Файл: Вельчо, С. Ф. Организация кормоприготовления и технического обслуживания кормоцехов рекомендации по рациональному использованию кормов в стойловый период.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вых смесей. Сборный выгрузной шнек и транс­ портер выдают корма, в транспортные средст­ ва, находящиеся на автомобильных весах.

Технологический процесс переработки и подготовки кормов зависит от заданного кор­ мового рациона и режима кормления скота.

Кормосмеси обычно готовят из нескольких компонентов. Для откорма молодняка крупно­ го рогатого скота, например, в состав кормосмесей рекомендуется включать (%): соломы озимой — 40, травяной муки — 20, зернофура­ жа—39, патоки — 1. Для подсосных овцема­ ток и ярок: соломы озимой — 40, травяной му­ ки — 39,5, зернофуража — 20, обесфторенного фосфата — 0,5.

Северо-Кавказский научно-исследователь­ ский институт животноводства с хорошим эф­ фектом использовал для кормления скота кормосмесь, состоящую из ( % ) озимой соломы — 69, пшеничной дерти—15, травяной муки—15, костной муки— 1. На 1 т такой смеси добавля­ ется 0,5 кг элементарной серы и 1,5 кг хлори­ стого кобальта.

Хорошие показатели получают при скарм­ ливании молочному скоту кормосмеси, приго­ товляемой из корнеплодов, силоса, сена и со­ ломы. При этом кукурузный силос и корнепло­ ды занимают в кормосмеси до 75% веса всего суточного рациона, что поддерживает ее влаж­ ность на уровне 70—75%, являющейся наибо­ лее приемлемой для механизированной пода­ чи кормосмеси животным и потребления ее последними.

Применение многоингредиентных кормосмесей расширяет возможности использования различных малопитательных и малопригодных

10

в естественном виде отходов сельскохозяйст­ венного и промышленного производства (кор­ зинки подсолнечника, стержни кукурузных по­ чатков, половы, соломы и т. д.).

В опытах изучены рационы кормления мо­ лочных коров при включении 35% измельчен­ ной соломы, 33% ячменного зерна или травы искусственной сушки и значительного количе­ ства мочевины с другими белково-витаминны­ ми добавками. Скармливанием такой смеси до 18 кг в сутки на корову был повышен средне­ суточный удой до 20 кг, а за лактацию при та­ ком кормлении надоили более 5000 кг на каж­ дую корову.

Процесс приготовления кормовой смеси осуществляется следующим образом: в запол­ няемом смесителе плотно закрывают клино­ вой затвор горловины шнека и открывают ок­ на для загрузки корма. Затем открывают вен­ тили водопроводной трубы и заливают через водомер ВК-20 расчетное количество воды. Включают линию подачи соломенной резки или половы, для чего пускают пневматический транспортер ТП-30, который загружает уста­ новленную порцию резки в смеситель.

При загрузке смесителя соломенной резкой включают подачу пара и производят запари­ вание грубого корма в течение 60 мин. Расход пара составляет 140 кг/ч. По истечении време­ ни запаривания грубого корма включаются линии подачи силоса, сена, корнеплодов, концкормов. Для этого последовательно пускают друг за другом: мешалку смесителя С-12, сборный загрузочный шнек ШЗС-40, транспор­ тер ТС-40С, бункер-дозатор силоса, питатель сенной муки ПСМ-10 и питатель концкормов

11


ПК-6, измельчитель корнеплодов ИКС-5М, транспортер и питатель ТК-5.

Перед окончанием загрузки смесителя ком­ понентами пускают линию подачи раствора карбамида с мелассой и минеральными добав­ ками. Для этого включают мешалку и насос смесителя.

Дозирование воды и раствора осуществля­ ется при помощи водомеров, а корнеплодов, концкормов, сенной муки, силоса — по време­ ни работы питателей.

Температура кормовой смеси определяется при помощи дистанционных термометров, установленных в смесителях.

После прекращения подачи компонентов в смеситель мешалка продолжает перемешивать кормовую смесь в течение 15 мин.

Перед выдачей корма из смесителя в кор­ мораздатчик сначала пускают транспортер ТС-40, сборный выгрузной шнек ШВС-40, а в смесителе включают мешалку, открывают клиновой затвор и включают выгрузной шнек. Из второго смесителя корм поступает непос­ редственно в приемный бункер транспортера ТС-40М. Выдачу кормов оператор-кормопри- готовитель контролирует по показаниям авто­ весов.

Приготовление жидких кормовых дрожжей, дробление концкормов, приготовление раство­ ра, карбамида с мелассой и минеральными до­ бавками, прием и загрузка сена, корнеплодов, силоса, измельчение соломы производится не­ зависимо от графика подготовки кормовой смеси, но с учетом создания запасов этих кор­ мов.

Для приготовления жидких кормовых

12

дрожжей предварительно готовятся компонен­ ты. Перед началом работы дрожжераститель­ ного агрегата в чан стерилизации заливают до 2 м 3 воды. Компоненты взвешивают на весах и транспортером СТ-2 подают в чан. Для гид­

ролиза

смеси добавляется

соляная кислота.

