Файл: Алексеев, В. Н. Топлива и смазочные материалы для автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

двигателя. В камере сгорания тетраэтилсвинец разлага­ ется и продукты его разложения обрывают реакции обра­ зования перекисей и этим смягчают или совсем прекраща­ ют детонацию. В автомобильные бензины вводят до 0,8 г ТЭС на 1 кг бензина.

Сгорая в двигателе, тетраэтилсвинец образует нелету­ чие соединения свинца, оседающие в виде белых или се­ рых отложений на стенках камеры сгорания, на клапанах

ина электродах свечей, вызывая засвинцовывание деталей

инарушая нормальную работу двигателя. Для предотвра­ щения этого явления к тетраэтилсвинцу добавляют специ­ альные вещества — выносители (бромистый этил, хлорнафталин). Выносители образуют с продуктами сгорания

тетраэтилсвинца летучие соединения, которые выносятся из двигателя вместе с отработавшими газами. Однако, не­ смотря на присутствие выиосителей, часть свинцовистых соединений остается в двигателях и включается в нагар, делая его опасным для здоровья рабочих, занимающихся техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей.

Тетраэтилсвинец чрезвычайно ядовит; он поражает ор­ ганизм человека через кожу, дыхательные пути и пищевой тракт. Повышенной ядовитости становится и бензин после этилирования. Для того, чтобы отличить этилированный бензин, в него добавляют краситель, придающий бензину розовый, зеленый, голубой, желтый или другой цвета. Вви­ ду сильной ядовитости этиловой жидкости бензины этили­ руются только в заводских условиях с соблюдением осо­ бых мер предосторожности.

При хранении этилированных бензинов тетраэтилсви­ нец способен разлагаться. При этом из бензина выпадает белый осадок и его октановое число понижается. Для пре­ дупреждения этого необходимо хранить бензин по воз­ можности при низкой температуре и не допускать попада­ ния в него воды.

Калильное зажигание. Детонацию в двигателях иногда путают с явлением калильного зажигания, при котором

2*

19


воспламенение смеси происходит, когда еще не закончи­ лось ее сжатие. Источником зажигания в этих случаях является не искра свечи, а раскаленные тлеющие частицы нагара или перегретые до красного каления электроды свечи. Горение смеси задолго до достижения поршнем верх­ ней мертвой точки приводит к противодавлению на пор­ шень и сопровождается появлением глухих стуков, пере­ гревом двигателя и понижением его мощности. Внешне это явление несколько похоже на детонацию. Отличие состо­ ит в том, что детонация наступает после своевременного зажигания смеси свечей и нормального ее горения (сгора­ ет нормально до 85—90% смеси), в то время как калиль­ ное зажигание происходит до появления искры.

Чтобы определить детонацию или преждевременное воспламенение, достаточно выключить зажигание. При де­ тонации двигатель тотчас остановится, а при калильном зажигании будет продолжать работать.

Калильное зажигание чаще всего наблюдается в дви­ гателях с повышенными степенями сжатия. Оно также вредно, как и детонация. Для устранения калильного за­ жигания рекомендуется остановить двигатель и дать ему несколько остыть. Для выжигания нагара, который явля­ ется главной причиной калильного зажигания, рекоменду­ ется дать двигателю поработать без нагрузки на бедной смеси с переменным режимом (при различных частотах вращения коленчатого вала двигателя автомобиля) в те­ чение 4—5 мин.

Марки автомобильных бензинов и их назначение

Марки бензинов. Нефтяная промышленность страны выпускает пять марок автомобильных бензинов: А-66, А-72, А-76, АИ-93 и АИ-98. Буква А означает, что бензин авто­ мобильный, цифры указывают минимальное октановое число бензина: при букве А — по моторному методу, при

20

буквах

 

АИ — по

иссле­

 

 

Таблица 1

довательскому

 

методу

Октановые

числа автомобильных

(табл. 1).

 

 

 

бензинов

 

 

Автомобильные

 

бен­

 

Октановое число

зины

подразделяют

на

 

 

 

 

зимние и

летние.

