Файл: Учебное пособие Томск 2020 удк 347(470571)(075. 8) Ббк 67. 404. 0(2Рос)я73 с 605 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

48 наименования, допускается лишь в случаях, предусмотренных указами Прези- дента РФ, актами Правительства РФ, либо по разрешению, выданному в порядке, предусмотренном Правительством РФ
1
. За использование в своем наименовании таких слов юридическое лицо уплачивает государственную пошлину при госу- дарственной регистрации юридического лица либо при регистрации соответ- ствующих изменений его учредительных документов. В наименовании юриди- ческого лица не могут использоваться полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, преду- смотренных законом, указами Президента РФ или актами Правительства РФ. По- рядок использования в наименовании юридического лица официального наиме- нования субъекта РФ определяется нормативными правовыми актами соответ- ствующего субъекта.
Наименование коммерческого юридического лица, под которым оно вы- ступает в гражданском обороте, называется фирменным наименованием. Фир- менное наименование юридического лица определяется в его учредительном до- кументе и включается в ЕГРЮЛ при его государственной регистрации.
Помимо наименования юридическое лицо может иметь и другие средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, коммерческое обозна- чение.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государ- ственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населен- ного пункта (муниципального образования). В ЕГРЮЛ должен быть указан ад-
рес юридического лица. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в госу- дарственном реестре, а также риск отсутствия по указанному адресу своего ор- гана или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в
ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не нахо- дится по указанному адресу.
Под органом юридического лица следует понимать лицо (группу лиц), ко- торое вырабатывает, формулирует и выражает его волю. Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредитель-
1
См.: Постановление Правительства РФ от 03.02.2010 № 52 «Об утверждении Правил включе- ния в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская
Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования» // СПС «Кон- сультантПлюс».


49 ным документом юридического лица. Орган, выступающий от имени юридиче- ского лица, должен действовать в его интересах добросовестно и разумно, не вы- ходя за пределы своих полномочий. В противном случае он обязан возместить причиненные юридическому лицу убытки. Устранить или ограничить такую от- ветственность соглашением нельзя. В предусмотренных законом случаях юри- дическое лицо может участвовать в гражданском обороте через своих участни- ков (см., например, п. 1 ст. 72 ГК) и работников, действия которых по исполне- нию обязательства юридического лица считаются действиями самого юридиче- ского лица (ст. 402 ГК).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

4.2 Виды юридических лиц
По критерию цели деятельности юридические лица подразделяются на две группы: коммерческие и некоммерческие. Коммерческие организации в качестве основной цели деятельности преследуют извлечение прибыли, т. е. осуществляют предпринимательскую деятельность и распределяют полученную прибыль между своими участниками. При этом под предпринимательской деятельностью понима- ется самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи то- варов, выполнения работ, оказания услуг (ст. 2 ГК РФ). Некоммерческие органи- зации не преследуют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и тем более не распределяют ее между участниками. Основная цель де- ятельности таких организаций направленна на достижение общественных благ: социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управ- ленческих и т. п.
1
В то же время для достижения целей, ради которых они созданы, некоммерческие организации вправе осуществлять приносящую доход деятель- ность. Для этого необходимы два условия. Во-первых, возможность осуществле- ния такой деятельности должна быть предусмотрена уставом некоммерческой ор- ганизации. Во-вторых, некоммерческая организация (за исключением казенных и частных учреждений) должна иметь достаточное для осуществления такой дея- тельности имущество, рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для общества с ограниченной ответствен- ностью (на сегодняшний день это 10 тыс. руб.).
1
См. п. 2 ст. 2 ФЗ РФ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СПС «Кон- сультантПлюс».

