Файл: Алексеев, В. Н. Топлива и смазочные материалы для автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
МТ-16П. В условиях низких зимних температур наиболее целесообразно применять загущенное масло МТЗ-10п.
Характеристика масел для мощных дизельных двигате лей приведена в табл. 8 .
Если пусковые качества масел для дизельных двигате лей не отвечают температуре окружающего воздуха, не обходимо подогревать такое масло подобно тому, как это рекомендовано для масел, используемых в автомобильных карбюраторных двигателях.
Универсальное масло для двигателей
За последние годы разработано и допущено к приме нению единое долгоработающее масло марки Мбз/ЮВ (ДВ АСЗп-ЮВ).
Это загущенное масло (об этом говорит индекс 3), со держащее набор присадок, улучшающих практически все эксплуатационные свойства масла.
Вязкость масла при рабочей температуре (100°С) со ставляет 10 сСт, т. е. как у летних масел. В то же время вязкость при 0°С не более 900 сСт, т. е. меньше, чем у обычных зимних сортов масел. Поэтому данное масло ре комендуется как всесезонное с температурой холодного пуска не ниже —20°С. В дальнейшем масло будет выра батываться с улучшенными низкотемпературными свой ствами, позволяющими обеспечивать холодный пуск дви гателей до —30°С.
Наличие в масле эффективных присадок позволяет при менять его как на карбюраторных, так и на дизельных (без наддува) двигателях.
При эксплуатации автомобилей в условиях БАМ маслу M63/IOB, несомненно, должно быть отдано предпоч тение перед другими маслами для двигателей. Примене ние его сократит ассортимент масел для двигателей и об легчит техническое обслуживание системы смазки.
65
Глава 5 ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА
Требование к качеству и классификация
Требования к качеству. Трансмиссионные масла слу жат для смазывания агрегатов трансмиссии автомобилей: коробки передач, редуктора, заднего моста. Все эти агре гаты представляют собой зубчатые передачи: цилиндри ческие, конические, гипоидные и другие.
Большинство зубчатых передач смазывают методом окунания и разбрызгивания масла, находящегося в ко
робке; в агрегатах отдельных |
автомобилей (МАЗ, КрАЗ) |
|
одновременно с разбрызгиванием масло |
подается насо |
|
сом к подшипникам и на зубья шестерен. |
характеризуются |
|
Условия работы зубчатых |
передач |
высоким давлением в местах контактов зубьев, относи тельно большими скоростями перемещения трущихся по верхностей и значительными контактными температура ми. Особенно неблагоприятны условия для смазки в гипо идных передачах.
Трущиеся детали зубчатых передач, как правило, ра ботают на режиме граничной и смешанной (полужидкостной) смазки. При отсутствии масла наступает быстрый износ зубьев в результате задира и выкрашивания. По этому трансмиссионные масла, в первую очередь, должны обладать хорошими противоизносными свойствами, осо бенно противозадирными.
Необходимые противоизносные свойства трансмисси онных масел обеспечиваются:
использованием относительно высоковязких масел, так как чем больше вязкость, тем лучше его смазывающая способность;
сохранением в масле природных поверхностно-актив ных смолистых веществ, поэтому из трансмиссионных ма сел смолы не удаляют, а иногда даже используют для
66
приготовления трансмиссионных масел отходы селектив ной очистки, т. е. фактически смолистые вещества;
добавлением к трансмиссионным маслам специальных химически-активных противоизносных присадок.
Агрегаты трансмиссии изолированы от двигателя, явля ющегося источником тепла и нагрева масла, поэтому трансмиссионные масла могут нагреваться только за счет трения в передачах. Вследствие этого трансмиссионные масла сильнее, чем масла для двигателей, подвержены окружающей температуре воздуха. Через непродолжи тельное время после остановки автомобиля трансмисси онное масло охлаждается до окружающей температуры. При этом, чем ниже температура воздуха, тем быстрее наступает охлаждение масла и нарастание его вязкости. В сильно загустевшем масле шестерни вырабатывают «до
рожку», |
не |
вовлекая |
в смазывание всю |
массу |
масла |
(рис. 11, |
а). |
Поэтому |
от трансмиссионных |
масел |
требу |
ются хорошие низкотемпературные свойства, т. е. не осо бенно сильное повышение вязкости в области низких тем ператур и низкая температура застывания масла. Слиш-
Рис. 11. Влияние вязкости масла на смазывание шестерней:
а — слишком вязкое масло; б — масло нормальной вязкости; в — слишком маловязкое масло
67
ком маловязкие масла тоже брать |
нельзя, так как они, |
как это видно из рис. 11, в, сильно |
разбрызгиваются при |
вращении шестерен.
