Файл: Учебное пособие Рекомендовано Советом Учебнометодического объединения по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 193
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
185
Федеральный государственный служащий – гражданин, осу- ществляющий профессиональную служебную деятельность на долж- ности федеральной государственной службы и получающий денеж- ное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств феде- рального бюджета.
Государственный гражданский служащий субъекта Российской
Федерации – гражданин, осуществляющий профессиональную слу- жебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответству- ющего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержа- ние (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.
Выделение государственных служащих в качестве особых субъ- ектов трудовых отношений характерно для большинства стран. В то же время в других странах нет такого разрыва в оплате труда госслу- жащих и других бюджетников, как в РФ. В нашей стране госслужа- щие рассматриваются как отдельная категория работников бюджет- ной сферы, на которых действие ЕТС в свое время не распространя- лось. Статус и оплата труда государственных служащих строго ре- гламентированы. Так, в ст. 2 ФЗ «О системе государственной службы
РФ» от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ сказано, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
– государственная гражданская служба;
– военная служба;
– правоохранительная служба.
Государственная гражданская служба подразделяется на феде- ральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.
Таким образом, выделены два уровня государственной службы:
– федеральная государственная служба;
– государственная служба субъекта федерации.
186
Определены особенности требований к государственным слу- жащим
94
:
– высокая компетентность и ответственность;
– высокий уровень профессиональной и общеобразовательной подготовки;
– способность принимать нестандартные решения, творческие способности;
– волевые качества;
– умение работать с большим объемом информации;
– способность выдерживать высокую нервно-эмоциональную напряженность, возрастающую с ростом ответственности.
Рассмотрим особенности государственной гражданской службы и ее оплаты, регулируемые Федеральным законом от 27.07.2004 г.
№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Данный за- кон определяет особое правовое регулирование отношений между государственным гражданским служащим и его нанимателем. В ст. 4 раскрыты основные принципы государственной службы:
приоритет прав и свобод человека и гражданина;
единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской
Федерации;
равный доступ граждан, владеющих государственным языком
Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхожде- ния, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с про- фессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
профессионализм и компетентность гражданских служащих;
стабильность гражданской службы;
доступность информации о гражданской службе;
взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
94
Экономика труда: (социально-трудовые отношения): учебник / под ред. Н.А. Вол- гина, Ю.Д. Одегова. М.: Экзамен, 2006. С. 371.
187
защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются Федеральным законом или указом Президента Россий- ской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации – законами или иными норматив- ными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 31.12.2005 г. № 1574 утвержден Ре- естр должностей федеральной государственной гражданской службы.
В Реестре должности классифицированы по категориям, группам, государственным органам.
Должности государственной гражданской службы
Выделены категории должностей государственной гражданской службы и группы должностей государственной гражданской службы.
Категории должностей государственной гражданской службы:
– руководители (руководители и заместители руководителей государственных органов и их структурных подразделений, террито- риальных органов федеральной исполнительной власти, представи- тельств государственных органов и их структурных подразделений);
– помощники (советники);
– специалисты;
– обеспечивающие специалисты.
Группы должностей государственной гражданской службы:
– высшие должности государственной службы;
– главные должности государственной службы;
– ведущие должности государственной службы;
– старшие должности государственной службы;
– младшие должности государственной службы.
Категории и группы должностей взаимосвязаны (табл. 38).
Вместо квалификационных разрядов государственным граждан- ским служащим могут назначаться классные чины. Чины госслужа- щих в России – это историческая традиция, они впервые были учре- ждены Петром I в его «Табели о рангах». Классный чин – форма ква- лификационного отличия. С одной стороны, классный чин отражает уровень сложности труда, ответственности и полномочий госслужа-
188 щего, с другой – является формой персональной оценки госслужаще- го, свидетельством уровня его личной квалификации и профессиона- лизма, проявленных при исполнении должности. В ст. 11 ФЗ от
27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» классные чины дифференцируются по группам должностей (табл. 39).
