ою за |
задачи по в се м е р н о м у развитию |
||||||
н а р о д н о го |
хозяйства, науки |
и кул ьтуры , активно участвовать |
|||||
в общ ественной и го суд арств енной ж и зн и |
страны . |
|
|||||
Забота |
о благе народа, |
о повы ш ении |
его ку л ь ту р н о го |
уровня всегда была в ц е нтр е вним ания партии и прави тельства.
«Раньше,— говорил В.И. |
Л енин в первы е м есяцы |
С овет |
||||||||||
ско й власти,— весь |
человеческий ум , |
весь е го |
гений |
творил |
||||||||
тол ько |
для то го , |
чтобы дать од ним все блага техни ки |
и |
|||||||||
кул ьтуры , а д р у ги х |
лиш ить |
сам о го н е о б х о д и м о го — |
просве |
|||||||||
щ ения |
и |
развития. |
Теперь все чудеса техни ки , все завоева |
|||||||||
ния кул ь тур ы |
станут |
общ е на р о д ны м |
д осто ян и е м , и |
отны не |
||||||||
н и ко гд а |
человеческий ум |
и |
гений |
не |
б у д у т |
обращ ены |
в |
|||||
средства |
насилия, |
в |
средства |
экспл уа та ц и и »'. |
|
|
|
|||||
' Л е н и н |
В. |
И. |
Поли. |
собр. соч., |
т. 35, с. |
289. |
|
|
3
За годы С оветской власти высш ие и средн ие специальные
учебны е |
заведения |
нашей |
страны |
подготовил и |
свыше |
30 м лн. специалистов. В О сновны х |
направлениях |
развития |
|||
народного |
хозяйства |
СССР |
на 1976— 1980 годы |
намечено |
в десятой пятилетке подготов ить 9,6 млн. специалистов с высш им и ср е д н и м специальны м образованием . О со б о е вни
м ание б уд ет уделено обеспечен ию |
кад рам и районов интен |
||||||||||||
сивного |
развития |
производительны х сил |
страны . |
Важнейш ей |
|||||||||
задачей высш их и ср едн их специальных |
учебны х |
заведений, |
|||||||||||
подчеркивалось на XXV съ езде КПСС, является |
дальнейш ее |
||||||||||||
повы ш ение уровня п о д го то в ки и |
и д е й н о -п ол и ти ческо го вос |
||||||||||||
питания |
специалистов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Для |
п о д го то в ки |
специалистов |
в |
нашей стране |
со зд а ю т |
|||||||
ся все н еоб ход им ы е |
условия. С ка ж д ы м |
го д о м расш иряется |
|||||||||||
сеть |
высших |
и |
ср едн их |
|
специальных |
учебны х |
заведений. |
||||||
Как |
отмечает |
Первый |
заместитель |
М инистра |
высш его |
и |
|||||||
среднего специального образования РСФСР, только |
в М оскве |
||||||||||||
насчитывается |
76 |
вузов, |
в |
которы х |
обучается 635 |
тыс. сту |
|||||||
дентов. Причем более половины из них — |
рабочие и колхозни |
||||||||||||
ки. |
Свои |
знания |
и |
опыт |
передаю т |
им |
3 тыс. |
д окторов |
и |
свыше 18 тыс. кандидатов наук. Увеличиваются расходы государства на материальное обеспечение студентов и учащихся. Наши студенты не знают, что такое плата за обучение. К ро м е того, они получаю т стипендию , разм ер кото
рой |
сейчас повышен. |
|
|
|
|
|
|
|
Все расходы , связанные с |
п о д го то в ко й |
квалиф ицирован |
||||
ных |
кад ров , го суд ар ств о |
б ерет |
на себя. В СССР |
36% го с у |
|||
д а рстве н н о го |
б ю д ж е та |
идет |
на |
развитие |
науки , |
кул ьтур ы |
|
и образования, |
а в такой вы сокоразвитой стране, как С Ш А ,— |
||||||
то л ько 4% . |
|
|
|
|
|
|
|
|
С оветское |
госуд ар ств о е ж е го д н о расходует |
в ср е д н е м |
на п о д го то в ку о д н о го специалиста вуза о ко л о тысячи рубл ей .
