Файл: Михайлов, Б. А. Пневмосооружения на строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

J—I.

I

-I

I

I

 

 

 

 

 

 

I

I

I

I

I

I

 

 

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

 

 

 

 

I

I

I

I

I

I

Ö)

V

1

I

I

?

I

Рис. 11.

Последовательность монтажа мобильного ремонтного

пневмо­

цеха:

 

 

 

 

мон

а — устройство фундамента-анкера; 6 — устройство шанцевого

пола; в

таж шлюза и машинного отделения; г — монтаж оболочки;

д

поддув обо

лочки; е

монтаж

аварийного каркаса; ж — монтаж технологического обору

дования;

/ — шлюз;

2 — машинное отделение; 3 — оболочка;

4 — кран;

5 — тех

нологическое оборудование

32


Гн,

H 111 H 1,11

//4

//

YA----------------- -

 

 

 

‘f HI

11П 111 III

 

 

3

 

b

S 4

 

Рис. 12. Порядок монтажа оболочки пневмосооружения:

 

I — укладка блоков оболочки; 2 и 3 — развертывание оболочки

вдоль соответст­

венно продольной и поперечной осей; 4 — монтаж секций оболочки; 5 — прикреп­ ление оболочки к опорному контуру

Демонтаж пневмосооружения обычно проводят в об­ ратном порядке по сравнению с монтажом и начинают его со свертывания технологического оборудования и сня­ тия легкого аварийного каркаса по специальному графику. Зимой демонтаж ведут с подогревом теплым воздухом из

машинного отделения.

Комплект перебазируют на новое место на трех—пяти автомашинах или на двух железнодорожных платформах, а также самолетами и вертолетами, так как масса отдель­ ных узлов пневмосооружений невелика. При укладке комплекта пневмосооружения учитывают последователь­ ность монтажных работ, а также необходимость контей­ неризации и маркировки.

5. Особенности эксплуатации

Резкие отличия зимнего и летнего периодов на БАМе приводят ,к необходимости ежегодных подготовительных работ к лету —в мае и к зиме — в сентябре. Состав под­ готовительных работ соответствует особенностям эксплу­ атации пневмосооружений в каждый период. К зиме по-

33

полняют запасы топлива, проверяют систему отопления, усиливают герметизацию, проводят утепление оболочки и т. д. К лету собирают установку для обильного полива оболочки, монтируют местные охладительные установки, восстанавливают солнцезащитную окраску оболочек.

Для каждого пневмосооружения в зависимости от его назначения при эксплуатации устанавливают характери­ стики рабочего, нерабочего и аварийного режимов с пе­ речнем мер и оборудования для их обеспечения. В усло­ виях БАМа аварийные режимы могут возникнуть при нарушении герметичности пневмосооружения за счет об­ мерзания ворот, калиток и т. п.; перерывах в подаче элект­ роэнергии, горючего и т. п.; пожарах; засыпании входов сооружения снегом при сильных метелях. Важным допол­ нительным мероприятием является устройство систем свое­ временной сигнализации и обученность эксплуатационно­ го состава.

В связи с реакцией пневмосооружений на изменения внешней среды при их эксплуатации на БАМе играет осо­ бую роль автоматика. Она существенно сокращает экс­ плуатационные затраты и повышает надежность работы пневмосооружений, обеспечивая своевременное переклю­ чение электростанций, вентиляторов и теплогенераторов, своевременное включение аварийных сигнализаторов и т. д.

Особое место в эксплуатации пневмосооружений на БАМе занимает их ремонт. Текущий ремонт обычно про­ водит штатная монтажно-эксплуатационная бригада, ис­

пользующая запасные элементы, поставляемые

заводом.

В случае крупных поломок теплогенераторов,

электро­

станций и т. п. к ремонту привлекают заводы-изготови­

тели.

При определении экономической эффективности пневмо­ сооружений на БАМе следует учитывать несколько боль­ шие затраты на эксплуатацию (особенно на отопление и дежурных операторов), а также на перебазировку по сра­ внению с условиями других районов страны (табл. 5).

34


Таблица 5

Данные о затратах на ремонтный цех площадью 840 м2, тыс. руб.

 

Виды сооружений

Наименование показателей

Пневмосоору­

Здания из

 

жения

металлоконст­

 

 

рукций

Капитальные вложения (без стоимости фун-

44

75

даментов)

 

 

Эксплуатационные затраты

15

10

Затраты на перебазировку

7

20

Приведенные затраты

27

36

Примечание. Таблица составлена по

данным технико-экономических

обоснований эффективности применения пневмосооружений, выполненных в МИИТе.

Анализ табл. 5 показывает, что годовой экономический эффект по приведенным затратам от использования толь­ ко одного пневмосооружения составляет по сравнению с металлоконструкциями около 10 тыс. руб., т. е. 23% пер­ воначальных затрат на возведение пневмосооружения. Это означает, что капитальные вложения в пневмосооружения должны окупиться за четыре с небольшим года, что яв­ ляется показателем их высокой эффективности (норма­ тивный срок окупаемости равен 8,3 года).

