Файл: Боченков, М. С. Расчет бесстыкового пути (учебное пособие).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
i t y = 2 S °C ------------------------------------------------------- |
4 t . 0 |
P u c . 20 . (см. такж е c. 41— 43)
= 7 5 0 к г / г п
Р и с . 20. (П родолж ение)
&(t/n u x ■ 2,
S m i n =
<£t = 1750 nrJen
i
Р а с , 20 . (П родолж ен ие)
Р и с , 20. (Окончание)
43
При понижении температуры от /т,-,х на At# =15° С линия ab приблизится к линии cd на 15 мм. Напряжения в начале плети будут равны нулю (эпюра 4). При дальнейшем пониже нии темпер-атуры еще на А ^=15° С линия ab еще приблизит ся к линии cd на 15 мм. Напряжения в средней, недеформированпой части плети, равны а, = —250 кГ/см2. На конце плети
R
возникли напряжения положительные, равные е/? = —— =
Г
= 375 кГ/см2. В точке g напряжения равны пулю (эпюра 5). Принцип построения эпюр 6, 7 и 8 не отличается от рапс.'
рассмотренного на предыдущих эпюрах. Следует лишь отме тить, что при понижении температуры до ty после tm;,x напря жения равны пулю только в средней части плети. На концевом участке активной температурной работы напряжения оказа лись весьма большими (эпюра 6'). Эго следует иметь в виду при эксплуатации бесстыкового пути.
Рассмотрим далее эпюру 9. Здесь контуром aehgfdb пока заны напряжения при /0 = ЮоС до оттаивания балласта. Ли нии eh и fh наклонены под углом а к горизонтали, так как оп ределяются зимним погонным сопротивлением.
При снижении погонного сопротивления в момент оттаива ния балласта до р напряжения будут характеризоваться кон
туром aeh'g'f'db. Линии eh' |
и f'ti наклонены по отношению к |
|
горизонтали под углом (3. |
Построение |
выполняется в следу |
ющем порядке. Из точки е под углом [3 |
проводят линию. Эта |
линия характеризует приращение отрицательных напряжений. Затем также под углом |3 проводят линию h'f', характеризу ющую интенсивность перехода отрицательных напряжений в положительные. Провести эту линию нужно таким образом, чтобы она пересекла линию hf и площади фигур ff'ju и .uhkh'
были бы равны. Это единственное и обязательное условие! Де ло в том, что сечение плети, находящееся в данном случае на расстоянии от конца плети, остается неподвижным при из
менении погонного сопротивления. Следовательно, общая дли на плети в пределах участка Vt остается неизменной, а это
возможно только при неизменной площади эпюры напряжений. Длина участка плети и температура не изменились, не должны измениться и суммарные напряжения. Но напряжения в каж дом сечении на участке f t изменились. Следовательно, про
изошли перемещения, не изменившие общей длины плети в пределах этого участка. Наибольшее перемещение получило
сечение в точке м. Величина этого перемещения равна А = |
. |
4 4 |
Е |
где о /— площадь эпюры в пределах треугольника Mff' . Пе ремещение конца плети за счет снижения погонного сопротив ления при оттаивании балласта равно
где |
(й" — площадь эпюры в пределах треугольника ekh'. |
. |
Эпюра 10 при t mах , после того как в предыдущий период |
температура опускалась до tm\n , отличается от эпюры напря жений 3 тем, что на участке от 45 до 60 м от конца плети по явились напряжения, превышающие расчетные в неподвижной части рельсовой плети. Если напряжения о, = —1000 кГ/см2 являются предельными, то эксплуатировать бесстыковой путь с характеристиками, указанными в качестве исходных данно го расчета, не безопасно. Следует изменить температуру укладки рельсовых плетей ty так, чтобы при Апах И £min НЯ концевых участках не возникали напряжения больше, чем в средней части плети.
По результатам приведенного расчета построен график из менения длины плети при изменении температуры, показанной на рис. 21.
Рассмотрим построение этого графика поэлементно. Точ ка 1 соответствует моменту укладки рельсовой плети при ty . Линия 1—2 характеризует работу рельсовой плети в период, приращения температуры на ^/т? , необходимого для преодоле ния стыкового сопротивления. Удлинение плети равно 0 (эпю ра 2). Точка 3 соответствует максимальной температуре, пере мещение конца плети при которой, согласно эпюре 3, равно 0,69 см. Линия 2—3 в соответствии е формулой (45) представ ляет собой параболу. Линия 3—4 характеризует работу рель
совой плети в период понижения температуры после |
^тах на |
2 A Д>. Согласно эпюрам 4 и 5, изменение длины в этот период |
|
не наступает. Линия 3—4 идет параллельно линии |
абсцисс. |
Точка 5 соответствует моменту, когда температура опустилась до 7М= —10°С, балласт замерз и погонное сопротивление уве личилось. Рельсовая плеть сократилась по сравнению с ее максимальной длиной при /'max, согласно эпюре 7, на 0,9 см. При дальнейшем понижении температуры рельсовая плеть преодолевает увеличившееся погонное сопротивление и, со гласно эпюре 8, при достижении максимальной температуры сокращает свою длину на 2,2 см по сравнению с длиной при максимальной температуре. Координаты точки 6: ^тт = —50° С; К=6,9—22= —15,1 мм. Для отыскания точки 7 не была постро-
45
+ А , м м
Р и с . 21
ена эпюра напряжений. Можно было не строить эпюры напря жений 2, 4 и 5, так как, согласно изложенному в предыдущем разделе, в период приращения температуры на Atit при пря мом ходе и па 2 Л f/t при обратном ходе изменения длины пле ти не наступает. Точка 8 соответствует температуре ^0= + 10°С до оттаивания балласта. По сравнению с длиной при 2шш плеть удлинилась, согласно эпюре 9, на 0,2 см. Точка 9 соот ветствует, как и точка 8, температуре ^0== + 10оС, но после от таивания балласта.
