Файл: Основы безопасности жизнедеятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Талон-уведомление состоит из двух частей, имеющих единый регистрационный номер. Отрывная часть талона-уве­домления с указанием даты получения заявления и сведений о должностном лице, его принявшем, немедленно вручается заявителю. Корешок талона, содержащий сведения о харак­тере заявления и данных о заявителе, остается у должност­ного лица.

По поступившему заявлению (сообщению) о преступле­нии в установленный законом срок должно быть принято од­но из следующих решений:

    1. Возбуждено уголовное дело.

    2. Заявление (сообщение) передано по подследственности или подсудности в другой орган.

    3. Отказано в возбуждении уголовного дела.

О принятом решении письменно уведомляется лицо, уч­реждение, предприятие или общественная организация, от которой поступило заявление или сообщение.

Действия сотрудников органов внутренних дел, связанные с принятием и рассмотрением заявлений и сообщений о пре­ступлениях могут быть обжалованы начальнику соответствую­щего органа внутренних дел, в вышестоящий орган внутрен­них дел, прокурору и в исполнительные комитеты Советов народных депутатов по месту совершения преступления, а также в другие компетентные органы по усмотрению граждан.

2.3.4. Толпа и безопасность

Социальная жизнь человека отливается в великое множе­ство самых разнообразных форм. Некоторые из них обыден­ны и привычны. Другие серьезно отличаются от того, что принято считать повседневной нормой. Существуют формы по­ведения сугубо индивидуализированные, целиком или в зна­чительной степени зависящие от воли, желаний или нужд ин­дивида. Но есть и такие, в которых проявления воли, жела­ний и нужд. отдельного человека оказываются серьезно ог­раниченными прямым или опосредствованным влиянием других людей. Такое поведение в социальной психологии приня­то называть внеколлективным, т. е. поведение групп людей возникающее в результате психического взаимодействия меж­ду ними вне коллективов и целесообразной коллективной деятельности. Люди составляющие эти группы, сохраняют свою индивидуальность, но их поступки оказываются во мно­гих чертах схожими.

Формы внеколлективного поведения разнообразны. Нас будет интересовать только толпа — контактная внешне не ор­ганизованная общность, отличающаяся высшей степенью кон­формизма ее индивидов, действующая крайне эмоционально» и единодушно, а порой и агрессивно.

Представление о толпе прежде всего рождается из лич­ного опыта. Каждый либо бывал в толпе, либо видел ее поведение со стороны. Иногда, поддавшись простому человече­скому любопытству, люди присоединяются к группе, рассмат­ривающей и обсуждающей появление пожарных машин около дома, из которого валит дым. Возрастая количественно, за­ражаясь общим-настроением, люди, составляющие эту груп­пу, постепенно превращаются в «нестойкое, неорганизованное скопление людей» или толпу.


Понятие «толпа» охватывает ряд сходных, но далеко не­одинаковых явлений внеколлективного поведения. По харак­теру осуществляемого поведения можно выделить несколько классов толпы:

— случайную толпу, которую составляют зеваки, собрав­шиеся около места уличного происшествия; 92

  • экспрессивную толпу, представляющую собой группу людей, совместно выражающих радость или горе или про­тест;

  • действующую толпу, т. е. осуществляющую активные действия относительно конкретного объекта.

Действующая толпа, в свою очередь, может быть агрес­сивной (погромщики, участники националистических выступ­лений), спасающейся (люди, подвергнувшиеся панике в сти­хийном бедствии, катастрофе и т. д.) и, наконец, экстатиче­ская толпа, доводящая себя до исступления в совместных действиях как это, например, происходит в молодежных ауди­ториях во время выступления «королей» рок-н-ролла.

Под воздействием совокупно влияющих факторов, толпа одного вида может трансформироваться в толпу другого вида. Так, случайная толпа может превратиться в действующую, а агрессивная — в спасающуюся и т. д. Наиболее харак­терным случаем такой трансформации является превращение случайной толпы в действующую с признаками агрессивности.

Спонтанно толпа образуется в результате какого-либо происшествия, которое привлекает внимание людей и про­буждает в них интерес. Будучи взволнованным этим событи­ем, индивид, присоединившийся к группе собравшихся, уже готов утратить некоторую часть своего обычного самооблада­ния и получать возбуждающую информацию от объекта ин­тереса. Начинается циркулярная реакция, побуждающая собравшихся к проявлению более или менее одинаковых эмоций и к удовлетворению новых эмоциональных потребностей через психическое взаимодействие. Циркулярная реакция со­ставляет первый этап формирования толпы.

Второй этап начинается вместе с началом процесса кру­жения, в ходе которого чувства еще больше обостряются и возникает состояние готовности к реагированию на информа­цию, поступающую от присутствующих. Внутреннее напряже­ние индивидов, возбужденных событием, побуждает их к дви­жению и разговору друг с другом. В процессе кружения на основе продолжающейся и интенсифицирующейся циркуляр­ной реакции возбуждение нарастает. Люди оказываются предрасположенными не только к совместным, но и к немед­ленным действиям.


Процесс кружения подготавливает собой третий этап фор­мирования действующей толпы. Этот этап — появление ново­го общего объекта внимания, на котором фокусируются импульсы, чувства и воображение людей. Если первоначально общий, объект интереса составляла возбуждающее событие, собравшее вокруг себя людей, то на этом этапе новым объек­том становится образ, создаваемый в процессе кружения в разговорах участников толпы. Этот образ является продук­том группового творчества он разделяется всеми, дает ин­дивидам общую ориентацию и выступает в качестве объекта, совместного поведения. Возникновение такого воображаемого объекта становится фактором, сплачивающим толпу в еди­ное целое,

Последний этап в формировании действующей толпы со­ставляет активизация индивидов через дополнительное сти­мулирование путем возбуждения импульсов, соответствующих общему воображаемому Объекту. Такое на основе внуше­ния стимулирование происходит чаще всего как результат руководства лидера и побуждает индивидов, составляющих, толпу, приступить к конкретным, часто агрессивным дейст­виям.