Зимние

Бензины

по моторному

по исследова­

бензины

отличаются

от

 

методу

тельскому

 

методу

летних

лучшей

испаряе­

 

 

 

мостью,

т. е.

более

лег­

А-66

66

Не нормиру­

ким фракционным

соста­

А-72

72

ется

То же

вом. Так, у зимних бен­

А-76

76

»

зинов температуры начала

АИ-93

85

93

перегонки

и

перегонки

АИ-98

89

98

10% относительно низкие, что позволяет пускать хо­

лодные двигатели без предварительного подогрева в зим­ них условиях эксплуатации автомобилей. У летних бен­ зинов эти температуры выше, что исключает образование «паровых пробок» при условиях работы автомобилей ле­ том (табл. 2).

В северной и северо-восточной климатических зонах, к которым относится большая часть районов строительства БАМ, всесезонно необходимо использовать зимние бензи­ ны. В средней климатической зоне с 1 апреля по 1 октяб­ ря следует использовать летние бензины, а с 1 октября по 1 апреля — зимние бензины; в апреле и октябре можно применять летние и зимние бензины или их смеси.

Автомобильные бензины бывают этилированными (за исключением бензина А-72) и неэтилированными. Этилиро­ ванные бензины окрашены в характерный цвет: А-66 в оранжевый, А-76 в зеленый, АИ-93 в синий и АИ-98 в ярко-

желтый.

1

Бензины указанных марок предназначены для

карбю­

раторных двигателей в соответствии с их конструкцией, в частности — со степенью сжатия и условиями эксплуата­ ции автомобилей (табл. 3).

21


 

 

 

 

 

Т аб л и ц а

2

Фракционный состав автомобильных бензинов

 

 

 

 

 

 

Температуры перегонки, °С, не выше

 

Количество перегоняемых фракций

Бензин А-66

Остальные

бензины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зимний

летний

зимние

летние

 

10 %

 

65

79

55

70

 

50

%

 

115

125

100

115

 

90

%

 

160

195

160

180

 

Конец перегонки

 

185

205

185

195

 

Минимальная температура пус­

—20

—15

—28

—18

 

ка холодного двигателя, °С

35—40

60-65

17-20

45—50

 

Минимальные

температуры

 

воздуха, при которых

возмож­

 

 

 

 

 

ны перебои в

работе

двигателя

 

 

 

 

 

из-за «паровых пробок», °С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

3

Назначение автомобильных бензинов для средних условий

 

 

эксплуатации автомобилей

 

 

 

 

 

С т е п е н ь с ж а ­

 

 

 

 

 

М а р к а б е н з и н а т и я д в и г а т е л я

М а р к и о с н о в н ы х м о д е л е й а в т о м о б и л е й

 

А-66

А-72

А-76

АИ-93

АИ-98

6,2 и ниже

6,2—6,5

6 ,5 -7 ,0

8,5—9,0

СО

0 1

о

о

ГАЗ-51; ГАЗ-63; ЗИЛ-150; ЗИЛ-151; ЗИЛ-164 ГАЗ-21 «Волга»; УАЗ-451; УАЗ-469;

ЗИЛ-157К

ГАЗ-53А; ГАЗ-66; ЗИЛ-130; ЗИЛ-131;

ЗИЛ-ММЗ-555 ВАЗ-2101 «Жигули»; ГАЗ-24 «Волга»; «Москвич-412»; Урал-375

Легковые автомобили высшего класса: ЗИЛ-114 и др.

22


При низких температурах возможно Использование беи* зипов с октановым числом, меньшим, чем показано в табл. 3. Так, в зимнее время, при температурах воздуха ниже минус 20°С можно применять в двигателе ЗИЛ-130 бензин А-72 вместо бензина А-76. В летних условиях, когда темпе­

ратура воздуха

выше 20—25°С,

что бывает и в районах

строительства

БАМ, возможно

возникновение детонации

в двигателях даже при употреблении бензина с октановым числом, указанным в табл. 3. В этих случаях целесообраз­ но применить бензин с несколько большим октановым числом, например, бензин А-76 вместо бензина А-72 в дви­ гателях ЗМЗ-451 автомобиля УАЗ-451.

