ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
Рис. 4. Пневмосооружения УПС:
! — оболочка; |
2 и 4 — шлюзы соответственно для грузов и людей; 3 |
подъ- |
емный торец; 5 |
— машинное отделение |
|
ром 18X48X9 м. Предполагается также Освоить изготов ление оболочки размером 24X48X9 м.
В комплект поставки пневмосооружения марки А18Ц
входят |
оболочка (из трех секций) стоимостью 29,5 тыс. руб.; |
шлюз |
(7 тыс. руб.) ; три вентилятора Ц4-70-№ 5 с элект |
родвигателями мощностью по 2,2 кВт (0,6 тыс. руб.); два теплогенератора ТГ-2,5 (4 тыс. руб.); электростанция ЭВР8 (2 тыс. руб.); электрокабели, светильники, щиты автоматики (0,8 тыс. руб.). Стоимость всего комплекта 43,9 тыс. руб.
Комплектующее оборудование (вентиляторы, теплоге нераторы, электростанция, электрокабели, светильники и щиты автоматики) составляет основу оснащения машин ного отделения.
Сейчас также выпускаются пневмосооружения УПС (рис. 4) для ремонтных мастерских и складов следующих типов: УПС-8 размером 8X16X4 м; УПС-12 — 12X24X6 м; УПС-16 (т) — 16X32X8 м; УПС-20 — 20Х40Х 10 м.
9
Рис. 5. Сферическая оболочка
Состав комплекта поставки этого типа сооружения уточняется в каждом конкретном случае договором. За вод поставляет оболочки, шлюзы, машинное отделение и анкеры.
Пример пневмосооружения сферической формы пред ставлен на рис. 5.
При проектировании пневмосооружений определяющи
ми являются характеристики материалов |
оболочки |
(табл. 1). |
|
В СССР применяют капроновые ткани с |
резиновой |
обкладкой, в ГДР — дедерон с обкладкой из |
поливинил |
хлорида, в ФРГ — ткань «Тревира» с обкладкой из пласт-
10
Таблица 1
Характеристики материалов оболочек пневмосооружений
Наименование тканей |
Усилие |
на |
Усилие |
на |
Масса 1 м2, кг |
разрыв |
1-м |
раздир, |
кгс |
||
|
полосы, |
кгс |
|
|
|
«Малимо» (ГДР) |
12 000 |
|
70 |
|
0,7 |
«Тревира» (ФРГ) |
10 000 |
|
50 |
|
0,7 |
массы. Все перечисленные ткани в поддутых и отаплива емых оболочках можно эксплуатировать при температу ре наружного воздуха до —60°С. Следует отметить так же, что сооружения из этих тканей трудновоспламе няемы.
2. Монтаж
Сроки возведения пневмосооружения зависят от комп лектности, выбора места установки сооружения и ряда других обстоятельств. Пневмосооружения возводят в со ответствии с заводской временной инструкцией по мон тажу и эксплуатации воздухоопорных сооружений и привязочными проектами.
Для размещения типового пневмосооружения размера ми в плане 18X48 м на местности выбирают горизонталь ную площадку с уклоном до 3° и размерами 100x60 м вблизи поселка, дорог и линий энергоснабжения. До на чала монтажа необходимо выполнить следующие работы: оградить площадку; устроить подъезд и подвести элект роэнергию.
После выполнения обычных подготовительных работ, топосъемки и геологических исследований осуществля ют пробную забивку и выдергивание опытного анкера для
Н
определения величины выдергивающего усилия при за бивке на разные глубины. На основе этих данных уточ няют разбивочный чертеж фундамента. Затем планиру ют основание под оболочку и входы. Необходимо тща тельно выполнить разбивку плана фундамента пневмообо лочки при помощи теодолита с проверкой длин сторон и диагоналей ¡металлической рулеткой. Параллельно с уст ройством фундамента сооружают герметичный насыпной пол.
Особое внимание при этом обращают на глиняную за бивку пазухи между обвязкой и основанием.
Затем приступают к монтажу шлюза. Для этого со бирают торцовые рамы шлюза с воротами и калитками, затем рядовые рамы; устанавливают рамы в проектное положение и монтируют угловые и продольные связи. Пос ле выверки размеров шлюза монтируют тент и прикреп ляют его к каркасу. При этом следят за точным совпа дением красных меток на тенте с метками на каркасе шлюза.
Перед монтажом машинного отделения необходимо проверить вентиляторы, тепло- и дизель-генераторы. Ма шинное отделение может быть трех типов: кирпичное, из блоков контейнерного типа или в вагончиках.
