Файл: Дешко, Ю. И. Машинист шламовых насосов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ного поля. Обмотка электродвигателя вместе с корпусом, создающая вращающееся маг­ нитное поле, неподвижна и называется стато­ ром двигателя.

Ведомая вращающимся магнитным полем часть двигателя называется ротором. Элек­ тродвигатели имеют ротор с фазными обмот­ ками, к кольцам которых при пуске присоеди­ няют пусковое сопротивление — реостат, ограничивающий пусковой ток и способствую­ щий увеличению начального момента враще­ ния. При пуске двигателя с контактными кольцами важно, чтобы щетки находились на них и чтобы ротор был разомкнут, а рукоятка реостата установлена в пусковое положение.

При включении тока реостат вначале час­ тично, а затем, когда двигатель приобретет полное число оборотов, полностью выводится; ротор при этом замыкается накоротко. Щетки поднимаются, и реостат занимает начальное пусковое положение, после чего он готов для следующего запуска.

При запуске двигателя с короткозамкну­ тым ротором пусковой ток достигает 5— 8-кратной величины от номинального значе­ ния. Применять пусковой реостат для корот­ козамкнутых двигателей в отличие от устройств с контактными кольцами не требу­ ется.

При прохождении по обмоткам электро­ двигателя ток нагревает их. Для сохранения прочности изоляции нормами установлена максимально допустимая температура нагре­ ва отдельных частей двигателя. Для враща­ ющихся и неподвижных обмоток с пропитан­ ной изоляцией из бумаги наибольший допус-

18

наемый 'Нагрев сверх температуры окружаю­ щей среды равен 60°С, а для слюды, асбеста и изделий из них — 80°С. Температура окру­ жающей среды (воздуха) принимается рав­ ной 35°С.

Для защиты обмоток от чрезмерного пере­ грева при перегрузках или повреждениях применяют различные защитные приспособле­ ния. Простейшим из них является предохра­ нитель с плавкими вставками (из свинца, меди и т. д.), рассчитанный так, чтобы при прохождении тока, превосходящего допусти­ мую величину, вставки плавились, прерывая цепь.

Недостаток плавких предохранителей тот, что они плавятся только при токе, превышаю­ щем в среднем на 60% его номинальную ве­ личину, и двигатель, следовательно, может быть перегружен на 60%. Однако выдержи­ вать такую перегрузку длительное время дви­ гатель не может, так как обмотки его сильно перегреваются, а изоляция горит.

Если при трехфазном токе перегорит встав­ ка одной фазы, двигатель продолжает рабо­ тать как однофазный. Ток при этом значи­ тельно увеличивается, и обмотка двигателя, как правило, выходит из строя.

Для более надежной защиты обмоток при­ меняют автоматическое выключение двигате­ ля при перегрузке или уменьшении напряже­ ния в сети ниже определенного предела, а также при прекращении подачи тока. Как правило, запуск электродвигателей осущест­ вляется при помощи автоматической аппара­ туры с дистанционным управлением — маг­ нитных пускателей или контакторов, а также масляных выключателей. Эти аппараты снаб­

19



жаются тепловыми и другими реле, более совершенными, чем плавкий предохранитель, а также приспособлениями для гашения об­ разующейся при отключении дуги.

Г л а в а III

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЦЕНТРОБЕЖНЫХ ШЛАМОВЫХ НАСОСОВ

И НЕОБХОДИМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Одним из важнейших условий правильной организации обслуживания и эксплуатации насосов является обучение обслуживающего персонала. К обслуживанию центробежных шламовых насосов допускаются лица, про­ шедшие специальное производственное обуче­ ние, знания которых проверены квалифика­ ционной комиссией.

Машинист шламовых насосов обязан изу­ чить и знать должностную инструкцию и пра­ вила технической эксплуатации цементных заводов (в установленном объеме), техниче­ скую характеристику (паспорт), конструкцию и принцип работы обслуживаемых шламовых насосов и вспомогательных устройств.

Машинист шламовых насосов должен уметь пускать и останавливать каждый из обслуживаемых агрегатов, выявлять и устра­ нять ненормальности в работе насосов, пере­ ключать подачу шлама по шламопроводам в различные бассейны, разбирать и собирать насосы и шламопроводы.

Машинист шламовых насосов должен уме­ ло и технически грамотно обслуживать вве-

20

репные ему насосные установки и содержать их в исправном состоянии.

1.Установка и монтаж центробежного насоса

Кцентробежному шламовому насосу дол­ жен быть свободный доступ для осмотра и ухода за ним во время эксплуатации, а также для сборки и разборки во время ремонта на­ соса.

Чтобы шламовый насос работал без виб­ раций, фундамент его должен быть прочным и устойчивым. Насос и электродвигатель уста­ навливаются на общей фундаментной плите, находящейся .на фундаменте, и прочно кре­ пятся к нему фундаментными болтами, кото­ рые затягиваются до отказа. Насос и элек­ тродвигатель устанавливаются на плите на точно подогнанных прокладках.

При установке насоса важным моментом является центровка электродвигателя с насо­ сом. Необходимо, чтобы валы находились на одной прямой линии. При смещении валов от­ носительно друг друга или при их несовпаде­ нии (валы образуют угол) подшипники насоса и двигателя перегружаются, нагрева­ ются и быстро изнашиваются, потребляется дополнительная мощность. Центровка двига­ теля с насосом осуществляется и проверяется по положению полумуфт.

Каждый насос оборудуется контрольно­ измерительными приборами: манометрами для измерения давления шлама в напорном и всасывающем трубопроводах, манометром и расходомером для измерения давления и рас­ хода воды, подаваемой в сальники.

