Файл: Основы безопасности жизнедеятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Зависимость между силой стресса и работоспособностью схематически можно представить в следующем виде: по мере возрастания эмоционального напряжения работоспособность и возможности человека повышаются по сравнению со спо­койным состоянием (так называемый мобилизующий эффект стресса), доходит до максимальной величины, а затем начи­нает падать. При этом в первую очередь затрудняются вос­приятие (оценка обстановки) и мышление (принятие реше­ния), причем тем больше, чем сложнее ситуация. С увеличе­нием напряжения появляются ошибки в выполнении отдель­ных операций или их пропуски, стремление перейти к наибо­лее простым действиям, прочно закрепленным в предыдущей практике. Иногда при этом оживают старые, но уже непри­годные в данной обстановке навыки — человек действует как бы по шаблону, автоматически, подчас не сознавая, что он делает. При еще более сильном стрессе появляется чувство растерянности и невозможности сосредоточиться на выпол­няемой деятельности, а также лишние, импульсивные движе­ния и действия, либо наоборот, резкая скованность, затормо­женность.

Однако указанная схема весьма условна и отражает лишь самые общие, усредненные для всех ..людей закономерности. . В то же время влияние стресса на поведение и возможности конкретного человека, изменение его работоспособности чрез­вычайно индивидуальны. Есть люди, которые действуют наиболее эффективно именно в состоянии высокого эмоциональ­ного напряжения — на экзаменах, ответственных соревнова­ниях, в аварийной обстановке, при опасности и т. д. А дру­гих подобные ситуации психологически демобилизуют, на­ступает своеобразный «психологический шок»: появляются сильная заторможенность либо беспорядочные импульсивные поступки, неспособность к разумным действиям (паника).

Факторы, которые могут вызвать панику, многообразны и по обобщенным признакам их объединяют в три группы — физиологических, психологических и социально-психологиче­ских причин. К первой группе факторов относят явления, спо­собствующие возникновению условий, которые физически ос-.

лабляют людей. К ним относятся: усталость и физическая депрессия, голод и опьянение, долгая бессонница или пред­шествовавшее психическое потрясение. Каждая из этих при­чин серьезно ослабляет способность людей быстро и пра­вильно оценивать внезапно возникшую ситуацию.

Во вторую группу факторов, ведущих к панике, включая ют такие психологические явления, как крайнее удивление, большая неуверенность, внезапный страх, чувство изоляции, сознание бессилия перед неотвратимой опасностью. Эти фак­торы вместе с явлениями социально-психологического поряд­ка— отсутствием групповой солидарности, дефицитом инфор­мации, снижающей личностные напряжения, или избытком информации, нагнетающей такие напряжения, также при­водят к уменьшению возможностей рациональной психиче­ской деятельности людей и правильной оценки ситуации. Эти причины, порознь и все вместе, порождают высокое эмоцио­нальное напряжение и лихорадочную работу воображения, нагромождающего страхи. Страх обычно определяют как эмоциональный процесс, который охватывает все существа, воспринимающие признаки непосредственной или отдаленной опасности, будь она реальной или мнимой. Это более чем простой оповещающий сигнал — он прямо связан с защитным действием. Эта реакция крайне полезна, так как представля­ет собой первый шаг в механизме само- и коллективной за­щиты. Страх в каждый данный момент должен стимулиро­вать поиск правильного или, по крайней мере, наименее вред­ного решения.


1.3. Личностные факторы безопасности

В ходе эволюционного и социального развития у человека выработалась и сформировалась естественная система защи­ты от опасностей/Эта система отличается совершенством, но имеет определенные пределы, что вызывает необходимость использования технических средств обеспечения безопасности жизнедеятельности в современной техно-социальной среде.

К личностным факторам, обуславливающим способность человека противостоять опасности, относят: психобиологический фактор, вытекающий из природных свойств психики ин­дивида и проявляющийся в бессознательной регуляции; фак­торы психофизиологического качества личности; факторы со­циально-психологического качества личности.

