Файл: Фоломеев, А. А. Снижение материалоемкости железобетонных конструкций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
Во многих коробчатых железобетонных элемента'!: сооружений (опорах мостов, набережных, сваях-оболо чках, кессонных камерах и др.) заполнение полостей пре дусматривается из бетона, тогда как в подавляющем,
большинстве случаев их можно заполнять смесями из; щебня и камня с различными битумами и гидрофобизи-
рующими смолами. |
|
|
|
из |
камня и |
||||
При |
проектировании сооружений |
||||||||
кирпича цементные растворы |
|
предусматриваются ино |
|||||||
гда в тех случаях, когда это |
не вызывается |
необходи |
|||||||
мостью, |
а |
могут быть |
использованы |
сложные извест |
|||||
ковые растворы. |
|
и |
примеры |
|
совершенст |
||||
■ Приведенные направления |
|
||||||||
вования |
сборных конструкций |
массового |
производства |
||||||
и монолитных конструкций не |
исчерпывают |
всех |
воз |
||||||
можностей |
повышения |
эффективности |
их |
применения. |
|||||
Однако уже в настоящее время многие |
из |
|
них |
могут |
|||||
быть эффективно использованы как в |
промышленности |
||||||||
сборного железобетона, так и в строительстве. |
|
РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦЕМЕНТА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОНА
По объему производства цемента Советский Союз за нимает первое место в мире. Однако потребности строи тельства и заводов сборного железобетона в цементе удовлетворяются еще не полностью.
Одна из причин, усугубляющих создавшееся положе ние с цементом, заключается в непроизводительных по терях его, достигающих 15% объема потребления.
Потери цемента могут быть разделены на две основ ные группы: первая — прямые потери цемента до его пе реработки в бетон или раствор, вторая — косвенные по тери в приготовленном бетоне и при его перерасходе.
Главными причинами потерь цемента, относящихся к
первой группе, |
является |
несовершенство |
его . |
тран |
спортирования, |
хранения |
и расходования. |
До |
насто |
ящего времени цемент транспортируют от |
места |
изго |
товления к месту потребления в открытых полувагонах. Потери в этих случаях достигают 10— 12% общего объ ема перевозимого цемента, тогда как при перевозке ма
териала в крытых вагонах они снижаются |
до 4%, |
а в |
специальных вагонах — цементовозах — до |
0,3%. |
По |
22
тери цемента при его доставке в автотранспортных сред ствах общего назначения составляют 6% за весь цикл (погрузка, перевозка и выгрузка). Разгружают цемент из открытых и крытых вагонов вручную с применением тачек и носилок. Эго вызывает потери в объеме 2% об щего количества выгружаемого цемента.
Велики потери цемента и в сферах хранения и расхо дования. В большинстве строительно-монтажных органи заций окончательно не решены вопросы складского хо зяйства. Многие организации до настоящего времени располагают только временными складами амбарного типа.
В ряде 'Случаев в силосы склада, частично заполнен ные цементом низкой марки, складывают цемент более высокой марки и при расчете состава бетонной смеси смешанный цемент применяют по низшей из двух марок. В большинстве случаев это вызывается тем, что меха низм подачи и выдачи цемента на силосах оклада це мента неисправен, а количество силосов ограничено.
Из-за смешивания цементов различных марок на за воде железобетонных изделий № 2 в Челябинске пере расход цемента в 1972 г. составил 311 т, в тресте Златоустметаллургстрой — 320 т, на заводе железобетонных изделий № 7 в Липецке — 200 г.
Более обширна вторая группа причин потерь. Это — перерасход цемента из-за несовершенства планирования его поставок, большие потери при изготовлении сборных и монолитных железобетонных конструкций из-за при менения загрязненных заполнителей, использования бе тонных смесей повышенной пластичности, нерациональ
ного выбора вида и режимов тепловой обработки, недо оценки возможностей использования добавок ускорите лей твердения, а ташке несовершенства процессов фор мования изделий.
