Файл: Симак, Э. Л. Современные методы изготовления трубопроводов гидро- и пневмосистем.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬНОГО, ДОРОЖНОГО И КОММУНАЛЬНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
ТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ИНФОРМАЦИИ И ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ |
ИССЛЕДОВАНИИ |
ПО СТРОИТЕЛЬНОМУ, ДОРОЖНОМУ И КОММУНАЛЬНОМУ |
|
МАШИНОСТРОЕНИЮ |
50-74-345 |
СЕРИЯ V |
ОБМЕН ОПЫТОМ
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ
ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРУБОПРОВОДОВ ГИДРО- И ПНЕВМОСИСТЕМ
Москва 1974
В данной работе рассмотрены современные методы из готовлений трубопроводов гидравлических машин, применяв мое оборудование, методы резки, гибки, испытания труб, : также новые технологические процессы и вопросы повыше ния качества.
Работа представлена ВПТИстройдормашем.
Автор Э. Л. Симак.
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы в отечественном машиностроении резко
возросло применение гидропривода. Это объясняется, C одной
стороны, очевидными преимуществами, а с другой стороны,
тем, что промышленностью освоено и в настоящее время
централизованно производится широкая номенклатура узлов
иэлементов объемных гидроприводов, включающая насосы, гидромоторы, распределительную и контрольно-регулирую-
щую аппаратуру, рукава высокого давления, гидроцилиндры
ит. д.
Встроительном и дорожном машиностроении также наб
людается полный переход основных и наиболее массовых ма шин на гидропривод. К ним относятся одноковшовые экска ваторы II, III, IV и V размерных групп, автомобильные и са
моходные краны, частично бульдозеры, скреперы. В самые
ближайшие годы переведут на гидропривод грейдеры, мно
гоковшовые экскаваторы и др.
Характерной особенностью гидроприводов строительных
и дорожных машин является довольно большое количество
приводных силовых механизмов (гидроцилиндров и гидромо
торов) и связанное с этим большое количество распредели тельной аппаратуры.
Все эти элементы соединены между собой трубопровода
ми, которых в машине довольно много, причем в последних
конструкциях машин с системой гидроуправления увеличено количество трубопроводов управления, изготовленных из
мелких трубок сечением 10×l и 10×l,5 мм.
Учитывая большую серийность выпускаемых машин и вы
сокие требования, предъявляемые к трубопроводам, вопросы
их качественного изготовления приобретают большое значе ние.
В настоящее время нашей промышленностью освоен вы пуск многих видов оборудования для изготовления трубопро
водов, к числу которых относятся отрезные и трубогибочные
станки, |
оборудование для опрессовки и испытания труб и |
др. |
• |
3
ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУБОПРОВОДОВ
В современных гидравлических строительных и дорожных
машинах общее количество различных трубопроводов, уста
новленных на одной машине, составляет в среднем 120—150
штук, причем некоторая часть |
труб имеет повторяемость, |
так как машина обычно имеет |
продольную ось симметрии. |
Поэтому многие трубопроводы имеют одинаковые формы и
размеры и отличаются только правым пли левым исполне нием.
Трубопроводы в этих машинах предназначены для пропу ска большого количества масла, поступающего от главных
насосов. Для этого они должны иметь по всей длине необхо
димое сечение и выдерживать с требуемым запасом реактив ное давление, возникающее в агрегатах и узлах гидравличе
ской машины при работе.
По характеру работы трубопроводы гидравлических ма
шин могут быть разделены на напорные, трубопроводы низ
кого давления, сливные и трубопроводы управления. В гид-
рофицированных машинах различаются трубопроводы высо
кого давления, сливные и воздушные трубопроводы тормоз
ных систем и систем управления.
Напорные трубопроводы связывают силовые механизмы машин с насосами через соответствующую распределитель ную и регулирующую аппаратуру.
В связи с тем что привод машин осуществляется обычно от двух и более насосов, по этим трубопроводам проходит
переменное количество жидкости, причем максимальный рас ход бывает при включении питания какого-либо элемента
сразу от двух насосов для повышения скорости его движе
ния. Эти трубопроводы имеют условный проход 20, 25, 32,
для особо крупных машин. |
— 40 |
мм, |
и |
пропускают |
соответ |
||||
ственно поминальное |
количество |
масла 80—120; 160—180; |
|||||||
200—220; 250 |
λ muh |
При включении |
двух насосов эти же |
||||||
трубопроводы могут |
пропускать |
гораздо больше |
жидкости |
||||||
(соответственно до 160, 250, 320 и |
400 |
л/мин}. |
При этом ско |
||||||
|
рости движения жидкости в трубах и их гидравлическое соп ротивление увеличиваются.
