Файл: Волконский, В. А. Финансы в системе управления народным хозяйством препринт.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
АКАДЕМИЯ НАУК СССР
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФИНАНСЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ •
Москва
1974
АКАДЕМИЯ НАУК СССР
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
В.А.Волконский
В.Б.Ткач
ФИНАНСЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ НАРОДНЕЙ ХОЗЯЙСТВОМ -
Препринт
Москва'
1974
обслуживать процессы взаимодействия государства с предпри ятиями, государства с гражданами, предприятий с гражданами, различных общеогвенных организаций с государством, предпри ятиями и гражданами.
Сам факт существования финансов в условиях развитого социализма и построения материально-технической базы комму низма связан с наличием и степенью развития товарно-денеж ннх отношений.
ВСССР и других странах социалистического лагеря то • варно-денежные отношения действуют в условиях планового хозяйства. Плановость - это один из основных законов социа лизма. Новая система планирования и управления позволяет расширить права и самостоятельность предприятий на базе последовательного осуществления ленинского принципа демо кратического централизма.
Вистории нашей страны проблеме использования финансов всегда придавалось большое значение. В,И.Ленин писал:
"... надо помнить, что всякие радикальные реформы наши об реченъ на неудачу, если мы не будем иметь успеха в финансо вой политике" (ПИЗ, т.36,стр.35І),
Настоящая‘работа посвящена определению финансов как одного'из важных Механизмов экономического управления и вопросам совершенствования финансового планирования.
4
Плодотворно заниматься проблемами управляющего воздей ствия финансов на экономические процессы в народном хозяйCTBSjможно лишь выяснив сущность этой категории. Кроме то го, поскольку материальным носителем финансовых отношений являются деньги, валено определить круг денежных средств, составляющих финансовые ресурсы социалистического государ ства. Без этого не может быть построена стройная финансовая система страны и обеспечено ее эффективное функционирова ние.
Если подходить исторически, основным признаком для вы деления финансов из сферы денежных отношений вообще следует считать признак государственности. Денежные доходы, относи мые к разряду финансовых, всегда принадлежат государству.
Как справедливо замечает А.М.Бирман: "Без взаимоотношений с государством нет финансов" [і, стр.ІОі} . С ним вполне согласен другой крупный специалист в области финансов - А.М.Александров. В монографии "Финансы социализма" он отме чает: "Финансы представляют собой экономическую категорию, специфическое производственное отношение, обусловленное су ществованием государства" /g, стр.З/ .
Обычно финансы определяют как специфические экономиче ские отношения (денежные отношения), возникающие при форми ровании и расходовании денежных фондов государства. При со циализме финансы связаны с экономической деятельностью госу дарства в области организации общественного производства; с развитием науки, культуры и здравоохранения; подъемом жиз ненного уровня народа; осуществлением общегосударственных функций (управление, оборона, внешняя политика).
Финансовые отношения -• это только часть экономических
5
отношений, опосредствуемых деньгами. Денежная сфера охваты вает в условиях товарно-денежных отношений и действия за кона стоимости, кроме финансов, такие экономические явле ния (категории), как кредит, товарообмен в общественном секторе, отношения купли-продажи, контроль за мерой труда и потребления и некоторые другие.
При капитализме признака государственности вполне до статочно для выделения финансов в составе денежной сферы. Буржуазное государство не организует непосредственно про цесса общественного воспроизводства. Его функции ограничи ваются в основном непроизводственной' сферой". Для осущест-» вления этих функций капиталистическое государство нуждается в денежных средствах; оно получает эти средства в виде на логов, которые и составляют основу финансов при капитализ ме.
Отсюда видно, что финансы при капитализме - явление надстроечного порядка. Идущий в настоящее время в большин стве капиталистических стран процесс усиления прямого госу дарственного вмешательства в экономику - национализация от дельных отраслей производства, разработка национальных прог рамм развития экономики - не меняет сути буржуазных финан сов, ибо эти процессы не затрагивают природы капиталистиче ского строя.
При капитализме основная масса денежных отношений мате риальной сферы - процессы купли-продажи, выплата заработной платы, проблемы денежных резервов и в основном обеспечение денежными ресурсами нового строительства - лежат вне фи нансов государства. В сферу финансов входят налоги, уплачи ваемые корпорациями и предприятиями, а также денежные суб сидии, получаемые ими из государственного бюджета.
При социализме финансовые отношения охватывают не толь ко процессы, связанные с функционированием государства (по
литическая надстройка), но затрагивают непосредственно отно шения, возникающие в процессе воспроизводства (экономиче ский базис).