Психобиологический фактор проявляется довольно слож­но. Человеку, как известно, присущ целый комплекс безус­ловных рефлексов (инстинктов), которыми он неосознанно •отвечает на различные опасности, угрожающие его организ­му (инстинкт самосохранения). Так, при возникновении опас­ности повреждения закрываются глаза, отдергивается рука и т. д.

Вторым фактором, определяющим реакцию человека на опасность являются психофизиологические качества и состоя­ния человека. Эти качества проявляются в чувствительности, •человека к обнаружению сигналов опасности, в его скорост­ных возможностях по реагированию на такие сигналы, в его эмоциональных реакциях на опасности и т. п.

Рассматривая организм человека с точки зрения воздей­ствия на него вредных и опасных факторов в процессе дея­тельности, выделяют собственно тело человека и такие анализаторы, как кожный покров, органы зрения, слуха, дыхания, обоняния, вкусовой чувствительности, а также системы дыхания, мышечную, кровообращения, костную, нервную и др. Любой анализатор организма состоит из рецепторов — концевых образований нервов, которые превращают энергию раздражителя в нервные импульсы. Нервные импульсы со скоростью 120 м/с передаются в кору головного мозга. По­этому анализаторы называют чувствующими приборами орга­низма. Не всякий раздражитель, воздействующий на анализа­тор, вызывает ощущение. Чтобы оно возникло, интенсивность раздражителя должна достичь определенной величины, которую называют нижним абсолютным порогом чувствительно­сти. Интенсивность раздражителя, после которого вызыва­ется боль и нарушается адекватная (нормальная) деятель­ность анализатора, называется верхним порогом чувстви­тельности. Минимальная разность между интенсивностями двух раздражителей, которая вызывает едва заметное разли­чие ощущений, называется дифференциальным порогом, или порогом различения. Величины порогов чувствительности не стабильны даже у одного человека. Они зависят от многих факторов, часто трудно учитываемых. Время от начала воз­действия раздражителя до появления ощущения получило название латентного (скрытого) периода.


Тело человека характеризуется формой и размерами. Эти размеры называют антропометрическими характеристиками. Различают статические (соматические) , и динамические ха­рактеристики. К соматическим относят размеры тела и его

32

отдельных частей в положении стоя или сидя, к динамиче­ским — силу косно-мышечной системы, углы вращения в суставах, изменение размеров при перемещении части тела в пространстве. Антропометрические характеристики необходи­мы при решении многих вопросов безопасности. С учетом этих показателей конструируют ограждения, определяют безопас­ные расстояния, размеры проходов, лазов, люков, а также эргонометрические требования к рычагам управления, обо­рудованию, кабинам водителей, рабочему месту при выполне­нии работ сидя или стоя.

Кожный покров тела осуществляет функции защиты от механических повреждений и участвует в терморегуляции организма. Кроме того, он выступает как анализатор, обес­печивающий восприятие прикосновения (тактильная чувстви­тельность), вибраций, боли, тепла, холода.

Характерная особенность кожной чувствительности — бо­левые ощущения. Биологический смысл боли в том, что она является сигналом об опасности и мобилизует организм на борьбу за самосохранение. Под влиянием болевого сигнала перестраивается работа всех систем организма и повышается его реактивность.

Вкусовые и обонятельные ощущения отражают свойства веществ. В отдельных случаях они могут сигнализировать че­ловеку о содержании в воздухе ряда веществ в количествах долей миллиграмма на литр. Абсолютные пороги вкусового анализатора примерно в 10 000 раз выше, чем обонятельные.

Вибрационная чувствительность, по мнению большинства исследователей, обусловлена теми же рецепторами, что и тактильная. Диапазон вибрационной чувствительности нахо­дится в интервале от 1 до 12 000 Гц с наибольшей чувстви­тельностью в диапазоне от 200 до 250 Гц.