На практике для улучшения пусковых свойств масла и снижения затрат энергии па трение при работе автомоби лей применяют загущенные масла, подогрев масла перед троганием с места или, в крайнем случае, разбавление масла зимним или арктическим дизельным топливом.
Трогание автомобиля с места на затвердевшем в кар тере масле пагубно отражается на состоянии зубчатых передач, возможна даже поломка зубьев шестерни. В со ответствии с изложенными требованиями вырабатывается несколько сортов и марок трансмиссионных масел.
Классификация. В зависимости от устройства передачи трансмиссионные масла условно делят на четыре группы:
для |
передач |
с цилиндрическим и коническим зацеплени |
|||
ем, |
спирально-коническим, гипоидным |
зацеплением, а |
|||
также для гидромеханических передач. |
|
|
|||
М а с л а |
д л я |
ц и л и н д р и ч е с к и х и к о н и ч е |
|||
с к их п е р е д а ч . |
В первое время для |
указанных |
пере |
||
дач |
использовали нигрол. Это высоковязкое масло |
с боль |
шим содержанием смолистых веществ, придающих маслу черный цвет. Из-за плохих низкотемпературных свойств нигрол в настоящее время для автомобилей почти не при меняют. Он идет для тракторов и строительных машин. Вместо нигрола рекомендуется масло ТС-14,5 с лучшими низкотемпературными свойствами (минимальная темпера тура трогания автомобиля с места — 25°С).
М а с л а д л я с п и р а л ь н о - к о н и ч е с к и х п е р е дач. Для указанных передач применяют масла ТС-10- -ОТП, ТСп-14 и ТАп-15В. Их получают из экстракта (от хода) селективной очистки масел с добавкой химическиактивных присадок ОТП и Л3-23к. Числа в маркировке говорят о вязкости масла в сантистоксах при 10(ГС.
Масло ТС-Ю-ОТП рекомендуется применять для ав томобилей, эксплуатируемых в северных условиях при
68
температуре воздуха до минус 45°С. Данное масло сле дует рассматривать как основное для автомобилей, экс плуатируемых на БАМ.
Масло ТСп-14 является всесезонным маслом для ав
томобилей, |
работающих в условиях Сибири и |
Дальнего |
|
Востока (с температурой воздуха, доходящей |
до |
минус |
|
40°С). |
ТАп-15В рекомендуется применять |
при |
тем |
Масло |
пературах воздуха не ниже минус 30°С. Заменителем ма сла ТАп-15В служит масло ТАп-15.
При температуре воздуха ниже указанных пределов допускается применение трансмиссионных масел, разбав ленных арктическим дизельным топливом ДА или А. При добавке 10% топлива ДА предельная температура трогания автомобиля понижается па 10—15°С.
Во многих инструкциях и рекомендациях разбавление
масла |
топливом рассматривается как вполне обычный |
способ. |
В действительности разбавление масла — край |
няя и вынужденная мера, и поэтому нельзя забывать, что при разбавлении в масле снижается концентрация приса док, вследствие чего сильно ухудшаются его противоизносные свойства. Как только температурные условия ста нут опять благоприятными, надо немедленно слить раз бавленное масло и заправить агрегаты неразбавленным
маслом. |
г и п о и д н ы х |
п е р е д а ч . |
Гипоидное |
М а с л а д л я |
|||
масло ТС-14-ГИП |
для грузовых |
автомобилей |
(для глав |
ных передач автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66) получают из сернистых нефтей селективной очисткой при добавке сильнодействующей противозадирной присадки Хлорэф-40 и противопенной присадки. Данное масло пригодно при
температуре воздуха до —30—40°С.
