Файл: Волконский, В. А. Финансы в системе управления народным хозяйством препринт.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АКАДЕМИЯ НАУК СССР

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФИНАНСЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ •

Москва

1974

АКАДЕМИЯ НАУК СССР

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

В.А.Волконский

В.Б.Ткач

ФИНАНСЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ НАРОДНЕЙ ХОЗЯЙСТВОМ -

Препринт

Москва'

1974

обслуживать процессы взаимодействия государства с предпри­ ятиями, государства с гражданами, предприятий с гражданами, различных общеогвенных организаций с государством, предпри­ ятиями и гражданами.

Сам факт существования финансов в условиях развитого социализма и построения материально-технической базы комму­ низма связан с наличием и степенью развития товарно-денеж ннх отношений.

ВСССР и других странах социалистического лагеря то • варно-денежные отношения действуют в условиях планового хозяйства. Плановость - это один из основных законов социа­ лизма. Новая система планирования и управления позволяет расширить права и самостоятельность предприятий на базе последовательного осуществления ленинского принципа демо­ кратического централизма.

Вистории нашей страны проблеме использования финансов всегда придавалось большое значение. В,И.Ленин писал:

"... надо помнить, что всякие радикальные реформы наши об­ реченъ на неудачу, если мы не будем иметь успеха в финансо­ вой политике" (ПИЗ, т.36,стр.35І),

Настоящая‘работа посвящена определению финансов как одного'из важных Механизмов экономического управления и вопросам совершенствования финансового планирования.

4

Плодотворно заниматься проблемами управляющего воздей­ ствия финансов на экономические процессы в народном хозяйCTBSjможно лишь выяснив сущность этой категории. Кроме то­ го, поскольку материальным носителем финансовых отношений являются деньги, валено определить круг денежных средств, составляющих финансовые ресурсы социалистического государ­ ства. Без этого не может быть построена стройная финансовая система страны и обеспечено ее эффективное функционирова­ ние.

Если подходить исторически, основным признаком для вы­ деления финансов из сферы денежных отношений вообще следует считать признак государственности. Денежные доходы, относи­ мые к разряду финансовых, всегда принадлежат государству.

Как справедливо замечает А.М.Бирман: "Без взаимоотношений с государством нет финансов" [і, стр.ІОі} . С ним вполне согласен другой крупный специалист в области финансов - А.М.Александров. В монографии "Финансы социализма" он отме­ чает: "Финансы представляют собой экономическую категорию, специфическое производственное отношение, обусловленное су­ ществованием государства" /g, стр.З/ .

Обычно финансы определяют как специфические экономиче­ ские отношения (денежные отношения), возникающие при форми­ ровании и расходовании денежных фондов государства. При со­ циализме финансы связаны с экономической деятельностью госу­ дарства в области организации общественного производства; с развитием науки, культуры и здравоохранения; подъемом жиз­ ненного уровня народа; осуществлением общегосударственных функций (управление, оборона, внешняя политика).

Финансовые отношения -• это только часть экономических

5


отношений, опосредствуемых деньгами. Денежная сфера охваты­ вает в условиях товарно-денежных отношений и действия за­ кона стоимости, кроме финансов, такие экономические явле­ ния (категории), как кредит, товарообмен в общественном секторе, отношения купли-продажи, контроль за мерой труда и потребления и некоторые другие.

При капитализме признака государственности вполне до­ статочно для выделения финансов в составе денежной сферы. Буржуазное государство не организует непосредственно про­ цесса общественного воспроизводства. Его функции ограничи­ ваются в основном непроизводственной' сферой". Для осущест-» вления этих функций капиталистическое государство нуждается в денежных средствах; оно получает эти средства в виде на­ логов, которые и составляют основу финансов при капитализ­ ме.

Отсюда видно, что финансы при капитализме - явление надстроечного порядка. Идущий в настоящее время в большин­ стве капиталистических стран процесс усиления прямого госу­ дарственного вмешательства в экономику - национализация от­ дельных отраслей производства, разработка национальных прог­ рамм развития экономики - не меняет сути буржуазных финан­ сов, ибо эти процессы не затрагивают природы капиталистиче­ ского строя.

При капитализме основная масса денежных отношений мате­ риальной сферы - процессы купли-продажи, выплата заработной платы, проблемы денежных резервов и в основном обеспечение денежными ресурсами нового строительства - лежат вне фи­ нансов государства. В сферу финансов входят налоги, уплачи­ ваемые корпорациями и предприятиями, а также денежные суб­ сидии, получаемые ими из государственного бюджета.

При социализме финансовые отношения охватывают не толь­ ко процессы, связанные с функционированием государства (по­

литическая надстройка), но затрагивают непосредственно отно­ шения, возникающие в процессе воспроизводства (экономиче­ ский базис).