50
В законе содержится исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться коммерческие и некоммерческие организа- ции. Так, коммерческие юридические лица создаются в форме полных товари- ществ, товариществ на вере, обществ с ограниченной ответственностью, акцио- нерных обществ, крестьянских (фермерских хозяйств), производственных ко- оперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, хозяй- ственных партнерств.
Некоммерческие организации могут существовать в форме потребитель- ских кооперативов, общественных организаций, общественных движений, рели- гиозных организаций, фондов, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, учреждений, общин коренных малочислен- ных народов РФ, автономных некоммерческих организаций, публично-правовых компаний, адвокатских палат, адвокатских образований, являющихся юридиче- скими лицами, государственных корпораций, нотариальных палат. Особенности каждой организационно-правовой формы закреплены в соответствующих ста- тьях ГК РФ, а также в специальных законах
1
В зависимости от членства как коммерческие, так и некоммерческие орга- низации подразделяются на корпоративные и унитарные. К корпоративным от- носятся организации, учредители (участники) которых обладают правом участия
(членства) в них и формируют их высший орган (хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), нотариальные палаты, товарище- ства собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государст- венный реестр казачьих обществ в РФ, общины коренных малочисленных наро- дов РФ). В связи с участием в корпоративной организации ее участники приоб- ретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. Так, например, вкладчики в товариществе на вере не вправе участвовать в управлении и ведении дел товарищества, выступать от его имени без доверенности, а также оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел товари- щества (ст. 84 ГК РФ).
1
См., напр.: ФЗ РФ от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»; ФЗ РФ от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; ФЗ РФ от
08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; ФЗ РФ от 08.05.1996
№ 41-ФЗ «О производственных кооперативах» и др.


51
В унитарных организациях учредители не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства (государственные и муниципальные унитар- ные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организа- ции, религиозные организации, публично-правовые компании, государственные корпорации).
4.3 Создание юридического лица
Как правило, для создания юридического лица согласия третьих лиц, вклю- чая государственные органы, не требуется. Однако имеются исключения. Напри- мер, в случаях, предусмотренных пп. 4 и 5 п. 1 ст. 27 ФЗ «О защите конкурен- ции»
1
при создании юридического лица потребуется предварительное согласие антимонопольного органа; решение о государственной регистрации кредитных организаций принимает Банк России
2
Юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя
(учредителей) об учреждении юридического лица. В таком решении указыва- ются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава (или указывается, что юридическое лицо будет действовать на основании типового устава), о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридиче- ского лица, об избрании (назначении) его органов. В тех случаях, когда речь идет о создании корпоративного юридического лица, в решении дополнительно ука- зываются сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учре- ждения юридического лица, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица. При создании наследственного фонда в решении об его учреждении должны быть указаны сведения об учреждении наследствен- ного фонда после смерти этого гражданина, об утверждении этим гражданином устава наследственного фонда и условий управления им, о порядке, размере, спо- собах и сроках образования имущества наследственного фонда, лицах, назнача- емых в состав органов данного фонда, или о порядке определения таких лиц. По- сле смерти завещателя нотариус направляет в уполномоченный государствен- ный орган заявление о государственной регистрации наследственного фонда с указанием имени или наименования лица (лиц), осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа фонда.
1
ФЗ РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // СПС «КонсультантПлюс».
2
См.: п. 1.3 гл. 1 разд. 1 Инструкции Банка России от 02.04.2010 № 135-И «О порядке принятия
Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче ли- цензий на осуществление банковских операций» // СПС «КонсультантПлюс».


52
Принятие решения об учреждении юридического лица сопровождается со- зданием и утверждением его учредительного документа – устава или учреди- тельного договора (для хозяйственных товариществ). В учредительном доку- менте должны содержаться сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте нахождения, порядке управления им. В учредительном документе некоммерческих организаций, а в случаях, предусмот- ренных законом, и некоторых коммерческих организаций, дополнительно ука- зывается предмет и цели деятельности юридического лица. Иные сведения, ко- торые должны содержаться в учредительном документе юридического лица, мо- гут предусматриваться специальным законом, определяющим правовое положе- ние того или иного вида юридического лица.
Юридическое лицо считается созданным c момента государственной реги- страции, т. е. c момента внесения соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц. Государственная регистрация юридического лица осу- ществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнитель- ного органа либо иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица. Государственная регистрация осуществляется уполномо- ченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (в отношении коммерческих органи- заций таким органом является Федеральная налоговая служба и ее территориаль- ные органы, а в отношении некоммерческих организаций – Министерство юсти- ции РФ и его территориальные органы; в отношении кредитных организаций –
Банк России). Порядок и сроки регистрации юридического лица определяются
ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных пред- принимателей».
Для государственной регистрации создаваемого юридического лица в ре- гистрирующий орган предоставляется пакет документов, включающий в себя за- явление о государственной регистрации; решение о создании юридического лица; учредительный документ юридического лица и документ об уплате госу- дарственной пошлины. Законом может предусматриваться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц (например, порядок регистра- ции политических партий регламентируется, в том числе, специальным законом о политических партиях; религиозных организаций – законом о свободе совести и религиозных объединениях).
Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, предусмотренных законом о государственной регистрации