Файл: Алексеев, В. Н. Топлива и смазочные материалы для автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
двигателя. В камере сгорания тетраэтилсвинец разлага ется и продукты его разложения обрывают реакции обра зования перекисей и этим смягчают или совсем прекраща ют детонацию. В автомобильные бензины вводят до 0,8 г ТЭС на 1 кг бензина.
Сгорая в двигателе, тетраэтилсвинец образует нелету чие соединения свинца, оседающие в виде белых или се рых отложений на стенках камеры сгорания, на клапанах
ина электродах свечей, вызывая засвинцовывание деталей
инарушая нормальную работу двигателя. Для предотвра щения этого явления к тетраэтилсвинцу добавляют специ альные вещества — выносители (бромистый этил, хлорнафталин). Выносители образуют с продуктами сгорания
тетраэтилсвинца летучие соединения, которые выносятся из двигателя вместе с отработавшими газами. Однако, не смотря на присутствие выиосителей, часть свинцовистых соединений остается в двигателях и включается в нагар, делая его опасным для здоровья рабочих, занимающихся техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей.
Тетраэтилсвинец чрезвычайно ядовит; он поражает ор ганизм человека через кожу, дыхательные пути и пищевой тракт. Повышенной ядовитости становится и бензин после этилирования. Для того, чтобы отличить этилированный бензин, в него добавляют краситель, придающий бензину розовый, зеленый, голубой, желтый или другой цвета. Вви ду сильной ядовитости этиловой жидкости бензины этили руются только в заводских условиях с соблюдением осо бых мер предосторожности.
При хранении этилированных бензинов тетраэтилсви нец способен разлагаться. При этом из бензина выпадает белый осадок и его октановое число понижается. Для пре дупреждения этого необходимо хранить бензин по воз можности при низкой температуре и не допускать попада ния в него воды.
Калильное зажигание. Детонацию в двигателях иногда путают с явлением калильного зажигания, при котором
2* |
19 |
воспламенение смеси происходит, когда еще не закончи лось ее сжатие. Источником зажигания в этих случаях является не искра свечи, а раскаленные тлеющие частицы нагара или перегретые до красного каления электроды свечи. Горение смеси задолго до достижения поршнем верх ней мертвой точки приводит к противодавлению на пор шень и сопровождается появлением глухих стуков, пере гревом двигателя и понижением его мощности. Внешне это явление несколько похоже на детонацию. Отличие состо ит в том, что детонация наступает после своевременного зажигания смеси свечей и нормального ее горения (сгора ет нормально до 85—90% смеси), в то время как калиль ное зажигание происходит до появления искры.
Чтобы определить детонацию или преждевременное воспламенение, достаточно выключить зажигание. При де тонации двигатель тотчас остановится, а при калильном зажигании будет продолжать работать.
Калильное зажигание чаще всего наблюдается в дви гателях с повышенными степенями сжатия. Оно также вредно, как и детонация. Для устранения калильного за жигания рекомендуется остановить двигатель и дать ему несколько остыть. Для выжигания нагара, который явля ется главной причиной калильного зажигания, рекоменду ется дать двигателю поработать без нагрузки на бедной смеси с переменным режимом (при различных частотах вращения коленчатого вала двигателя автомобиля) в те чение 4—5 мин.
Марки автомобильных бензинов и их назначение
Марки бензинов. Нефтяная промышленность страны выпускает пять марок автомобильных бензинов: А-66, А-72, А-76, АИ-93 и АИ-98. Буква А означает, что бензин авто мобильный, цифры указывают минимальное октановое число бензина: при букве А — по моторному методу, при
20
буквах |
|
АИ — по |
иссле |
|
|
Таблица 1 |
||
довательскому |
|
методу |
Октановые |
числа автомобильных |
||||
(табл. 1). |
|
|
|
бензинов |
|
|
||
Автомобильные |
|
бен |
|
Октановое число |
||||
зины |
подразделяют |
на |
|
|||||
|
|
|
||||||
зимние и |
летние. |
Зимние |
Бензины |
по моторному |
по исследова |
|||
бензины |
отличаются |
от |
|
методу |
тельскому |
|||
|
методу |
|||||||
летних |
лучшей |
испаряе |
|
|
|
|||
мостью, |
т. е. |
более |
лег |
А-66 |
66 |
Не нормиру |
||
ким фракционным |
соста |
А-72 |
72 |
ется |
||||
То же |
||||||||
вом. Так, у зимних бен |
А-76 |
76 |
» |
|||||
зинов температуры начала |
АИ-93 |
85 |
93 |
|||||
перегонки |
и |
перегонки |
АИ-98 |
89 |
98 |
10% относительно низкие, что позволяет пускать хо
лодные двигатели без предварительного подогрева в зим них условиях эксплуатации автомобилей. У летних бен зинов эти температуры выше, что исключает образование «паровых пробок» при условиях работы автомобилей ле том (табл. 2).
