Файл: Васякина, А. И. Особенности краткосрочного кредитования предприятий речного транспорта учебное пособие для студентов экономического факультета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

иметь задолженность по ссуде в этой сумме. Л погашение данной ссуды будет предусматриваться в последующих кварталах в соот­ ветствии ? планом расходования данных материалов.

Внутриквартальный лимит устанавливается в том

случае, если внутри квартала возникает потребность использовать кредит в большей сумме, чем установлен выходной лимит. Такое положение может быть вызвано большим накоплением кредитуе­ мых ценностей внутри квартала при условии снижения этих запа­ сов к концу квартала до уровня выходного лимита. Ссуды, выда­ ваемые за счет внутриквартального лимита, должны бытъ погаше­

ны в течение планируемого квартала.

Например, предприятию утвержден выходной лимит на 1 июля

в сумме 50 тыс. /ц/б, а

внутриквартальный лимит

на

16

июня —

20 тыс. руб. Это означает, что до

16 нюня предприятие может иметь

задолженность но банковским

ссудам

в сумме 70

тыс.

руб, а к

I июля ее необходимо довести до 5Ó тыс. руб.

 

в

размере

Контрольная цифра

кредитования

устанавливается

40—50% от суммы нормативов оборотных средств.

 

 

 

В отличие от лимита кредитования, контрольная цифра может быть превышена. Но необходимо выяснить причины, вызвавшие превышение контрольной цифры.

§ 2 ОСОБЕННОСТИ КРАТКОСРОЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

Ссуды под сверхнормативные запасы товарно-материальных

ценностей

Для обеспечения бесперебойной производственной деятельно­

сти предприятиям речного транспорта необходимо иметь запасы материалов, топлива, запасных частей и т. д. Минимальные запасы

в размере установленного норматива покрываются собственными оборотными средствами. Но в отдельные периоды года предприя­ тия речного транспорта в связи с сезонностью заготовки этих цен­ ностей могут иметь сверхнормативные запасы материалов, запас­ ных частей и т. д. Например, предприятия речного транспорта мо­ гут иметь сверхнормативные запасы топлива в период его заготов­ ления к открытию навигации, запасных частей и материалов — для капитального ремонта флота и механизмов. Эти сверхнормативные

запасы будут покрываться уже не за счет собственных средств, а за счет банковского кредита.

В связи с этим одним из самых распространенных видов креди­ тов, которым пользуются предприятия речного транспорта, являет­ ся кредит под сезонные сверхнормативные запасы товарно-мате­

риальных ценностей. Объектом кредитования на речном транспор­ те являются материалы, топливо, запасные части, учитываемые на отдельных балансовых статьях.

8


Кредитование под сезонные сверхнормативные запасы товарно материальных ценностей осуществляется но простому ссудному сче­ ту в пределах лимитов кредитования.

Для получения ссуды предприятие представляет в банк следую­

щие документы: 1) заявление; 2) срочные обязательства; 3)

сведе­

ния

об остатках кредитуемых товарно-материальных ценностей;

I)

план движения материальных ценностей. Разрыв между

датой

представления этих сведений и датой, на которую они составлены, не должен превышать трех рабочих дней. Так, сведения о состоянии материальных ценностей на 16 июля должны быть представлены в учреждение Госбанка нс позднее 19 июля. Если предприятие на­ ходится далеко от учреждения Госбанка, то по согласованию с бан­ ком срок представления сведений может быть продлен до 5—7 дней.

Кроме того, каждое кредитующееся предприятие обязано пред­

ставить в банк баланс доходов и расходов и справку об утвержден­ ных нормативах с обязательным выделением нормативов ио креди­ туемым объектам.

Размер кредита определяется на основе данных,, показанных в сведениях об остатках товарно-материальных ценностей и лими­

тов кредитования.

Для определения размера кредита необходимо прежде всего знать остаток кредитуемых ценностей. В обеспечение кредита при­ нимаются: 1) остатки кредитуемых материальных ценностей на складе; 2) материальные ценности, находящиеся в пути, т. е. не по­ ступившие еще на склад, но оплаченные по получении расчетных документов поставщиков ценности. Материалы, находящиеся в пу­ ти, принимаются к кредитованию в течение 3-х месяцев со дня их

отгрузки. Материальные ценности, которые досрочно завозятся для предприятий речного транспорта, расположенных на Крайнем Се­ вере, в Якутской АССР, Николаевске-на-Амуре, могут служить обеспечением кредита в пределах до 10 месяцев нахождения их в пути; 3) неоформленные отгрузки готовой продукции и товаров,

принимаемых к кредитованию. Под неоформленными отгрузками надо понимать такие товарно-материальные ценности, которые от­ гружены за последние дни до даты, на которую составлены сведе­ ния, и после этой даты расчетные документы по ним сданы в банк на инкассо в установленный срок, либо поступил платеж при расче­ тах чеками или платежными поручениями. Например, материалы

отгружены 30 октября, а расчетные документы за эти материалы выставлены на инкассо 1 ноября в сумме 50 тыс. руб. Эти 50 тыс. руб будут приняты в обеспечение кредита как неоформленные от­

грузки.

