Файл: Джикович, В. Л. Режим экономии и хозрасчет на предприятиях лесного хозяйства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.11.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
8 — процент за кредит банка;
3780 — балансовая стоимость основных и нормируе мых оборотных средств.
Материальная ответственность и контроль рублем за выполнение государственного плана
и экономное использование ресурсов
Предприятия постоянно вступают друг с другом в хозяйственные отношения, связанные с получением и переработкой материалов, сбытом готовой продукции, материально-техническим снабжением. Осуществление принципа материальной ответственности за выполнение государственного плана работ и выпуска продукции пре следует цель организации слаженной, четко» работы предприятий. Руководители и коллективы предприятий несут материальную ответственность за выполнение го сударственного плана, договорных обязательств, сроков отгрузки готовой продукции. Материальная ответствен ность имеет большое значение в укреплении режима экономии.
Принцип материальной ответственности реализуется в системе санкций и штрафов на плохо . выполняющие свои обязательства предприятия. Принцип материаль ной ответственности пронизывает всю систему хозрас четного метода хозяйствования — от рабочего до руко водителя и выражается не только в мерах наказания, но и системой оплаты труда, премирования, участия в рас пределении общественных фондов потребления и др.
Банк контролирует и анализирует месячные и квар тальные отчеты и балансы предприятий, проверяя их работу по выполнению планов производства и реализа ции, заданий по снижению себестоимости продукции. Учреждения госбанка проверяют правильность и целе вое использование денежных средств предприятий. Если предприятия нарушают установленные нормативы ис пользования средств или работают с плохими экономи ческими показателями, то банк может перевести пред приятие на более жесткий режим кредитования и расчетов. Особо жесткий контроль банк ведет за исполь зованием фонда заработной платы на предприятии. Если предприятия допускают перерасход фонда заработной платы, то они обязаны возместить этот перерасход в те
26
чение 3—5 следующих месяцев за счет мер, способствую щих повышению производительности труда. Предприя тия контролируются рублем и со стороны вышестоящих организаций посредством регламентирования рентабель ности и других плановых экономических показателей. В новых условиях планирования и экономического сти мулирования отменено безвозмездное предоставление предприятиям со стороны государства средств на уве личение и реконструкцию производственных мощностей. Порядок финансирования основывается на принципах кредита, т. е. возвратности и срочности выдаваемых предприятиям средств. Это заинтересовывает* предприя тия в улучшении использования своего оборудования.
ПРОБЛЕМА ПЕРЕВОДА ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЕЛЬСЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ РЕФОРМЫ
Перевод хозрасчетных производств лесхозов на новые условия хозяйствования осуществляется на таких же принципах, как и в промышленности, с учетом специ фики лесохозяйственных предприятий. При "новой систе ме расширяются права лесохозяйственных предприятий. Это отражается в первую очередь на сокращении спу скаемых управлениями плановых показателей. В настоя щее время в порядке установления заданий лесхозам хозрасчетной деятельности планируются следующие показатели: объем реализации продукции; производи тельность труда; фонд заработной платы; балансовая прибыль; рентабельность; платежи в бюджет, в том чис ле плата за производственные фонды; платежи по про центам за кредиты банку; централизованные капиталь ные вложения; средняя годовая стоимость производст венных фондов. Все остальные плановые показатели — численность работников, себестоимость продукции, объем выпуска валовой и товарной продукции, использование механизмов и др. — лесхозы устанавливают сами расчет ным путем.
Одним из важнейших элементов хозяйственной ре формы является создание на предприятиях фонда пред приятия и фондов экономического стимулирования. Источником этих фондов является прибыль предприятия. Прибыль хозрасчетных производств лесохозяйственных
27
предприятий формируется от реализации: промышлен ной продукции лесозаготовок; продукции обработки и переработки древесины, изготовленной из основного сырья; услуг автотранспортного парка, бюджетной дея тельности лесхозов и др.; товарной продукции широкого потребления, изготовленной из отходов лесного хозяйст ва; продукции подсобного сельского хозяйства и побоч ных пользований.
Хозяйственная реформа пока проходит мимо основ ной лесохозяйственной деятельности лесхозов, находя щейся на бюджетно-сметном финансировании. Дело в том, что в основу новой системы положены принципы хозяйственного расчета; на новую систему хозяйствова ния переводятся только хозрасчетные предприятия и производства.