В северной и северо-восточной климатических зонах, к которым относится большая часть районов строительства БАМ, всесезонно необходимо использовать зимние бензи ны. В средней климатической зоне с 1 апреля по 1 октяб ря следует использовать летние бензины, а с 1 октября по 1 апреля — зимние бензины; в апреле и октябре можно применять летние и зимние бензины или их смеси.
Автомобильные бензины бывают этилированными (за исключением бензина А-72) и неэтилированными. Этилиро ванные бензины окрашены в характерный цвет: А-66 в оранжевый, А-76 в зеленый, АИ-93 в синий и АИ-98 в ярко-
желтый. |
1 |
Бензины указанных марок предназначены для |
карбю |
раторных двигателей в соответствии с их конструкцией, в частности — со степенью сжатия и условиями эксплуата ции автомобилей (табл. 3).
21
|
|
|
|
|
Т аб л и ц а |
2 |
|
Фракционный состав автомобильных бензинов |
|
|
|
||||
|
|
|
Температуры перегонки, °С, не выше |
|
|||
Количество перегоняемых фракций |
Бензин А-66 |
Остальные |
бензины |
|
|||
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
зимний |
летний |
зимние |
летние |
|
10 % |
|
65 |
79 |
55 |
70 |
|
|
50 |
% |
|
115 |
125 |
100 |
115 |
|
90 |
% |
|
160 |
195 |
160 |
180 |
|
Конец перегонки |
|
185 |
205 |
185 |
195 |
|
|
Минимальная температура пус |
—20 |
—15 |
—28 |
—18 |
|
||
ка холодного двигателя, °С |
35—40 |
60-65 |
17-20 |
45—50 |
|
||
Минимальные |
температуры |
|
|||||
воздуха, при которых |
возмож |
|
|
|
|
|
|
ны перебои в |
работе |
двигателя |
|
|
|
|
|
из-за «паровых пробок», °С |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
3 |
|
Назначение автомобильных бензинов для средних условий |
|
|
|||||
эксплуатации автомобилей |
|
|
|
|
|
||
С т е п е н ь с ж а |
|
|
|
|
|
||
М а р к а б е н з и н а т и я д в и г а т е л я |
М а р к и о с н о в н ы х м о д е л е й а в т о м о б и л е й |
|
А-66
А-72
А-76
АИ-93
АИ-98
6,2 и ниже
6,2—6,5
6 ,5 -7 ,0
8,5—9,0
СО |
0 1 |
о |
о |
ГАЗ-51; ГАЗ-63; ЗИЛ-150; ЗИЛ-151; ЗИЛ-164 ГАЗ-21 «Волга»; УАЗ-451; УАЗ-469;
ЗИЛ-157К
ГАЗ-53А; ГАЗ-66; ЗИЛ-130; ЗИЛ-131;
ЗИЛ-ММЗ-555 ВАЗ-2101 «Жигули»; ГАЗ-24 «Волга»; «Москвич-412»; Урал-375
Легковые автомобили высшего класса: ЗИЛ-114 и др.
22
При низких температурах возможно Использование беи* зипов с октановым числом, меньшим, чем показано в табл. 3. Так, в зимнее время, при температурах воздуха ниже минус 20°С можно применять в двигателе ЗИЛ-130 бензин А-72 вместо бензина А-76. В летних условиях, когда темпе
ратура воздуха |
выше 20—25°С, |
что бывает и в районах |
строительства |
БАМ, возможно |
возникновение детонации |
в двигателях даже при употреблении бензина с октановым числом, указанным в табл. 3. В этих случаях целесообраз но применить бензин с несколько большим октановым числом, например, бензин А-76 вместо бензина А-72 в дви гателях ЗМЗ-451 автомобиля УАЗ-451.