Зная эти данные, определяют общий остаток кредитуемых цен­ ностей. Для определения размера кредита необходимо знать оцен­ ку кредитуемых объектов. Покупные материалы, топливо, сменные

детали и другие материальные ценности, находящиеся на складах,

принимаются в обеспечение кредита по стоимости их приобретения

9



с учетом фактических накладных расходов; ценности, находящиеся в пути,—по покупным ценам; готовая продукция — по плановой фабрично-заводской себестоимости.

Из общей суммы кредитуемых материальных ценностей на скла­ дах и в пуги необходимо вычесть неоплаченные материальные цен­ ности. При этом отдельно указываются: 1) материальные ценно­ сти, не оплаченные вследствие того, что еще не наступили сроки платежа по ним; 2) материальные ценности, не оплаченные в срок

из-за отсутствия средств на счете покупателя; 3) материальные ценности, не оплаченные в связи с задержкой поступления от по­ ставщиков расчетных документов. Таким путем получают размер оплаченного остатка кредитуемых материальных ценностей.

Размер ссуды можно определить путем сопоставления свобод­ ного оплаченного обеспечения с размером свободного лимита кре­ дитования.

Чтобы рассчитать размер свободного оплаченного обеспечения, необходимо из оплаченного остатка материальных ценностей ис­ ключить норматив собственных оборотных средств, а также имею­ щуюся срочную задолженность банку по кредитуемому объекту.

Если предприятие уже получало ссуды под данные ценности, то

необходимо определить размер свободного лимита. Для этого из суммы установленного лимита необходимо вычесть всю срочную задолженность по кредитуемым ценностям.

После сопоставления свободного оплаченного обеспечения со свободным лимитом определяют размер ссуды. Необходимо пом­ нить, что ссуда выдастся в размере свободного оплаченного обеспе­ чения, по в пределах свободного лимита, т. е. при определении раз­ мера ссуды берут наименьшую из указанных 2-х величин.

Расчет ссуды по сведениям предприятия приводится в табл. I.

В нашем примере сверхнормативный оплаченный остаток обес­ печения составил 50 тыс. руб, срочная задолженность предприятия

20 тыс. руб. Тогда свободное

оплаченное

обеспечение составит

30 тыс. руб (50—20).

 

 

 

Onp е д е л е и ие свободно г о

л и м и т а

Установленный лимит

60

тыс. руб

Срочная задолженность

20

тыс. руб

Свободный лимит

 

40

тыс. руб

Ссуда может быть выдана в

размере 30 тыс. руб.

Одновременно с определением размера ссуды необходимо уста­ новить ее направление. Если в момент выдачи новой ссуды у пред­ приятия имеется необеспеченная задолженность по другим ссудам или просроченная задолженность банку, то вновь выдаваемая ссу­ да прежде всего, направляется на погашение необеспеченной за­

їр


 

 

 

 

Таблица 1

Сведения об остатках материалов речного порта на 1 июля 1973 г.

По данным

По

данным

По бухгал­

складского

бухгалтер­

терскому

и оператив­

ского учета

счету

ного

учета

на

1 июля

больше (+)

на 1

июля

1973 г.

меньше (—)

1973 г.

 

 

 

На складах

 

 

 

 

100

100

В пути

 

 

 

 

 

20

20

Неоформленные

отгрузки

по

всем

-

видам расчетов

 

 

 

-

1. Всего

остатков кредитуемых цен­

120

 

ностей

 

 

 

 

 

120

Данные о неоплаченной части товар­

 

 

но-материальных ценностей:

 

 

 

 

поставщики

по

акцептованным

рас­

 

 

четным

документам,

срок

оплаты

4

которых

не

поступил

 

 

4

поставщики по неоплаченным в срок

5

-

расчетным документам

 

 

5

поставщики

по

неотфактурованным

1

поставкам

 

 

 

 

1

2.

Оплаченный остаток

кредитуемых

ПО

 

ценностей

 

 

 

 

110

3.

Норматив

истекшего

месяца

60

60

4. Норматив на текущий месяц

60

60

5.

Сверхнормативный

оплаченный

50

 

остаток обеспечения

 

 

50

долженности, затем на погашение просроченных ссуд банка и толь­ ко в оставшейся сумме — на расчетный счет предприятия.

При выдаче ссуды под сверхнормативные запасы товарно-мате­ риальных ценностей очень важно установить правильные сроки

погашения выданной ссуды. Сроки погашения ссуды устанавли­ ваются на основе планов движения кредитуемых ценностей. По ссудам, погашение которых переходит на следующий квартал, в мо­

11