6

При этом, в силу общественной собственности на средст­ ва производства и планового принципа ведения хозяйства, всё денежные процессы в материальной сфере непосредственно

связаны с государством. В социалистическом государстве поэ­ тому выделяют особую область экономических отношений (де­ нежных отношений) - финансы предприятий и отраслей народно­ го хозяйства.

Рассматривая более внимательно денежные отношения ма­ териальной сферы, можно отметить большое разнообразие в ус­ ловиях, характеризующих функционирование различных денежных фондов, образуемых на предприятиях этой сферы. Есть разли­ чия в области планирования. Прибыль предприятия и ее элемен­ ты планируются в рамках государственного плана, а планиро­ вание фонда зарплаты и фонда оборотных средств относится к компетенции самого предприятия. Есть различия с точки зре­ ния характера движения стоимости. Расчеты с поставщиками и потребителями совершаются на эквивалентной основе: денежно­ му потоку противостоит равный ему по стоимости поток мате­ риальных ценностей, а взаимоотношения предприятий с бюджетом строятся на безэквивалентной основе. И наконец, элементы вы­ ручки предприятия различаются по их роли в процессе воспро­ изводства: часть денежных ресурсов идет на покрытие затрат, связанных с производством продукции (простое воспроизводст­ во), а частьна капитальные вложения (расширенное воспро­ изводство).

В силу этих особенностей, по нашему мнению, в условиях социализма для выделения финансов в глобальной сфере денеж­ ных отношений недостаточно выяснения одного только вопроса: имеют ли данные отношения касательство к государству или нет?

Рассмотрим финансы в сфере материального производства.

Если исходить из признака государственности, то все де­ нежные отношения в материальной сфере должны быть отнесены к финансам.

7


Впервом приближении подобный подход можно считать вполне оправданным. Раз предприятия являются общественной собственностью - значит все его денежные фонды составляют собственность государстве и экономические отношения, в со­ ответствии с данным выше определением, должен быть отнесены

кфинансам.

Вто же время расширение сферы финансов предприятий до сферы денежны:', отношений предприятий должно ¿іриводить на практике, применительно к материальному производству, к стиранию граней между конкретной экономикой и финансами. При товарно-денежном характере производства большинство про­ цессов: учет себестоимости, внутризаводской хозрасчет, фор­ мирование фондов стимулирования, характеристика развито предприятия во времени - отражающие различные стороны дея­ тельности предприятия, опосредствуются деньгами.

Вэтих условиях финансы предприятий и отраслей произ­ водства целесообразно определить так, чтобы они выражали свою, особую сторону деятельности предприятия, не перекры­ вающую ипе дублирующую других сторон.

Остановимся подробнее на специфике функционировандя различных денежных фондов, образуемых на предприятиях.

Государственный народнохозяйственный план, как извест­ но, определяет основные показатели работы предприятий^ в том

числе и в денежной *орме. При этом в отношении прибыл’*' госу­ дарственный план содержит и (I) задание по общему размеру прибыли на плановый год, и (2) разбивку по элементам, а так­ же (3) направление использования каждого рубля, полученного предприятием в виде прибыли. Подобной же скрупулезностью отличаются (4) планы по использованию амортизационного фонда.

В отношении планирования выручки в целом позиция госу­ дарственного плана несколько иная. Предприятие получает об­

щее задание по объему реализагии и конкретное задание по ос новной номенклатуре выпускаемой продукции. При этом стоимогя ное выражение товарной продукции, отражающее список обяза­ тельной номенклатуры, как правило, меньше объема репляглпян.

8

Планирование этой оставшейся части объема реализации, а также организация конкретных денежных взаимосвязей с по­ ставщиками и потребителями в’отношении всей товарной про­ дукции входит в компетенцию плана предприятия. В отношении фонда зарплаты предприятие также получает сверху лишь зада­ ние по общему размеру этого фонда, а конкретное использова­ ние фонда зарплаты планируется самим предприятием. При этом в отношении рабочих государственный план не содержит даже указания об общей численности. Планирование.ряда денежных показателей, например: фонд оборотных средств, фабричнозаводская себестоимость, - относится целиком к компетенции самого предприятия.

Права предприятия в отношении планирования определен- - них денежных фондов есть реальное выражение коммерческого расчета, на основании которого, по выражению В.И»Ленина, "только и можно строить хозяйство" (ПЄС, т.44, стр.220).

Такой метод планирования уменьшает нагрузку на цент■ ральные плановые органы и в то же время способствует разви тию самодействия предприятий. Он становится возможным, в частности, потому, что основные направления деятельности предприятий предопределены составом их оборудования и ра­ бочей сияв.