Монтаж самой оболочки выполняет бригада из 7—12 человек. В бригаду входят монтажники, механик и элект рик. В монтаже должен участвовать также будущий экс плуатационник. Ящики с уложенной в них тканевой ча стью оболочки устанавливают на площадке в соответст вии с расположением монтажных единиц. При раскладке тканевой части следят за совпадением красных меток на полотнище монтажной единицы с метками основных точек опорного контура: краев шлюза, угловых точек, точек за крепления фалов монтажного шва и воздуховодов.
Замыкание монтажного шва отдельных отправочных марок начинается с совмещения красных меток в зените оболочки. Монтажный шов замыкают поочередным про-
12
таскиванием фала в петли кромочного канала шва. При этом петли должны быть в ненапряженном состоянии. Од
новременно замыкают |
герметизирующие фартуки |
мон |
тажного шва. Затем замыкают монтажный шов |
тента |
|
шлюза и переходника |
тканевой части сооружения. |
Для |
закрепления длина фала должна быть больше длины мон тажного шва на 1 м с каждой стороны. При выполнении этой работы необходимо обращать внимание на сохран ность ткани оболочки. Запрещается держать оболочку в неподнятом состоянии более одних суток. Допускается максимальное отклонение по длине оболочки 50 см и по ширине 20 см. Силовой пояс оболочки прикрепляют к опорному деревянному брусу болтами по всему конту ру. После этого монтируют патрубки воздуходувных ус тановок и теплогенераторов.
Первое опробование оболочки поддувом до 15 мм вод. ст. длится 30 мин. При этом устраняют обнаруженные дефекты: перетяжку монтажных швов, неправильную ук ладку герметизирующих фартуков и т. п. Затем давление повышают до 30 мм вод. ст., при котором оболочка вы держивается в течение 2 ч. При этом осуществляют рих товку оболочки и выправляют ее геометрические размеры. Затем давление снижают и приступают к монтажу сис тем автоматического управления. Электропроводку вы полняют в газовых трубах. После устранения дефектов сооружение передается под установку технологического оборудования.
3. Эксплуатация
Пневмосооружение эксплуатируют по инструкции, разрабатываемой в зависимости от назначения размеща емого в нем объекта, особенностей конструкции и места применения. При эксплуатации оболочки запрещается складировать материалы ближе чем на 1 м от внутрен-
13
ней поверхности оболочки. Снег толщиной более 10 см с оболочки необходимо удалять.
“ Пневмосооружения имеют три режима работы: рабо чий, нерабочий и аварийный. В рабочем режиме обеспе чивается эксплуатация всех агрегатов и создаются сани тарные условия для длительного пребывания людей. Не
рабочий режим предусматривает |
ограниченное включе |
ние оборудования (освещение, |
отопление, вентиляция). |
Аварийные режимы могут возникнуть при внезапных пе рерывах в подаче электроэнергии, при разгерметизации сооружения (при нарушении работы транспортных шлю зов) и при пожарах. На эти случаи в сооружении долж ны быть резервные агрегаты и оборудование, обеспечива ющие его высокую надежность.
В состав работ по эксплуатации пневмосооружения входит ежегодная подготовка к зимнему и летнему сезо нам, проведение текущего и аварийных ремонтов. Для ре монта в комплекте сооружения предусмотрен специаль ный запас изделий и поделок (ЗИП).
4. Области применения
Перечень возможных случаев применения отечествен ных и зарубежных пневмосооружений определен Госстро ем СССР. Он включает: временные ремонтно-механиче ские мастерские; гаражи-стоянки; мастерские для строи тельных конструкций; тепляки, склады и другие времен ные промышленные сооружения; общественные сооруже ния; временные спортивные павильоны.
Имеется опыт использования пневмосооружений для производственных объектов: ремонтных мастерских в Нижневартовске и Чите; мастерских иа строительстве Рязанской ГРЭС; мастерской строительных алюминиевых конструкций в г. Чехове Московской области; ремонтных мастерских в Москве; механического цеха на вентилятор-
14
ном заводе им. Я. Фабрициуса в Вентспилсе; складовмастерских в Могилеве и Львове и др. Используют пнев
мосооружения и в качестве опалубки при |
строительстве |
сферических конструкций. |
размещения |
Пневмооболочки применяют также для |
|
павильонов и выставок. Подобные объекты |
эксплуатиру |
ются уже много лет в Москве и Московской области, в Ки еве, Таллине, Тарту, Нарве, Баку (см. приложение). Об
следование этих объектов показало, что |
люди |
при |
дли |
||
тельном нахождении в них чувствуют |
себя удовлетвори |
||||
тельно. Борьба с конденсатом в |
пневмосооружениях |
||||
потребовала надежной |
герметизации |
|
пола |
во |
избе |
жание проникновения в |
оболочку паров |
грунтовой влаги. |
Во всех случаях для пневмооболочек желательно иметь передвижное, не требующее устройства фундаментов, тех нологическое оборудование с минимальными газо- и теп ловыделениями. Учитывая, что в ряде случаев внутри пневмосооружений промышленного назначения применяют сварку и опробуют готовые машины, необходимо иметь вентиляционные установки для отсоса и вывода газов на ружу. Внутри цеха рекомендуется устанавливать газосиг нализаторы, применяемые в промышленности.
