Файл: Михайлов, Б. А. Пневмосооружения на строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица З

Сравнительные показатели различных типов анкерных фундаментов для пневмоцехов площадью 840 м2

Наименование показателей

Единица

измерения

Расход дерева

 

 

М3

То же металла

 

 

т

Суммарная масса

фундамента

»

Трудоемкость возведения

 

чел.-ч

Срок возведения

 

 

сутки

Затраты времени

на исполь­

 

зование:

 

 

 

 

буровой установки

 

машино-ч

копра

 

 

 

»

автомобильного крана

 

 

экскаватора

 

 

 

Необходимое

количество

ав­

шт.

томобилей

 

 

 

 

Количество

повторных

ис­

 

пользований

 

 

 

Ориентировочная

стоимость тыс. руб.

фундамента

 

 

 

 

Виды фундаментов

Свайные

Траншейные деревянные

Ящичные

деревян­ ные

металли ­ ческие

деревян­ ные

металли ­ ческие

15

20

13

0,5

3,5

0,5

1,0

3,5

8,0

3,5

10,5

7,5

3,5

200

200

400

100

100

2

2

2

1

1

20

20

 

 

 

20

 

20

5

5

20

 

 

 

 

4

4

3

1

4

3

1

1

5—6

1

1—2 5-6

4,5

8,0

5,0

3,0

2,7

25


ко минимальная снегозаносимость самого сооружения, по и наименьшая заносимость окружающей территории. Учи­ тывая небольшую высоту снегопотока, весьма целесооб­ разно устройство вокруг сооружения сплошной ограды высотой 1,5—1,8 м с учетом отмеченных выше наиболее благоприятных углов обтекания.

3. Энергоснабжение

При применении пневмосооружений на БАМе особую сложность представляет обеспечение в них постоянного подпора из-за отсутствия надежных внешних источников электроснабжения. Поставляемые промышленностью пневмосооружения, как правило, рассчитаны на внешний ввод электричества и имеют лишь один резервный элект­

рогенератор

для обеспечения

работы средств

создания

подпора в

пневмосооружении

(вентилятор

мощностью

2,2 кВт или теплогенератор мощностью 4 кВт)

и внутрен­

него освещения, потребляющего 3 кВт. Однако следует иметь в виду, что ослабление герметизации пневмосоору­ жения может привести к возрастанию электронагрузки. Обычно это происходит при слабой герметичности пола, опорного шва, ворот шлюза, монтажных швов, когда на­ блюдаются утечки воздуха из сооружений, резко превы­ шающие расчетные.

Для обеспечения внешнего ввода целесообразно сов­ местить пневмосооружения с объектами, имеющими свои электростанции. Однако в условиях Байкало-Амурской магистрали, как показал опыт, это обычно не удается. Именно поэтому в комплект пневмосооружения рекомен­ дуется включить вместо одного три электрогенератора АДЭС-10 (рис. 8). Один из электрогенераторов в этом случае используют в качестве рабочего, второй — горяче­ го резерва и третий — холодного. В условиях БАМа важ­ ное значение приобретает устройство теплого машинного

26

Оболочка

Рис. 8. Схема машинного отделения пневмосооружения:

1 — вентилятор; 2 — теплогенератор ТГ-2,5; 3 — дизель-генератор; 4 — пульт управления

отделения. Здесь существуют

два решения: в вагончиках-

фургонах размером

3X3X6

м или в блоках-контейнерах.

В первом вагончире

(блоке)

размещают три вентилятора,

во втором и третьем — теплогенераторы и в четвертом — электростанцию и дежурное помещение. При строитель­ стве холодного пневмосооружения обычно второй и тре­ тий вагончики (блоки) не нужны.

Как показал опыт, для обеспечения надежности электроснабжения и отопления важно иметь в составе

27


комплекта пневмосооружения

мобильные хранилища

для горючего (тканевые или

металлические емкости

10—12 т).

 

При запуске и переключении электрогенераторов очень важно иметь легкий аварийный каркас (рис. 9), который не входит в комплект пневмосооружений, поставляемых заводами. Такой каркас является технологическим сред­ ством, обеспечивающим безопасный ввод и вывод круп­ ногабаритных машин при заклинивании ворот и разгер­ метизации шлюза. Он препятствует падению оболочки на пол и обеспечивает безопасную эвакуацию людей при по­ жаре. Кроме того, он дает время переключить элек­ тростанции. Масса аварийного каркаса составляет для пневмосооружения А18Ц всего 3 т, так как он рас­ считан на восприятие собственного веса и нагрузки от на-

Рис. 9. Виды аварийных каркасов пневмосооружений:

а и б — соответственно внутренний и внешний арочно-вантовые; в — внешний мачтово-вантовый; 1 — трубчатый каркас; 2 — трос диаметром 15 мм; 3 — под­ вески; 4 — арка; 5 — мачта

28


иболее характерного для БАМа ветра, дующего со ско­ ростью 4 м/с. Этот каркас не предназначен для сохране­ ния формы сооружения. В первую очередь аварийные каркасы рекомендуются для ремонтных мастерских. Опытные образцы аварийных каркасов выполнены на станциях Ургал и Тында.