Таблица 38
Группы и категории государственной службы
Категории государственной службы
Группы государственной службы
Руководители и помощники
(советники)
Высшие должности государственной службы
Главные должности государственной службы
Ведущие должности государственной службы
Специалисты
Высшие должности государственной службы
Главные должности государственной службы
Ведущие должности государственной службы
Старшие должности государственной службы
Обеспечивающие специалисты
Главные должности государственной службы
Ведущие должности государственной службы
Старшие должности государственной службы
Младшие должности государственной службы
Таблица 39
Группы должностей государственной службы и классные чины
Группы должностей государственной службы
Классные чины
Федеральной государствен- ной службы
Государственной граждан- ской службы субъекта РФ
Высшие должности государственной службы
– действительный государ- ственный советник РФ 1 класса;
– действительный государ- ственный советник РФ 2 класса;
– действительный государ- ственный советник РФ 3 класса
– действительный государ- ственный советник субъекта
РФ 1 класса;
– действительный государ- ственный советник субъекта
РФ 2 класса;
– действительный государ- ственный советник РФ субъ- екта РФ 3 класса
Главные должности государственной службы
– государственный советник
РФ 1 класса;
– государственный советник
РФ 2 класса;
– государственный советник
РФ 3-го класса
– государственный советник субъекта РФ 1 класса;
– государственный советник субъекта РФ 2 класса;
– государственный советник субъекта РФ 3 класса
Ведущие должности государственной службы
– советник государственной службы РФ 1 класса;
– советник государственной службы РФ 2 класса;
– советник государственной службы РФ 3 класса
– советник государственной службы субъекта РФ 1 класса;
– советник государственной службы субъекта РФ 2 класса;
– советник государственной службы субъекта РФ 3 класса
189
Группы должностей государственной службы
Классные чины
Федеральной государствен- ной службы
Государственной граждан- ской службы субъекта РФ
Старшие должности государственной службы
– референт государственной службы РФ 1 класса;
– референт государственной службы РФ 2 класса;
– референт государственной службы РФ 3 класса
– референт государственной службы субъекта РФ 1 класса;
– референт государственной службы субъекта РФ 2 класса;
– референт государственной службы субъекта РФ 3 класса
Младшие должности государственной службы
– секретарь государственной службы РФ 1 класса;
– секретарь государственной службы РФ 2 класса;
– секретарь государственной службы РФ 3 класса
– секретарь государственной службы субъекта РФ 1 класса;
– секретарь государственной службы субъекта РФ 2 класса;
– секретарь государственной службы субъекта РФ 3 класса
Кроме того, в связи с прохождением гражданской службы опре- делен ряд запретов для государственных гражданских служащих.
Например, им запрещается заниматься предпринимательской дея- тельностью лично или через доверенных лиц; получать в связи с ис- полнением должностных обязанностей вознаграждения от физиче- ских и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения); выезжать в связи с исполнением должностных обя- занностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок и т.д.
Профессиональная деятельность государственных служащих осуществляется на основе должностных регламентов, которые со- держат описания квалификационных требований; должностных обя- занностей, прав и ответственности; порядок служебного взаимодей- ствия; перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом гос- ударственного органа; показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служаще- го. При проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, пла- нировании профессиональной служебной деятельности учитываются положения должностного регламента гражданского служащего. Атте- стация гражданского служащего проводится один раз в три года.
190
Квалификационный экзамен проводится в случае решения вопроса о присвоении классного чина по инициативе гражданского служащего.
В ст. 12 ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной граж- данской службе РФ» определены квалификационные требования к должностям гражданской службы, среди которых – требования к уровню профессионального образования. Для категорий
«руководи- тели», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должно- стей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие спе- циалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской служ- бы обязательным является наличие высшего образования. Для кате- гории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие среднего про- фессионального образования, соответствующего направлению дея- тельности.
Указом Президента РФ от 27.09.2005 г. № 1131 определены ква- лификационные требования к стажу для занятия должностей государ- ственной гражданской службы для федеральных государственных гражданских служащих:
– для замещения высших должностей федеральной государ- ственной гражданской службы – не менее 6 лет стажа государствен- ной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее 7 лет стажа работы по специальности;
– для замещения главных должностей – не менее 4 лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее 5 лет стажа работы по специальности;
– для замещения ведущих должностей – не менее 2 лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее 4 лет стажа работы по специальности;
– для замещения старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы – без предъявления требова- ний к стажу.