6
При этом, в силу общественной собственности на средст ва производства и планового принципа ведения хозяйства, всё денежные процессы в материальной сфере непосредственно
связаны с государством. В социалистическом государстве поэ тому выделяют особую область экономических отношений (де нежных отношений) - финансы предприятий и отраслей народно го хозяйства.
Рассматривая более внимательно денежные отношения ма териальной сферы, можно отметить большое разнообразие в ус ловиях, характеризующих функционирование различных денежных фондов, образуемых на предприятиях этой сферы. Есть разли чия в области планирования. Прибыль предприятия и ее элемен ты планируются в рамках государственного плана, а планиро вание фонда зарплаты и фонда оборотных средств относится к компетенции самого предприятия. Есть различия с точки зре ния характера движения стоимости. Расчеты с поставщиками и потребителями совершаются на эквивалентной основе: денежно му потоку противостоит равный ему по стоимости поток мате риальных ценностей, а взаимоотношения предприятий с бюджетом строятся на безэквивалентной основе. И наконец, элементы вы ручки предприятия различаются по их роли в процессе воспро изводства: часть денежных ресурсов идет на покрытие затрат, связанных с производством продукции (простое воспроизводст во), а частьна капитальные вложения (расширенное воспро изводство).
В силу этих особенностей, по нашему мнению, в условиях социализма для выделения финансов в глобальной сфере денеж ных отношений недостаточно выяснения одного только вопроса: имеют ли данные отношения касательство к государству или нет?
Рассмотрим финансы в сфере материального производства.
Если исходить из признака государственности, то все де нежные отношения в материальной сфере должны быть отнесены к финансам.
7
Впервом приближении подобный подход можно считать вполне оправданным. Раз предприятия являются общественной собственностью - значит все его денежные фонды составляют собственность государстве и экономические отношения, в со ответствии с данным выше определением, должен быть отнесены
кфинансам.
Вто же время расширение сферы финансов предприятий до сферы денежны:', отношений предприятий должно ¿іриводить на практике, применительно к материальному производству, к стиранию граней между конкретной экономикой и финансами. При товарно-денежном характере производства большинство про цессов: учет себестоимости, внутризаводской хозрасчет, фор мирование фондов стимулирования, характеристика развито предприятия во времени - отражающие различные стороны дея тельности предприятия, опосредствуются деньгами.
Вэтих условиях финансы предприятий и отраслей произ водства целесообразно определить так, чтобы они выражали свою, особую сторону деятельности предприятия, не перекры вающую ипе дублирующую других сторон.
Остановимся подробнее на специфике функционировандя различных денежных фондов, образуемых на предприятиях.
Государственный народнохозяйственный план, как извест но, определяет основные показатели работы предприятий^ в том
числе и в денежной *орме. При этом в отношении прибыл’*' госу дарственный план содержит и (I) задание по общему размеру прибыли на плановый год, и (2) разбивку по элементам, а так же (3) направление использования каждого рубля, полученного предприятием в виде прибыли. Подобной же скрупулезностью отличаются (4) планы по использованию амортизационного фонда.
В отношении планирования выручки в целом позиция госу дарственного плана несколько иная. Предприятие получает об
щее задание по объему реализагии и конкретное задание по ос новной номенклатуре выпускаемой продукции. При этом стоимогя ное выражение товарной продукции, отражающее список обяза тельной номенклатуры, как правило, меньше объема репляглпян.
8
Планирование этой оставшейся части объема реализации, а также организация конкретных денежных взаимосвязей с по ставщиками и потребителями в’отношении всей товарной про дукции входит в компетенцию плана предприятия. В отношении фонда зарплаты предприятие также получает сверху лишь зада ние по общему размеру этого фонда, а конкретное использова ние фонда зарплаты планируется самим предприятием. При этом в отношении рабочих государственный план не содержит даже указания об общей численности. Планирование.ряда денежных показателей, например: фонд оборотных средств, фабричнозаводская себестоимость, - относится целиком к компетенции самого предприятия.
Права предприятия в отношении планирования определен- - них денежных фондов есть реальное выражение коммерческого расчета, на основании которого, по выражению В.И»Ленина, "только и можно строить хозяйство" (ПЄС, т.44, стр.220).
Такой метод планирования уменьшает нагрузку на цент■ ральные плановые органы и в то же время способствует разви тию самодействия предприятий. Он становится возможным, в частности, потому, что основные направления деятельности предприятий предопределены составом их оборудования и ра бочей сияв.
