Файл: Кургузов, В. М. Себестоимость продукции предприятий связи и пути экономии материальных ресурсов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
Основы
экономических
ЗНОМІ/ѴІЬ
В. Μ. КУРГУЗОВ
СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ СВЯЗИ И ПУТИ ЭКОНОМИИ
МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
В постановлении ЦК КПСС «Об улучшении экономического об разования трудящихся» поставлена задача огромной важности — охватить в ближайшие годы экономическим образованием широкие массы трудящихся.
C этой целью в хозяйстве связи организована система экономи ческого образования, охватывающая работников министерств связи союзных республик, производственно-технических управлений и предприятий связи. Для того чтобы придать экономическому обра зованию систематичность и целенаправленность, были разработаны учебные планы и программы для различных звеньев системы эконо мического образования. В соответствии с программами Министер ство связи СССР и ЦК профсоюза работников связи совместно с издательством «Связь» наметили выпустить серию брошюр — учеб ных пособий по курсу «Основы экономики и управления производст вом» для высшего и среднего звеньев управления предприятиями связи и серию книг — учебных пособий для двухгодичных экономи ческих школ.
В конце 1972 г. тиражом 80 тыс. экземпляров вышла первая брошюра министра связи СССР Н. Д. Псурцева «Связь в девятой пятилетке», которая предназначена для всех категорий обучаю щихся.
Настоящая серия брошюр предназначена для слушателей двух годичных экономических школ и включает следующие книги:
К. Н. Мацнев. Предприятие связи — социалистическое производ ственное предприятие.
Н. Μ. Губин. Качество — основной показатель эффективности работы предприятий связи.
О. С. Срапионов. Хозяйственный расчет на предприятиях связи. В. Μ. Кургузов. Себестоимость продукции предприятий связи и
пути экономии материальных ресурсов.
Ответственный редактор Н. Μ. Губин
основы
экономических
ЗНАНИЙ
СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В. Μ. КУРГУЗОВ
СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ СВЯЗИ И ПУТИ ЭКОНОМИИ
МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
ИЗДАТЕЛЬСТВО «СВЯЗЬ» МОСКВА 1974
338:6Ф1
K93 |
|
|
τz⅛ " |
|
¿ |
|
|
|
УДК 383/384+338.5 |
|
|
|
|||||
|
Кургузов В. Μ. |
|
|
|
|
|
||
К93 |
Себестоимость продукции |
предприятий связи и |
||||||
|
пути экономии материальных ресурсов. Μ., «Связь», |
|||||||
|
1974. |
|
|
|
|
|
|
|
|
32 с. (Система экономического образования) |
|
||||||
|
В книге дается понятие себестоимости продукции связи, ее зна |
|||||||
|
чение в повышении эффективности производства, исчисление и пла |
|||||||
|
нирование. Рассмотрены также методы анализа и пути снижения се |
|||||||
|
бестоимости продукции связи. |
|
|
|
|
|||
|
Книга предназначена для системы экономичского образования |
|||||||
|
работников связи. |
|
|
|
|
|
|
|
|
К ----------------- |
заказы, изд. |
|
|
|
338:6Ф1 |
||
|
045(01)-74 |
|
|
|
|
|
|
|
|
© Издательство «Связь», |
1974 г. |
|
|
|
|||
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ |
|
Стр. |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Введение ............................................................................................. |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
Понятие себестоимости продукции связи и ее значение в по |
||||||||
вышении эффективности производства....................................... |
|
4 |
||||||
Исчисление себестоимости продукции на |
предприятиях |
связи |
||||||
и |
структура |
эксплуатационных |
затрат |
................................. |
|
7 |
||
Планирование себестоимости продукции и эксплуатационных |
||||||||
затрат........................................................... |
|
|
|
|
|
|
14 |
|
Методы анализа |
себестоимости |
продукции...................................... |
|
17 |
||||
Пути |
снижения |
себестоимости |
продукции..................................... |
|
22 |
|||
|
Хозяйственный расчет и режим экономии |
.... 22 |
||||||
|
Повышение производительности труда............................... |
|
25 |
|||||
|
Улучшение использования основных фондов |
.... 31 |
||||||
|
|
Кургузов Владимир Михайлович |
|
|||||
|
СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ СВЯЗИ |
|||||||
|
И ПУТИ ЭКОНОМИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ |
|||||||
|
Отв. редактор Н. Μ. Губин |
Техн, |
редактор |
С. Ф. Романова |
||||
|
Редактор Н. В. Сосновская |
|
Корректор Л. Н. Л еще в а |
|||||
|
Сдано в набор 21/Ѵ |
1974 г. |
|
Подписано в |
печ. 20/ѴІП 1974 г. |
|||
|
Т-12963 |
Формат 84×108⅛ |
|
Бумага |
писч. № 2 |
1,68 усл.-п. л. |
1,85 уч.-изд. л. Тираж 52 000 экз. изд. № 16802 Зак. № 131 Цена 6 коп. Издательство «Связь», Москва-101000, Чистопрудный бульвар, 2
Типография издательства «Связь» Госкомиздата СССР. Москва-101000, ул. Кирова, д. 40.