Итак, прибыль и амортизация включаются в государственный план как в целом, так и поэлементно. Эта скрупулезность оп­ ределяется их ролью в жизни общества и государства. Денеж­ ные средства, выражающие прибыль и амортизационные отчисле­ ния, воплощают мобильную часть совокупного общественного продукта. Эти денежные средства могут быть использованы на предприятии, где они созданы. В то же время они могут быть переданы для использования на другие предприятия той же от­ расли или в другие отрасли. Мобильные денежные средства мо­ гут быть использованы не только для материального производ­ ства, но и в непроизводственной сфере. Они обладают широкими возможностями для переливов в территориальном разрезе.

Подобной свобода в использовании средств Лонда зарпяа - ты ми фонда оборотных средств не имеется. Эти денежные

9


средства должны быть затрачены на данном предприятии для оплаты рабочей силы и возмещения потребленных в предыдущем цикле предметов труда. Они определяют в первую очередь про­ стое воспроизводство.

Мобильные денежные средства определяют расширенное вое производство и покрывают непроизводственные расходы общест­ ва. Именно в силу этих их особенностей государство отводит планированию мобильных средств особое место в народнохозяй­ ственном плане. Поэтому при определении финансов в условиях социализма, в частности финансов предприятий, целесообразно признак государственности дополнить признаком мобильности.

G точки зрения стоимостного состава производимого со­ вокупного общественного продукта на основе признаков госу­ дарственности и мобильности в разряд финансовых фондов по­ падают денежные средства, выражающие часть национального дохода - прибавочный продукт т. , а также часть фонда возмещения - амортизационные отчисления. Что касается стои­ мости оплаты труда V , то вопрос о ее связи с финансами решается в зависимости от трактовки этой категории. Если под V понимать только оплату труда в виде прямой зара­ ботной платы работников, включаемой в фабрично-заводскую себестоимость, то на основе признака мобильности этот эле­ мент совокупного общественного продукта не относится к фи­

нансам. Если же под V

понимать весь фонд оплаты работай

ков материальной сферы,

т.е. и прямую заработную плату, и

премии из" фонда материального стимулирования, относимого к прибыли, то эту последнюю составляющую V надо отнести к финансам. Ибо сам факт существования этого фонда стимули­ рования, а также его размеры определяются в рамках государ­ ственного плана распределения прибыли предприятия. Для про­ стоты будем считать в данной работе, что V включает только прямую заработную плату работников материальной сфе­ ры, без отчислений на социальное страхование. Тогда можно сказать, что сфера финансов, с точки зрения признаков госу­ дарственности и мобильности, охватывает прибавочный продукт и амортизационный фонд.

10

Экономическим выражением или конкретизацией признака мобильности можно считать беззквиваленишй характер образо­ вания этих фондов. В процессе воспроизводства денежным по­ токам в рамках фонда возмещения и фонда зарплаты противо­ стоит равный по стоимости поток материальных ценностей и рабочая сила, т.е. эти стоимости перемещаются на эквивалент­ ной основе. При распределении прибавочной стоимости такая эквивалентность отсутствует. Часть прибавочной стоимости изымается в виде налога с оборота или платежей из прибыли предприятий в госбюджет. Другая ее часть - либо на основе государственного плана капитального строительства, либо в виде поощрения коллективу за эффективную деятельность в рамках распределения прибыли предприятия - расходуется,на соответствующем предприятии. Никакой i непосредственв нй стоимостное й эквивалент в виде материальных ценностей этим потокам не противостоит. Поэтому эти денежные отношения можно характеризоватькак безэквивалентные. Распределение амортизационного фонда предприятия также носит безэквива­ лентный характер в том смысле, ч$о распределение и исполь­ зование средств этого фонда производится по государственно­ му плану в соответствии с интересами народного хозяйства в целом, а не в соответствии с тем, как он был начислен.

Термин "мобильные средства", конечно, характеризуется некоторой условностью. Любые денежные фонды предприятия об­ ладают некоторой "мобильностью" в силу того, что объем про­ изводства может быть, как правило, сокращен или расширен по сравнению с обычным уровнем. С другой стороны, фонд заработ­ ной платы работников управления,объединения или отрасли, хотя и относится к прибавочному труду работников предприя­ тий, ооладает не большей мобильностью, чем фонд заработной платы рабочих. То же можно сказать о признаке "безэквивалентного происхождения".

Однако эта условность и недооцределенность, очевидно, ничуть не больше, чем условность понятий "простое"и "расши­ ренное" воспроизводство, "текущие" и "капитальные" затраты а Т.Д., я введенные понятия могут быть определены с любой

II