Лесохозяйственная деятельность предприятий в на стоящее время финансируется из государственного бюд жета. Финансирование лесхозов из госбюджета не ставит доходы в зависимость от их собственных доходов, отсут ствует материальная заинтересованность в снижении против плана, себестоимости работ; не производится от числений и в фонд предприятий из прибыли. Правда, часть расходов лесхозов покрывается за счет выручки от реализации древесины, заготовленной в порядке рубок ухода и санитарных рубок, посадочного материала, се мян и услуг на сторону, вследствие чего некоторая доля производственных расходов и затрат на содержание ап парата лесхоза поставлена в прямую зависимость от выполнения плана реализации древесины, заготовленной при промежуточном пользовании.
Наличие госбюджетного финансирования в лесхозах объясняется спецификой лесохозяйственного производ ства. Современное лесохозя'йственное предприятие в зна чительной части реализует материальные ценности, которые создавались природой с участием человека или без него в течение десятилетий, но в то же время оно вкладывает труд и средства в выращивание лесных на саждений, которыми общество будет пользоваться, как правило, только в будущем (это не относится к лесным насаждениям, выполняющим защитные, водоохранные и прочие функции). Другими словами, вследствие длитель ного периода выращивания леса в лесохозяйственных предприятиях в рамках планируемого периода отсутст-
28
вует зависимость объема реализаций леса на корню от объема лесохозяйственных работ.
Однако нельзя считать несовместимым бюджетные источники финансирования с хозяйственным расчетом. Капитальное строительство, например, финансируется из государственного бюджета. Успешность работы строи тельных организаций измеряется экономией средств по сравнению с плановой (сметной) стоимостью работ. Здесь преимущество хозрасчетного метода ведения хо зяйства по сравнению с госбюджетным проявляется в том, что хозрасчет, ставя доходы строительных органи заций в прямую зависимость от результатов работы, по буждает их к систематическому снижению плановых затрат.
Таким образом, для хозяйственного расчета не обя зательно, чтобы расходы хозрасчетной единицы покры вались из собственных доходов. Перевести лесхозы на самоокупаемость, т. е. поставить расходы в зависимость от поступления доходов, получаемых от реализации леса на корню, древесины, заготовленной в порядке промежу точного пользования, и других продуктов и полезностей леса,^невозможно. Нельзя ставить финансирование лес хозов в прямую зависимость от реализации леса на кор ню, который создавался в течение десятилетий, ибо это противоречит задаче хозяйственного расчета.
Отсутствие связи между доходами, получаемыми от реализации леса на корню, и расходами на проведение лесохозяйственных мероприятий не может'служить пре пятствием для внедрения элементов хозрасчетного мето да ведения хозяйства в лесхозах, так как для хозрасчет ной единицы, как мы видели выше, не имеет значения, как будут возмещаться эти расходы: либо путем реализации продукции или услуг, либо из госбюджета в размере установленных планом лимитов соответственно фактическому выполнению.
Проблема внедрения элементов хозрасчета в лесохо зяйственное производство неоднократно обсуждалась среди работников науки и практики лесного хозяйства. Можно выделить три группы взглядов на эту проблему.
1. Хозяйственный расчет в лесохозяйственном произ водстве должен строиться так же, как на промышленном предприятии, т. е. расходы лесхозы должны покрывать за счет средств, выручаемых от продажи леса на корню
29
и древесины от рубок ухода, посадочного материала и семян. Но этого делать нельзя, так как объем проводи мых в лесхозах лесохозяйственных работ не находится в прямой связи с размером лесосечного фонда, предна значенного к отпуску на корню. Объем лесовосстанови тельных работ, например, находится в зависимости от площадей вырубок прошлых лет, наличия площадей, ранее не покрытых лесом, хода естественного возобнов ления, необходимости лесоразведения на нелесных пло щадях и др. Следовательно, ежегодные затраты на лесохозяйственные работы и выручка от реализации древе сины на корню несопоставимы. Несопоставимы они и потому, что рубки и лесовосстановление не совпадают по времени, так как лесовосстановление' вырубаемых пло щадей осуществляется в течение ряда лет после года вырубки. Это обстоятельство приводит к выводу, что включать в доходную часть можно лишь выручку от продажи товарной лесопродукции от рубок ухода, поса дочного материала и семян, но не попенную плату.
Однако покрытие затрат на лесовыращивание за счет средств, получаемых от реализации древесины от про межуточного пользования, посадочного материала и семян и т. д. (при отчислении попенной.платы в бюджет), также невозможно, так как для преобладающей части лесхозов сумма мобилизации собственных средств по крывает не более */з расходов, а в экстенсивных хозяйст вах, в которых древесина от промежуточного пользова ния не имеет сбыта, и в малолесных районах при нали чии массивов с довольно изреженными древостоями, значительно меньше. Кроме того, здесь очевидна невозможность (и неправомерность) ставить в прямую зависимость расходы на лесокультурные, лесозащитные и другие работы от размера реализации лесопродукции от рубок ухода.
