Файл: Михайлов, Б. А. Пневмосооружения на строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 4. Пневмосооружения УПС:

! — оболочка;

2 и 4 — шлюзы соответственно для грузов и людей; 3

подъ-

емный торец; 5

машинное отделение

 

ром 18X48X9 м. Предполагается также Освоить изготов­ ление оболочки размером 24X48X9 м.

В комплект поставки пневмосооружения марки А18Ц

входят

оболочка (из трех секций) стоимостью 29,5 тыс. руб.;

шлюз

(7 тыс. руб.) ; три вентилятора Ц4-70-№ 5 с элект­

родвигателями мощностью по 2,2 кВт (0,6 тыс. руб.); два теплогенератора ТГ-2,5 (4 тыс. руб.); электростанция ЭВР8 (2 тыс. руб.); электрокабели, светильники, щиты автоматики (0,8 тыс. руб.). Стоимость всего комплекта 43,9 тыс. руб.

Комплектующее оборудование (вентиляторы, теплоге­ нераторы, электростанция, электрокабели, светильники и щиты автоматики) составляет основу оснащения машин­ ного отделения.

Сейчас также выпускаются пневмосооружения УПС (рис. 4) для ремонтных мастерских и складов следующих типов: УПС-8 размером 8X16X4 м; УПС-12 — 12X24X6 м; УПС-16 (т) — 16X32X8 м; УПС-20 — 20Х40Х 10 м.

9

Рис. 5. Сферическая оболочка

Состав комплекта поставки этого типа сооружения уточняется в каждом конкретном случае договором. За­ вод поставляет оболочки, шлюзы, машинное отделение и анкеры.

Пример пневмосооружения сферической формы пред­ ставлен на рис. 5.

При проектировании пневмосооружений определяющи­

ми являются характеристики материалов

оболочки

(табл. 1).

 

В СССР применяют капроновые ткани с

резиновой

обкладкой, в ГДР — дедерон с обкладкой из

поливинил­

хлорида, в ФРГ — ткань «Тревира» с обкладкой из пласт-

10


Таблица 1

Характеристики материалов оболочек пневмосооружений

Наименование тканей

Усилие

на

Усилие

на

Масса 1 м2, кг

разрыв

1-м

раздир,

кгс

 

полосы,

кгс

 

 

 

«Малимо» (ГДР)

12 000

 

70

 

0,7

«Тревира» (ФРГ)

10 000

 

50

 

0,7

массы. Все перечисленные ткани в поддутых и отаплива­ емых оболочках можно эксплуатировать при температу­ ре наружного воздуха до —60°С. Следует отметить так­ же, что сооружения из этих тканей трудновоспламе­ няемы.

2. Монтаж

Сроки возведения пневмосооружения зависят от комп­ лектности, выбора места установки сооружения и ряда других обстоятельств. Пневмосооружения возводят в со­ ответствии с заводской временной инструкцией по мон­ тажу и эксплуатации воздухоопорных сооружений и привязочными проектами.

Для размещения типового пневмосооружения размера­ ми в плане 18X48 м на местности выбирают горизонталь­ ную площадку с уклоном до 3° и размерами 100x60 м вблизи поселка, дорог и линий энергоснабжения. До на­ чала монтажа необходимо выполнить следующие работы: оградить площадку; устроить подъезд и подвести элект­ роэнергию.

После выполнения обычных подготовительных работ, топосъемки и геологических исследований осуществля­ ют пробную забивку и выдергивание опытного анкера для

Н

определения величины выдергивающего усилия при за­ бивке на разные глубины. На основе этих данных уточ­ няют разбивочный чертеж фундамента. Затем планиру­ ют основание под оболочку и входы. Необходимо тща­ тельно выполнить разбивку плана фундамента пневмообо­ лочки при помощи теодолита с проверкой длин сторон и диагоналей ¡металлической рулеткой. Параллельно с уст­ ройством фундамента сооружают герметичный насыпной пол.

Особое внимание при этом обращают на глиняную за­ бивку пазухи между обвязкой и основанием.

Затем приступают к монтажу шлюза. Для этого со­ бирают торцовые рамы шлюза с воротами и калитками, затем рядовые рамы; устанавливают рамы в проектное положение и монтируют угловые и продольные связи. Пос­ ле выверки размеров шлюза монтируют тент и прикреп­ ляют его к каркасу. При этом следят за точным совпа­ дением красных меток на тенте с метками на каркасе шлюза.

Перед монтажом машинного отделения необходимо проверить вентиляторы, тепло- и дизель-генераторы. Ма­ шинное отделение может быть трех типов: кирпичное, из блоков контейнерного типа или в вагончиках.