Таким образом, для условий БАМа рекомендуется дополнить типовой заводской комплект пневмосооружения теплозащитным пологом, легким аварийным каркасом, двумя резервными электрогенераторами, сборно-разбор­ ным складом горючего на 12 т, машинным отделением в виде теплых вагончиков или блоков-контейнеров, метал­ лическими анкерами ящичного или винтового типов, мест­ ными переносными отопительными приборами, увеличен­ ным количеством измерительных приборов, торфоплита­ ми и полиэтиленовой пленкой для герметизации и утеп­ ления пола площадью около 1 тыс. м2, емкостью для воды на 25 м3.

4. Особенности монтажа

Монтаж и демонтаж пневмосооружений в условиях БАМа имеют существенные особенности. До монтажа пневм'осооружения необходимо провести подготовительные работы, стройгенплан которых показан на рис. 10. Опыт строительства пневмосооружений в условиях БАМа пока­ зал необходимость горизонтальности выбранной площад­ ки. Даже при небольших уклонах (3—5°) приходилось делать очень высокие и большеобъемные насыпи (напри­ мер, на станции Нальды).

Монтаж пневмосооружений А18Ц зимой на БАМе от­ личается тем, что при температурах ниже —25°С могут появиться поверхностные трещины в резиновом защитном слое при резких изгибах и ударах. Чтобы обеспечить по­ догрев оболочки, сразу после устройства пола и анкерного

29

Рис. 10. Стройгенплан на под­ готовительный период:

1 — пневмоцех; 2 — машинное от­ деление; 3 — склад горючего; 4 — площадка для техники; ò —

ворота;

6 — бытовые помещения;

7 и

11

шлюзы

соответственно

для

транспорта и

людей; 8 — пло­

щадка

для складирования анке­

ров

и

каркасов;

9 — ограждение

площадки; ІО — дорога

фундамента сначала монтируют транспортный шлюз, устраивают машинное отделение с теплогенераторами, развертывают склад топлива (рис. 11).

Три контейнера с оболочкой разгружают в транспорт­ ном шлюзе, куда поступает горячий воздух от теплогене­ раторов при помощи гибких шлангов.

Разогретую оболочку подают к месту развертывания и монтажа. Сборку оболочки и прикрепление ее к фунда­ менту (рис. 12) проводят при подаче к месту монтажа по временному воздуховоду горячего воздуха из машинного отделения. Этим воздухом поддувают оболочку. Размеры оболочки А18Ц при этом могут превышать стандартные, В этом случае приходится либо несколько менять обвяз­ ку, либо прибегать к небольшой разбежке в опорном шве, делая напуск на каждом шаге крепления, и начинать кре­ пить оболочку с середины, давая некоторую слабину к краям. При этом нельзя допускать образования складок на оболочке после пробной поддувки горячим воздухом. Монтаж пневмооболочки завершается установкой легкого аварийного каркаса, устройством пола, а также установ­ кой мобильного технологического оборудования.

Анализ работ по развертыванию пневмосооружений на БАМе показывает большое влияние, которое оказывает

30


Таблица 4

Затраты на монтаж и демонтаж пневмоцеха площадью 840 м2

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудовые

Затраты

 

 

Вид работ

 

 

 

Сроки,

машинного

 

 

 

 

 

ч затраты,

времени,

 

 

 

 

 

 

 

 

чел.-ч

машино-ч

Возведение

фундаментов и

полов

 

48—96

200

40

Устройство блочного машинного от-

4—5

24

4

деления и сборка

каркасов

шлюзов

7—8

10

 

Монтаж,

крепление

и поддув

обо-

лочки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сборка

аварийного

каркаса

 

 

 

14—15

64

8

Устройство

освещения

 

 

и

4

8

4

Демонтаж

электрооборудования

3—7

15

6

аварийного каркаса

 

 

 

 

 

 

Опускание,

разборка и укладка

обо-

2,5

12

2

ЛОЧКИ

 

 

 

 

 

 

2

10

2

Демонтаж каркасов

шлюзов

и

ма-

шинного

отделения

 

 

 

20

100

40

Снятие фундаментов-анкеров

 

 

 

Примечание.

Данные получены

на

основе

хронометража

на станциях

Ургал и Нальды.

 

 

 

 

 

 

 

комплектность поставки на качество и срок ввода соору­ жения в эксплуатацию (табл. 4).

Необходимо отметить, что пока много времени зани­ мают подготовительные работы, устройство фундаментов, полов, сборка транспортных шлюзов. Монтаж машинного отделения часто занимает более пяти суток. Монтаж же самой оболочки, крепление и поддув обычно занимают не более 7—8 ч. Представляется, что конструкцию транс­ портного шлюза можно будет решить в дальнейшем в ви­ де складного пакета, который легко быстро установить на месте. Существенно должны сократиться сроки уст­ ройства фундаментов при применении винтовых или ящичных наземных анкеров.

31