Температурная чувствительность кожи зависит от ее температуры. Когда определенная область кожи адаптирует­ся и становится нечувствительной к внешней температуре, то говорят, что температура среды находится на физиологиче­ском нуле. Температура кожи несколько ниже температуры тела, равной 36 — 37° С. На лбу здорового человека она со­ставляет 34 — 35, на лице 20 — 25, на животе 34, на стопах ног 25 - 27° С. Для тепловых рецепторов нижний порог чув­ствительности примерно равен 0,2° С, для холодовых — 0,4° С. Порог различения составляет около 1° С.


Органы дыхания (легкие, дыхательные пути) человека служат для процесса газообмена. В результате кровь чело-

33 века обогащается кислородом, а наружу выделяется углекислый газ. Если вдыхаемый воздух содержит 21% кислорода, то выдыхаемый l6%. В сутки в кровь поступает до 500 л кислорода и выделяется 400 л углекислого газа.

Органы зрения и слуха наиболее активно участвуют в обеспечении безопасности. Так, через орган зрения человек, получает до 90% информации об окружающей среде, в том числе о ситуации на рабочем месте через средства отображе­ния информации: табло, шкалы приборов и т. п. Значитель­ную часть информации об окружающем мире человек полу­чает с помощью звуковых сигналов. Слуховой аппарат чело­века обладает способностью различать высоту, громкость и тембр звуков, а также воспринимать положение тела в про­странстве, что имеет важное значение в обеспечении безопас­ности.

Косно-мышечная система характеризуется прочностью костей к воздействию на них внешних сил и мышечной си­лой. Сила мышц различна и зависит от пола, состояния ор­ганизма, характера выполняемых работ..

Кровообращение — непременное условие жизнедеятельно­сти организма. При остановке кровообращения смерть на­ступает через несколько минут, так как головной мозг весьма чувствителен к недостатку крови, а точнее к недостатку кислорода. В организме человека находится около 5 л крови. Потеря примерно половины ее приводит к смерти. Однако свойство крови свертываться в области ран препятствует ее потере при ранениях.

Нервная система управляет всеми физиологическими функциями организмами связывает его с внешней средой. Всякого рода изменения в окружающей среде (колебания температуры, давления, состава воздуха и т. д.), воздействуя на нервные импульсы, передаются ими соответствующим ор­ганам для регулирования их деятельности, первую очередь это касается сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.

Характеризуя функционирование анализаторов человека и его систем, отметим, что в реальных условиях деятельности на них действуют одновременно несколько раздражителей, влияющих на всю систему анализаторов. При этом установ­лено, что зрительный анализатор чувствителен не только к свету, но и к действию запахов, высокой температуры, вибра­ции, шуму. При наличии этих факторов чувствительность зри­тельного аппарата снижается. Подобное явление наблюдает­ся и у других анализаторов. 34

Наряду с перечисленными характеристиками для обеспе­чения безопасности деятельности большое значение имеет психическое состояние личности, которое зависит от состоя­ния здоровья, степени утомления, эмоционально-волевой ус­тойчивости. Так, например, люди эмоционально неуравнове­шенные остро реагируют на опасные ситуации, особенно воз­никающие неожиданно, и часто принимают ошибочные реше­ния, допускают ошибки в предметных действиях и из-за это­го попадают в несчастные случаи.


Способность человека противостоять опасности в процессе деятельности существенно зависит от третьего фактора — социально-психологических качеств личности. Социально-пси­хологические качества личности определяются, прежде всего, отношением к выполняемой работе, мотивами деятельности, уровнем подготовки к данному виду деятельности, возраста и стажа работы.

Сегодня экспериментально доказано, что такие социально- психологические качества, как нетолерантность к правилам, неуважение и недостаточная чувствительность к людям, ока­зываются тесно связанными с низкой защищенностью от опасностей. Установлено, что люди эгоцентрического типа (воспринимающие себя в центре мира, а остальных людей лишь как свое окружение), отличаются повышенной агрес­сивностью по отношению к другим людям, чаще остальных попадают в несчастные случаи.