Удлинение плети при оттаивании балласта составило всего 0,3 мм. Кстати сказать, при бесстыковом пути оттаивание бал ласта не обязательно связано со скачкообразным удлинением плети.
46
При повторном достижении максимальной температуры плеть оказалась короче на 6 мм по сравнению со своей длиной при максимальной температуре в предыдущий период. Точка 10 не совпадает с точкой 3. Это может отрицательно сказать ся на величине зазоров в уравнительном пролете. Если при анализе работы в последующие годы будут наблюдаться та кие же явления, придется произвести разрядку напряжении па концевом участке рельсовой плети при t y и тем самым соз дать условия, характерные для первого года работы плети.
Таким образом, па рассмотренном примере мы убедились, что па концевых участках могут быть напряжения тогда, когда нет напряжений в средней части плети (эпюра 6'). При экстре мальных температурах могут быть напряжения, превышающие расчетные напряжения в средней части плети (эпюра 10).
Величина зазоров в уравнительном пролете может быть существенно различной при одной и той же температуре. Бо лее того,.во второй год и в последующие годы длина плети мо жет систематически изменяться в одном направлении, что мо жет приводить к изменению до недопустимых пределов вели чины стыковых зазоров в уравнительных пределах. Все эго необходимо предварительно выяснить расчетом, метод которо го изложен в данном разделе.
7.РАСЧЕТ СТЫКОВАНИЯ РЕЛЬСОВЫХ ПЛЕТЕЙ
Взадачу расчета входит определение количества уравни тельных рельсов и определение величины стыковых зазоров при укладке рельсовых плетей.
Количество уравнительных рельсов подбирается таким об разом, чтобы сумма стыковых зазоров в уравнительном про лете была достаточной для компенсации годовых температур ных деформаций двух стыкуемых плетей и уравнительных рельсов. Это условие определяется уравнением
отсюда |
А,, (п+ 1) = 2 хг -f- п V , |
\ |
где п — потребное количество уравнительных рельсов; К — величина годовых деформаций рельсовых плетей, см;
Ар — расчетный стыковой зазор, принимаемый обычно на 0,2—0,3 см меньше конструктивного, см;
к'г — величина годовых деформаций уравнительного рель са, см.
47
Деформации рельсовых плетей определяются аналитиче ски по формулам (55), (56) или графически, как изложено
выше.
Годовая деформация рельса определяется уравнением
= а I т _ _ 2R + 0,25 ( г + р ) I |
(58) |
a E F |
|
1 де I — длина рельса, см. Значение остальных букв |
то же, |
что в предыдущем тексте. |
|
При количестве уравнительных рельсов больше одного не обходимо принять меры, обеспечивающие солидарную работу всех болтовых стыков в компенсации температурных дефор маций рельсовых плетей. Для этого соотношение сопротивле ний стыков температурным деформациям должно определять ся уравнением
|
(59) |
где R\ — сопротивление стыков, примыкающих |
непосредст |
венно к рельсовой плети, кГ; |
|
—сопротивление стыка, находящегося на |
расстоянии |
/ см от ближайшего конца рельсовой плети, обычно |
|
/=1250 см; |
|
г — погонное сопротивление, кГ/см. |
|
Схема стыкования рельсовых плетей показана |
на рис. 22. |
Изолирующий стык обычной конструкции не должен испыты вать температурных деформаций рельсовых плетей. Количе ство уравнительных рельсов при этом определяется формулой
R.___ с |
R., |
R, |
|
L |
1 2 ,5 * 3 |
г т |
~ |
|
|
г ~ -------- |
|
|
Р и с . 22 |
|
|
По «Техническим условиям на укладку и содержание бес стыкового, пути» применяются 3 уравнительных рельса при от сутствии изолирующего стыка и 4 уравнительных рельса при устройстве изолирующего стыка.
48
Количество уравнительных рельсов для примыкания рель совой плети к стрелочным переводам и к пути обычной конст рукции подбирается таким образом, чтобы температурные де формации и температурные силы рельсовой плети не переда вались на эти сооружения. Для этого необходимо соблюдать два условия:
п = |
К |
|
(61)
п— R Pi
Принимается наибольшее значение п.
При устройстве бесстыкового пути с сезонными разрядка ми напряжений количество уравнительных рельсов определя ется условием компенсации температурных деформаций рель совых плетей при разрядке напряжений путем замены рельсов нормальной длины рельсами со стандартным укорочением. Это условие определяется уравнением
п = 0,5 а (Д + L « ) M |
(62) |
Д |
|
Здесь L\ и Ь2— длины стыкуемых друг с другом рельсовых плетей, см;
A t — разница в температуре рельсов при весенней и осенней разрядках;
Д — стандартная длина укорочения рельса, см. Стыкование рельсовых плетей лрн помощи уравнительных приборов применяется на. некоторых зарубежных железных дорогах, в частности, во Франции, Японии и Англии. В Со-- ветском Союзе уравнительные приборы при бесстыковом пути
не применяются.
Величина зазора в случае излома рельсовой плети опреде
ляется формулой |
п2Рр |
(63) |
|
X= Д££_ (* - tuy. |
|
|
г |
|
Здесь ty — температура, при которой |
уложена рельсовая |
|
плеть; |
|
|
—температура, при которой произошел излом пле ти. Значение остальных букв аналогично их зна чению в предыдущих формулах.
Считается недопустимым, если величина зазора больше
40 мм.