Больш ое внимание уделяется ул учш е ни ю |
условий занятий, |
||
быта и отдыха студ ентов . С троятся |
новые |
о бщ еж ития , рас |
|
ш иряю тся |
б и б лиотеки вузов и т. д. |
В то ж е |
врем я учащ иеся |
и студ енты |
капиталистических стран |
затрачиваю т колоссаль |
4
ные |
средства |
на учебу |
(например, в С Ш А — 2— 8 тыс. долла |
|||||||
ров |
в год; |
в |
Японии — 4— 6 месячных зарплат японского |
ра |
||||||
б о че го ). |
«С тоим ость |
знаний» |
в капиталистических |
странах |
||||||
постоянно |
растет. |
Н астоящ им |
хозяином |
систем ы |
вы сш его |
|||||
образования |
является |
частный |
капитал. Н априм ер , |
из |
412 |
|||||
высших |
учебны х заведений Японии лишь |
н е м н о ги м более |
||||||||
четверти находятся в ведении госуд арства |
и м униципальны х |
|||||||||
властей. В частных университетах и институтах страны |
о б у |
|||||||||
чается о ко л о |
80% |
японских студ ентов . Д а ж е успеш но |
сдав |
|||||||
экзам ены , |
аб итуриент |
не станет студ е н то м |
вуза, в том числе |
|||||||
и госуд ар ств е н н о го , если не внесет в его |
кассу вступитель |
ный взнос, деньги за первый год обучения и прочие обязатель
ные платежи. В 1976 |
го д у владельцы частных вузов |
подняли |
плату за об уче ни е в |
ср е д н е м на 40% , а т о ки й с ко го |
ун и ве р |
ситета КЭЙ О — на 160% .
Высшее образование в С Ш А та кж е остается привилегией
относительно |
не м н о ги х , п о с ко л ь ку с ка ж д ы м го д о м |
повы |
||
ш ается |
плата |
за обучение , |
а оказы ваем ая государственная |
|
пом ощ ь |
студентам из числа |
тр уд ящ и хся сл и ш ко м незначи |
||
тельна. |
М атериальная н е устроенн ость часто сл уж и т причиной |
|||
то го , что м о л оды е л ю ди п о ки д а ю т уни верситет, не |
завер |
шив образования.
Право на образование в СССР неразры вно связано с
правом |
на тр уд , |
обеспечиваем ы м социал истической о р га н и |
|||||||||
зацией |
на р о д н о го хозяйства, не укл о нн ы м |
р о сто м пр о и зв о |
|||||||||
дительны х сил со в е тско го |
общ ества, |
устранени ем в о з м о ж |
|||||||||
ности |
хозяйственных |
кризисов |
и ликвидацией |
безработицы . |
|||||||
В ы пускни ки |
советски х |
учебны х |
заведений |
с уве р е н |
|||||||
ностью |
см о тр я т |
в |
завтраш ний |
день. |
В |
отличие |
от |
своих |
|||
сверстн иков в капиталистических странах |
они |
не о б е сп о ко е |
|||||||||
ны тем , |
что для |
них не найдется работы |
по |
специальности |
|||||||
й квалиф икации. |
С ущ ествую щ ая систем а распред елен ия вы |
||||||||||
п ускн и ко в гарантирует им |
м есто работы . |
|
|
|
|||||||
У тр уд ящ и хся капиталистических стран нет гарантирован |
|||||||||||
н о го |
права на тр у д . |
В настоящ ее врем я |
общ ее |
число |
б е з |
||||||
работны х в этих странах катастроф ически |
растет. |
К ри зисны е |
5
явления |
в |
капиталистической э к о н о м и ке не пощ адили все |
эти страны. |
Анализируя внутреннее положение Соединенных |
|
Ш татов, |
бывший президент С Ш А Д . Ф о р д в традиционном еж е |
годном послании конгрессу «О положении страны» признал, что
наиболее |
острой |
п р о б л е м ой |
в стране является безработица. |
В д е ка б р е 1976 год а в С Ш А |
насчитывалось, по оф ициальны м |
||
данным, |
7,6 млн. |
безработны х*. Больнее всего, конечно, без |
работица бьет по м олодеж и, не имею щ ей ни ж изненного опыта,
ни средств |
к сущ ествованию . |
|
В СССР |
право на тр у д является не то л ь ко |
м оральны м |
д о л го м ка ж д о го тр у д о с п о с о б н о го граж данина , |
д е л о м его |
чести, но и правовой обязанностью , закрепленной в Кон
ституции |
СССР. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Каж ды й советски й граж д ани н д о л ж е н знать и претворять |
||||||||||||||||||
в ж и зн ь |
важ нейш ую |
|
заповедь |
со ц и а л и сти че ско го общ ества: |
|||||||||||||||
«Труд |
на благо |
общ ества — свящ енная |
обязанность |
ка ж д о го |
|||||||||||||||
человека. |
Всякий |
тр у д на пользу |
общ ества, |