Из-за больших размеров машин, вводимых в пневмо цехи, не всегда выгодно делать длинные транспортные шлюзы. В ряде случаев для этого устраивают подъемные торцы, допуская при завозке машин в цех временную разгерметизацию оболочки [2], или прибегают к частич ной разборке и съему кузова перед входом.
Область применения пневмосооружений в значитель ной степени зависит от местных условий и в каждом кон кретном случае обосновывается экономическими расче тами. При этом учитывают: число и частоту перебазиро вок, капитальные затраты, эксплуатационные расходы, масштабы применения.
Прежде всего определяют величину приведенных затрат Ле.
15
Последние в отличие от обычно принятых имеют более сложный состав элементов:
Пs — Еа К а -)- Сэкл + Г п,
где Ен — коэффициент экономической эффектив ности (£н=0,12);
К— капитальные затраты;
а=(1 + £ну — коэффициент учета долговечности (здесь
t — срок службы сооружения в годах) ;
С год
эк — стоимость эксплуатации за один год;
Т— стоимость демонтажа, перебазирования
имонтажа;
п■— частота перемещения объекта за один
год;
zfp — коэффициент роста затрат на перебази ровку.
Данные о приведенных годовых затратах при приме нении пневмосооружений в качестве здания для ремонт ной мастерской приведены в технической характеристике на с. 5.
5. Противопожарные меры и санитарные условия
При определении области применения пневмосооруже ний следует строго соблюдать противопожарные требова ния. В 1974 г. ЭКБ Миннефтегазстроя и Главное управ ление пожарной охраны МВД СССР провели огневые ис пытания натурных пневмосооружений, в результате чего получены характеристики их огнестойкости. Тогда же Госстрой СССР утвердил противопожарные требования при применении пневмосооружений, к ним прежде всего относятся ограничения по площади цеха до 800 м2 для ремонтных мастерских и стоянок-гаражей и 1500 м2 для других видов объектов, вынос из сооружения запасов топ лива и открытых огневых приборов отопления. Установ-
16
лена необходимость наличия не менее двух выходов для быстрой эвакуации людей. Отмечено, что повышение под пора в пневмосооружении с 10 до 40 мм вод. ст. способ ствует повышению огнестойкости оболочки (при этом обес печиваются большие устойчивость и морозостойкость обо лочки). Пневмосооружения запрещается применять для кузнечных цехов и складов горючего.
Необходимо выдерживать расстояние между оболоч кой и соседними зданиями не менее 20 м. Машинное от деление должно находиться от оболочки на расстоянии 5 м, склад топлива при открытом хранении — не менее 20 м, а при подземном — 10 м. Для пневмооболочек, ис пользуемых в качестве укрытия для автотранспорта или ремонтно-механических мастерских при сроке функциони рования на одном месте более одного года, следует преду смотреть пожарный водопровод, а при невозможности его устройства — емкость с водой объемом не менее 25 м3.
Министерство здравоохранения СССР в 1975 г. в за ключении по техническим условиям на проектирование пневмосооружений подтвердило их приемлемость с сани тарной точки зрения. Наличие подпора в пневмосооруже нии величиной 10—40 мм вод. ст. (0,001—0,004 атм) прак тически не сказывается на здоровье человека. Например, такой же перепад давления создается при подъеме с пер вого на девятый этаж жилого дома. Внутренние темпера турно-влажностные условия в пневмосооружениях, как показал опыт эксплуатации, обеспечивают возможность длительного пребывания людей. К недостаткам следует отнести несколько больший, чем обычно, перепад внут ренних температур по высоте (до 2°С на 1 м), а также возможность отрицательных температур на внутренней по верхности сооружения при сильных морозах. Данный дис комфорт делает желательным утепление оболочки, над чем в настоящее время работают конструкторы.
Исследование возможности длительного пребывания людей в пневмосооружении, проведенное комиссией Мин-
17