Свойства цементов, выпускаемых различными цемент ными заводами, колеблются в больших пределах, особен- • но это относится к шлакопортландцементам. Но это не учитывается при планировании поставок, и заводы же лезобетонных изделий получают цементы, применение которых увеличивает длительность тепловой обработки или вызывает перерасход цемента. Необходимо направ лять на заводы железобетонных изделий только такие цементы, применение которых позволит сократить на 2—3 ч тепловую обработку (и, следовательно, умень-
3* Зак. 290 |
23 |
шить парк .металлоемких форм на заводах) иля снизить расход цемента на 5—10% сравнительно с предусмот
ренным нормами.
Значительную часть бетонных и железобетонных кон струкций изготовляют, используя загрязненные и нефракционированные щебень и гравий. Только по этой причине излишне ежегодно расходуется около 5—8% це мента. Применение загрязненных и нефракционированных заполнителей приводит к тому, что бетонные заво ды, приготовляя смесь, устанавливают расход цемента с нарушением норм, завышая марку бетона.
На заводе «Строндеталь» треста Днепровсмп.ромстрой в резуль тате применения некачественных инертных материалов за 10 меся цев 1972 г. перерасходовано 581 т цемента.
На ряде заводов железобетонных изделий из-за неудовлетвори тельного технического состояния формовочного оборудования при меняют бетонные смеси повышенной пластичности, что приводит к
перерасходу цемента.
На заводах № 1 и 3 объединения Курскстройдеталь ГЛавцентротяжстрой для изготовления железобетонных конструкций исполь зуют смеси повышенной пластичности. Только по этой причине за воды ежегодно перерасходуют более 600 т.
Значительный перерасход цемента, вызванный такими же при чинами, имеет место и на многих других предприятиях.
Принято считать, что тепловая обработка железобе тонных изделий составляет небольшую часть общих за трат формовочного цеха завода железобетонных изде лий. Действительно, стоимость пара и обслуживания те пловых агрегатов составляет 2—2,5% общей себестои мости продукции. Вместе с тем применяемые виды и ре жимы тепловой обработки существенно сказываются на количестве форм, находящихся в технологической ли нии, и на расходе цемента. С учетом влияния только количества форм затраты на тепловую обработку изде лий, формуемых на агрегатно-поточных и конвейерных линиях, при 13 ч пропаривания в камерах, делающих 1,5 оборота в сутки, составляют в среднем 4,6 руб. на *1 м3 изделия, или 10% полной себестоимости продукции. Ясно, что интенсификация тепловой обработки является одной из важнейших проблем заводского производства сборного железобетона.
Неоднократно делались попытки ускорить оборачи ваемость форм и тепловых агрегатов путем сокращения продолжительности пропаривания. При этом парк форм на линии уменьшался, но расход цемента непропорцио нально увеличивался.
24
Так, на двухъярусных станах московских заводов железобетон ных изделий пропаривание изделий из тяжелого бетона продолжа ется 6 *£, при этом расход цемента возрастает по сравнению с нор мативным на 100— 120 кг/м3.
На ДСК в Тушино при двухстадийной тепловой обработке изде лия находятся в кассетах 4 ч до достижения ими 40% прочности и затем допариваются в ямной камере еще 5 ч- При этом оборачивае мость кассет ускорилась, себестоимость продукции снизилась, но расход цемента увеличился на 70— 100 кг/м3 по сравнению с теми же показателями при одностадийной тепловой обработке изделий в кас сетах.
Результаты исследований и -проектных разработок показали, что (наиболее экономичными по всем показа телям являются умеренные режимы тепло-вой обработки изделий в течение 8—10 ч. Именно при таких режимах финансовые затраты, расход цемента и количество форм на технологических линиях близки к оптимуму.
Из изложенного следует сделать вывод, что 'повыше ния эффективности заводского производства сборного железобетона надлежит добиваться не за счет перерас хода цемента, а путем установления комплексных опти мальных показателей, способствующих экономному рас ходованию материалов, труда и денежных средств.
