Файл: Кургузов, В. М. Себестоимость продукции предприятий связи и пути экономии материальных ресурсов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основы

экономических

ЗНОМІ/ѴІЬ

В. Μ. КУРГУЗОВ

СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ СВЯЗИ И ПУТИ ЭКОНОМИИ

МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

В постановлении ЦК КПСС «Об улучшении экономического об­ разования трудящихся» поставлена задача огромной важности — охватить в ближайшие годы экономическим образованием широкие массы трудящихся.

C этой целью в хозяйстве связи организована система экономи­ ческого образования, охватывающая работников министерств связи союзных республик, производственно-технических управлений и предприятий связи. Для того чтобы придать экономическому обра­ зованию систематичность и целенаправленность, были разработаны учебные планы и программы для различных звеньев системы эконо­ мического образования. В соответствии с программами Министер­ ство связи СССР и ЦК профсоюза работников связи совместно с издательством «Связь» наметили выпустить серию брошюр — учеб­ ных пособий по курсу «Основы экономики и управления производст­ вом» для высшего и среднего звеньев управления предприятиями связи и серию книг — учебных пособий для двухгодичных экономи­ ческих школ.

В конце 1972 г. тиражом 80 тыс. экземпляров вышла первая брошюра министра связи СССР Н. Д. Псурцева «Связь в девятой пятилетке», которая предназначена для всех категорий обучаю­ щихся.

Настоящая серия брошюр предназначена для слушателей двух­ годичных экономических школ и включает следующие книги:

К. Н. Мацнев. Предприятие связи — социалистическое производ­ ственное предприятие.

Н. Μ. Губин. Качество — основной показатель эффективности работы предприятий связи.

О. С. Срапионов. Хозяйственный расчет на предприятиях связи. В. Μ. Кургузов. Себестоимость продукции предприятий связи и

пути экономии материальных ресурсов.

Ответственный редактор Н. Μ. Губин

основы

экономических

ЗНАНИЙ

СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. Μ. КУРГУЗОВ

СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ СВЯЗИ И ПУТИ ЭКОНОМИИ

МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

ИЗДАТЕЛЬСТВО «СВЯЗЬ» МОСКВА 1974

338:6Ф1

K93

 

 

τz⅛ "

 

¿

 

 

УДК 383/384+338.5

 

 

 

 

Кургузов В. Μ.

 

 

 

 

 

К93

Себестоимость продукции

предприятий связи и

 

пути экономии материальных ресурсов. Μ., «Связь»,

 

1974.

 

 

 

 

 

 

 

 

32 с. (Система экономического образования)

 

 

В книге дается понятие себестоимости продукции связи, ее зна­

 

чение в повышении эффективности производства, исчисление и пла­

 

нирование. Рассмотрены также методы анализа и пути снижения се­

 

бестоимости продукции связи.

 

 

 

 

 

Книга предназначена для системы экономичского образования

 

работников связи.

 

 

 

 

 

 

 

К -----------------

заказы, изд.

 

 

 

338:6Ф1

 

045(01)-74

 

 

 

 

 

 

 

© Издательство «Связь»,

1974 г.

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение .............................................................................................

 

 

 

 

 

 

3

Понятие себестоимости продукции связи и ее значение в по­

вышении эффективности производства.......................................

 

4

Исчисление себестоимости продукции на

предприятиях

связи

и

структура

эксплуатационных

затрат

.................................

 

7

Планирование себестоимости продукции и эксплуатационных

затрат...........................................................

 

 

 

 

 

 

14

Методы анализа

себестоимости

продукции......................................

 

17

Пути

снижения

себестоимости

продукции.....................................

 

22

 

Хозяйственный расчет и режим экономии

.... 22

 

Повышение производительности труда...............................

