Файл: Васякина, А. И. Особенности краткосрочного кредитования предприятий речного транспорта учебное пособие для студентов экономического факультета.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
мент выдачи ссуды устанавливаются условные сроки погашения (не позднее 23 числа первого месяца следующего квартала). Позднее эти ссуды переоформляются на обязательства с конкрет ными сроками погашення ссуд. Например, при выдаче ссуды в
1 квартале в счет выходных лимитов кредитования предприятие представляет банку срочное обязательство с условным сроком по гашения на 25 апреля. Во II квартале это обязательство пере
оформляется на новые с конкретными сроками в соответствии с ли митом кредитования на Il квартал и планом снижения сверхнорма
тивных запасов прокредитованных ценностей в этом квартале.
Ссуды на сезонные затраты по эксплуатации
Сезонный характер производственной деятельности предприятий
речного транспорта предопределяет и особенности краткосрочного
кредитования этих предприятий. Одним пз основных объектов кре дитования у предприятий речного транспорта являются сезонные затраты по эксплуатации. В период максимальной задолженности
па долю этого кредита приходится около 50% всех кредитных вло жений речного флота. Необходимость в этом кредите вызывается тем, что в межнавигационный период предприятия речного транс порта не имеют доходов от своей деятельности, а должны произво
дить определенные затраты по ремонту и содержанию флота, пор тов, пристаней и т. д. Банковский кредит в этом случае покрывает временный разрыв между расходами и доходами предприятий реч ного транспорта. Кредитуемые затраты возникают в IV, I и II квар талах.
Кредит на сезонные затраты по эксплуатации предоставляется:
управлениям речных пароходств, |
портам, |
пристаням, |
ремонтно |
||
эксплуатационным базам и другим предприятиям. |
|
||||
Объектом кредита являются: 1) |
затраты на текущий ремонт су |
||||
дов, |
перегрузочных средств, |
портово-пристанского |
хозяйства; |
||
2) прочие затраты — расходы |
по содержанию аппарата управле |
||||
ния, |
зимнему отстою флота, амортизации, |
расходы по |
заработной |
плате и отчислениям на социальное страхование, топливо и т. п.
Кредитование производится в пределах лимитов, причем лими ты вводятся раздельно по затратам на текущий ремонт и по прочим затратам. Особенностью этого вида кредитования является то, что в IV квартале кредитуются только затраты на текущий ремонт су
дов, портово-пристанского хозяйства и погрузочно-разгрузочной техники. Кредиты же на прочие затраты в IV квартале не выдают ся, так как эти расходы относятся на себестоимость услуг текущего года и обеспечиваются собственными средствами предприятий. При определении лимита кредитования в I квартале учитываются все затраты по эксплуатации.
12
Лимит кредитования па сезонные затраты по эксплуатации рас считывается но следующей форме:
|
|
|
тыс. руб |
I |
Доходы 1 кнартал;і от эксплуатацпоііііой деятельпости и прибыль под |
||
|
собных предприятии |
815 |
|
2. |
Расходы J квартала по эксплуатационнойдеятельности |
18894 |
|
|
В юм числе: |
|
|
|
текущий ремонт |
судов |
IOfiOll |
|
ремонт нортово-нрнстаиского хозяйства |
240 |
|
|
ремонт механизмов |
50 |
|
^ 3. |
Превышение расходов над доходами |
18079 |
|
4 |
Лимит кредитования на сезонные затраты поэксплуатации |
18079 |
|
|
В том |
числе: |
|
|
на текущий ремонт судов, пристанского хозяйства и механизмов |
10890 |
|
|
на прочие затраты |
7189 |
|
|
Во втором |
квартале кредитование производится |
в пределах |
внутриквартальных лимитов. Эти лимиты используются в межнаBHraniioinibiii период, а также в течение 1015 дней после открытия
навигации. Лимиты кредитования сезонных затрат но эксплуата ции носят строго целевой характер. Это выражается в том, что не разрешается свободные лимиты кредитования па судоремонт пере ключать па прочие затраты по эксплуатации.