К числу таких рациональных решений могут быть отнесены: двухстадиймая тепловая -обработка изделий с обычной арматурой в кассетах и формах при 6—6,5- часовом пропаривании в форме или кассете и 5-часовом— -в камерах или в цехе, применение ускорителей тверде ния, интенсифицирующих цикл тепловой обработки, со здание избыточного давления в пределах 5—7 н/см2 (0,5—0,7 ати) в ямных камерах при пропаривании, при менение термопригруза с давлением 1—2 н/см2 (100— 200 г/см2) на открытую поверхность изделия, использо вание стальных форм с жесткими крышками, исключаю щими непосредственный контакт теплоносителя с бето ном, и др.
Применение напорных пр-о-парочных камер с избы точным давлением до 6 н/см2 (0,6 ати) позволяет сокра тить цикл тепловой обработки .на 3—5 ч или экономить
30—50 кг цемента на 1 м3 |
изделия при том же режиме |
|
твердения. |
|
|
При тепловлаж-ностн-ой обработке изделий из леших |
||
бетонов следует применять |
комбинированную |
систему |
прогрева: на первой стадии — острым паром, |
а на -вто |
рой— сухим воздухом, что позволяет снизить влажность
•изделий и ускорить оборачиваемость форм.
25
Применение электрической энергии для тепловой об работки изделий целесообразно в восточных районах страны, где энергия имеет низкую стоимость.
На ряде заводов успешно применяют электроразосрев бетонной смеси в бункерах, подогревая смесь парам или электрическим током в бетономешалках, что позволяет
•сократить длительность тепловой обработки 'изделий на
1,5—3 ч.
При форсированном электроразопреве бетона в фор мах с повторным виброуплотнеиием для неармированных или армированных параллельно расположенными сетками изделий продолжительность прогрева составля ет 6—8 ч.
Интенсификация производства может быть достигну та и при применении электрообогрева. Наиболее перс пективным методом является прогрев изделий сетчатыми и трубчатыми нагревателями, вмонтированными в опа лубку. В кассетных формах за счет ликвидации паровых отсеков нагревателя дают возможность снизить м.ассу кассет примерно на 25—30% и повысить их оборачивае мость на 25 %• Установка, нагревателей в полостях форм для производства изделий на стендах позволяет, с одной стороны, достигнуть более равномерного прогрева бето на, .а с другой— сократить на 1,5—2 ч срок их тепловой обработки.
Одним из перспективных путей повышения эффек тивности тепловой обработки изделий является исполь зование последующего нарастания прочности пропарен ного бетона.
В настоящее время кубы на заводах железобетонных изделий испытывают, как правило, через 4 ч после про паривания. При такой системе испытаний, чтобы изделия набрали необходимую отпускную прочность, приходится завышать расход цемента. Работами сотрудников НИИЖБ установлено, что если изделие после тепловой обработки выдерживать в цехе не менее 12 ч'и после это го испытывать кубы, то расход цемента может быть сни жен на 20—25 кг/м3 без внесения изменений в техноло гию. Если выдержку увеличить до 24 ч, экономия цемен та увеличится вдвое.
Существенной экономии цемента можно достигнуть, применяя добавки в бетоны. В НИИЖБ выполнены ис следования но выявлению и разработке добавок различ ного действия, в том числе комплексных.
26
Для уменьшения расхода .цемента могут быть исполь зованы добавки — ускорители твердения: хлорид «атрия NaCl, сульфат натрия Na2SC>4, сульфат калия K2SO4, хлорид кальция СаСЬ, нитрат кальция Са(МОз)г, нит-
рат-нитрит-хлорид кальция |
(ННХК, N aC l+N aN 02, или |
СаСЬ^ЬМаМОг или ННК), |
принимаемые в соотношении |
1 : 1 по массе. Их применение на 20—40% уменьшает продолжительность тепловой обработки или н а.5-—10% сокращает расход цемента.