У индивида, оказавшегося в толпе, изменяется психическое, состояние в сторону: повышения эмоциональности восприя­тия всего, что он видит и слышит; повышения внушаемости и соответственного уменьшения степени критичности отноше­ния к самому себе и способности рациональной переработки воспринимаемой информации; подавления чувства ответст­венности за собственное поведение; появления чувства силы и сознания анонимности.

В различных видах толпы степень изменения психическо­го состояния индивида будет меняться в зависимости от си­туационных, субъективных и социальных факторов.

Как обезопасить себя при нахождении в толпе?

  1. Если вы оказались здесь случайно, постарайтесь не привлекать к себе внимания, высказывая свое мнение о происходящем. Не пользуйтесь фотоаппаратом и держитесь по­дальше от центра толпы, стен, решеток и других мест, где вам могут нанести травму в давке. При наличии опасности для вас немедленно уходите, приготовив документы для про­верки при оцеплении сотрудниками милиции места сбора толпы. Избегайте парковать машину, во время массовых вол­нений на главных улицах, вблизи магазинов, отделений ми­лиции, чтобы не подвергнуть ее опасности быть перевернутой или сожженной.

  2. Держитесь подальше от групп экстремистски настроен­ных людей или милиции, против которой зачастую бывает

  3. 94


направлено недовольство толпы (вы можете случайно постра­дать). Нежелательно также находиться около трибуны или микрофона, мусорных контейнеров, бесхозных вещей, в кото­рых могут находиться взрывные устройства для организации провокации.

  1. При возникновении беспорядков и паники крепко дер­житесь на ногах, стараясь не упасть. Избавьтесь от галсту­ка, длинного шарфа, чтобы избежать удушья, застегните на одежде все «молнии», пуговицы, чтобы быть «обтекаемым» в толпе. Упав на землю свернитесь клубком на боку, защи­щая голову предплечьями, а кистями рук прикрывая затылок.

  2. Если толпа побежала и увлекла вас — позвольте нести себя. Глубоко вздохните, согните руки в локтях и направьте их в стороны, оберегая грудь от сдавливания. При любой воз­можности постарайтесь выбраться из свалки.

5. Если вас задерживают сотрудники милиции, не пытай­тесь доказывать на месте случайность вашего присутствия или сопротивляться задержанию, выполняйте все их указа­ния, не бегите, выражайте всем своим видом нейтралитет.


III. ВЫЖИВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

В УСЛОВИЯХ АВТОНОМНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

Способность человека успешно противостоять окружающей природной среде, пожалуй, одно из древнейших его качеств. Тысячелетия назад он научился защищать себя от холода и зноя, строить себе жилище из снега и ветвей деревьев, добы­вать огонь трением, отыскивать съедобные плоды и коренья, охотиться на птиц и зверей с помощью ловушек и западней. Но прошли столетия, и человек, вкусив блага цивилизации, стал постепенно отдаляться от природы и утрачивать навыки, приобретенные многими поколениями предков. Являясь чле­ном общества, он привык к мысли, что многие его потребно­сти (жилье, одежда, пища, вода и т. д.) обеспечивают окру­жающие, люди, что кто-то постоянно заботится об удовлетворении его нужд, что в той или иной неблагоприятной ситуа­ции он всегда может рассчитывать на чью-то помощь. И дей­ствительно, в повседневной жизни человеку не приходиться ломать себе голову над тем, как укрыться от жары или холода, чем и где утолить жажду и голод. Заблудившись в не­знакомом городе, он без труда получит нужную информацию, заболев, обратится за помощью к врачам.

Однако и в наш век научно-технического прогресса неред­ки случаи, когда человек, в результате сложившихся обстоя­тельств, попадает в условия автономного существования, благоприятный исход которого во многом определяется уме­нием выживать.

Изначально слово «выживать» употреблялось в совершен­но конкретном смысле, обозначая «остаться в живых, уце­леть, уберечься от гибели». Ныне под выживанием понимают активные целесообразные действия, направленные на сохра­нение жизни, здоровья и работоспособности в условиях авто­номного существования.

Эти действия заключаются в преодолении психологиче­ских стрессов, проявлении находчивости и изобретательности использования аварийного снаряжения и подручных средств для защиты от неблагоприятного воздействия факторов при­родной среды и обеспечения потребностей организма в пище и воде.

Главный постулат выживания — человек может и должен «сохранить здоровье и жизнь в самых суровых физико-геогра­фических условиях, если он сумеет использовать в своих интересах все, что дает окружающая среда.

Основа выживания — прочные знания в самых различных областях, начиная с астрономии и медицины и кончая ре­цептурой приготовления блюд из гусениц. Отсутствие необхо­димых знаний не могут подменить ни энтузиазм, ни физиче­ская выносливость, ни даже наличие запасов продуктов и -аварийного снаряжения. Коробок спичек не спасет от замер­зания, если человек не знает, как правильно развести костер под дождем. Риск навсегда остаться в болоте возрастает многократно, если не знать правил преодоления болотистых участков. Желательно не просто знать, как вести себя в той или иной ситуации, но и уметь это делать. Когда положение станет угрожающим, поздно начинать учиться.