Файл: Учебное пособие Томск 2020 удк 347(470571)(075. 8) Ббк 67. 404. 0(2Рос)я73 с 605 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

58 учреждениях, хозяйственных товариществах и обществах, кооперативах оно пе- редается учредителям (участникам) как ликвидационная стоимость (квота), если иное не предусмотрено законом или учредительными документами юридиче- ского лица. В общественных (религиозных) организациях, фондах, объедине- ниях юридических лиц, автономных некоммерческих организациях данное иму- щество в соответствии с учредительными документами юридического лица направляется на цели, для достижения которых была создана организация и/или благотворительные цели, а если использование имущества невозможно в указан- ных целях, оно обращается в доход государства. В некоммерческих партнерствах остаточное имущество переходит члену партнерства в виде квоты, но только в определенной части, равной его взносу в данное партнерство; остальная часть идет либо на цели, ради которых создавалось партнерство, либо на благотвори- тельные цели, либо (если имущество невозможно использовать в указанных це- лях в соответствии с учредительными документами) в доход государства.
В качестве специальных случаев ликвидации рассматриваются ликвидация
недействующих юридических лиц и банкротство. В первом случае юридическое лицо ликвидируется посредством исключения из Единого государственного ре- естра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Основанием для такой ликвидации служит: 1) непредоставление налоговой отчетности в течение последних двенадцати месяцев, предшествовавших моменту принятия регистри- рующим органом соответствующего решения; 2) неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету в указанный период времени.
Данное решение регистрирующего органа должно быть опубликовано в органах печати в течение трех дней с момента его принятия. Одновременно с решением о предстоящем исключении юридического лица должны быть опубли- кованы сведения о порядке и сроках направления заявлений кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исклю- чением недействующего юридического лица из единого государственного ре- естра юридических лиц. Данные заявления могут быть направлены в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В слу- чае направления заявлений решение об исключении недействующего юридиче- ского лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принима- ется, а юридическое лицо может быть ликвидировано в общем порядке.
Основанием для банкротства юридического лица является его неспособ- ность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обя- зательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.


59
Вопросы, связанные с банкротством юридических лиц, регулируются специаль- ным законом «О несостоятельности (банкротстве)»
1
. Банкротом может оказаться как коммерческая, так и некоммерческая организация, за исключение казенных предприятий, учреждений, политических партий, религиозных организаций. От- носительно отдельных видов юридических лиц законом установлены ограниче- ния на применение процедуры банкротства
2
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

4.5 Представительства и филиалы юридического лица
Юридические лица, как коммерческие, так и не коммерческие, вправе со- здавать вне места своего нахождения (которое определяется местом государ- ственной регистрации юридического лица) филиалы и представительства. Све- дения о представительствах и филиалах юридического лица должны указываться в ЕГРЮЛ.
Представительство – это обособленное подразделение юридического ли- ца, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиал – это обособленное под- разделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осу- ществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представи- тельства. Ни филиал, ни представительство юридическими лицами не являются.
Их правовой режим сводится к следующему:
 данные подразделения действуют на основе положений, утвержденных юридическим лицом;
 информация о них должна быть отражена в учредительных документах юридического лица;
 руководитель данных подразделений назначается на должность юриди- ческим лицом и действует на основании доверенности, которая необ- ходима для представительства перед третьими лицами;
 наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом, которое учитывается на их отдельном балансе, представляющем собой часть са- мостоятельного баланса юридического лица;
1
ФЗ РФ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // СПС «Консультант-
Плюс».
2
См., напр.: п. 13 ст. 3 ФЗ РФ от 17.07.2009 № 145-ФЗ «О государственной компании «Россий- ские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Рос- сийской Федерации»; п. 2 ст. 25 ФЗ РФ от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия рефор- мированию жилищно-коммунального хозяйства» // СПС «КонсультантПлюс».

60
 имущество данных подразделений может быть объектом взыскания по обязательствам юридического лица независимо от того, связаны ли долги юридического лица с деятельностью филиала (представительст- ва) или нет;
 по обязательствам, связанным с их деятельностью, ответственность несет юридическое лицо всем принадлежащим ему имуществом.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по главе 4
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Назовите признаки юридического лица.
2. С какого момента возникает правоспособность юридического лица?
3. Какие требования предъявляются к наименованию юридического ли- ца?
4. Какое наименование юридического лица называется фирменным?
5. Какие сведения должны содержаться в учредительном документе юри- дического лица?
6. По какому критерию юридические лица делятся на корпоративные и унитарные?
7. В чем отличие филиала от представительства.
8. По какому критерию юридические лица делятся на коммерческие и не- коммерческие организации?
9. Назовите формы реорганизации юридических лиц.
10. Что понимается под ликвидацией юридического лица?
11. C какого момента ликвидация юридического лица считается завершен- ной?


