Файл: Учебное пособие Томск 2020 удк 347(470571)(075. 8) Ббк 67. 404. 0(2Рос)я73 с 605 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

53 юридических лиц, и может быть оспорен в суде. Если при создании юридиче- ского лица были допущены грубые нарушения закона, носящие неустранимый характер, государственная регистрация юридического лица может быть призна- на судом недействительной.
Убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистра- ции юридического лица, уклонением от государственной регистрации, включе- нием в ЕГРЮЛ недостоверных данных о юридическом лице либо нарушением порядка государственной регистрации по вине уполномоченного государствен- ного органа, возмещаются за счет казны РФ.
С момента государственной регистрации у юридического лица возникает единая праводееспособность, которую обычно именуют правоспособностью, по- нимая под ней и дееспособность (ст. 49 ГК РФ). Различают общую и специаль- ную правоспособность юридических лиц. Общая правоспособность означает, что юридическое лицо может иметь гражданские права и нести обязанности, не- обходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных за- коном. Именно такой правоспособностью обладают коммерческие организации, кроме унитарных предприятий, коммерческих организаций, правоспособность которых ограничена законом (банки, страховые организации) и коммерческих организаций, правоспособность которых ограничена учредительным докумен- том.
Специальная правоспособность означает, что юридическое лицо имеет гражданские права и несет обязанности, соответствующие тем целям деятельно- сти, которые предусмотрены в их учредительном документе. Такой правоспособ- ностью обладают некоммерческие организации и некоторые коммерческие, о ко- торых было сказано выше. Отдельными видами деятельности юридические лица как с общей, так и со специальной правоспособностью могут заниматься лишь при наличии специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируе- мой организации (СРО) или выданного ей свидетельства о допуске к определен- ному виду работ. Право юридического лица на лицензируемую деятельность воз- никает с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и прекраща- ется по истечении срока действия лицензии, если иное не установлено законом или иными правовыми актами
1
Любое юридическое лицо может быть ограничено в правах только в слу- чаях и в порядке, предусмотренных законом. Так, например, на основании
1
См.: ФЗ РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ //
СПС «КонсультантПлюс».


54 ст. 295 ГК унитарные предприятия не вправе самостоятельно распоряжаться не- движимым имуществом. Любое ограничение, не соответствующее закону, может быть обжаловано в суде. Ограничение правоспособности может устанавливаться путем указания на виды деятельности, которыми отдельные юридические лица заниматься не могут. Так, например, банкам запрещено совершать операции по производству и торговле материальными ценностями, а также страхованию
1
Ограничения в правах юридических лиц могут быть связаны с их реорганизацией и ликвидацией. Например, в период ликвидации юридического лица не допуска- ется государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные доку- менты ликвидируемого юридического лица.
Правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения в
ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица.
4.4 Способы прекращения юридического лица
Прекращение юридического лица может произойти в результате его реор-
ганизации (за исключением такой ее формы, как выделение, которая направлена исключительно на создание нового юридического лица)и ликвидации.
Законодательное определение реорганизации юридического лица отсут- ствует, однако в цивилистической доктрине под ней принято понимать установ- ленную законом процедуру перехода прав и обязанностей одних юридических лиц к другим в порядке универсального правопреемства.
Существует пять форм реорганизации: слияние, присоединение, разделе- ние, выделение и преобразование. При слиянии на месте нескольких юридиче- ских лиц, прекращающих свою деятельность, возникает новое юридическое лицо; при этом права и обязанности каждого из сливающихся юридических лиц переходят к вновь возникшему юридическому лицу. При присоединении на месте нескольких юридических лиц остается лишь одно, к которому переходят права и обязанности присоединенных юридических лиц. При разделении на месте одного юридического лица, прекращающего свою деятельность, возникают несколько юридических лиц. При выделении из состава одного юридического лица, сохра- няющего свою деятельность, возникает еще одно или несколько юридических лиц. Данная форма реорганизации юридического лица, как уже было сказано, не
1
См.: ст. 5 ФЗ от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // СПС «Консуль- тантПлюс».