Отпечатано с готового набора в «ТКЗ». |
Зак. 7043. |
ВВЕДЕНИЕ
Главная задача девятой пятилетки, поставленная XXIV съездом КПСС, состоит в том, «... чтобы обеспе чить значительный подъем материального и культурного
уровня жизни народа на основе высоких темпов разви тия социалистического производства, повышения его эффективности, научно-технического прогресса и ускоре ния роста производительности труда»*1).
Одним из коренных вопросов экономической полити ки в девятой пятилетке является вопрос о мобилизации ресурсов, для того чтобы с меньшими издержками И 8 более короткие сроки добиться наивысших резуль татов.
Новый пятилетний план предусматривает ассигнова ние 22 млрд. руб. на проведение новых государственных мероприятий по повышению жизненного уровня народа.
Предусматривается рост реальных доходов на душу на селения на 30,8%. Основным источником этих ресурсов
на современном этапе развития народного хозяйства яв ляется повышение эффективности общественного произ водства, его всесторонняя интенсификация.
Задания девятой пятилетки подразумевают более экономичное, чем прежде, использование рабочей силы,
снижение материалоемкости, повышение использования оборудования и получение прибыли на каждый рубль, затраченный в производство.
Эффективность общественного производства повы шается, главным образом, за счет увеличения производи
тельности труда на основе научно-технического прогрес са и более полного использования резервов производ
ства, т. е., другими словами, снижения себестоимости
продукции.
*) Материалы XXIV съезда КПСС. Μ., Политиздат, 1971, с. 13Т.
1
ПОНЯТИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ СВЯЗИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА
Приступая к рассмотрению себестоимости продукции связи и путей экономии материальных затрат, остано вимся сначала на некоторых экономических понятиях.
Что такое продукция связи, каковы ее особенности? Что
такое стоимость и себестоимость, как они определяются и от чего зависят? Какое назначение имеет себестои мость для определения эффективности производства и в чем ее влияние на экономическую эффективность произ водства?
Под продукцией связи понимается полезный резуль тат производственной деятельности по передаче сообще ний и по предоставлению потребителям исправно дейст вующих каналов связи для передачи сообщений. Каждое
предприятие связи имеет свою продукцию, например, телеграф обрабатывает телеграммы, предоставляет або нентам соединения по абонентскому телеграфу, аренда торам— телеграфные каналы и т. д.
Однако законченный вид производственный цикл при мет тогда, когда телеграмма пройдет по установленной схеме связи несколько телеграфных предприятий и бу дет доставлена адресату. Другими словами, производст венный процесс телеграфной связи представляет собой совокупность действий работников связи с использова нием технических средств по передаче и приему теле
графной информации.