2.Реальным решением вопроса о переводе лесхозов на хозяйственный расчет является включение в круг существующих в лесхозах хозрасчетных производств рубок ухода и санитарных рубок, выращивания посадоч ного материала, заготовки семян. Покрытие расходов на проведение работ, не дающих товарной продукции, со гласно этой концепции, должно и впредь осуществляться по системе бюджетно-сметного финансирования.
3.Хозрасчет в лесохозяйственном производстве мож
30
но строить по аналогии с внутризаводским хозрасчетом или хозрасчетом строительных организаций. В основу внедрения элементов хозяйственного расчета в лесохо зяйственное производство кладутся планово-расчетные цены на отдельные виды лесохозяйственных мероприя тий с включением в них всех элементов цены — себестои мости и прибыли. Разница, образующаяся между плано вой ценой и фактическими расходами, должна идти в фонд материального поощрения предприятия.
Была также выдвинута идея переноса в лесное хозяй ство схемы хозрасчета строительных предприятий. При этом варианте хозрасчета государство должно отмачи вать не отдельные работы, а выращенные предприятиями молодые леса (лесокультуры в возрасте перевода их в покрытую лесом площадь) по твердо установленным ценам за единицу площади леса. Практическое исполь зование этого пути внедрения хозяйственного расчета в лесовыращивании затруднительно в связи с тем, что в таежной зоне лесов и в значительной части центральных районов «реализация» созданных культур требует доста точно трудоемкого количественного и качественного уче та и оценки результатов труда на всех многочисленных объектах лесокультурного производства, достигающих, например, по ориентировочным подсчетам, в лесхозах Ленинградской обл. до 5 тыс. лесокультурных объектов.
Хозрасчетные методы хозяйствования в лесном хо* зяйстве будут внедряться путем привлечения вновь соз данных специализированных лесомелиоративных, строи тельных, транспортных и других предприятий к выпол нению на подрядных началах лесохозяйственных и других работ, выполняемых в настоящее время самими лесохозами (строительство дорог, осушительных соору жений, зданий, лесокультурные и противопожарные ра боты и др.). В этом случае лесхозы, которые главным образом будут выполнять функции охраны и отпуска леса, контроля за лесохозяйственными заготовителями, будут выступать в роли заказчика, а специализирован ные предприятия и организации — хозрасчетного под
рядчика.
Лесное хозяйство недалекого будущего будет разви ваться по линии индустриализации, которая возможна на базе крупных механизированных производств и пред приятий по переработке и заготовке древесины, специа-
31
лизированных мощных станций п о . лесомелиорации, лесовосстановлению и реконструкции малоценных на саждений, дорожно-строительных и ремонтно-обслужи вающих организаций, базисных питомников, семенных хозяйств и шишкосушилок, заводов по переработке лес ных ягод, грибов, лекарственных трав и т. п. Переход на высшую ступень организации управления лесным хозяйством, перевод его на индустриальные рельсы, вы полнение преобладающей части лесохозяйственных ра бот в больших объемах и на крупных участках немыс лим без подрядного их исполнения и хозяйственных хозрасчетных методов организации и контроля за каче ством проведения работ. Индустриальные методы веде ния лесного --хозяйства позволят применить индустри альные методы экономического руководства, наиболее совершенные формы режима экономики.
Расширение хозрасчетных методов хозяйствования в лесном хозяйстве будет осуществляться.путем привлече
ния вновь |
организованных |
специализированных |
мелио |
ративных, |
строительных, транспортных и других |
пред |
|
приятий к |
выполнению на |
подрядных началах |
лесо- |
хозяйственных работ (строительство дорог, лесоосушение, противопожарные и лесокультурные работы). В этом случае госбюджетный лесохозяйственный орган будет выступать в роли заказчика, а хозрасчетное предприятие — подрядчика.
Вновь созданная в процессе лесохозяйственного про изводства материальная ценность принимает форму го товой продукции только через десятилетия и, как прави ло, остается составной частью леса на корню и физи чески не может быть выделена и реализована раньше рубки леса. Поэтому успешность лесохозяйственной дея тельности лесхозов на деле оценивается пока не через материальный продукт, который получает общество от лесного хозяйства, а в основном через объем произведен ных лесохозяйственных работ. В этом кроются большие трудности в определении надежных показателей успеш ности лесохозяйственной деятельности лесхозов и их производственных единиц (лесничеств, бригад). Поэтому для большинства работ и мероприятий оценить их эф фект удается лишь предположительно, т. е. на основе оценки их качества: при хорошем качестве должен быть получен хороший лес.
32 |
' |