Заменители основных марок бензина. При отсутствии требуемой марки бензина используют заменители: бензи ны с меньшим или большим октановым числом или их смеси.
При использовании бензина с меньшим, чем требуется октановым числом, двигатель будет работать с детонацией, для устранения которой нужна регулировка угла опереже ния зажигания: следует октан-корректором установить угол опережения зажигания на более позднее положение. Правильность установки зажигания проверяют пробными заездами. Угол опережения зажигания установлен правиль но, если возникшие в двигателе при разгоне автомобиля легкие металлические стуки пропадают в конце разгона. Если возникшая при разгоне автомобиля детонация не пропадает, то зажигание поставлено слишком раннее, а когда при разгоне автомобиля вообще детонационных сту ков не будет, зажигание установлено чересчур позднее.
На бензине с октановым числом большим, чем требует ся, двигатель будет работать без детонации. Для исполь зования запаса детонационной стойкости бензина целесо образно поставить зажигание на несколько более раннее
положение. |
Например, при |
эксплуатации |
автомобиля |
ГАЗ-53А па |
бензине АИ-93 вместо А-76 надо увеличить |
||
угол опережения зажигания на |
2—4° поворота |
коленча- |
23
Т а б л и ц а 4
Состав смесей бензинов-заменителей
Заменяемый |
Состав заменителей, % по объему |
бензин |
А-72 Смесь: А-66 неэтилированный—40 А-76 неэтилированный—60
А-76 Смеси: 1. А-72—75 АИ-93—25
2. АИ-93—40
Авиационный бензин Б-70—60
того вала. Это позволит повысить мощность двигателя на 2—3% и уменьшить на такую же величину расход бен зина. Однако при малых степенях сжатия двигателя при менение высокооктановых бензинов (например, бензина АИ-93 в двигателях старых марок) приводит к перегреву двигателя, падению его мощности и даже к подплавлению выпускного клапана.
В качестве заменителей, не требующих регулировок за жигания, применяют смеси, составленные из бензинов с меньшим и большим октановыми числами (табл. 4).
Глава 2
ДИЗЕЛЬНЫЕ ТОПЛИВА
Назначение дизельных топлив
Дизельные топлива предназначают для двухтактных и четырехтактных быстроходных дизельных двигателей, ус танавливаемых на автомобилях, тракторах и строительных машинах. Дизельные двигатели экономичнее карбюратор ных; в них до 30—35% химической энергии топлив преоб разуется при сжигании в полезную механическую работу.
24
Надежность и эффективность работы дизельных дви
гателей |
предопределяют |
процессы |
подачи |
топлива |
из |
|||
бака |
в |
камеру |
сгорания, |
смесеобразования |
и сгорания. |
|||
Бесперебойность |
подачи |
зависит |
от |
чистоты |
топлива |
и |
||
его |
низкотемпературных |
свойств, |
на |
смесеобразование |
влияют вязкость и испаряемость топлива, а характер сго рания топливовоздушной смеси во многом зависит от воспламеняемости топлива. Долговечность дизельных дви гателей, помимо конструкции, режима работы и условий эксплуатации автомобилей, зависит также от качества топ лива, в частности — от его коррозионности.
Чистота топлива
Дизельные двигатели чрезвычайно требовательны к чистоте топлива, на которую нередко обращают мало вни мания.
Для того, чтобы оценить вред, причиняемый |
механи |
||
ческими |
примесями и водой дизельному |
двигателю, рас |
|
смотрим |
систему подачи топлива двигателя |
ЯМЗ-236 |
|
(рис. 5). |
Из топливного бака 1 топливо поступает в |
||
фильтр 2 грубой очистки, размещенный |
непосредственно |
||
в баке. |
Фильтрующий патрон фильтра |
грубой |
очистки |
Рис. 5. Схема системы питания дизельного двигателя
25