Файл: Михайлов, Б. А. Пневмосооружения на строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

здрава СССР в 1971 г. под Ленинградом, дало удовлет­ ворительные результаты [2]. Обследование эксплуатаци­ онных условий внутри 20 пневмосооружений, проведен­ ное сотрудниками МИИТа, показало, что в зимний период внутри, оболочек обеспечивается температура 5—17°С. Бо­ лее сложной является борьба с перегревом в летний пери­ од. Снижение степени перегрева в пневмосооружении, как показали исследования НИИстройфизики, требует комплек­ са мероприятий: специального устройства для обильного полива пневмосооружений в жаркие дни; усиленного про­ ветривания; местного обдува рабочих мест.

II. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПНЕВМОСООРУЖЕНИЙ НА БАМе

1.Теплозащита и обогрев

Всложных климатических условиях БАМа необходи­ мо иметь мобильные сооружения для укрытия людей и тех­ ники, ограждения производственных процессов. Примене­ нию здесь пневмосооружений благоприятствуют такие осо­ бенности районов БАМа, как отсутствие сильных ветров и небольшое количество выпадающего снега.

Для защиты от сильных морозов необходимо обеспе­ чить высокую морозостойкость ткани оболочки. Оболочки из такой ткани возведены вУргале и Комсомольске-на-Аму- ре. Удовлетворительную морозостойкость имеют финская

ткань «Рукка» и шведская «Барракуда». Эти ткани изготовлены из нейлона и имеют двустороннюю защиту из специального морозостойкого поливинилхлорида.

Некоторые ограничения в предельно допустимую отри­ цательную температуру для монтажа оболочек А18Ц и А24Ц вносит показатель морозостойкости ткани. Монти­ ровать пневмосооружения можно лишь при температурах до —25°С, т. е. в условиях БАМа исключается период с

18


декабря по февраль. Опыт показал—следует различать мо­ розостойкость ткани в поддутой оболочке и при монтаже.

Лучшим теплотехническим решением для защиты от резких холодов является двухслойная оболочка с воз­ душным промежутком, так как в ней создается утепля­ ющий воздушный слой. Однако на такую оболочку тре­ буется почти в три раза больше дорогостоящей ткани, чем на воздухоопорную. Была сделана попытка утеплить воздухоопорную оболочку легкой пристегивающейся под­ кладкой из синтепона толщиной 7—10 мм. Однако такое решение снижает мобильность сооружения и увеличивает затраты на перевозку. Сотрудники ЦНИИСКа им. В. А. Кучеренко предложили применить специальный защит­ ный полог из полиэтиленовой пленки, снижающий тепло­ отдачу оболочки примерно на одну треть (табл. 2).

Утепление зимних палаток на БАМе устройством теп­ лого пола и завалинки резко снижает теплоотдачу. По­ добные меры утепления, по расчетам, могут снизить зат­ раты на отопление пневмосооружения в 1,5—2 раза.

Сейчас заводы выпускают оболочки в комплекте с двумя теплогенераторами ТГ-2,5 на 250 тыс. ккал/ч, обес­ печивающими воздушное отопление в условиях БАМа.

Санитарные характеристики ремонтных цехов в пневмооболочках (район станции Ургал)

Минимальная температура снаружи . . . —57°С

То же внутри..................................................

+ 5 ч- -р 6°С

Средняя температура снаружи.................

— 34°С

+ 10°С

То же внутри.................................................

+і7

Относительная влажность.........................

72—95%

Скорость движения воздуха внутри обо­

 

лочки ..............................................................

0,01—0,04 м/с

Температура поверхности пола.................

+1------ р 3°С

Количество подаваемого наружного

воз­

 

духа за 1 ч.................................................

1,5—2,0 объема

Подпор внутри сооружения.........................

10—40 мм вод. ст.

19


Установки ТГ-2,5 весьма портативны (3X1 м), легки (0,9 т) и могут совмещать функции отопления и поддува оболочки. Вместо теплогенераторов в ряде случаев при нахождении пневмосооружения рядом с котельной или электростанцией отопление можно устроить при помощи электроили парового калорифера. Большое значение име­ ют направленная раздача теплого воздуха в рабочие мес­ та, рециркуляция (повторное использование теплого воз­ духа) и местные отопительные установки. Их использова­ ние необходимо-, так как при открытии больших ворот и вводе холодных машин внутрь оболочки зимой темпе­ ратура внутри помещения может резко понизиться. Кро­ ме того, направленная воздухоподача нагретого воздуха создает более благоприятные условия на рабочих местах.

Общий расход топлива за один месяц для типового пневмосооружения по расчету достигает 10 т (стоимость этого топлива равна примерно 0,5 тыс. руб.). Указанное количество топлива для ремонтных мастерских составляет

Таблица 2

Теплотехнические данные пневмооболочек

 

 

Сопротивление

Масса 1

м2

Стоимость 1 м2

Тип пневмооболочек

поверхности

теплопередаче,

поверхности

оболочки (ори­

 

 

ккал/м2«ч.град

оболочки,

кг ентировочная),

 

 

 

 

 

руб.

Однослойная

 

5,1

0,7

 

3,8

Однослойная

с теплозащитным

3,4

0,8

 

4,0

слоем из синтепона

 

 

 

 

Двухслойная

 

2,7

2,0

 

8,9

Однослойная, утепленная 7-мм

1,8

1,28

 

10,5

слоем поролона

 

 

 

 

Однослойная,

утепленная спе-

2,8

0,8

 

5,0

циальной пленкой

20


около 3% общего потребления топлива обслуживаемым парком строительных машин. Для района станции Ургал, например, расход горючего для пневмосооружений А18Ц составил во время отопительного периода в среднем 15— 20 л/ч жидкого топлива, а в особо холодные дни — вдвое больше.