УЧасса

перемешивается и

подогревается ост­

рым паром до 85°. Расход

пара составляет

200 кг/ч. Подогревание ведется в течение часа, в зависимости от исходных компонентов. Гото­ вую массу насосом перекачивают в чан охлаж­ дения и осолаживания, куда добавляют на каждую тонну массы (сусла) 3—4 кг вытяжки суперфосфатной и столько же растворенного в воде сульфат-аммония. Масса тщательно пе­ ремешивается и охлаждается до 30—32°. Пос­ ле охлаждения часть сусла (1 т) перекачива­ ется в бродильный чан. В него добавляют око­ ло 40 кг маточных дрожжей. Брожение первой порции сусла продолжается 3,5 ч, затем добав­ ляется еще 1 т сусла, а через 6—8 ч чан напол­ няется на 75% его емкости. Через 8 ч отбира­ ют первую порцию готовых кормовых дрож­ жей (не более 1 т), а в бродильный чан сразу добавляют такое же количество сусла из чана охлаждения и осолаживания.

В последующем каждый час

снимают по

1 т жидких кормовых дрожжей,

одновременно

дополняя чан таким

же количеством сусла.

Чан стерилизации

и гидролиза

заполняется

заново суслом после полной его разгрузки, чан охлаждения — непрерывно по мере перекачи­ вания сусла в чан бродильный. Готовые кор­ мовые дрожжи насосом перекачиваются в на­ копитель емкостью 10 м3.

При выдаче кормовой смеси кормовые

13


дрожжи подают -насосом в бункер транспорте­ ра ТС-40М на сдабривание корма. Предусмот­ рена выдача жидких кормовых дрожжей и в транспортные средства.

Приготовление растворов, обогащающих корм мелассой, карбамидом и минеральными добавками, производится агрегатом СМ-1,7, состоящим из резервуара для хранения мелас­ сы, смесителя и шестеренчатого насоса.

Меласса завозится и сливается в резервуар для хранения. Для предотвращения ее загуще­ ния к резервуару подается пар в количестве 130 кг/ч. Минеральные добавки хранятся в складе концкормов. Для приготовления обога­ щающего раствора в горячей воде предвари­ тельно растворяют карбамид и минеральные добавки при включенной мешалке, затем до­ бавляют их в мелассу в соотношении 1:3. Раст­ вор выкачивают в смесители.

Приготовление заменителя молока произ­ водится в агрегате АЗМ-0,8. Перед началом ра­ боты смеситель агрегата заполняется водой и комбикормом тонкого помола. Масса тщатель­ но перемешивается лопастной мешалкой и на­ гревается острым паром до 90°. Запаренная масса выдерживается в течение часа. Затем в нее добавляются растительные жиры и обрат из емкости РМВЦ-2.

Раствор эмульсируется и охлаждается до температуры 30—32°. Готовый заменитель мо­ лока выгружается в транспортные средства. Концкорма хранятся на складе, сблокирован­ ном с кормоцехом. Там производится их дроб­ ление и подача в бункер-накопитель.

В хозяйствах края построены и действуют простейшие нетиповые кормоцехи для приго-

14

товления кормовых смесей из сочных, грубых кормов и микродобавок. В приспособленном под кормоцех помещении устанавливаются кормоприготовительные машины и механизмы: измельчитель кормов «Волгарь-5», дробилка ДКУ-2, кормораздатчик КТУ-10, смеситель С-12, объемные дозаторы. Такой цех за час работы выдает до 14 т в смешанном виде си­ лоса, половы, измельченных корнеплодов, па­ токи и других примесей. В Ейском районе, например, действуют более 16 подобных кор­ моприготовительных цехов. За счет увеличе­ ния валового надоя и сокращения стоимости кормов колхоз имени Ленина сэкономил 20 тыс. руб. за полгода работы цеха. Затраты на его строительство окупаются за 1,5 месяца.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Система технического обслуживания и ре­ монта машин и оборудования предусматрива­ ет проведение комплекса мероприятий:

обкатку и настройку новых или отремонти­ рованных машин и оборудования;

технический уход (ежедневный или перио­ дический) ;

периодический технический осмотр; ремонт.

В процессе обкатки новых и отремонтиро­ ванных машин обеспечивается приработка де­ талей, устраняются выявленные дефекты и производится регулировка агрегатов и узлов машины для работы в эксплуатационном ре­ жиме, проверяется надежность средств их за­ щиты. Установлено, что машины без соответст­

15


вующей обкатки отказывают © работе на 25— 30% чаще и значительно скоірее изнашива­ ются.

Ежедневные технические уходы заключа­ ются в подготовке машин к работе, проверке их технического состояния, контроле измери­ тельных приборов, устранении текущих неис­ правностей. Уходы выполняются персоналом, работающим с машинами и оборудованием, совместно со слесарем, обслуживающим ферму.

Периодические технические уходы, кроме обязательных ежедневных, включают допол­ нительные операции по проверке и регулиров­ ке механизмов и агрегатов в соответствии с за­ водскими инструкциями. Они выполняются на месте установки машин слесарями и электро­ монтерами хозяйств под руководством инже­ нера (механика) по механизации работ на жи­ вотноводческих фермах или силами бригады технического обслуживания районного объеди­ нения «Сельхозтехника».