Социально-психологические качества личности в значи­тельной мере определяют поведение человека в различных сферах деятельности, в том числе его неправильные, ошибоч­ные, неосторожные действия, или бездействия, отрицательно влияющие на безопасность. Анализ причин несчастных слу­чаев, связанных с нарушением правил, норм, инструкций, не­обеспечение мер безопасности связаны с недостатками чело­веческого фактора: недисциплинированностью, халатностью, недостаточным знанием правил и норм безопасности, низкой квалификацией малым опытом работы, необученностью без­опасным методам работы, склонностью к переоценке своих возможностей и неоправданному риску, адаптацией к опас­ностям и т. д.

Таким образом, человек — сложная саморегулирующая система, способная в зависимости от сложившейся ситуации эффективно использовать свои возможности для достижения требуемого результата и избежания при этом опасности. Если у человека, например, невысокие психофнзиологиче- 35 ские качества по противодействию опасности, то он может обеспечить требуемую безопасность за счет развития профес­сиональных умений и высокой мотивации к безопасному тру­ду, т. е. за счет высокого уровня профессиональной культуры и нравственного поведения. И наоборот, человек с высокими психофизиологическими качествами даже в совокупности с профессиональными из-за низкой мотивации к безопасной деятельности может оказаться плохо защищенным от опас­ности.

Как уже отмечалось, у человека естественная система за­щиты от опасностей имеет определенные пределы. В услови­ях, когда интенсивность воздействия факторов окружающей среды выходит за пределы компенсаторно-приспособительных возможностей организма, в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности возникает необходимость задействовать антропогенную, искусственно созданную систему безопасно­сти человека. Эта система включает в себя целый комплекс методов и средств воздействия на среду и человека, направ­ленных на предупреждение несчастных случаев. Это — созда­ние здоровых и безопасных условий труда и других видов деятельности, разработка и использование средств индиви­дуальной и коллективной защиты, обучение безопасной дея­тельности и др.

1.4. Обучение и воспитание безопасной деятельности

Причины и условия возникновения травм в быту и на про­изводстве могут порождаться не зависящими от человека природными и антропогенными факторами. Но как свиде­тельствует статистика, что главная причина большинства не­счастных случаев — не техника и не плохая организация тру­да или иной деятельности, а ошибки самого человека, кото­рый по тем или иным причинам чего-то не учел, не предус­мотрел или, желая выгадать, скажем, время, преднамеренно нарушил правила, пренебрег предусмотренными средствами защиты. Следовательно, обучение и воспитание безопасной деятельности во всех сферах является важным фактором со­хранения жизни и здоровья человека.

Вопрос обучения безопасной деятельности намного слож­нее, чем обычно излагается в различных пособиях, например, в учебниках по охране труда, перечисляющих виды инструк­тажа и причины их проведения. Сложность решения этой проблемы обусловлена рядом объективных и субъективных

36

причин. Во-первых, негативную роль в решении этой пробле­мы играет почти постоянная с детских лет безнаказанность (физическая и социальная) за небезопасное поведение, совер­шение неадекватных действий самими субъектами. И все это на фоне правильных слов о безопасности, произносимых ро­дителями, воспитателями в дошкольных учреждениях, учи­телями, мастерами производственного обучения и др., а на самом деле совершаемые ими небезопасные действия с бла­гополучным исходом на глазах воспитуемых. С детских лет у части субъектов формируется ложное понятие о возможно­сти избежать опасность при небезопасном поведении, не фор­мируется установка .неукоснительного выполнения всех норм и правил всегда во всех жизненных ситуациях, а выраба­тывается ориентация на выборочное их соблюдение в зависи­мости от обстоятельств. Такой прагматизм очень часто обо­рачивается бедой не только самого нарушителя норм и пра­вил, но и для окружающих его людей. Во-вторых, обучение учащихся правилам безопасности в процессе трудовой дея­тельности нельзя выделять в какой-то отдельно изучаемый курс или предмет. Эти знания и приемы должны быть тесно переплетены и взаимосвязаны с самим производственным обу­чением, технологическим процессом, с выполнением опреде­ленных конкретных производственных операций. В этом слу­чае действия обусловленные мерами безопасности, представ­ляются обучаемому не как нечто самостоятельное, а как не­отъемлемый элемент его. трудовой деятельности. В-третьих, сложность обучения безопасному поведению заключается не только в том, чтобы учащиеся хорошо усвоили и поняли нор­мы, правила и приемы безопасности в различных видах дея­тельности. Не менее важно, чтобы они глубоко осознали не­обходимость соблюдения этих правил и приемов. Известно, что гораздо легче заставить сделать что-то правильно, чем воспитать потребность делать правильные поступки.

