ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.11.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ного поля. Обмотка электродвигателя вместе с корпусом, создающая вращающееся маг нитное поле, неподвижна и называется стато ром двигателя.
Ведомая вращающимся магнитным полем часть двигателя называется ротором. Элек тродвигатели имеют ротор с фазными обмот ками, к кольцам которых при пуске присоеди няют пусковое сопротивление — реостат, ограничивающий пусковой ток и способствую щий увеличению начального момента враще ния. При пуске двигателя с контактными кольцами важно, чтобы щетки находились на них и чтобы ротор был разомкнут, а рукоятка реостата установлена в пусковое положение.
При включении тока реостат вначале час тично, а затем, когда двигатель приобретет полное число оборотов, полностью выводится; ротор при этом замыкается накоротко. Щетки поднимаются, и реостат занимает начальное пусковое положение, после чего он готов для следующего запуска.
При запуске двигателя с короткозамкну тым ротором пусковой ток достигает 5— 8-кратной величины от номинального значе ния. Применять пусковой реостат для корот козамкнутых двигателей в отличие от устройств с контактными кольцами не требу ется.
При прохождении по обмоткам электро двигателя ток нагревает их. Для сохранения прочности изоляции нормами установлена максимально допустимая температура нагре ва отдельных частей двигателя. Для враща ющихся и неподвижных обмоток с пропитан ной изоляцией из бумаги наибольший допус-
18
наемый 'Нагрев сверх температуры окружаю щей среды равен 60°С, а для слюды, асбеста и изделий из них — 80°С. Температура окру жающей среды (воздуха) принимается рав ной 35°С.
Для защиты обмоток от чрезмерного пере грева при перегрузках или повреждениях применяют различные защитные приспособле ния. Простейшим из них является предохра нитель с плавкими вставками (из свинца, меди и т. д.), рассчитанный так, чтобы при прохождении тока, превосходящего допусти мую величину, вставки плавились, прерывая цепь.
Недостаток плавких предохранителей тот, что они плавятся только при токе, превышаю щем в среднем на 60% его номинальную ве личину, и двигатель, следовательно, может быть перегружен на 60%. Однако выдержи вать такую перегрузку длительное время дви гатель не может, так как обмотки его сильно перегреваются, а изоляция горит.
Если при трехфазном токе перегорит встав ка одной фазы, двигатель продолжает рабо тать как однофазный. Ток при этом значи тельно увеличивается, и обмотка двигателя, как правило, выходит из строя.
Для более надежной защиты обмоток при меняют автоматическое выключение двигате ля при перегрузке или уменьшении напряже ния в сети ниже определенного предела, а также при прекращении подачи тока. Как правило, запуск электродвигателей осущест вляется при помощи автоматической аппара туры с дистанционным управлением — маг нитных пускателей или контакторов, а также масляных выключателей. Эти аппараты снаб
19
жаются тепловыми и другими реле, более совершенными, чем плавкий предохранитель, а также приспособлениями для гашения об разующейся при отключении дуги.
Г л а в а III
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЦЕНТРОБЕЖНЫХ ШЛАМОВЫХ НАСОСОВ
И НЕОБХОДИМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ
Одним из важнейших условий правильной организации обслуживания и эксплуатации насосов является обучение обслуживающего персонала. К обслуживанию центробежных шламовых насосов допускаются лица, про шедшие специальное производственное обуче ние, знания которых проверены квалифика ционной комиссией.
Машинист шламовых насосов обязан изу чить и знать должностную инструкцию и пра вила технической эксплуатации цементных заводов (в установленном объеме), техниче скую характеристику (паспорт), конструкцию и принцип работы обслуживаемых шламовых насосов и вспомогательных устройств.
Машинист шламовых насосов должен уметь пускать и останавливать каждый из обслуживаемых агрегатов, выявлять и устра нять ненормальности в работе насосов, пере ключать подачу шлама по шламопроводам в различные бассейны, разбирать и собирать насосы и шламопроводы.
Машинист шламовых насосов должен уме ло и технически грамотно обслуживать вве-
20
репные ему насосные установки и содержать их в исправном состоянии.
1.Установка и монтаж центробежного насоса
Кцентробежному шламовому насосу дол жен быть свободный доступ для осмотра и ухода за ним во время эксплуатации, а также для сборки и разборки во время ремонта на соса.
Чтобы шламовый насос работал без виб раций, фундамент его должен быть прочным и устойчивым. Насос и электродвигатель уста навливаются на общей фундаментной плите, находящейся .на фундаменте, и прочно кре пятся к нему фундаментными болтами, кото рые затягиваются до отказа. Насос и элек тродвигатель устанавливаются на плите на точно подогнанных прокладках.
При установке насоса важным моментом является центровка электродвигателя с насо сом. Необходимо, чтобы валы находились на одной прямой линии. При смещении валов от носительно друг друга или при их несовпаде нии (валы образуют угол) подшипники насоса и двигателя перегружаются, нагрева ются и быстро изнашиваются, потребляется дополнительная мощность. Центровка двига теля с насосом осуществляется и проверяется по положению полумуфт.
Каждый насос оборудуется контрольно измерительными приборами: манометрами для измерения давления шлама в напорном и всасывающем трубопроводах, манометром и расходомером для измерения давления и рас хода воды, подаваемой в сальники.
21
Насосная должна быть связана сигнализа-. цией с приемными емкостями или другими на сосными станциями.