Монтаж самой оболочки выполняет бригада из 7—12 человек. В бригаду входят монтажники, механик и элект­ рик. В монтаже должен участвовать также будущий экс­ плуатационник. Ящики с уложенной в них тканевой ча­ стью оболочки устанавливают на площадке в соответст­ вии с расположением монтажных единиц. При раскладке тканевой части следят за совпадением красных меток на полотнище монтажной единицы с метками основных точек опорного контура: краев шлюза, угловых точек, точек за­ крепления фалов монтажного шва и воздуховодов.

Замыкание монтажного шва отдельных отправочных марок начинается с совмещения красных меток в зените оболочки. Монтажный шов замыкают поочередным про-

12


таскиванием фала в петли кромочного канала шва. При этом петли должны быть в ненапряженном состоянии. Од­

новременно замыкают

герметизирующие фартуки

мон­

тажного шва. Затем замыкают монтажный шов

тента

шлюза и переходника

тканевой части сооружения.

Для

закрепления длина фала должна быть больше длины мон­ тажного шва на 1 м с каждой стороны. При выполнении этой работы необходимо обращать внимание на сохран­ ность ткани оболочки. Запрещается держать оболочку в неподнятом состоянии более одних суток. Допускается максимальное отклонение по длине оболочки 50 см и по ширине 20 см. Силовой пояс оболочки прикрепляют к опорному деревянному брусу болтами по всему конту­ ру. После этого монтируют патрубки воздуходувных ус­ тановок и теплогенераторов.

Первое опробование оболочки поддувом до 15 мм вод. ст. длится 30 мин. При этом устраняют обнаруженные дефекты: перетяжку монтажных швов, неправильную ук­ ладку герметизирующих фартуков и т. п. Затем давление повышают до 30 мм вод. ст., при котором оболочка вы­ держивается в течение 2 ч. При этом осуществляют рих­ товку оболочки и выправляют ее геометрические размеры. Затем давление снижают и приступают к монтажу сис­ тем автоматического управления. Электропроводку вы­ полняют в газовых трубах. После устранения дефектов сооружение передается под установку технологического оборудования.

3. Эксплуатация

Пневмосооружение эксплуатируют по инструкции, разрабатываемой в зависимости от назначения размеща­ емого в нем объекта, особенностей конструкции и места применения. При эксплуатации оболочки запрещается складировать материалы ближе чем на 1 м от внутрен-

13

ней поверхности оболочки. Снег толщиной более 10 см с оболочки необходимо удалять.

“ Пневмосооружения имеют три режима работы: рабо­ чий, нерабочий и аварийный. В рабочем режиме обеспе­ чивается эксплуатация всех агрегатов и создаются сани­ тарные условия для длительного пребывания людей. Не­

рабочий режим предусматривает

ограниченное включе­

ние оборудования (освещение,

отопление, вентиляция).

Аварийные режимы могут возникнуть при внезапных пе­ рерывах в подаче электроэнергии, при разгерметизации сооружения (при нарушении работы транспортных шлю­ зов) и при пожарах. На эти случаи в сооружении долж­ ны быть резервные агрегаты и оборудование, обеспечива­ ющие его высокую надежность.

В состав работ по эксплуатации пневмосооружения входит ежегодная подготовка к зимнему и летнему сезо­ нам, проведение текущего и аварийных ремонтов. Для ре­ монта в комплекте сооружения предусмотрен специаль­ ный запас изделий и поделок (ЗИП).

4. Области применения

Перечень возможных случаев применения отечествен­ ных и зарубежных пневмосооружений определен Госстро­ ем СССР. Он включает: временные ремонтно-механиче­ ские мастерские; гаражи-стоянки; мастерские для строи­ тельных конструкций; тепляки, склады и другие времен­ ные промышленные сооружения; общественные сооруже­ ния; временные спортивные павильоны.

Имеется опыт использования пневмосооружений для производственных объектов: ремонтных мастерских в Нижневартовске и Чите; мастерских иа строительстве Рязанской ГРЭС; мастерской строительных алюминиевых конструкций в г. Чехове Московской области; ремонтных мастерских в Москве; механического цеха на вентилятор-

14


ном заводе им. Я. Фабрициуса в Вентспилсе; складовмастерских в Могилеве и Львове и др. Используют пнев­

мосооружения и в качестве опалубки при

строительстве

сферических конструкций.

размещения

Пневмооболочки применяют также для

павильонов и выставок. Подобные объекты

эксплуатиру­

ются уже много лет в Москве и Московской области, в Ки­ еве, Таллине, Тарту, Нарве, Баку (см. приложение). Об­

следование этих объектов показало, что

люди

при

дли­

тельном нахождении в них чувствуют

себя удовлетвори­

тельно. Борьба с конденсатом в

пневмосооружениях

потребовала надежной

герметизации

 

пола

во

избе­

жание проникновения в

оболочку паров

грунтовой влаги.