Под продукцией предприятия связи понимается по лезный результат производственной деятельности каж дого предприятия по обработке и передаче различных видов сообщений на отдельных этапах производственно го процесса либо эксплуатационно-техническому обслу живанию средств связи. Например, для РУС телеграм мы, принятые от клиентуры и переданные по сети пря мых соединений (ПС), в соответствии с номенклатурой
4
относятся к продукции этого предприятия по показателю
«Телеграммы исходящие, |
переданные по системе ПС». |
В телеграфных узлах, |
имеющих коммутационные |
станции ПС, обработка транзитных телеграмм, з основ ном, осуществляется способом автоматического пере приема, и в показатель объема продукции включаются
«каналы, работающие по системе ПС», выражающие ос
новное назначение производственной деятельности пред приятия связи. Эта особенность отражается и на поняти ях стоимости и себестоимости продукции связи.
Стоимость продукции определяется общественно не
обходимыми затратами труда на ее производство, при чем в этой стоимости учитываются затраты живого тру
да, вложенного в процессе данного производства, а так же прошлого (овеществленного) труда, затраченного, на
пример, на изготовление материалов, аппаратуры, стро
ительства здания и т. д.
Следовательно, стоимость включает в себя две со
ставные части: |
одна из них — стоимость израсходован |
|||
ных при изготовлении |
продукции средств |
производства, |
||
а другая — вновь созданная стоимость. |
Вновь |
создан |
||
ная стоимость |
должна |
содержать затраты на |
оплату |
труда работников, а также стоимость прибавочного про
дукта. Так как стоимость продукции определяет общест венно необходимые затраты труда, то стоимость одина ковой продукции, производимой на различных предприя тиях, будет одинаковой.
Себестоимость продукции есть лишь часть стоимости, которая характеризует затраты каждого предприятия на ее производство.
Так как все предприятия работают по-разному, себе
стоимость продукции на каждом предприятии также раз
лична. Поэтому себестоимость характеризует среднеот раслевые затраты труда. Каждое предприятие будет иметь прибыль только в том случае, если его затраты на производство продукции окажутся ниже общественно
необходимых затрат, на основании которых устанавли ваются цены.
Исходя из особенностей производственного процесса
в связи, изучение себестоимости продукции проводится
по хозяйству в целом, отдельным управлениям, респуб
ликам, предприятиям, а также по видам отдельных услуг
связи.
Себестоимость тесно связана с эффективностью про изводства. Уменьшение суммы затрат на производство
5
повышает прибыль предприятия, что является основой для повышения фондов экономического стимулирования,
расходуемых на материальное поощрение работников и повышение их культурно-бытового обслуживания.
Такие показатели, как производительность труда, ка чество продукции, фондоотдача, характеризующие про изводственную деятельность предприятия, взаимосвяза
ны между собой и влияют на изменение себестоимости.
Повышение производительности труда уменьшает затра ты по заработной плате на единицу продукции, рост фондоотдачи уменьшает величину амортизации, отчис ляемую на каждую единицу продукции, и тем самым снижает ее себестоимость.
Себестоимость продукции связи является основой для определения цены на продукцию и тарифов на услу ги связи.
Как уже отмечалось, продукция отдельных предприя тий связи носит незаконченный характер, а тарифы вы
ражают стоимость завершенных процессов, например, таких услуг, как врученная телеграмма, посылка, состо
явшийся телефонный переговор, соединение по абонент
ской сети и т. п. Поэтому для оценки объема обработан ной продукции на предприятиях определены цены по всей номенклатуре продукции каждой отрасли. Цена на продукцию связи включает в себя среднесоюзную себе
стоимость единицы продукции по номенклатуре с учетом стоимости производственных фондов и прибыли, которая рассчитывается дифференцированно по отраслям связи.
По себестоимости каждого вида услуг законченного цикла установлены тарифы связи. Снижение себестоимо сти продукции каждого предприятия связи обеспечивает снижение среднеотраслевой себестоимости и является основой для снижения тарифов на услуги связи.