Опыт показал, что в пневмосооружениях удается до­ стичь положительных температур при самых сильных мо­ розах. Следует учесть возможность образования конденсата на оболочке при температурах —50—60°С, так как температура ее поверхности может быть ниже точки росы. Обследование пневмосооружений, проведенное сотрудни­ ками МИИТа зимой 1974 г., показало, что в отапливае­ мых сооружениях при помощи специальных мер защиты (особенно обдува оболочки) и при наличии гидроизоляции пола такая опасность практически исключается.

Летом 1976 г. на станциях Ургал и Нальды при тем­ пературе наружного воздуха +40°С наблюдался сильный перегрев поверхности оболочки (до +62°С), при этом температура воздуха внутри помещения была на 16°С выше наружной. К решению проблемы борьбы с перегре­ вом привлекли специалистов НИИСтройфизики. Их ис­ следования показали, что покрытие оболочки серебристой краской с двух сторон снижает нагрев воздуха внутри помещения на 6—7°С. При обильном поливе оболочки во-

,дой температура воздуха внутри ее снижалась на 6°С, а

при усиленной продувке (до трех .полных объемов за 1 ч)

1снижалась на 4°С. Однако следует отметить, что до кон­ ца вопрос борьбы с перегревом еще не решен.

2. Устройство полов и фундаментов

При устройстве пневмосооружения на вечной мерзло­ те пол следует выполнять так, чтобы не нарушить ее ре­ жим. Для этого устраивают шанцевый пол (рис. 6). Ниж-

21

ний слой пола выполняют из галечно-песчаной подсыпки толщиной 20 см с прокладкой в ней через 1—2 м вентиля­ ционных коробов сечением 15X15 см в виде гребенки, присоединенной к вентилятору машинного отделения (этот слой зимой обычно замораживают протяжкой хо­ лодного воздуха). Далее следует герметизирующая плен­ ка и теплоизолирующий слой из торфа или мха толщиной 20 см. Выше устраивают распределительный слой и соб­ ственно пол (деревянные решетки, утопленные в песок; бетонный или асфальтовый слой и т. п.). В местах проез­ да машин укладывают дополнительно колейные щиты из толстых досок или бревен. Расчеты показали, что нижний слой такого пола в период короткого лета на БАМе не

К теплогенератору

гт ~[~Т -ггд-гт^Г~І

1

і

1 1

1

1

1 1 1

1

!

 

1

1

1

1

I'll

!

і

1

ill

Illi

¡

1

1

!

!

!

И і

!

 

 

'

!

 

 

 

 

 

і

>

1—і—Г 11 І

1 і !

1 Хн

Бетонный пол-5см Песчаная подготовка -

-10 см

Торіроплиты-2Осм

Пленка

Песок-5см

Галька-20 см

í-’£Jz2

• л- ° ,у> :

5 L—J * 3

Рис. 6. Полы пневмосооружения:

1 — распределительная гребенка; 2 — вентиляционный короб; 3 — глиняный за­ мок; 4 — анкерная свая; 5 — брус опорного контура; 6 — фартук; 7 ~ крепеж­ ная полоса и болты; 8 — оболочка

22


успевает полностью растаять и, как правило, обеспечивает сохранение вечной мерзлоты основания под пневмосоору­ жением. При отсутствии вечной мерзлоты пол устраивают без вентиляционной гребенки.

Для пневмосооружений применяют анкерные фунда­ менты, рассчитанные на выдергивающее усилие от обо­ лочки, равное 1 тс/м. На строительстве БАМа применяли следующие виды анкерных фундаментов (рис. 7): свай­ ные (деревянные и металлические винтовые) и гравита­ ционные (ящичные с грунтом и из бетонных блоков). Как показывают расчеты, лучшими являются сборно-разбор­ ные гравитационные фундаменты (табл. 3). При устрой­ стве фундамента следует обеспечить параллельность осей анкеров, минимальные отклонения их по ширине, длине и диагоналям (с допуском ±0,002 м). По высоте углы анкерного фундамента сооружения могут отличаться один от другого не более чем на 5 см. Достаточно высокая точ­ ность разбивки и устройства анкерного фундамента пнев­ мосооружения обеспечит отсутствие складок на оболочке при ее поддуве.

Для пневмосооружений рекомендуются также деревян­ ные свайные фундаменты. При устройстве таких фундамен­ тов на вечномерзлом основании сначала бурят лидерные скважины (несколько меньшего диаметра, чем сваи), в ко­ торые затем забивают сваи-анкеры. Оболочку крепят к об­ вязке такого фундамента болтами и планками. Крепление

оболочки к фундаменту гвоздями недопустимо.

метели с

Для районов БАМа характерны

низовые

большими переносами сухого снега.

При этом

основная

масса снега переносится на высоте не более 0,5 м. Сотруд­ ники МИИТа провели опыты в аэродинамической трубе, которые показали, что расположение сооружений как вдоль, так и поперек наиболее вероятного снегопотока нецелесообразно. Лучшим оказалось расположение оси пневмосооружения с углом обтекания 30—45° по отноше­ нию к снегопотоку. В этом случае обеспечивается не толь-

23

а) а-а

11

K-S

11

У

'

/

 

>’• 1** • *і*«»*.2

\ 1

Ç

; ѵ\

-----------&

 

я

Ю

Рис. 7. Основные типы фундаментов пневмосооружения:

а — свайный металлический; б — свайный деревянный анкерный; в — гравита ционный ящичный; 1 — оболочка; 2 — фартук; 3 — опорная труба; 4 — винто вая металлическая свая; 5 — обвязка; 6 — хомут; 7 — глиняный замок; 8 — де­ ревянная свая; 9 — балласт; 10 — ящик-анкер; 11 — стяжные болты