55 приводит к прекращению юридического лица. Преобразование юридического лица означает изменение его организационно-правовой формы.
Законом допускается смешанная реорганизация, то есть одновременное со- четание различных её форм, равно как допускается одновременная реорганиза- ция нескольких юридических лиц, созданных в разных организационно-право- вых формах. Свобода реорганизации может быть ограничена законом. Так, в от- ношении отдельных видов юридических лиц ограничивается их право на преоб- разование. Например, общество с ограниченной ответственностью может быть преобразовано только в акционерное общество, хозяйственное товарищество или производственный кооператив; акционерное общество вправе преобразо- ваться в общество с ограниченной ответственностью, хозяйственное товарище- ство или производственный кооператив; производственный кооператив может быть преобразован исключительно в хозяйственное товарищество или общество; ассоциация (союз) вправе преобразоваться в фонд, автономную некоммерческую организацию, общественную организацию, а религиозные организации вообще не могут подлежать преобразованию, так же как и фонды (за исключением него- сударственных пенсионных фондов).
Реорганизация юридического лица может производиться как в доброволь- ном порядке (по решению его учредителей (участников), уполномоченного на это органа юридического лица), так и в принудительном порядке (в форме раз- деления и выделения) по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда (например, по предписанию антимонопольного органа в отношении организаций, занимающих доминирующее положение на рынке и си- стематически осуществляющих монопольную деятельность). Реорганизация в форме слияния, присоединения и преобразования не может быть осуществлена в принудительном порядке, но требует в ряде случаев согласования с государ- ственными органами, в частности антимонопольными.
Реорганизация юридического лица оформляется передаточным актом, в котором должны содержаться сведения о правопреемстве по всем обязатель- ствам реорганизованного юридического лица, а также о порядке определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, воз- никновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт. Кроме того, реорганизация в форме слияния и присоединения дополнительно предусматривает заключение соответствующих договоров о сли- янии и присоединении.


56
Сведения о реорганизации юридического лица публикуются в журнале
«Вестник государственной регистрации». Кроме того, законом может быть предусмотрена обязанность реорганизуемого юридического лица уведомить в письменной форме своих кредиторов о реорганизации
1
. Последние вправе потре- бовать досрочного исполнения юридическим лицом его обязательств и возмеще- ния причиненных этим убытков. Процедура реорганизации завершается внесе- нием в государственный реестр сведений о возникших и прекративших суще- ствование юридических лицах.
Ликвидация юридического лица – это процедура, направленная на прекра- щение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в по- рядке универсального правопреемства к другим лицам. Ликвидация может быть осуществлена: 1) в добровольном порядке по решению его учредителей (участ- ников) либо уполномоченного органа (например, по причине нецелесообразно- сти дальнейшего существования; истечения срока, на который было создано юридическое лицо; достижения цели, ради которой было создано юридическое лицо) и 2) в принудительном порядке в результате грубых и неустранимых нару- шений закона, осуществления деятельности без лицензии, осуществления запре- щенной законом деятельности и др. Например, общество с ограниченной ответ- ственностью может быть принудительно ликвидировано, если число его участ- ников превысит установленный законом предел (50 человек) и при этом не про- изойдет преобразование в акционерное общество или производственный коопе- ратив.
Принявший решение о ликвидации обязан письменно уведомить об этом регистрирующий орган с целью внесения в государственный реестр записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубли- ковать соответствующие сведения в журнале «Вестник государственной реги- страции». Далее назначается ликвидационная комиссия (ликвидатор), к которой переходят полномочия по управлению делами ликвидируемого юридического лица. В обязанность ликвидационной комиссии входит публикация сведений о ликвидации юридического лица, о порядке и сроке заявления требований креди- торами (этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации). По окончании срока для предъявления требований кредиторами составляется про- межуточный ликвидационный баланс, в котором отражаются сведения о перечне
1
В частности, такая обязанность предусмотрена ст. 51 ФЗ «Об обществах с ограниченной от- ветственностью», ст. 15 ФЗ «Об акционерных обществах», ст. 23.5 Закона «О банках и бан- ковской деятельности» и др.


57 и результатах рассмотрения требований кредиторов; о составе имущества лик- видируемого юридического лица.
Требования кредиторов удовлетворяются в порядке очередности (вне оче- реди удовлетворяются требования, связанные с погашением текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации юридического лица):
 в первую очередь удовлетворяются требования граждан, связанные с возмещением вреда жизни или здоровью, компенсацией сверх возме- щения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объ- екта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасности эксплуатации здания или сооружения, а в случае ликвидации банка – требования граждан по заключенным дого- ворам банковского вклада, банковского счета, а также требования ор- ганизаций, осуществляющих функции по обязательному страхованию вкладов физических лиц;
 во вторую очередь производится выплата выходных пособий и оплата труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору; вы- плата авторского вознаграждения;
 в третью очередь погашаются обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды;
 в четвертую очередь осуществляются расчеты с другими кредиторами.
Требования кредиторов первой и второй очереди удовлетворяются со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а третьей и четвертой – по истечении месяца со дня его утверждения. Требования каждой очереди удо- влетворяются после удовлетворения требований кредиторов предыдущей оче- реди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.
При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, ко- гда юридическое лицо в силу закона не может быть признано банкротом (напри- мер, казенное предприятие, учреждение, политическая партия, религиозная ор- ганизация, публично-правовая компания), оно распределяется между кредито- рами соответствующей очереди пропорционально их требованиям.
По итогам расчетов с кредиторами составляется окончательный ликвида- ционный баланс. Судьба имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами
(остаточное имущество), решается по-разному. Так, в унитарных предприятиях,