 

25

 

Улучшение использования основных фондов

.... 31

 

 

Кургузов Владимир Михайлович

 

 

СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ СВЯЗИ

 

И ПУТИ ЭКОНОМИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

 

Отв. редактор Н. Μ. Губин

Техн,

редактор

С. Ф. Романова

 

Редактор Н. В. Сосновская

 

Корректор Л. Н. Л еще в а

 

Сдано в набор 21/Ѵ

1974 г.

 

Подписано в

печ. 20/ѴІП 1974 г.

 

Т-12963

Формат 84×108⅛

 

Бумага

писч. № 2

1,68 усл.-п. л.

1,85 уч.-изд. л. Тираж 52 000 экз. изд. № 16802 Зак. № 131 Цена 6 коп. Издательство «Связь», Москва-101000, Чистопрудный бульвар, 2

Типография издательства «Связь» Госкомиздата СССР. Москва-101000, ул. Кирова, д. 40.

Отпечатано с готового набора в «ТКЗ».

Зак. 7043.


ВВЕДЕНИЕ

Главная задача девятой пятилетки, поставленная XXIV съездом КПСС, состоит в том, «... чтобы обеспе­ чить значительный подъем материального и культурного

уровня жизни народа на основе высоких темпов разви­ тия социалистического производства, повышения его эффективности, научно-технического прогресса и ускоре­ ния роста производительности труда»*1).

Одним из коренных вопросов экономической полити­ ки в девятой пятилетке является вопрос о мобилизации ресурсов, для того чтобы с меньшими издержками И 8 более короткие сроки добиться наивысших резуль­ татов.

Новый пятилетний план предусматривает ассигнова­ ние 22 млрд. руб. на проведение новых государственных мероприятий по повышению жизненного уровня народа.

Предусматривается рост реальных доходов на душу на­ селения на 30,8%. Основным источником этих ресурсов

на современном этапе развития народного хозяйства яв­ ляется повышение эффективности общественного произ­ водства, его всесторонняя интенсификация.

Задания девятой пятилетки подразумевают более экономичное, чем прежде, использование рабочей силы,

снижение материалоемкости, повышение использования оборудования и получение прибыли на каждый рубль, затраченный в производство.

Эффективность общественного производства повы­ шается, главным образом, за счет увеличения производи­

тельности труда на основе научно-технического прогрес­ са и более полного использования резервов производ­

ства, т. е., другими словами, снижения себестоимости

продукции.

*) Материалы XXIV съезда КПСС. Μ., Политиздат, 1971, с. 13Т.

1

ПОНЯТИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ СВЯЗИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА

Приступая к рассмотрению себестоимости продукции связи и путей экономии материальных затрат, остано­ вимся сначала на некоторых экономических понятиях.

Что такое продукция связи, каковы ее особенности? Что

такое стоимость и себестоимость, как они определяются и от чего зависят? Какое назначение имеет себестои­ мость для определения эффективности производства и в чем ее влияние на экономическую эффективность произ­ водства?

Под продукцией связи понимается полезный резуль­ тат производственной деятельности по передаче сообще­ ний и по предоставлению потребителям исправно дейст­ вующих каналов связи для передачи сообщений. Каждое

предприятие связи имеет свою продукцию, например, телеграф обрабатывает телеграммы, предоставляет або­ нентам соединения по абонентскому телеграфу, аренда­ торам— телеграфные каналы и т. д.

Однако законченный вид производственный цикл при­ мет тогда, когда телеграмма пройдет по установленной схеме связи несколько телеграфных предприятий и бу­ дет доставлена адресату. Другими словами, производст­ венный процесс телеграфной связи представляет собой совокупность действий работников связи с использова­ нием технических средств по передаче и приему теле­

графной информации.

Под продукцией предприятия связи понимается по­ лезный результат производственной деятельности каж­ дого предприятия по обработке и передаче различных видов сообщений на отдельных этапах производственно­ го процесса либо эксплуатационно-техническому обслу­ живанию средств связи. Например, для РУС телеграм­ мы, принятые от клиентуры и переданные по сети пря­ мых соединений (ПС), в соответствии с номенклатурой

4


относятся к продукции этого предприятия по показателю

«Телеграммы исходящие,

переданные по системе ПС».

