Файл: Фоломеев, А. А. Снижение материалоемкости железобетонных конструкций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
Делий, различных по конфигурации и количеству, из ар матуры, охватывающей широкий диапазон сортамента как по классу, так и по диаметру стали.
• Вместе с тем, согласно существующим условиям по ставки арматурной стали (преимущественно только ва гонами весом до 60 г, одного диаметра и класса), трудно обеспечить заводы небольшой мощности арматурной сталью в широком ассортименте. Это приводит часто к замене арматуры 'меньшего диаметра иа больший, что вызывает перерасход 'стали до 16—18%.
Обследованием большой группы предприятий уста новлено, что основными причинами перерасхода метал лопроката в производстве сборного железобетона явля ется замена проектных диаметров и марок сталей, вызы ваемая несвоевременной поставкой металла требуемого сортамента, а также неудовлетворительная утилизация обрезков при использовании немерных арматурных стер жней. Только по этим причинам за 9 месяцев 1972 г. пе рерасход металла иа Орском заводе ЖБИ-1 составил около 9% общего его потребления.
Опыт некоторых организаций показал, что сущест венно сократить потери металла можно за счет концент рации на одном предприятии металлопроката, расходуе мого на производство сборного железобетона всеми пред приятиями района. Такая концентрация дает возмож ность своевременно комплектовать все заводы арматур ной сталью необходимого сортамента. На указанном предприятии целесообразно организовать изготовление’ наиболее массовых видов арматурных изделий.
Централизация производства арматуры и закладных деталей дли сборного железобетона является важным резервом не только дальнейшего снижения расхода ме таллопроката, но и повышения эффективности производ ства сборного железобетона, совершенствования каче ства, повышения надежности конструкций, а также улучшения использования производственных мощностей.
Унификация арматурных элементов — еще один из путей решения этой проблемы.
Немаловажный резерв экономии металла заключает ся в замене монтажных петель из стали ВСт. Зсп петля ми из арматурной стали, имеющей диаметр от 10 до 32 мм по ЧМТУ 1-944-70 и ЧМТУ 1-89-67. Такая замена разрешена нормами проектирования и позволяет сни зить расход стали в среднем на 20—25%.
29
ют при снятии изделий с формы и укладки их в штабель ■ отделения .контроля формовочного адеха или на тележки для вывоза готовой продукции.
Несмотря на очевидную возможность отказа от петель, до настоящего времени в проектах конструкций предусматриваются петли, а машиностроительная про мышленность не организовала выпуск захватов для беспетлевоадо подъема изделий.
Трудоемким технологическим процессом является сборка арматурных каркасов в формах. Ряд заводов ор ганизовал укрупненную сборку пространственных кар касов в специальных кондукторах с применением дуго вой сварки для последующего переноса законченного каркаса в форму. Укладка таких каркасов в форму за нимает 1—2 мин. Механизированное производство про странственных арматурных каркасов на Люберецком комбинате строительных материалов и конструкций поз
волило снизить трудоемкость работ в |
1,5 раза, а на Лу |
ганском комбинате ячеистобетонных |
конструкций — в |
1,9 раза. На Бескудниковском комбинате в Москве при менение пространственных арматурных каркасов для на
ружных стеновых панелей позволило сэкономить |
около |
4 тыс. руб. в год. |
|
На заводе железобетонных изделий № 1 |
треста |
Стройдеталь-70 организовано производство пространст венных каркасов арматуры стеновых панелей из легких и ячеистых бетонов для промышленных зданий. Арма турные каркасы изготовляют на поточно-механизирован ной линии, состоящей из многоэлектродной сварочной машины МТМК ЗХЮО для изготовления плоских кар касов, сбрасывающего стола с накопителем и кондук тора для сварки пространственных каркасов. Приме нение линии позволяет уменьшить трудоемкость работ в 2—2,5 раза и соответственно снизить себестоимость из готовления каркасов.
В связи с ростом объемов производства и примене ния предварительно-напряженных железобетонных кон струкций больше внимания надлежит уделять рацио нальному использованию напрягаемой арматуры.
Источникам экономии высокопрочныхарматурных сталей является уменьшение их отходов, вызываемых главным образом неудачными техническими решениями стендов и силовых форм, в которых изготовляют пред варительно-напряженные конструкции.