Снижение себестоимости продукции предприятий свя зи при неизменных тарифах обеспечивает повышение прибыли и рентабельности хозяйства связи, за счет по
вышения общей эффективности производства обеспечи вает разработку конкретных мероприятий по повышению материального благосостояния работников связи, увели чивает отчисления в бюджет на общегосударственные нужды.
6
ИСЧИСЛЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СВЯЗИ И СТРУКТУРА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ЗАТРАТ
Для определения необходимых материальных, трудо вых и денежных ресурсов для производства единицы продукции надо всю сумму эксплуатационных расходов разделить на объем продукции в определенном изме
рителе
Cc = Рэ/О,
где Cc — себестоимость продукции; P9 — эксплуатацион ные расходы; О — объем продукции.
Таким образом возможно исчислить себестоимость продукции всего хозяйства связи, каждой отрасли связи, отдельного предприятия, а также какого-либо цеха или участка внутри предприятия за любой период работы: месяц, квартал, полугодие, год.
Эксплуатационные расходы включают в себя все те
кущие затраты предприятия, связанные с оплатой труда
работников, амортизацией основных фондов, износа ин струментов, стоимость потребляемых материалов, запас ных частей, электроэнергии, а также расходы на содер жание или аренду производственного здания, на коман дировки и многие другие.
Однако не все расходы предприятия включаются в
себестоимость продукции. Например, расходы на капи тальный ремонт аппаратуры, оборудования, здания, со держание детских садов, яслей, пионерских лагерей. За траты на новое строительство и реконструкцию действу ющих производственных цехов финансируются за счет специальных источников и в себестоимость продукция также не включаются.
В соответствии с установленным порядком и прави лами бухгалтерского учета для обеспечения однотипно сти в учете и группировке расходов для всех предприя
тий связи установлены одноименные названия элементов затрат и группировка их по экономическим элементам.
C этой целью все эксплуатационные расходы предприя тия в бухгалтерском учете распределены по специально выделенным счетам, которые дают возможность любые, даже самые незначительные затраты учесть в определен ной группе. При таком распределении можно суммиро вать одноименные статьи затрат не только в масштабе управления, по п в целом по хозяйству связи.
1.
Экономическими элементами затрат являются:
1)заработная плата работников основной деятель
ности;
2)отчисления на социальное страхование;
3)расходы на материалы и запасные части;
4)расходы на электроэнергию со стороны для про изводственных нужд;
5)расходы по перевозке почты (для почтовой связи);
6)амортизационные отчисления;
7)прочие производственные и транспортные расхо ды, не выделенные в самостоятельные статьи;
8)прочие административно-управленческие и общие эксплуатационно-хозяйственные расходы.
Расходы по перечисленным статьям предприятия со
ставят смету затрат на производство.
Заработная плата работников основной деятельности и отчисления на социальное страхование отражают за траты живого труда. По этой статье расходов учитыва ется заработная плата, начисленная производственным работникам связи, т. е. тем, которые непосредственно участвуют в обработке продукции связи.
Общая сумма заработной платы включает: зарплату
по тарифу, начисленную за проработанное время, пре
мии с учетом показателей работы, оплату за сверхуроч ную работу, праздничные дни, льготных часов подрост кам, перерывов кормящим матерям, различные надбав ки, а также зарплату работников, находящихся в оче редном отпуске.
Отчисления на социальное страхование, установлен
ные в размере 5,3% от суммы заработной платы, отра жаются в эксплуатационных расходах, а затем перечис ляются профсоюзам. В дальнейшем эти средства направ ляются на оплату больничных листов, льготных путевок в дома отдыха, санатории.
Затраты прошлого (овеществленного) труда харак теризуются суммой расходов на материалы, запасные
части, электроэнергию, амортизационные отчисления. На всех предприятиях связи для обеспечения произ
водственного процесса расходуются эксплуатационные и
технические материалы, необходимые для обработки об мена и нормального действия средств связи. Для прове дения плановых профилактических ремонтов аппаратуры и оборудования связи требуются запасные части и раз личные материалы.
8