6.Опыт строительства на БАМе

Внастоящее время большое затруднение вызывает расстановка технологического оборудования внутри пнев­ мосооружения. Как правило, этот вопрос недостаточно отражают в проектах. В 1976 г. Мосгипротрансом и СКВ Главмостостроя разработаны проекты пневмосооружений

различного назначения. В оболочках Al8Ц оказалось воз­ можным разместить не только склады (рңс. 13, а) и мас-

35

Є)

J™.

Рис. 13. Применение пневмосооружения по назначению:

о — материальный склад; б — передвижной бетонный завод; в — цех изготовле­ ния железобетонных изделий; г — укрытие для сооружения опор мостов в зим­ них условиях

терские, но и укрытия для производства работ, передвиж­ ной бетонный завод (рис. 13, б), цех изготовления железо­ бетонных изделий (рис. 13, в), укрытие для сооружения опор моста в осенне-зимний период (рис. 13, г). По одно­ му из этих проектов коллектив мостоотряда № 54 треста Мостострой № 10 возвел в Тынде пневмосооружение под материальный склад. В процессе строительства был реа-

36


лизован ряд предложений, ускоривших монтаж. В част­ ности, предусмотренный проектом монолитный фундамент заменили на сборный из обрубков железобетонных свай, состыкованных при помощи сварки арматуры и омоноличивания стыков. Анкера в монолитном фундаменте через каждые 0,5 м для крепления опорного бруса заменили скобами, приваренными к арматуре свай с шагом 2 м, под которые просовывали опорный брус. Фундамент после присоединения опорного бруса обваловали.

Затрудняло монтаж отсутствие маркировки краев тен­ тового полотнища, мест сшивки. Это приводило к трудо­ емким перемещениям оболочки по площадке, что недо­

пустимо.

Следует отметить, что техническим заданием не пре­ дусматривалось устройство аварийного каркаса за счет постановки дополнительного вентилятора. Однако, как показал опыт эксплуатации, иногда при перерывах в по­ даче электроэнергии и отсутствии автономного источника электроэнергии оболочка опадает. Учитывая это, в даль­ нейшем следует предусматривать в пневмооболочках на БАМе устройство аварийного каркаса.

Как показали расчеты, на БАМе наиболее выгодны мобильные ремонтные пневмоцехи. Проектная разработка этих цехов была отмечена медалями и дипломом ВДНХ. В этих объектах, располагаемых в оболочках А18Ц, разме­ щались два экскаватора, монтажное оборудование и авто­ мастерские. При выполнении 50 ремонтов в год один такой цех дает экономический эффект 50 тыс. руб.

Для внутренних ремонтных работ возможно примене­ ние козлового крана, электропогрузчика, автомобильного крана и т. д. Важное значение имеют переносные мобиль­

ные установки для отсоса выхлопных газов при

сварке.

Попытки применить оболочку А18Ц в качестве гаража

для большегрузных автомобилей показали, что

пролет

18 м не дает возможности разместить машины в два ряда, В связи с этим в ЦНИИСКе им. В. А. Кучеренко разрабо-

37

тали рабочий проект пнѳвмосооружения для БАМа с про­ летом 24 м — А24Ц, обеспечивающего наиболее эффек­ тивное расположение машин в два ряда при наличии двух грузовых шлюзов.

В настоящее время оболочка А18Ц выпускается со входом лишь одного типа — размером 3,14X4,40X8,50 м (для грузовой автомашины). Необходимо иметь также шлюз с воротами 4,5X4,5 м для прохода наиболее круп­ ных строительных машин (например, экскаватора с ков­ шом емкостью 1,25 м3).

ІИ. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Опыт монтажа и эксплуатации первых пневмооболочек на БАМе показал, что заводские комплекты этих соору­ жений не полностью соответствуют специфическим усло­ виям БАМа и технологическому назначению объектов. Необходима обязательная привязка и доукомплектовка оболочек. Требуется разработка привязочного проекта на местах (разбивочный генплан, анкерные фундаменты и полы с учетом вечной мерзлоты, теплое машинное отделе­ ние, технологическая часть, аварийный каркас), а также доукомплектование сооружения по этим проектам.

Для доукомплектования и опробования пневмосоору­ жений в целом целесообразно иметь центральную комп­ лектовочную площадку и лишь после проведения на ней указанных работ направлять сооружения на места с со­ ответствующим технологическим оборудованием. Отдель­ ные попытки рассылки комплектов без разработки пред­ варительных лривязочных проектов и доукомплектования, перенос этих работ на места использования приводят не­ редко к чрезмерной затяжке ввода сооружений в эксплу­ атацию. На центральной комплектовочной базе и сбороч­ ной площадке весьма удобно готовить специалистов по монтажу и эксплуатации комплектов пневмосооружений.

38