В телеграфных узлах,

имеющих коммутационные

станции ПС, обработка транзитных телеграмм, з основ­ ном, осуществляется способом автоматического пере­ приема, и в показатель объема продукции включаются

«каналы, работающие по системе ПС», выражающие ос­

новное назначение производственной деятельности пред­ приятия связи. Эта особенность отражается и на поняти­ ях стоимости и себестоимости продукции связи.

Стоимость продукции определяется общественно не­

обходимыми затратами труда на ее производство, при­ чем в этой стоимости учитываются затраты живого тру­

да, вложенного в процессе данного производства, а так­ же прошлого (овеществленного) труда, затраченного, на­

пример, на изготовление материалов, аппаратуры, стро­

ительства здания и т. д.

Следовательно, стоимость включает в себя две со­

ставные части:

одна из них — стоимость израсходован­

ных при изготовлении

продукции средств

производства,

а другая — вновь созданная стоимость.

Вновь

создан­

ная стоимость

должна

содержать затраты на

оплату

труда работников, а также стоимость прибавочного про­

дукта. Так как стоимость продукции определяет общест­ венно необходимые затраты труда, то стоимость одина­ ковой продукции, производимой на различных предприя­ тиях, будет одинаковой.

Себестоимость продукции есть лишь часть стоимости, которая характеризует затраты каждого предприятия на ее производство.

Так как все предприятия работают по-разному, себе­

стоимость продукции на каждом предприятии также раз­

лична. Поэтому себестоимость характеризует среднеот­ раслевые затраты труда. Каждое предприятие будет иметь прибыль только в том случае, если его затраты на производство продукции окажутся ниже общественно

необходимых затрат, на основании которых устанавли­ ваются цены.

Исходя из особенностей производственного процесса

в связи, изучение себестоимости продукции проводится

по хозяйству в целом, отдельным управлениям, респуб­

ликам, предприятиям, а также по видам отдельных услуг

связи.

Себестоимость тесно связана с эффективностью про­ изводства. Уменьшение суммы затрат на производство

5


повышает прибыль предприятия, что является основой для повышения фондов экономического стимулирования,

расходуемых на материальное поощрение работников и повышение их культурно-бытового обслуживания.

Такие показатели, как производительность труда, ка­ чество продукции, фондоотдача, характеризующие про­ изводственную деятельность предприятия, взаимосвяза­

ны между собой и влияют на изменение себестоимости.

Повышение производительности труда уменьшает затра­ ты по заработной плате на единицу продукции, рост фондоотдачи уменьшает величину амортизации, отчис­ ляемую на каждую единицу продукции, и тем самым снижает ее себестоимость.

Себестоимость продукции связи является основой для определения цены на продукцию и тарифов на услу­ ги связи.

Как уже отмечалось, продукция отдельных предприя­ тий связи носит незаконченный характер, а тарифы вы­

ражают стоимость завершенных процессов, например, таких услуг, как врученная телеграмма, посылка, состо­

явшийся телефонный переговор, соединение по абонент­

ской сети и т. п. Поэтому для оценки объема обработан­ ной продукции на предприятиях определены цены по всей номенклатуре продукции каждой отрасли. Цена на продукцию связи включает в себя среднесоюзную себе­

стоимость единицы продукции по номенклатуре с учетом стоимости производственных фондов и прибыли, которая рассчитывается дифференцированно по отраслям связи.

По себестоимости каждого вида услуг законченного цикла установлены тарифы связи. Снижение себестоимо­ сти продукции каждого предприятия связи обеспечивает снижение среднеотраслевой себестоимости и является основой для снижения тарифов на услуги связи.

Снижение себестоимости продукции предприятий свя­ зи при неизменных тарифах обеспечивает повышение прибыли и рентабельности хозяйства связи, за счет по­

вышения общей эффективности производства обеспечи­ вает разработку конкретных мероприятий по повышению материального благосостояния работников связи, увели­ чивает отчисления в бюджет на общегосударственные нужды.