В процессе работы машины в напорных трубопроводах
возникает гидравлическое давление, которое можно подраз делить на две группы, различные по величине, условиям об
разования и действия. |
давление периодически (кратковре |
Рабочее давление — |
|
менно) возникающее в гидросистеме при нормальной работе
машины и ограниченное предохранительными клапанами на
сосов. Оно составляет для большинства машин 160—175 или
250—275 kzc cm2 в зависимости от их типа.
Реактивное давление — давление, возникающее в цилипд-
4
pax, гидромоторах и трубопроводах, связывающих их с гид
рораспределителями, в результате действия сил инерции или
взаимодействия различных элементов рабочего оборудования между собой. Возникшее реактивное давление в этих элемен
тах может значительно превышать рабочее.
Реактивное давление может быть контролируемым, ког да в линиях для их защиты установлены перепускные клапа
ны, или неконтролируемым, когда защита не предусмотрена.
Для того чтобы не допускать открытия перепускных кла
панов под действием рабочего давления при нормальной ра
боте машины, они настраиваются на более высокое давление,
чем предохранительные клапаны насосов. Величина контро
лируемого реактивного давления при этом составляет 250 kzc cm2 (для рабочего давления 160 kzc cm2) и 320 kzc cm2 (для рабочего давления 250 kzc cm2}.
Величина неконтролируемого реактивного давления в на
порных трубопроводах и полостях цилиндров в случае от
сутствия защиты ничем не ограничена и в некоторых случа
ях, при неправильном включении органов управления маши
ной или других критических ситуациях, может достигать
450—500 kzc cm2.
Вбольшинстве случаев для напорных трубопроводов ис
пользуются цельнотянутые трѵбы из стали 10 или 20 сечени
ем 25×3; 30×3,5; 32×3,5 38×4; 42×5.
Вкачестве концевой арматуры для этих трубопроводов
применяют приваренные шароконусные соединения, унифи
цированные по размерам с заделками гибких рукавов или
различные специальные соединения, снабженные прямыми
или угловыми фланцами и уплотняемые резиновыми кольца
ми, а также соединения с врезающимся кольцом.
Сливные трубопроводы машин работают в основном при давлении 8 kzc cm2 и максимальном давлении до 30 kzc cm2. Они собираются из газовых труб Л40 и Л50 (48×3 и 60×8),
Н40 и Н50 (48×3,5 и 60×3,5) или цельнотянутых бесшовных
труб такого же сечения.
Трубопроводы высокого давления используются в систе
мах гидроусилителя руля (колесные экскаваторы и краны),
ходоуме^ыпителя (экскаваторы-дреноукладчики и траншей ные), привода рабочего оборудования и т. д.
Обычно они работают под давлением 80—140 kzc cm2 и
имеют сравнительно небольшое сечение |
(от 1.6×2 до 25×3),. |
Для сливных труб в этих системах |
используют газовые |
трубы Л20 и Л25 (27×2,5 и 33×2,8). |
. |
В системах управления применяют трубы мелких сечений (10×l, 10×l,5 и 12×1,5) обычно с высаженными ниппеля
ми под шароконусное соединение. Более мелкие трубы (6×1
и 8×1) — для подачи давления на |
контрольные манометры |
и т. п. |
-, |
5
Для пневмосистем используют такие же трубы, как для
систем управления, а также медные трубки (8×1, 10×l) с
развальцовкой под соединение с внутренним конусом.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРУБОПРОВОДОВ
Обычно на большинстве заводов с серийным производ ством полный технологический процесс производства трубо
проводов состоит из операций:
предварительная резка труб на мерные заготовки кратной
длины (2,5—3,0 м) ; расконсервация заготовок; очистка внут ренней поверхности; окончательная резка заготовок в раз мер; гибка; сверловка отверстий для приварки боковых от ветвлений и ниппелей; приварка концевой арматуры и от
ветвлений; гидроиспытание; прокачка и пассивация; упаков ка, технологическая заглушка отверстий и маркировка. Но
этот процесс может быть сокращен в связи с условиями про изводства.
Так, например, часто предварительную резку совмещают
€ окончательной; расконсервацию — с очисткой; приварку за меняют высадкой ниппелей, пайкой или не производят вооб ще (когда соединения труб выполняются с врезающимся
кольцом).
В некоторых случаях не производят гидроиспытания или прокачку.
За рубежом при изготовлении трубопроводов очистку внутренней поверхности обычно не производят, так как ме таллургическая промышленность поставляет для этой цели
очищенные трубы, имеющие прочную химическую защиту по верхности и не нуждающуюся в расконсервации.
Гидроиспытания часто заменяются ультразвуковым или
другим контролем швов.
Тем не менее большинство указанных операций в техно
логическом процессе сохраняется.
Трудоемкость отдельных операций в общем объеме рас
пределяется следующим образом: гибка — 40—60%; резка —
5—8; очистка — 20—25, сварка или высадка — до 8 и гидро-
нспытания или контроль — до 10%.