61
5 Публичные образования
как субъекты гражданского права
Субъектами гражданского права, наряду c физическими и юридическими лицами, являются публично-правовые образования (РФ, субъекты РФ, муници- пальные образования). Все виды публичных образований в рамках своих компе- тенций выступают в гражданском обороте самостоятельно и наравне с другими субъектами гражданского права. На них в полной мере распространяются общие начала гражданского законодательства. Как и другие субъекты гражданского права, публично-правовые образования обладают правоспособностью, носящей специальный характер. Поэтому они могут иметь лишь такие права и обязанно- сти, которые необходимы для реализации ими задач публичной власти.
По общему правилу, к публичным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в гражданских правоотношениях. Это означает, что, не являясь юридическими лицами, публичные образования при- равниваются к ним с позиции владения имуществом, выступления в граждан- ском обороте и т. п. Вместе с тем законодательством предусмотрены нормы, ко- торые могут быть применены исключительно к публичным образованиям или устанавливающие ограничения в их правовом режиме по сравнению с юридиче- скими лицами. Так, публично-правовые образования не могут быть получате- лями постоянной ренты (п. 1 ст. 589 ГК РФ); не могут заключать договоры роз- ничной купли-продажи (п. 1 ст. 492 ГК РФ); к ним не применяются правила, ре- гламентирующие создание и прекращение юридического лица; в отличие от юридических лиц, отвечающих по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, в состав имущества публичных образований, которым они от- вечают по своим обязательствам, не включается имущество, закрепленное за со- зданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или опе- ративного управления, а также имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности, а обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной и муници- пальной собственности, допускается только в случаях, предусмотренных зако- ном (п. 1 ст. 126 ГК РФ); государственные органы и органы местного самоуправ- ления не вправе участвовать от своего имени в хозяйственных товариществах и обществах (п. 6 ст. 66 ГК РФ); публично-правовые образования не могут быть


62 участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществе на вере (п. 5 ст. 66 ГК РФ); они не вправе прекратить свое право собственности на вещь посредством отказа от нее (ст. 236 ГК РФ).
Участие публичных образований в гражданском обороте возможно в двух формах: 1) в форме непосредственного участия, т. е. самостоятельно, с помощью соответствующих органов, наделяемых общей или специальной компетенцией, объем и содержание которой фиксируется в актах, определяющих статус этих ор- ганов. В рамках установленных компетенций органы государственной власти и местного самоуправления могут самостоятельно от имени РФ, субъекта РФ, му- ниципального образования своими действиями приобретать и осуществлять граж- данские права и обязанности; 2) опосредованно, т. е. через своих представителей.
По их специальному поручению от их имени выступают государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (напри- мер, государство заключает договор c гражданином, действующим в качестве представителя государства в органах управления акционерного общества).
Публичные образования могут участвовать в различных гражданских пра- воотношениях. Например, они активно участвуют в вещных отношениях. Госу- дарственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве соб- ственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ (собственность субъектов РФ). К муници- пальной собственности относится имущество, принадлежащее на праве соб- ственности городским и сельским поселениям, другим муниципальным образо- ваниям.
Законодательными актами определены объекты, относящиеся исключи- тельно к федеральной собственности, объекты федеральной собственности, ко- торые могут передаваться в собственность субъектов РФ, объекты муниципаль- ной собственности. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в соб- ственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, явля- ются государственной собственностью. Государство приобретает право соб- ственности как по общим основаниям, так и по специальным, только ему прису- щим (например, в результате конфискации, реквизиции, национализации; вы- купа у собственника бесхозяйственно содержимых культурных ценностей; пере- дачи в государственную собственность клада, в состав которого входят культур- ные ценности; выкупа земельного участка для государственных нужд). Законом предусмотрены специальные основания поступления в муниципальную соб- ственность бесхозяйной недвижимости (ст. 225 ГК РФ), находки (ст. 228 ГК РФ),