6

ИСЧИСЛЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СВЯЗИ И СТРУКТУРА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ЗАТРАТ

Для определения необходимых материальных, трудо­ вых и денежных ресурсов для производства единицы продукции надо всю сумму эксплуатационных расходов разделить на объем продукции в определенном изме­

рителе

Cc = Рэ/О,

где Cc — себестоимость продукции; P9 — эксплуатацион­ ные расходы; О — объем продукции.

Таким образом возможно исчислить себестоимость продукции всего хозяйства связи, каждой отрасли связи, отдельного предприятия, а также какого-либо цеха или участка внутри предприятия за любой период работы: месяц, квартал, полугодие, год.

Эксплуатационные расходы включают в себя все те­

кущие затраты предприятия, связанные с оплатой труда

работников, амортизацией основных фондов, износа ин­ струментов, стоимость потребляемых материалов, запас­ ных частей, электроэнергии, а также расходы на содер­ жание или аренду производственного здания, на коман­ дировки и многие другие.

Однако не все расходы предприятия включаются в

себестоимость продукции. Например, расходы на капи­ тальный ремонт аппаратуры, оборудования, здания, со­ держание детских садов, яслей, пионерских лагерей. За­ траты на новое строительство и реконструкцию действу­ ющих производственных цехов финансируются за счет специальных источников и в себестоимость продукция также не включаются.

В соответствии с установленным порядком и прави­ лами бухгалтерского учета для обеспечения однотипно­ сти в учете и группировке расходов для всех предприя­

тий связи установлены одноименные названия элементов затрат и группировка их по экономическим элементам.

C этой целью все эксплуатационные расходы предприя­ тия в бухгалтерском учете распределены по специально выделенным счетам, которые дают возможность любые, даже самые незначительные затраты учесть в определен­ ной группе. При таком распределении можно суммиро­ вать одноименные статьи затрат не только в масштабе управления, по п в целом по хозяйству связи.

1.


Экономическими элементами затрат являются:

1)заработная плата работников основной деятель­

ности;

2)отчисления на социальное страхование;

3)расходы на материалы и запасные части;

4)расходы на электроэнергию со стороны для про­ изводственных нужд;

5)расходы по перевозке почты (для почтовой связи);

6)амортизационные отчисления;

7)прочие производственные и транспортные расхо­ ды, не выделенные в самостоятельные статьи;

8)прочие административно-управленческие и общие эксплуатационно-хозяйственные расходы.

Расходы по перечисленным статьям предприятия со­

ставят смету затрат на производство.

Заработная плата работников основной деятельности и отчисления на социальное страхование отражают за­ траты живого труда. По этой статье расходов учитыва­ ется заработная плата, начисленная производственным работникам связи, т. е. тем, которые непосредственно участвуют в обработке продукции связи.

Общая сумма заработной платы включает: зарплату

по тарифу, начисленную за проработанное время, пре­

мии с учетом показателей работы, оплату за сверхуроч­ ную работу, праздничные дни, льготных часов подрост­ кам, перерывов кормящим матерям, различные надбав­ ки, а также зарплату работников, находящихся в оче­ редном отпуске.

Отчисления на социальное страхование, установлен­

ные в размере 5,3% от суммы заработной платы, отра­ жаются в эксплуатационных расходах, а затем перечис­ ляются профсоюзам. В дальнейшем эти средства направ­ ляются на оплату больничных листов, льготных путевок в дома отдыха, санатории.

Затраты прошлого (овеществленного) труда харак­ теризуются суммой расходов на материалы, запасные

части, электроэнергию, амортизационные отчисления. На всех предприятиях связи для обеспечения произ­

водственного процесса расходуются эксплуатационные и

технические материалы, необходимые для обработки об­ мена и нормального действия средств связи. Для прове­ дения плановых профилактических ремонтов аппаратуры и оборудования связи требуются запасные части и раз­ личные материалы.

8