Итак, прибыль и амортизация включаются в государственный план как в целом, так и поэлементно. Эта скрупулезность оп ределяется их ролью в жизни общества и государства. Денеж ные средства, выражающие прибыль и амортизационные отчисле ния, воплощают мобильную часть совокупного общественного продукта. Эти денежные средства могут быть использованы на предприятии, где они созданы. В то же время они могут быть переданы для использования на другие предприятия той же от расли или в другие отрасли. Мобильные денежные средства мо гут быть использованы не только для материального производ ства, но и в непроизводственной сфере. Они обладают широкими возможностями для переливов в территориальном разрезе.
Подобной свобода в использовании средств Лонда зарпяа - ты ми фонда оборотных средств не имеется. Эти денежные
9
средства должны быть затрачены на данном предприятии для оплаты рабочей силы и возмещения потребленных в предыдущем цикле предметов труда. Они определяют в первую очередь про стое воспроизводство.
Мобильные денежные средства определяют расширенное вое производство и покрывают непроизводственные расходы общест ва. Именно в силу этих их особенностей государство отводит планированию мобильных средств особое место в народнохозяй ственном плане. Поэтому при определении финансов в условиях социализма, в частности финансов предприятий, целесообразно признак государственности дополнить признаком мобильности.
G точки зрения стоимостного состава производимого со вокупного общественного продукта на основе признаков госу дарственности и мобильности в разряд финансовых фондов по падают денежные средства, выражающие часть национального дохода - прибавочный продукт т. , а также часть фонда возмещения - амортизационные отчисления. Что касается стои мости оплаты труда V , то вопрос о ее связи с финансами решается в зависимости от трактовки этой категории. Если под V понимать только оплату труда в виде прямой зара ботной платы работников, включаемой в фабрично-заводскую себестоимость, то на основе признака мобильности этот эле мент совокупного общественного продукта не относится к фи
нансам. Если же под V |
понимать весь фонд оплаты работай |
ков материальной сферы, |
т.е. и прямую заработную плату, и |
премии из" фонда материального стимулирования, относимого к прибыли, то эту последнюю составляющую V надо отнести к финансам. Ибо сам факт существования этого фонда стимули рования, а также его размеры определяются в рамках государ ственного плана распределения прибыли предприятия. Для про стоты будем считать в данной работе, что V включает только прямую заработную плату работников материальной сфе ры, без отчислений на социальное страхование. Тогда можно сказать, что сфера финансов, с точки зрения признаков госу дарственности и мобильности, охватывает прибавочный продукт и амортизационный фонд.
10
Экономическим выражением или конкретизацией признака мобильности можно считать беззквиваленишй характер образо вания этих фондов. В процессе воспроизводства денежным по токам в рамках фонда возмещения и фонда зарплаты противо стоит равный по стоимости поток материальных ценностей и рабочая сила, т.е. эти стоимости перемещаются на эквивалент ной основе. При распределении прибавочной стоимости такая эквивалентность отсутствует. Часть прибавочной стоимости изымается в виде налога с оборота или платежей из прибыли предприятий в госбюджет. Другая ее часть - либо на основе государственного плана капитального строительства, либо в виде поощрения коллективу за эффективную деятельность в рамках распределения прибыли предприятия - расходуется,на соответствующем предприятии. Никакой i непосредственв нй стоимостное й эквивалент в виде материальных ценностей этим потокам не противостоит. Поэтому эти денежные отношения можно характеризоватькак безэквивалентные. Распределение амортизационного фонда предприятия также носит безэквива лентный характер в том смысле, ч$о распределение и исполь зование средств этого фонда производится по государственно му плану в соответствии с интересами народного хозяйства в целом, а не в соответствии с тем, как он был начислен.
Термин "мобильные средства", конечно, характеризуется некоторой условностью. Любые денежные фонды предприятия об ладают некоторой "мобильностью" в силу того, что объем про изводства может быть, как правило, сокращен или расширен по сравнению с обычным уровнем. С другой стороны, фонд заработ ной платы работников управления,объединения или отрасли, хотя и относится к прибавочному труду работников предприя тий, ооладает не большей мобильностью, чем фонд заработной платы рабочих. То же можно сказать о признаке "безэквивалентного происхождения".
Однако эта условность и недооцределенность, очевидно, ничуть не больше, чем условность понятий "простое"и "расши ренное" воспроизводство, "текущие" и "капитальные" затраты а Т.Д., я введенные понятия могут быть определены с любой
II