Периодические технические осмотры прово­ дятся от одного до трех раз в год в зависимо­ сти от характера использования, загрузки ма­ шин и технологии содержания животных. Ос­ матривают технику главный инженер хозяйст­ ва с участием заведующего фермой (комплек­ са), зоотехника, механика по животноводству, мастера-наладчика и лиц, ответственных за обслуживание машин и оборудования.

Хранение машин и оборудования организу­ ется в соответствии с «Правилами хранения тракторов, автомобилей и сельскохозяйствен­ ных машин в колхозах и совхозах», а также согласно ГОСТу 7751—51. На основе этих

16

«Правил» разработаны и действуют «Положе­ ние о техническом обслуживании и ремонте машин и оборудования на животноводческих и птицеводческих фермах» и «Положение о тех­ ническом обслуживании и ремонте машин и оборудования на животноводческих и птице­ водческих фермах колхозов и совхозов Крас­ нодарского края». Хозяйства обязаны произ­ водительно использовать механизмы и под­ держивать их в исправном состоянии. К ра­ боте с машинами и оборудованием, а также к обслуживанию их можно допускать только специально обученных людей.

В каждом хозяйстве создаются централь­ ный пункт по техническому обслуживанию и пункты технического обслуживания на каждой ферме. Целью этих пунктов является опера­ тивное устранение возникающих в процессе эксплуатации неисправностей, организация для этого обменного фонда узлов, агрегатов и запаса деталей, а также выполнение работ по изготовлению различных приспособлений и не­ стандартного оборудования для нужд хозяйст­ ва. Эти пункты служат для обеспечения посто­ янной технической готовности и наладки обо­ рудования во время его эксплуатации, выпол­ нения ежедневных технических уходов и уст­ ранения возникающих мелких поломок.

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Техническое обслуживание машин и агре­ гатов в хозяйстве осуществляется персоналом -


центральных ремонтных мастерских, специа­ лизированных бригад районного объединения «Сельхозтехники», центральных пунктов тех­ нического обслуживания и ремонта техники, работниками стационарных постов и пунктов, организуемых непосредственно на отделениях, бригадах, фермах, а также передвижных звеньев по периодическому обслуживанию, монтажу и.ремонту.

Стационарные посты технического обслу­ живания размещаются в помещении кормоце­ ха, кормоприготовительного отделения, ко­ тельной или в отдельной постройке. Обслужи­ вание машин и оборудования осуществляется передвижными звеньями и слесарями кормо­ цеха, фермы. Такой пост обеспечивается сле­ сарным верстаком, заточным и сверлильным станками, комплектом слесарного инструмен­ та, оборудованием для обслуживания машин и агрегатов, стеллажами для хранения деталей и материалов, небольшим набором наиболее ходовых запасных частей.

Стационарные пункты технического обслу­ живания организуются на тех же объектах хо­ зяйства и располагаются в одном из производ­ ственных помещений или в специальном зда­ нии. Пункты оборудуются двумя-тремя набо­ рами слесарного инструмента, сварочным и монтажно-демонтажным оборудованием. Для строительства такого пункта в хозяйствах вме­ сто1 типового проекта № 816-126 институтом ВНИПТИМЭСХ разработан проект, которым предусмотрено размещение следующих отде­ лений: слесарно-механического, обменного фонда и инструментального, технического об­ служивания электрооборудования и санитарно-

18

го узла. Планировка рабочих мест и набор оборудования позволяют выполнять разбороч- но-сборочные, слесарные, смазочные и свароч­ ные работы, а также проводить ремонтные операции и устранять внезапно возникшие по­ ломки и неисправности. Такой пункт обеспечи­ вается необходимым обменным фондом, имеет план и графики проведения технических ухо­ дов, журналы учета, поступления и выдачи за­ пасных частей, материалов и агрегатов ре­ монтного фонда, учета отказов оборудования, снабжается плакатами, инструкциями и оформ­ ленной на каждом рабочем месте памяткой прав и обязанностей исполнителя. ?-

Для технического обслуживания и прове­ дения несложных ремонтов машин и механиз­ мов промышленность поставляет хозяйствам автопередвижные мастерские типа АЖ-М, МТОЖ и М.МТОЖ, автомобили-мастерские ремонтные МПР-817А (ГОСНИТИ-2), автопе­

редвижные лаборатории МПР-4844-

госнити.

Взависимости от конкретных условий хо­ зяйств могут применяться различные вариан­ ты форм организации технического обслужи­ вания машин и оборудования кормоцехов.

Втех хозяйствах, где создана действенная инженерная служба, операции по обслужива­ нию выполняют слесари-наладчики и работни­ ки кормоцехов. Периодическое техническое об­ служивание оборудования кормоцехов может

выполняться специализированными звеньями мастеров-наладчиков при центральных пунк­ тах техобслуживания. Каждое такое звено со­ стоит из 2—3 слесарей-наладчиков, электрика, мастера-наладчика, Они обеспечиваются авто-

19