Ниже рассмотрены основные операции и применяемое для
-этой цели оборудование.
Резка труб на заготовки
В процессе изготовления трубопроводов производится рез
ка как прямых труб (при резке их в размер), так и согну-
6
тых, когда необходимо удалить оставленный технологический
припуск.
Резка труб на мерные заготовки производится согласно
расчетным размерам. Конец трубы, получающийся в резуль тате реза, должен быть ровный и чистый, без наплавов, зау
сенцев и т. п.
Если применяемый способ резки не обеспечивает требуе
мого качества торца трубы, |
его |
необходимо |
дополнительно |
||
зачищать, производить |
удаление |
заусенцев и |
снятие фасок. |
||
В настоящее время |
для |
резки труб существует |
много |
||
|
способов, отличающихся между собой применяемым обору дованием и инструментом.
Резка труб на резцовых трубоотрезных станках. Эти стан
ки широко применяются на многих заводах, в том числе на киевском заводе «Красный экскаватор», Калининском и
Ленинградском экскаваторных заводах, Ивановском автомо
бильных кранов и др. По конструктивному исполнению они
разделяются на две группы.
К первой группе относятся станки, в которых труба за |
|
жимается во вращающемся |
патроне, а резцы расположены |
на неподвижных суппортах, |
обеспечивающих радиальную по |
дачу.
Ко второй группе относятся станки, в которых труба за жимается неподвижно, а резцы закрепляются на суппортах,
расположенных на вращающейся планшайбе, что обеспечи
вает резцам радиальную подачу и вращение.
Станки первой группы более распространены благодаря
простои конструкции и технологическим преимуществам
(резка на этих станках чаще всего производится одним рез
цом).
К достоинствам этих станков |
относится сравнительная |
|
чистота поверхности |
реза, а также возможность получения |
|
на трубе наружной и |
внутренней |
фасок, необходимых для |
сварки или высадки ниппеля.
Однако на этих станках невозможно резать гнутые трубы,
атакже затруднена резка длинных труб.
Кнедостаткам станков второй группы следует отнести до вольно трудоемкую наладку обоих вращающихся резцов на одинаковый' ход и размер.
Современные конструкции станков (рис. 1) полностью ав
томатизированы, имеют гидравлическую подачу суппортов,
загрузочные магазины, счетчики отрезаемых заготовок и
т. д.
При серийном производстве для резки труб часто исполь зуются токарные и револьверные автоматы или полуавтома
ты. Для резки мелких труб применяют фасонно-отрезные ав
томаты.
Резка труб абразивным кругом. Станки для резки труб
7
абразивным кругом распространены па большинстве заводов
и применяются в основном для резки тонкостенных труб.
Режущий инструмент — тонкий абразивный круг на вул канитовой основе диаметром 300 или 400 мм. Привод крута чаще всего осуществляется через, клиноременную передачу.
Зажимается труба вручную или пневмосистемой. Подача кру
га на трубу производится вручную или реже автоматически.
Последние модели этих станков конструктивно выполне
ны в виде качающейся рамы, установленной на поворотном
столе.
Рис. 1. Автоматический труборезный станок фирмы «Брукс» (Англия) с вращающейся резцовой головкой и загрузочным бункером
Такое исполнение дает возможность поворачивать раму
относительно зажимного устройства и получать косой рез под
углом до 45° к оси трубы.
Стенки снабжаются загрузочными стеллажами и подаю
щими рольгангами. Почти все станки имеют мерную линей ку и передвигающиеся по ней упоры для отмера трубы. Дли
на отмеряемого участка обычно бывает до 3 м. Станки не
требуют сложной наладки, заточки инструмента и имеют до
статочную производительность.
К числу недостатков этих станков относится большая хрупкость кругов, они не выдерживают даже незначительно
го удара. Подвод их к трубе производится на малой скоро
сти. При резке частично происходит оплавление металла и
выделение дыма и гари. Поэтому па таких станках обычно устанавливают индивидуальный отсос с циклоном для очист
ки воздуха.
8
Нагрузки на режущий инструмент (если подача постоян
на) в начале и конце реза значительно больше, чем в сере дине, что приводит к интенсивному износу кругов. Однако
износ может быть уменьшен, если применять подачу пере
менной величины с уменьшением ее в начале и конце реза.
Рис. 2. Станок для резки труб вулканитовым кругом конструкции ВПТИстройдормаша
При резке труб вулканитовым кругом почти всегда обра зуются заусенцы, которые необходимо удалять. Кроме того
абразивная пыль осаждается на внутренней поверхности тру
бы и припекается к ней. Длина загрязненного участка дости
гает 2—3 диаметров по обе стороны реза. Поэтому такие станки применяются чаще всего для предварительной резки труб на длинные заготовки кратной длины, которые после очистки режутся в размер на станках других типов.
На рис. 2 изображен станок для резки труб вулканитовым
9