Использование гндрофобно-пластифицирующих до бавок СДБ «ли ССБ позволяет уменьшить количество воды в «жирных» смесях «а 5—10% или сократить рас ход цемента при «мягких» режимах тепловой обработки. Для «тощих» смесей с целью уменьшения расхода це мента могут -быть использованы пластифицирующие —
.воздухововлекающие добавки: мылонафт, омыленная растворимая смоле (ВЛХК), кремнийорганические до
бавки (ГКЖ-Ю, ГКЖ-Н) И др.
Эффективной добавкой для бетонов, подвергаемых тепловой 'обработке, является водорастворимый полимер ВРП-1.
Опыт применения ВРП-1 на заводах Минстроя УзССР, выпус тивших в 1971 г. более 500 тыс. м3 сборного железобетона, показал, что использование этой добавки позволяет на практике экономить 20—40 кг/м3 цемента без изменения цикла пропаривания или сокра щает цикл твердения изделий на 3—4 ч. С успехом могут быть использованы и другие добавки.
Введение добавок хлористого кальция и сернокислого натрия увеличивает прочность бетона независимо от во доцементного отношения. Эффект ускорения твердения бетона зависит от продолжительности тепловлажност ной обработки. Удлинение изотермического прогрева сверх оптимального не вызывает существенного увеличе ния прочности, так как чем короче режим обработки, тем больше ускоряющий эффект добавки. Для бетона с при менением низкоалюминатио'го портландцемента при не обходимости получения прочности, равной 70% ма рочной, введение добавки сокращает продолжительность прогрева до 5%, а е применением высокоалюминатного портландцемента— до 15—20%.
Оптимальное количество добавок зависит от В/Ц и подвижности смеси, 'снижаясь с их увеличением, и не обусловлено температурными условиями твердения Количество добавок находится в пределах 0,5—1,5% от
27
массы цемента для бетонной смеси с В /Ц =0,45 и более, 1—2% с В/Ц менее 0,45.
Несмотря «а эффективность химизации бетона спе циализированные организации по выпуску и снабжению
добавок отсутствуют. |
Качество некоторых добавок, по |
ступающих т а заводы |
сборного железобетона, ■ неста |
бильно, что в отдельных случаях не позволяет получить устойчивый результат ют их внедрения.
В процессе производства железобетонных конструк ций имеют место потери бетонной смеси и бетона изде лий. Следовательно, цемент расходуется непроизводи тельно. Эти вопросы рассматриваются ниже.
Из приведенных примеров и рекомендаций видно, что совершенствование на заводах сборного железобе тона технологического режима, внедрение рациональных способов хранения и транспортирования вяжущего поз волят экономить дефицитный цемент.
ЭКОНОМНОЕ РАСХОДОВАНИЕ АРМАТУРНОЙ СТАЛИ
Большие резервы экономии имеются при использо вании на заводах железобетонных изделий сталей всех назначений. Вопрос О'б экономии сталей многогранен, поэтому в данной брошюре рассмотрению подлежат только те вопросы, которые связаны с экономичным про изводством на заводах железобетонных изделий арма турных элементов и уменьшением отходов арматурной стали.
Отходы арматуры образуются при заготовке стерж ней из прутков немерной длины, получаемых с метал лургических заводов. Такие отходы достигают в сред нем 5—6% объема перерабатываемой арматуры. Умень шить отходы 'можно, заказывая и получая стержни мер
ной длины, а также организуя в |
арматурных цехах ли |
|||
нии безотходной |
заготовки |
арматуры. Такие линии, |
||
изготовленные силами |
предприятий, эксплуатируются |
|||
в течение ряда |
лет, |
много |
раз |
описаны в литера |
турных источниках [9]. Однако массовое их применение сдерживается тем, что машиностроительная промышлен ность не организовала серийный их выпуск.
При широкой номенклатуре железобетонных изде лий, выпускаемых многими заводами, в арматурных це хах возникают затруднения в связи с необходимостью изготовления многообразных сварных арматурных из-
28