При кредитовании на сезонные затраты по эксплуатации пред
приятия речного транспорта должны представлять в учреждения
Госбанка утвержденный баланс доходов и расходов, а также смету эксплуатационных расходов. Эти документы необходимы для того, чтобы по данным балансов доходов и расходов проверить соответ
ствие лимитов кредитования на сезонные затраты. А по смете эксплуатационных расходов проверяется соответствие лимитов по судоремонту размеру этих затрат.
Необходимо знать, что в IV квартале ссуды на сезонные затра ты по эксплуатации выдаются без проверки с данными балансов доходов и расходов, так как эти затраты производятся в счет плана
будущего года и в балансах доходов и расходов текущего года не
отражаются.
Кредитование на сезонные затраты по эксплуатации произво дится по простому ссудному счету. Кредит предоставляется на сле дующие цели:
а) на оплату акцептованных платежных требований судоремонт ных предприятий за произведенный ими текущий ремонт судов. Причем при наличии просроченной задолженности по ссудам банка оплата платежных требований за счет кредитов банка не допу
13
скается. Если платежные требования были оплачены в порядке де
централизованных зачетов или при межминистерских зачетах, то кредит выдается на возмещение суммы оплаченных платежных тре бовании. Для этого предприятие обязано представить в байк реестр оплаченных платежных требований.
Суммы ссуд г. этом случае обращаются на погашение необеспе ченной или просроченной задолженности банку, на погашение де-
битового сальдо по зачету или расчетного кредита, а в остальной сумме ссуда зачисляется на расчетный счет;
б) на возмещение затрат по текущему ремонту судов, а также по ремонту портово-пристанского хозяйства и механизмов, произве денному хозяйственных способом. Предприятие должно представить акты о выполненных работах. Возмещение этих затрат производит
ся в размерах фактической стоимости, но не выше сметной стоимо сти;
в) на прочие сезонные затраты по эксплуатации. Эти ссуды вы даются два раза в месяц в размере 15-дневной потребности текуще
го месяца. За первую половину месяца кредит выдается в первой пятидневке, за вторую половину месяца — в четвертой пятидневке.
Ссуды из возмещение затрат, произведенных хозяйственным способом и на прочие сезонные затраты, при наличии просроченной
задолженности по ссудам Госбанка, направляются на погашение этой задолженности, минуя расчетный счет.
При получении в IV, 1 и II кварталах лимитов по ссудам па се зонные затраты по эксплуатации предприятия представляют в уч реждения Госбанка на всю сумму открытого лимита одно обяза
тельство |
сроком |
погашения по |
предъявлении во |
II квартале. Во |
II квартале ссуды |
на сезонные затраты по эксплуатации оформ |
|||
ляются |
на конкретные сроки |
погашения во II и |
III кварталах. |
Погашение производится по пятидневкам в соответствии с планом доходов и расходов.
Примерный расчет погашения задолженности по ссудам иа се зонные затраты по эксплуатации и определения потребности во
внутриквартальном кредите приведен в табл. 2.
Учреждения Госбанка в межнавигационный период проверяют соответствие задолженности по ссудам на сезонные затраты по
эксплуатации размеру фактического превышения расходов над до ходами. Проверка производится по данным отчетных балансов. Если сумма фактического превышения расходов над доходами ока жется меньше выданных ссуд, то разница взыскивается досрочно или удерживается при очередной выдаче ссуд.