Заменители основных марок бензина. При отсутствии требуемой марки бензина используют заменители: бензи­ ны с меньшим или большим октановым числом или их смеси.

При использовании бензина с меньшим, чем требуется октановым числом, двигатель будет работать с детонацией, для устранения которой нужна регулировка угла опереже­ ния зажигания: следует октан-корректором установить угол опережения зажигания на более позднее положение. Правильность установки зажигания проверяют пробными заездами. Угол опережения зажигания установлен правиль­ но, если возникшие в двигателе при разгоне автомобиля легкие металлические стуки пропадают в конце разгона. Если возникшая при разгоне автомобиля детонация не пропадает, то зажигание поставлено слишком раннее, а когда при разгоне автомобиля вообще детонационных сту­ ков не будет, зажигание установлено чересчур позднее.

На бензине с октановым числом большим, чем требует­ ся, двигатель будет работать без детонации. Для исполь­ зования запаса детонационной стойкости бензина целесо­ образно поставить зажигание на несколько более раннее

положение.

Например, при

эксплуатации

автомобиля

ГАЗ-53А па

бензине АИ-93 вместо А-76 надо увеличить

угол опережения зажигания на

2—4° поворота

коленча-

23


Т а б л и ц а 4

Состав смесей бензинов-заменителей

Заменяемый

Состав заменителей, % по объему

бензин

А-72 Смесь: А-66 неэтилированный—40 А-76 неэтилированный—60

А-76 Смеси: 1. А-72—75 АИ-93—25

2. АИ-93—40

Авиационный бензин Б-70—60

того вала. Это позволит повысить мощность двигателя на 2—3% и уменьшить на такую же величину расход бен­ зина. Однако при малых степенях сжатия двигателя при­ менение высокооктановых бензинов (например, бензина АИ-93 в двигателях старых марок) приводит к перегреву двигателя, падению его мощности и даже к подплавлению выпускного клапана.

В качестве заменителей, не требующих регулировок за­ жигания, применяют смеси, составленные из бензинов с меньшим и большим октановыми числами (табл. 4).

Глава 2

ДИЗЕЛЬНЫЕ ТОПЛИВА

Назначение дизельных топлив

Дизельные топлива предназначают для двухтактных и четырехтактных быстроходных дизельных двигателей, ус­ танавливаемых на автомобилях, тракторах и строительных машинах. Дизельные двигатели экономичнее карбюратор­ ных; в них до 30—35% химической энергии топлив преоб­ разуется при сжигании в полезную механическую работу.

24

Надежность и эффективность работы дизельных дви­

гателей

предопределяют

процессы

подачи

топлива

из

бака

в

камеру

сгорания,

смесеобразования

и сгорания.

Бесперебойность

подачи

зависит

от

чистоты

топлива

и

его

низкотемпературных

свойств,

на

смесеобразование

влияют вязкость и испаряемость топлива, а характер сго­ рания топливовоздушной смеси во многом зависит от воспламеняемости топлива. Долговечность дизельных дви­ гателей, помимо конструкции, режима работы и условий эксплуатации автомобилей, зависит также от качества топ­ лива, в частности — от его коррозионности.

Чистота топлива

Дизельные двигатели чрезвычайно требовательны к чистоте топлива, на которую нередко обращают мало вни­ мания.

Для того, чтобы оценить вред, причиняемый

механи­

ческими

примесями и водой дизельному

двигателю, рас­

смотрим

систему подачи топлива двигателя

ЯМЗ-236

(рис. 5).

Из топливного бака 1 топливо поступает в

фильтр 2 грубой очистки, размещенный

непосредственно

в баке.

Фильтрующий патрон фильтра

грубой

очистки

Рис. 5. Схема системы питания дизельного двигателя

25