М а с л а д л я г и д р о м е х а н и ч е с к и х пе р е д а ч . Данные масла выполняют две функции: смазывают зуб чатые передачи и служат для передачи усилия, причем для смазки требуется масло относительно высоковязкое,
69
а для передачи усилия — маловязкое с хорошими низко температурными свойствами. Чтобы удовлетворить тому и другому требованию, масла для гидромеханических пе редач готовят на маловязкой и низкозастывающей основе с добавкой присадок, улучшающих противоизносные, диспергирующие, антипенные и другие свойства.
Для гидромеханических трансмиссий вырабатывают два сорта масла А и Р. У масла А вязкость при 50°С рав
на 23—30 сСт и температура |
застывания |
—40°С, для |
масла Р эти показатели соответственно равны |
12—14 сСг |
|
и —45°С. |
гидротрансформаторов и |
|
Масло А применяется для |
автоматических коробок передач, а масло Р — для гид роусилителя рулевого управления и гидрообъемных пере дач. То и другое масло можно применять при температу ре воздуха до минус 40°С.
Глава 6
КОНСИСТЕНТНЫЕ СМАЗКИ
Состав и свойства смазок |
|
|
Консистентные |
(пластичные) |
смазки — это мазеобраз |
ные смазочные |
материалы. В |
количественном отноше |
нии их расходуется сравнительно немного, однако, значе ние их очень велико. При смазывании автомобилей без них обойтись нельзя. Пластичные смазки применяют в ос новном в тех узлах трения, из которых жидкие масла вытекают или доступ к которым затруднен и поэтому тре буется длительная работа без смены смазочного материа ла. В автомобиле насчитывается более двадцати узлов трения, требующих консистентных смазок. Сюда относят ступицы колес, шарнирные соединения деталей рулевого управления автомобиля, шлицы карданного вала и под шипники его крестовин и опор, подшипники ведущего ва-
70
ла коробки передач, водяного насоса, деталей электро оборудования, рессоры.
Условия применения смазок неодинаковы: в тяжелонагруженных узлах, особенно ступицах колес, смазка мо жет нагреваться до 80—120°С, все узлы трения находятся под прямым воздействием окружающего воздуха и могут охлаждаться до минус 50°С и ниже. Кроме того, многие узлы трения подвергаются влиянию воды, пыли и грязи. Чтобы удовлетворить указанным условиям применения, вырабатывают несколько видов смазок, отличающихся друг от друга составом и свойствами.
Консистентные смазки |
состоят |
из |
жидкого |
масла |
|
(80—90%) |
и загустителя |
(10—20%). Некоторые |
смазки |
||
содержат |
активирующие |
присадки, |
например, |
графит. |
|
Смазки различаются между собой |
в |
основном |
по виду |
загустителя. Загустителем в смазках, как правило, слу жат мыла, а иногда твердые углеводороды.
В быту мы пользуемся натриевым мылом, подобные
мыла |
дают натриевые |
смазки (консталины). Кроме |
|||
того, используют кальциевые, |
/ |
||||
литиевые и другие мыла. |
Если |
||||
мыло |
получено |
на |
природных |
|
|
жирах, например, хлопковом |
|
||||
масле, |
смазкн |
называют жи |
|
||
ровыми, если |
на |
синтетичес |
|
||
ких жирных кислотах — син |
|
||||
тетическими. |
|
|
масла |
|
|
При перемешивании |
|
||||
с загустителем, что происходит |
|
||||
при изготовлении смазки, час |
|
||||
тицы |
загустителя |
разбухают |
|
||
и образуют структурный кар |
|
||||
кас смазки (рис. 12). Между |
|
||||
частицами каркаса |
находится Р'1?- 12- Строение консистент- |
||||
жидкое масло. |
В |
таком |
виде |
,10и смазкп: |
|
смазка |
^ |
|
напоминает |
/ — структурный каркас из загу- |
|
грубо |
|
стителя; 2 — жидкое масло |
71