31
На заводе треста Стройдеталь-70 в г. Каменск- У.ральском Главсредуралстроя Минтяжстроя СССР и на предприятии в г. Усолье Сибирском треста Иркутскжелезобетон Гланвостоксибстроя Мивпромстроя СССР
при изготовлении на линейных .стендах предварительнонапряркенных конструкций промышленных зданий при меняют комплект оборудования с мощными гидравличе скими домкратами, предназначенными для натяжения и отпуска натяжения напрягаемой арматуры. В состав комплекта оборудования (рис. 10) входят: основной гид равлический домкрат 1 для натяжения арматуры, насос ная станция 2, передние 3 и задние 4 траверсы, тяги 5
Рис. 10. Оборудование с мощными гидравлическими домкра тами для группового натяжения дрматуры
с резьбой, вспомогательный гидродомкрат 6 для подтяжки арматуры, насосная станция 7 типа НСП-4Р0, задняя балка 8, сменные анкерные плиты 9 и приводной механизм 10 вращения гаек для фиксации натянутой арматуры. Тяговое усилие ооновного гид равлического домкрата 5Мн (500 т). Ход .поршня 1200 мм. Тяговое усилие вспомогательного гидравличес кого домкрата 50 Кн (5 т). Установленная мощность электродвигателей 25 кВт. Масса комплекта 4,2 т.
Применение комплекта оборудования позволило уменьшить отходы напрягаемой арматуры до 4—>5%. (вместо 15—16%); снизились затраты труда на натяже ние арматуры я ее отпуск; стал возможен плавный от пуск .натяжения арматуры с помощью того же ооновного гидравлического домкрата.
32
Столь большие отходы арматуры, существовавшие ранее, объяснялись неудачным конструктивным решени ем оснастки стендов и отсутствием мощных гидравли ческих домкратов, которые позволили бы осуществить одновременное натяжение или отпуск натяжения всей арматуры изделия. Применение указанного комплекта оборудования позволило сэкономить сталь за счет уменьшения отходов и улучшить точность натяжения арматуры.
Некоторые заводы выпускают многопустотные на стилы с высокопрочной проволокой из бетона марки 300. Вместе с тем ряд предприятий в Перми, Львове,
Каменске-Уральском и других городах используют высокопрочную проволоку с высаженными концевыми и промежуточными головками, применяя при этом бетон марки 200 вместо бетона марки 300. Это позволяет уменьшать расход цемента в объеме 50—70 кг на 1 м3 бетона.
Для заготовки высокопрочной проволоки с высажен ными головками предприятиями строительных минис терств созданы и эксплуатируются линии, в том числе автоматические, которые до настоящего времени не вы пускаются машиностроительными предприятиями.
В процессе производства предварительно-напряжен ных конструкций, особенно длинномерных с проволочной и прядевой арматурой, в бухтах остаются отрезки арма туры, длина которых меньше длины стенда или силовой формы. Такие отрезки,' имеющие длину 40—50 м, часто относят в категорию отходов. Остатки такой арматуры целесообразно использовать для изготовления более ко ротких изделий длиной 6— 12 м.
Короткие отрезки прядей целесообразно использо вать для изготовления петель. Отходы стержневой арма туры по длине существенно меньше. В ряде случаев воз можно стыкование указанной арматуры. Указания по выполнению таких работ и случаи допускаемого приме нения регламентированы «Руководством по применению арматурных прядей и канатов в предварительно-напря женных железобетонных конструкциях», изданным
Стройиздатом в 1966 г., и «Руководством по технологии предварительного напряжения стержневой арматуры
железобетонных конструкций», выпущенным Стройиз датом в 1974 г.
33
ЭКОНОМИЯ БЕТОНА
Существенный перерасход бетона при производстве ряда освоенных эффективных конструкций на заводах сборного железобетона вызывается несоблюдением до пусков на геометрические размеры изделий.
Домодедовский завод поставляет на строительство крупнопанельных зданий железобетонные конструкции, имеющие отклонения от проектных размеров до 30 мм, с оголенной арматурой и смещенными закладными дета лями.
Результаты обследования, проведенного НИИЖБ и ЦНИИПромзданий, показали, что толщина полок в пли тах покрытий промышленных зданий превышает проект ную на 10—20 мм, что приводит к перерасходу бетона и цемента на изготовление этих массовых изделий на 12— 20%. Масса плит размером 3X12 м при этом нередко возрастает на 0,1—0,8 т по сравнению с предусмотрен
ной проектом.
Довольно часты случаи изготовления наиболее мас совых из железобетонных изделий — .многопустотных настилов перекрытий жилых и гражданских зданий — с существенно увеличенной толщиной верхней плиты, что также вызывает перерасход бетона на 10—15%.
Вопросам экономии бетона путем тщательного соб людения проектных размеров железобетонных изделий и качественного их изготовления на передовых предприя тиях уделяется серьезное внимание. Получение изделий с проектными допусками связано с конструктивным ре шением форм и условиями их эксплуатации.
