Файл: Боченков, М. С. Расчет бесстыкового пути (учебное пособие).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

смерзания балласта lr, эпюры

температурных

напряжении

при /min имеют форму, показанную на рис.

19,

и укорочение

плети определяется формулой

 

 

 

 

Я \2

g-EF

/mill)”

(52)

к., =

(Ci

a EF J "г 2

( г - Р)

 

 

 

(Вывод формулы (52) приведен в [131).

 

сокращение

Первым членом формулы (52)

определяется

длины плети до смерзания балласта, вторым членом — сокра­ щение длины плети после смерзания балласта. Для решения вопроса, какой из двух формул следует воспользоваться для определения зимнего укорочения плети А3, необходимо предва­ рительно определить /рй по формулам:

1 -

гЕР

{t

- 1 —

R V

(53)

Р

р

l P

м

а Е р ) '

 

 

lr =

 

(/м-

/min) .

(54)

В случае/г> / р применяют формулу (51); в случае /Л< / р используют формулу (52);

в случае /,. = /р обе формулы дают одинаковый результат. Годовое изменение длины плети определяется формулой

Д = '-л + ^з- • ■

(55)

Следует иметь в виду, что такое изменение длины плети мо­ жет быть ТОЛЬКО при первом достижении /щах и /min . При по­ вторных изменениях температуры перемещения будут други­ ми. Определить их аналитически невозможно, так как не най­ дено решения о температурных деформациях рельсовой плети


в период оттаивания балласта, когда зимнее сопротивление снижается до летнего. Если не учитывать сезонного изменения погонного сопротивления, то годовое изменение длины плети при повторных изменениях температуры определяется фор­ мулой

, _ a?EF ■ ,

,

(5о)

---

fmax

tmin

—— .

4р

\

 

aE F

)

 

Следует иметь в виду,

что сезонное

изменение

погонных

сопротивлений существенно изменяет величину температурных деформаций и характер температурных напряжений.

б) Графический метод определения годовых температур­ ных деформаций рельсовых плетей. Графический метод опре­ деления температурных напряжений и деформаций сводится к построению эпюр состоявшихся и несостоявшихся напряже­ ний при различных наиболее характерных значениях темпера­

туры, а именно при температуре

укладки ty , максимальной

температуре t miix > минимальной температуре Сит ,

при темпе­

ратуре смерзания балласта

и температуре оттаивания бал­

ласта to- Смерзание и оттаивание

балласта

происходит

не

мгновенно при какой-то определенной температуре.

Эти про­

цессы совершаются постепенно, постепенно

происходит и

пе­

реход от одного сезонного сопротивления к другому, но на на­ пряженно-деформированное состояние рельсовых плетей при экстремальных значениях температуры это не оказывает влия­ ния. Наблюдения показывают, что зимние погонные сопротив­ ления г обычно устанавливаются при температуре

/„ = - 1 0 ° с-:— 15° с,

алетние сопротивления р — при температуре рельсов

/0= + 10° С -г- +20° С.

Построение эпюр целесообразно производить, на милли­ метровой бумаге. Предварительно необходимо выбрать мас­ штабы расстояний и напряжений. Удовлетворительные резуль­

таты получаются

при масштабе

расстояний

 

М t—

(один

миллиметр на чертеже соответствует одному

метру

длины

ч

1 см3 .

 

плети)

и масштабе напряжении

М „ = ~ —

(напряжениям в

 

 

 

К1

 

 

 

250 кГ/см2 соответствует один сантиметр на чертеже). Такой масштаб удобен тем, что один миллиметр на чертеже соответ­ ствует напряжениям 25 кГ/см2, т. е. таким напряжениям, кото­ рые возникают при изменении температуры на ГС.

37


Построение с точностью в 1 мм вполне доступно. Это обес­ печивает определение длины активного участка I с точностью до 1—1,5% и определение напряжений с точностью до

2,5-3% .