14
|
|
|
|
|
|
По плану |
|
|
|
|
|
|
II квартала |
|
|
|
|
|
|
(в тыс. руб) |
1. |
Доходы от эксплуатационной |
деятельности |
и |
|||
|
прибыль подсобных предприятий |
|
|
|
54085 |
|
2. Расходы по эксплуатационной деятельности |
37550 |
|||||
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
а) текущий ремонт судов |
|
|
|
|
6035 |
|
б) ремонт портово-пристанского |
хозяйства |
и |
|||
|
механизмов |
|
|
|
|
700 |
3. Финансовый результат (4-----) |
|
|
|
|
16535 |
|
4. Доходы, переходящие на следующий |
квартал |
|||||
|
(выручка на расчетных субсчетах |
и |
в |
пути) |
5400 |
|
5. Изъятие главком доходов в |
порядке перерас |
|||||
|
пределения |
|
|
|
|
2500 |
6. |
Направляется на капстроительство |
и |
прочие |
|||
|
'цели (прирост оборотных средств |
и |
т. |
д.) |
735 |
|
7. Направляется на погашение задолженности по |
||||||
|
ссудам на сезонные затраты |
по эксплуатации |
||||
|
(строка 3—4—5—6) |
|
|
|
|
7900 |
Исходя из этих данных, планируется:
Tа б л и ц а 2
Вт. ч.: до открытия
навигации
(в тыс. руб)
2230
10403
4800
500
-8176
а) снижение задолженности во |
II квартале па |
7900 |
|
б) выходной лимит на |
I/VіI (кредит I квар |
10179 |
|
тала 18079—7900) |
|
|
|
в) внутриквартальный |
кредит |
на сезонные |
|
затраты по эксплуатации (донавнгацпоппые |
|
расходы 10406 тыс. руб минус донавигацисш
ные доходы 2230 тыс. руб) |
8176 |
|
|
в * том числе: |
|
на текущий судоремонт, ремонт |
пристанского |
|
хозяйства |
и механизмов |
5300 |
па прочие |
- |
2876 |
затраты |
15
Кредит под сезонный разрыв в амортизационных отчислениях
Необходимость в этом виде кредита возникает' в том случае, когда производимые затраты ио капитальному ремонту не совпа дают ио времени внутри года с размером начисленной амортиза ции. Это означает', что затраты ио капитальному ремонту произво дятся раньше, чем появятся источники средств на эту цель. Капи тальный ремонт' флота производится в межпавпгацпонный период,
а амортизация начисляется только в период навигации. Поэтому разрыв между источниками средств и суммой затрат по капиталь
ному ремонту временно покрывается за счет кредита Госбанка.
Этот кредит дает возможность предприятию своевременно выпол
нить намеченные планом работы.
Кредиты под сезонный разрыв в амортизационных отчислениях выдаются в пределах лимитов с простого ссудного счета.
Для получения ссуды предприятие обязано представить в учреж дение Госбанка следующие документы: 1) расчет размера исспрашиваемой ссуды; 2) заявление; 3) срочные обязательства.
Для определения размера ссуды необходимо знать прежде все го источники средств на начало текущего года. Для этого к свобод ному остатку средств на начало года необходимо прибавить иедовнссенные суммы амортизационных отчислений на капитальный ре монт за прошлый год и вычесть невосстановленные затраты на на чало текущего года.
К полученной таким путем сумме необходимо прибавить сумму
амортизационных отчислений на капитальный ремонт на планируе мый квартал, начисленную по береговому хозяйству.
Разница между источниками финансирования и объемом ремон та на квартал показывает величину недостатка амортизационных отчислений.
Расчет размера ссуды под сезонный разрыв в амортизационных
отчислениях приводится в табл. 3. |
амортизацион |
|
В нашем примере ссуда под сезонный разрыв в |
||
ных отчислениях может быть предоставлена в сумме |
490 тыс. руб. |
|
Погашение кредита производится в сроки, приуроченные к мо |
||
менту начисления амортизации. |
|
|
§ 3. |
КРЕДИТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСБАНКА |
|
C |
ПРЕДПРИЯТИЯМИ РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА |
|
В |
УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ |
|
Экономическая реформа значительно расширила кредитные |
взаимоотношения Госбанка с предприятиями всех отраслей народ ного хозяйства, в том числе и с предприятиями речного транспорта. В ходе реформы появились новые объекты кредитования, возросло число видов кредита, совершенствуются методы кредитования, зна чительно улучшена процентная политика и т. д. Теперь предирия-
16