Во всех случаях для пневмооболочек желательно иметь передвижное, не требующее устройства фундаментов, тех­ нологическое оборудование с минимальными газо- и теп­ ловыделениями. Учитывая, что в ряде случаев внутри пневмосооружений промышленного назначения применяют сварку и опробуют готовые машины, необходимо иметь вентиляционные установки для отсоса и вывода газов на­ ружу. Внутри цеха рекомендуется устанавливать газосиг­ нализаторы, применяемые в промышленности.

Из-за больших размеров машин, вводимых в пневмо­ цехи, не всегда выгодно делать длинные транспортные шлюзы. В ряде случаев для этого устраивают подъемные торцы, допуская при завозке машин в цех временную разгерметизацию оболочки [2], или прибегают к частич­ ной разборке и съему кузова перед входом.

Область применения пневмосооружений в значитель­ ной степени зависит от местных условий и в каждом кон­ кретном случае обосновывается экономическими расче­ тами. При этом учитывают: число и частоту перебазиро­ вок, капитальные затраты, эксплуатационные расходы, масштабы применения.

Прежде всего определяют величину приведенных затрат Ле.

15


Последние в отличие от обычно принятых имеют более сложный состав элементов:

Пs — Еа К а -)- Сэкл + Г п,

где Ен — коэффициент экономической эффектив­ ности (£н=0,12);

Ккапитальные затраты;

а=(1 + £ну — коэффициент учета долговечности (здесь

t — срок службы сооружения в годах) ;

С год

эк — стоимость эксплуатации за один год;

Тстоимость демонтажа, перебазирования

имонтажа;

п■— частота перемещения объекта за один

год;

zfp — коэффициент роста затрат на перебази­ ровку.

Данные о приведенных годовых затратах при приме­ нении пневмосооружений в качестве здания для ремонт­ ной мастерской приведены в технической характеристике на с. 5.

5. Противопожарные меры и санитарные условия

При определении области применения пневмосооруже­ ний следует строго соблюдать противопожарные требова­ ния. В 1974 г. ЭКБ Миннефтегазстроя и Главное управ­ ление пожарной охраны МВД СССР провели огневые ис­ пытания натурных пневмосооружений, в результате чего получены характеристики их огнестойкости. Тогда же Госстрой СССР утвердил противопожарные требования при применении пневмосооружений, к ним прежде всего относятся ограничения по площади цеха до 800 м2 для ремонтных мастерских и стоянок-гаражей и 1500 м2 для других видов объектов, вынос из сооружения запасов топ­ лива и открытых огневых приборов отопления. Установ-

16

лена необходимость наличия не менее двух выходов для быстрой эвакуации людей. Отмечено, что повышение под­ пора в пневмосооружении с 10 до 40 мм вод. ст. способ­ ствует повышению огнестойкости оболочки (при этом обес­ печиваются большие устойчивость и морозостойкость обо­ лочки). Пневмосооружения запрещается применять для кузнечных цехов и складов горючего.

Необходимо выдерживать расстояние между оболоч­ кой и соседними зданиями не менее 20 м. Машинное от­ деление должно находиться от оболочки на расстоянии 5 м, склад топлива при открытом хранении — не менее 20 м, а при подземном — 10 м. Для пневмооболочек, ис­ пользуемых в качестве укрытия для автотранспорта или ремонтно-механических мастерских при сроке функциони­ рования на одном месте более одного года, следует преду­ смотреть пожарный водопровод, а при невозможности его устройства — емкость с водой объемом не менее 25 м3.

Министерство здравоохранения СССР в 1975 г. в за­ ключении по техническим условиям на проектирование пневмосооружений подтвердило их приемлемость с сани­ тарной точки зрения. Наличие подпора в пневмосооруже­ нии величиной 10—40 мм вод. ст. (0,001—0,004 атм) прак­ тически не сказывается на здоровье человека. Например, такой же перепад давления создается при подъеме с пер­ вого на девятый этаж жилого дома. Внутренние темпера­ турно-влажностные условия в пневмосооружениях, как показал опыт эксплуатации, обеспечивают возможность длительного пребывания людей. К недостаткам следует отнести несколько больший, чем обычно, перепад внут­ ренних температур по высоте (до 2°С на 1 м), а также возможность отрицательных температур на внутренней по­ верхности сооружения при сильных морозах. Данный дис­ комфорт делает желательным утепление оболочки, над чем в настоящее время работают конструкторы.

Исследование возможности длительного пребывания людей в пневмосооружении, проведенное комиссией Мин-

17