В законе Иркутской области от 04.04.2008 г. № 2-оз «Об отдель- ных вопросах государственной гражданской службы в Иркутской обла- сти» определены несколько иные требования к стажу для замещения:
– высших должностей областной гражданской службы катего- рии «руководители» и «помощники (советники)» – не менее 5 лет
191 стажа государственной гражданской службы или не менее 6 лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;
– главных и ведущих должностей областной гражданской служ- бы категории «руководители», главных должностей областной граж- данской службы категории «помощники (советники)» – не менее
4 лет стажа государственной гражданской службы или не менее 5 лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;
– ведущих должностей областной гражданской службы катего- рии «помощники (советники)», высших и главных должностей об- ластной гражданской службы категории «специалисты» – не менее
3 лет стажа государственной гражданской службы или не менее 4 лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;
– ведущих должностей областной гражданской службы катего- рии «специалисты» – не менее 2 лет стажа государственной граждан- ской службы или не менее 3 лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;
– главных и ведущих должностей областной гражданской служ- бы категории «обеспечивающие специалисты» – не менее 2 лет стажа работы по специальности, направлению подготовки;
– старших должностей областной гражданской службы катего- рии «специалисты», старших и младших должностей областной гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» – без предъявления требований к стажу.
Вознаграждение государственных служащих носит иное назва- ние, чем вознаграждение других работников (заработная плата). Госу- дарственные гражданские служащие получают денежное содержание, военнослужащие – денежное довольствие. В то же время экономиче- ское содержание понятий «заработная плата» и «денежное содержа- ние» близко – это оплата труда по трудовому договору. Одинаковы и основные функции заработной платы и денежного содержания.
Денежное содержание государственных гражданских служа- щих – это вознаграждение за труд, добросовестное и успешное ис- полнение служебных обязанностей, которое выплачивается граждан-
192 ским служащим государственными органами за счет средств бюдже- тов различных уровней
95
Как и заработная плата, денежное содержание государственных гражданских служащих состоит и постоянной и переменной частей.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из ме- сячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещае- мой им должностью гражданской службы (должностной оклад) и ме- сячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоен- ным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (дополнительные вы- платы). Данная структура денежного содержания аналогична и для федеральных государственных служащих, и для государственных гражданских служащих Иркутской области.
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин феде- ральных государственных гражданских служащих устанавливают- ся указом Президента Российской Федерации по представлению Пра- вительства Российской Федерации. По отдельным должностям граж- данской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин об- ластных гражданских служащих устанавливаются дифференцирован- но по категориям, группам и наименованиям должностей областной гражданской службы нормативным правовым актом Губернатора Ир- кутской области.
Согласно ст. 16 закона Иркутской области от 04.04.2008 г. № 2- оз «Об отдельных вопросах государственной гражданской службы в
Иркутской области», размеры должностных окладов и окладов за
95
Сазанова Н.В. Правовое регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы.
193 классный чин областных гражданских служащих не могут быть ниже размеров должностных окладов и окладов за классный чин, установ- ленных для соответствующих должностей федеральных гражданских служащих.
К дополнительным выплатам государственным служащим (как на федеральном уровне, так и на уровне Иркутской области) относятся:
1. Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу
лет на государственной гражданской службе:
– при стаже гражданской службы от 1 года до 5 лет в размере 10 %;
– при стаже гражданской службы от 5 до 10 лет в размере 15 %;
– при стаже гражданской службы от 10 до 15 лет в размере 20 %;
– при стаже гражданской службы свыше 15 лет в размере 30 %.
2. Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые
условия государственной гражданской службы в следующих размерах:
– по высшей группе должностей гражданской службы – от 150 до 200 % должностного оклада;
– по главной группе должностей гражданской службы – от 120 до 150 % должностного оклада;
– по ведущей группе должностей гражданской службы – от 90 до 120 % должностного оклада;
– по старшей группе должностей гражданской службы – от 60 до
90 % должностного оклада;
– по младшей группе должностей гражданской службы – от 30 до 60 % должностного оклада.
3. Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу
за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в
размерах и порядке, определяемых законодательством Российской
Федерации.
4. Премии за выполнение особо важных и сложных заданий, по- рядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа соот- ветствующего уровня, исполнения должностного регламента (макси- мальный размер не ограничивается).
5. Ежемесячное денежное поощрение.