как |
ф изический, |
||||||||||||||
так |
и |
ум ственны й , |
уваж аем |
и почетен ... |
П оэто м у |
|
каж ды й |
||||||||||||
тр уд о спо со б н ы й |
человек |
д о л ж е н |
участвовать |
в |
создании |
||||||||||||||
тех средств, |
ко то р ы е |
н е о б ход им ы |
для |
е го |
ж и зни и деятель |
||||||||||||||
ности, для благосостоян ия |
общ ества. |
Человек, |
ко то р ы й по |
||||||||||||||||
лучал |
бы от общ ества ка ки е -л и б о блага, |
не участвуя в труд е , |
|||||||||||||||||
был |
бы |
тунеядцем |
и жил |
за |
счет |
д р у ги х » 21. Эту |
заповедь |
||||||||||||
н е о б хо д и м о |
усвоить |
|
и м о л о д ы м специалистам , |
получивш им |
|||||||||||||||
образование |
за счет |
|
государства. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
Т рудовы е |
права |
|
и обязанности |
в с е х |
рабочих |
и сл у |
||||||||||||
жащ их, |
в |
том |
числе |
|
и м о л оды х |
специалистов, |
закреплены |
||||||||||||
в О сновах |
законодательства С ою за |
ССР |
и со ю зны х |
|
р е с п у б |
||||||||||||||
лик |
о |
тр у д е 3 (ст. |
2) |
и в кодексах законов о труде (КЗоТ) |
|||||||||||||||
|
1 |
См.: «Правда», |
1977, |
14 |
янв. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
2 П рограм м а Ком м унистической партии С оветского Союза. |
||||||||||||||||||
М ., |
Политиздат, |
|
1967, с. 118— 119. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
3 Основы законодательства С ою за ССР и сою зны х рес |
||||||||||||||||||
публик |
|
о |
труде |
в |
|
дальнейш ем |
будут |
называться |
«Осно |
||||||||||
вы». |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
сою зных р е сп уб л и к1. Вместе с |
тем трудовое законодатель |
ство, способствуя правил ьном у |
осущ ествл ению м о л о д ы м и |
специалистам и права на тр уд , предоставляет им различны е
дополнительны е льготы в области тр уд о вы х отнош ен ий и
возлагает на них дополнительны е обязанности , ко то р ы е за
кр е пл яю тся в специальных правовы х актах.
1 В работе делаются ссылки на статьи Кодекса законов о труде РСФСР. При этом имеются в виду и соответствую щ ие статьи КЗоТ других сою зны х республик.
1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НА РАБОТУ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
|
|
|
|
Понятие молодого |
специалиста |
|||||||
Давая в ы со кую |
о ц е н ку со в е тско м у |
специалисту |
на В сесою з |
|||||||||
ном слете студ ентов в 1971 |
го д у , |
Л .И . Б реж нев |
отм етил , |
|||||||||
что «советский |
специалист сего д н я — это человек, |
ко то р ы й |
||||||||||
хо р о ш о овладел |
основам и м а р кси стско -л е н и н ско го учения, |
|||||||||||
ясно видит поли тические цели |
партии |
и страны , им еет ш и |
||||||||||
р о к у ю н а учн ую |
и п р а кти ч е скую |
п о д го то в ку , в соверш енстве |
||||||||||
владеет своей специальностью ». |
|
|
|
|
|
|
||||||
С пециалистам и, |
д о сконал ьн о зн аю щ им и |
производ ство , |
||||||||||
вы п ускн и ки вузов |
и ср е д н и х специальных учебны х заведений |
|||||||||||
становятся |
не сразу |
после окончани я |
уч е б н о го |
заведения, |
||||||||
а то л ько |
после |
пр и о б р е те н и я |
опы та |
работы |
по |
специаль |
||||||
ности, по сто ян н о го |
повы ш ения |
квалиф икации. |
Э то м у |
сп о |
||||||||
собствует |
та кж е |
правильное |
распред елен ие |
и |
использова |
|||||||
ние их на работе, |
созд ание н еоб ход им ы х производ ствен ны х |
|||||||||||
и ж ил ищ но -бы товы х |
условий. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
К м о л о д ы м |
|
специалистам |
в |
ш и р о ко м |
см ы сле |
слова |
||||||
относятся |
лица, |
ко то р ы е о ко н чи л и |
высш ие и |
ср е д н и е |
спе |
|||||||
циальные |
учебны е за в е д е н и я ', |
но |
не |
им е ю т |
опыта работы |
' К высшим учебны м заведениям относятся университеты, академии, институты, заводы -втузы и др.; к средним специаль ным учебным заведениям — техникум ы , специальные ш колы и училища (например, медицинские, педагогические и др.).
8