21


Насосная должна быть связана сигнализа-. цией с приемными емкостями или другими на­ сосными станциями.

2. Всасывающий и напорный трубопроводы

Особое внимание следует обращать на герметичность всасывающей линии. Всасыва­ ющий трубопровод насоса должен иметь на­ дежное уплотнение, минимальное гидравличе­ ское сопротивление и обеспечивать подачу шлама к насосу самотеком. Он должен быть по возможности коротким с малым числом коленьев.

Диаметр всасывающего трубопровода не должен быть меньше диаметра всасывающего патрубка. Если он больше диаметра всасыва­ ющего патрубка, трубопровод соединяется с насосом плавным коническим переходом.

Заборный патрубок всасывающего трубо­ провода должен иметь сетку, предотвращаю­ щую попадание в насос посторонних включе­ ний и частиц материала с крупностью больше допускаемой.

На всасывающем и нагнетательном па­ трубках насоса должны быть установлены шламовые задвижки и обратные клапаны. Медленно открывая задвижку, обеспечивают постепенный пуск насоса на полную мощ­ ность. При постепенном открытии задвижки на нагнетательном трубопроводе насоса шлам, находящийся в корпусе под давлением, создаваемым рабочим колесом, будет проте­ кать в нагнетательный трубопровод. Количе­ ство шлама, поступающего в нагнетательный трубопровод, будет зависеть от степени от­ крытия задвижки: чем больше она открыта,

22

тем больше подается насосом шлама. Обрат­ ный клапан служит для предотвращения воз­ можности обратного движения потока шлама через насос и защиты от гидравлического уда­ ра при внезапных остановках насоса. Нагне­ тательный и всасывающий , трубопроводы должны иметь собственные опоры и не пере­ давать усилие на насос.

К всасывающему патрубку присоединяет­ ся водопровод для промывки насоса. К саль пиковому уплотнению и подшипникам (в за­ висимости от конструкции насоса) также подводится вода. Вода, охлаждающая под шипники и сальниковые уплотнения, отводит­ ся в сборный канал и периодически откачива­ ется грязевым насосом.

3. Подготовка центробежного насоса к пуску

После того как насос и электродвигатель окончательно смонтированы или отремонтиро­ ваны, приступают к подготовке агрегата к пуску. Перед пуском насоса участок около него очищают от мусора, убирают посторон­

ние предметы.

Пуску насоса предшествует большой ком­ плекс подготовительных работ. При этом вна­ чале очищают вал и другие детали от по­ крывающей их предохранительной смазки. Очищают, промывают керосином, обтирают насухо и высушивают все подшипники. Тща­ тельно проверяют чистоту масла, правиль­ ность положения и чистоту смазочных колец, а затем заливают масло в подшипники. Кар­ тер подшипников должен быть заполнен мас­ лом до середины указательного стекла.

Осмотром сальников проверяют правиль­

23


ность их набивки. Сильно подтягивать саль­ ник не рекомендуется, так как при этом уве­ личиваются его нагрев, износ вала рабочего колеса шги защищающей его втулки и расход электроэнергии. Проверяют подачу воды в во­ дяные уплотнения сальников. Для нормальной работы шламового насоса необходимо, чтобы водяной вентиль, перекрывающий доступ во­ ды в сальник, был открыт перед пуском на­ соса. Несоблюдение этого требования вызы­ вает попадание шлама в сальник и быстрый его износ.

Особое внимание должно быть уделено проверке состояния всасывающего и нагнета­ тельного трубопроводов, их креплению и сое­ динению.

Проверяют легкость вращения ротора на coca, проворачивая его вручную за соедини­ тельную муфту при отключенном электродви гателе. После этого удостоверяются в проч ности крепления фундаментных болтов и бол­ тов муфты, соединяющей электродвигатель с насосом, а также в правильности вращения насоса и электродвигателя.

Одно из основных условий надежной рабо­ ты насоса — наличие и исправность конт­ рольно-измерительных приборов. Поэтому перед пуском необходимо промыть чистой во­ дой корпуса манометра, мановакуумметра и их предохранители — демпферы. Затем сле­ дует отрегулировать вентилями по показани­ ям манометров давление воды. Кроме этого, следует проверить действие и положение за­ движек.

Перед пускрм насоса надо убедиться в от­ сутствии в нем посторонних предметов и на­ липшего шлама и в случае необходимости от­

24

крыть водопровод,

чтобы промыть насос

и удалить затвердевшие осадки.

Особое внимание

уделяется пуску элек­

тродвигателя. Необходимо следить, чтобы на нем не было посторонних предметов. Следует проверить чистоту поверхности контактных колец, плотность прилегания к ним щеток и правильность положения пускового реостата. Затем нужно убедиться в том, что обмотка фазного ротора двигателя це замкнута нако­ ротко.

4. Пуск и остановка центробежного насоса

Убедившись в исправности всех узлов аг­ регата, машинист центробежного насоса про­ изводит пуск его в определенной последова­ тельности.

При пуске насоса вначале постепенно от­ крывают задвижку на всасывающем 'Трубо­ проводе для заливки насоса шламом, а затем подают воду в сальник и включают электро­ двигатель. При включении электродвигателя необходимо следить за тем, чтобы ротор дви­ гателя вращался, а не оставался неподвиж­ ным. После пуска насоса медленно выводят реостат, наблюдая за амперметром с тем, что­ бы ток не превышал нормального значения. После раскрутки ротора двигателя он замы­ кается накоротко, а реостат устанавливается в пусковое положение.

После пуска электродвигателя, когда ра­ бочее колесо насоса будет работать с полным числом оборотов, постепенно открывают за­ движку на нагнетательном трубопроводе до установленной нагрузки электродвигателя и регулируют подачу воды в сальник (она

25