2. Всасывающий и напорный трубопроводы
Особое внимание следует обращать на герметичность всасывающей линии. Всасыва ющий трубопровод насоса должен иметь на дежное уплотнение, минимальное гидравличе ское сопротивление и обеспечивать подачу шлама к насосу самотеком. Он должен быть по возможности коротким с малым числом коленьев.
Диаметр всасывающего трубопровода не должен быть меньше диаметра всасывающего патрубка. Если он больше диаметра всасыва ющего патрубка, трубопровод соединяется с насосом плавным коническим переходом.
Заборный патрубок всасывающего трубо провода должен иметь сетку, предотвращаю щую попадание в насос посторонних включе ний и частиц материала с крупностью больше допускаемой.
На всасывающем и нагнетательном па трубках насоса должны быть установлены шламовые задвижки и обратные клапаны. Медленно открывая задвижку, обеспечивают постепенный пуск насоса на полную мощ ность. При постепенном открытии задвижки на нагнетательном трубопроводе насоса шлам, находящийся в корпусе под давлением, создаваемым рабочим колесом, будет проте кать в нагнетательный трубопровод. Количе ство шлама, поступающего в нагнетательный трубопровод, будет зависеть от степени от крытия задвижки: чем больше она открыта,
22
тем больше подается насосом шлама. Обрат ный клапан служит для предотвращения воз можности обратного движения потока шлама через насос и защиты от гидравлического уда ра при внезапных остановках насоса. Нагне тательный и всасывающий , трубопроводы должны иметь собственные опоры и не пере давать усилие на насос.
К всасывающему патрубку присоединяет ся водопровод для промывки насоса. К саль пиковому уплотнению и подшипникам (в за висимости от конструкции насоса) также подводится вода. Вода, охлаждающая под шипники и сальниковые уплотнения, отводит ся в сборный канал и периодически откачива ется грязевым насосом.
3. Подготовка центробежного насоса к пуску
После того как насос и электродвигатель окончательно смонтированы или отремонтиро ваны, приступают к подготовке агрегата к пуску. Перед пуском насоса участок около него очищают от мусора, убирают посторон
ние предметы.
Пуску насоса предшествует большой ком плекс подготовительных работ. При этом вна чале очищают вал и другие детали от по крывающей их предохранительной смазки. Очищают, промывают керосином, обтирают насухо и высушивают все подшипники. Тща тельно проверяют чистоту масла, правиль ность положения и чистоту смазочных колец, а затем заливают масло в подшипники. Кар тер подшипников должен быть заполнен мас лом до середины указательного стекла.
Осмотром сальников проверяют правиль
23
ность их набивки. Сильно подтягивать саль ник не рекомендуется, так как при этом уве личиваются его нагрев, износ вала рабочего колеса шги защищающей его втулки и расход электроэнергии. Проверяют подачу воды в во дяные уплотнения сальников. Для нормальной работы шламового насоса необходимо, чтобы водяной вентиль, перекрывающий доступ во ды в сальник, был открыт перед пуском на соса. Несоблюдение этого требования вызы вает попадание шлама в сальник и быстрый его износ.
Особое внимание должно быть уделено проверке состояния всасывающего и нагнета тельного трубопроводов, их креплению и сое динению.
Проверяют легкость вращения ротора на coca, проворачивая его вручную за соедини тельную муфту при отключенном электродви гателе. После этого удостоверяются в проч ности крепления фундаментных болтов и бол тов муфты, соединяющей электродвигатель с насосом, а также в правильности вращения насоса и электродвигателя.
Одно из основных условий надежной рабо ты насоса — наличие и исправность конт рольно-измерительных приборов. Поэтому перед пуском необходимо промыть чистой во дой корпуса манометра, мановакуумметра и их предохранители — демпферы. Затем сле дует отрегулировать вентилями по показани ям манометров давление воды. Кроме этого, следует проверить действие и положение за движек.
Перед пускрм насоса надо убедиться в от сутствии в нем посторонних предметов и на липшего шлама и в случае необходимости от
24
крыть водопровод, |
чтобы промыть насос |
и удалить затвердевшие осадки. |
|
Особое внимание |
уделяется пуску элек |
тродвигателя. Необходимо следить, чтобы на нем не было посторонних предметов. Следует проверить чистоту поверхности контактных колец, плотность прилегания к ним щеток и правильность положения пускового реостата. Затем нужно убедиться в том, что обмотка фазного ротора двигателя це замкнута нако ротко.
4. Пуск и остановка центробежного насоса
Убедившись в исправности всех узлов аг регата, машинист центробежного насоса про изводит пуск его в определенной последова тельности.
При пуске насоса вначале постепенно от крывают задвижку на всасывающем 'Трубо проводе для заливки насоса шламом, а затем подают воду в сальник и включают электро двигатель. При включении электродвигателя необходимо следить за тем, чтобы ротор дви гателя вращался, а не оставался неподвиж ным. После пуска насоса медленно выводят реостат, наблюдая за амперметром с тем, что бы ток не превышал нормального значения. После раскрутки ротора двигателя он замы кается накоротко, а реостат устанавливается в пусковое положение.
После пуска электродвигателя, когда ра бочее колесо насоса будет работать с полным числом оборотов, постепенно открывают за движку на нагнетательном трубопроводе до установленной нагрузки электродвигателя и регулируют подачу воды в сальник (она
25