Далее необходимо определить углы наклона образующей эпюры напряжений на участках преодоления зимнего погон­ ного сопротивления г и летнего погонного сопротивления р. Как видно из рис. 19

(Для облегчения работы целесообразно построить шаблон с углами а и (3 из оргстекла или картона).

Если имеется стыковое сопротивление, необходимо опре­ делить перепад температуры Д ^, при котором преодолевает­ ся это сопротивление:

Проделав такую подготовительную работу, приступают к построению эпюр напряжений; при этом положительные на­

пряжения откладывают выше линии абсцисс,

а отрицатель­

ные — ниже.

расчета,

приведенного

Рассмотрим последовательноость

па рис. 20.

 

 

Исходные данные: рельсы Р65; F = 83 см2; погонные сопро­

тивления г= 25 кГ/см; р = 6,5 кГ/см;

стыковое сопротивление

Д=30000 кГ; амплитуда колебания

температуры Г=110°С

при /тах =60°С и tm\n = —50°С; температура укладки рельсо­ вой плети /у =20° С; смерзание балласта и переход летнего со­

противления в зимнее примем при tif

= —10° С, оттаивание бал­

ласта — при % = 10° С.

 

 

 

При этих условиях:

 

30000

 

 

 

 

 

0,0000118-2,1-юк-вч

а arc tg -

 

 

j = arc tg" 1,204— 50°18';

 

 

250 ’ 1000

P = arc tg -

6,5

/ 1___

1_ ):=are tg0,3133 = 17°20'.

i

83

\ 250'1000,

38


Построение эпюр на рис. 20 начато с момента укладки при /у =20°С. Напряжения 'были равны нулю. С повышением температуры на А/# (эпюра 2 рис. 20) напряжения равномерны по всей длине плети, перемещения конца плети равны нулю.

При максимальной температуре (эпюра 3) напряжения на концевом участке плети определяются фигурой abefd. Несостоявшееся напряжение определяется треуголышкоом cef. Площадь этого треугольника непосредственно на чертеже равна

,

=

ec-cd

=

4,5- 2,5 _ „ „ ,

 

------

------- = 5,77 car.

22

Сучетом масштаба построения площадь эпюры несостоявшихся напряжений равна

о)=о/: (

= 5,77: I —

. — ) = 1442 500 кГ/см.

 

\250

1000/

Разделив эту площадь па модуль упругости рельсовой стали, найдем величину перемещения конца плети за период измене­ ния температуры от ty до Спах:

О)

1442500

0,69 см.

b (tу . /щах)

2, 1-106

Е

 

Эпюра напряжений при tmах =60° С построена следующим образом. От линии ab, являющейся осью абсцисс, откладыва­ ем 40 мм вниз и проводим линию cd, параллельную ab. Откла­ дываем 40 мм.потому, что температура повысилась по срав­ нению с температурой укладки на 60—20=40° С, а в принятом нами масштабе напряжениям, возникающим при изменении т емпературы на Г С, соответствует 1 мм на чертеже. Расстоя­ ние между линиями ab и cd характеризует напряжения в средней неподвижной части плети, работающей как жестко заделанный стержень. Эпюра построена ниже линии абсцисс потому, что при повышении температуры плеть стремится удли­ ниться, и за счет сопротивлений, препятствующих удлинению, возникают сжимающие напряжения, а они по принятым в строительной механике правилам считаются отрицательными.

В точке а, являющейся началом рельсовой 'плети, напряже­ ния определяются наличием стыкового сопротивления R = = 30 000 кГ. Это сопротивление преодолевается при изменении ;емпературы на 15°С. Откладывая от точки а 15 мм, получаем точку е. От точки е проводим линию под углом |3 к горизонта­ ли до пересечения с линией cd и получим точку f. Расстояние между точками с и / оказалось равным 45 мм. Следовательно, длина участка активной температурной работы, где имеют место перемещения, равна /—45 м.

39