Соблюдение допусков основных размеров плит покры тий 3X12 м, формуемых на асрегатно-поточной линии, оснащенной бетоноукладчиком с вибронасадком, изучали по формам с разъемными и .неразъемными_бортами, под нимаемыми синхронизированными реечными домкрата ми. Были проведены замеры около 1100 плит. Измеряли три длины и ширины и десять толщин.
Из плит, изготовленных в разъемной бортовой осна стке, заданным допускам по длине соответствовали толь ко 58,6%, а по ширине — 48,5%. При использовании не разъемной опалубки аналогичные показатели по длине имели 92,7% плит и по ширине — 80,5%. Разница в при веденных данных объясняется износом с течением вре мени шарнирных соединений, деформацией замков и
34
элементов бортов разъемной оснастки, в результате чего не обеспечивается качественное прилегание бортов к под дону. Изменение размеров рабочих поверхностей не разъемной бортовой оснастки объясняется недостаточно синхронной работой механизмов подъема и неточным прилеганием оснастки к поверхности поддона.
Результаты этой работы позволили установить, что обе системы бортовой оснастки форм обеспечивают вы пуск изделий с требуемыми допусками по длине и шири не. Однако применение разъемной опалубки вызывает необходимость в более частой проверке основных разме ров и восстановительном ее ремонте по сравнению с не разъемной.
Из 1100' плит, изготовленных в указанных опалубках, только 16,4% имели размеры по высоте с заданным до пуском. Э|то подтверждает положение о том, что откло нения по высоте изделия не зависят от системы приня той опалубки, а полностью определяются способами ук ладки и уплотнения бетонной смеси.
Для обеспечения качественной укладки и равномер ного распределения малоподвижной и жесткой бетонной смеси по форме целесообразно применение бетоноуклад чиков, имеющих механизмы, разравнивающие смесь по форме в двух направлениях.
На рис. 11 показана Схема такого бетоноукладчика. После заполнения бункера бетонной смесью при движе нии бетоноукладчика вдоль формы горизонтальный ро тор подает ее из бункера в форму и при избытке смеси вертикальные роторы распределяют ее по ширине и длине. Таким образом, в процессе укладки бетонная смесь принудительно распределяется на одном уровне в двух направлениях, заполняя углубления, а при ее из бытке смесь удаляется. Скорость передвижения таких бетоноукладчиков равна 3—6 м/сек. Скорость вращения вертикальных роторов 30—45 об/мин.
В том случае, когда необходимо обеспечить получе ние не только стабильного размера изделия по высоте, но и чистую верхнюю поверхность плит, целесообразно применять технологию калибрования изделий.
Для этого с помощью любого бетоноукладчика бетон ную смесь укладывают в форму и разравнивают, а с помощью виброплощадки ее уплотняют так, чтобы форма была не заполнена по высоте на 3—5 мм. Затем форму передают на другой пост, где калибровочная машина
35
Рис. 11. Схема бето ноукладчика с ротор ным механизмом раз равнивания бетонной
смеси
/ — форма; 2 — бункер;
3 — горизонтальный |
ро |
|
тор; |
4 — вертикальные |
|
роторы |
|
|
(рис. 12), перемещаясь над формой, окончательно запол няет ее и уплотняет валком.
В результате форма заполнена на всю высоту борто вой оснастки, а открытая поверхность получается ров ной, гладкой. Цикл калибрования изделий длиной 6 м «
шириной 2,4 м составляет 4—5 мин, включая |
вспомога |
|||
тельные операции. Скорость |
рабочего хода |
машины |
||
3 м/сек, скорость холостого |
хода 6 м/сек. |
Установлен |
||
ная мощность электродвигателей |
11,6 кВт. |
Масса 3,5 т. |
||
Можно калибровать открытую |
поверхность |
изделия |
||
с помощью двухвалкового устройства (рис. |
13), устанав |
ливаемого на форму и снимаемого с нее мостовым кра ном или кран-балкой.
Процесс калибрования происходит в такой последова тельности. В форму, не заполненную по высоте на 3— 5 мм уплотненной бетонной смесью, укладывают раствор и вручную грубо разравнивают. Затем на приваренные на бортах формы уголки с механически обработанным краем полки с помощью крана устанавливают двухвал ковое устройство. При включенном двигателе валки ка тятся по уголкам бортов, подпрессовывая бетонную смесь. Если на поверхности изделия остались видимые недоуплотненные места, в них дополнительно кладут смесь, и валки, двигаясь в обратном направлении, окон чательно калибруют открытую поверхность изделия. Уст ройство краном снимают с формы и укладывают на близстоящие козлы. Диаметр валков 300 мм. Скорость передвижения валков 10—12 м/мин. Число проходов вал ков за цикл 2. Внедрение описанных устройств позволяет уменьшить расход бетона на 10— 15%.
36