В совокупности всё это создает значительные трудности в обучении учащихся безопасности во всех сферах человече­ской деятельности.

Несмотря на разнообразие деятельности человека, факти­чески в обучении безопасности существует одна общая про­блема — как научить не создавать опасные ситуации, а в случае их возникновения (независимо от того, по чьей вине появилась опасность), успешно противодействовать им.

Понимая, что невозможно изложить все методы, способы и средства обучения учащихся правилам безопасного поведе­- ния в бесчисленном множестве опасных ситуаций производ­ственного и тем более бытового характера всё же, на наш взгляд, можно отметить ряд общих положений, методических приемов, которые в дальнейшем могут быть положены в ос­нову частных методик обучения безопасности в конкретных видах деятельности.

Как известно, человек в своей деятельности руководствуется знаниями, усвоенными в процессе обучения, полученны­ми при общении с другими людьми или почерпнутыми из книг, а также накопленными в собственной практической дея­тельности, на собственном опыте. Первую категорию знаний называют «холодными», а вторую — «горячими».

Для использования «холодных» знаний в предметной дея­тельности их нужно переводить на -язык практики, «горячие» же знания оказываются тесно вплетенными в практику, по­этому они ближе и понятнее конкретному человеку. Следова­тельно, при обучении вопросам безопасности деятельности следует преподносить «холодные» знания в такой форме, что­бы они как можно легче трансформировались для решения практических задач и находили подтверждение в «горячих» знаниях. Здесь и должная степень эмоциональности изло­жения материала, и правдивость й убедительность приводи­мых примеров и фактов, и широкое использование средств натурной и изобразительной наглядности и т. д. При этом следует стремиться, чтобы образное представление опасности у человека сочеталось с одновременным мысленным воспроизведением способов защиты от нее и вызывало действия, способствующие устранению опасности.

При обособленном рассмотрении мер безопасности и воз­можных последствий их несоблюдения в памяти обучаемых могут отложиться впечатления, которые в реальной опасной ситуации породят скорее страх или беспомощность, чем го­товность парировать опасность.

Выбор методов обучения должен осуществляться на осно­ве анализа ошибок в конкретных опасных ситуациях. Одна­ко занятия не должны превращаться в демонстрацию ужасов с натуралистическими подробностями и заранее предрешен­ным роковым исходом. Учащимся надо давать анализ не­счастных случаев в различных видах деятельности, а не пу­гающий и ничему положительному не учащий перечень опас­ных ситуаций и чрезвычайных событий. И давать с четким акцентом на меры предосторожности, которые могли бы (будь они вовремя приняты) предотвратить несчастье или уменье

38

шить нанесенный им урон. Кроме того, рассказывать о воз­можных травмах и увечьях необходимо тактично и осторож­но, чтобы не запугать учащихся, а на конкретном примере показать, к каким ошибкам и последствиям приводит нару­шение правил. Учащиеся должны убедиться в том, что со­блюдение всех правил и приемов техники безопасности гаран­тирует их от различного рода травм, увечий и потери трудо­способности.

Практика показывает, что сообщения о подробностях чрез­вычайных происшествий и экстремальных ситуаций всегда с живым интересом встречаются учащимися. Однако все ли из них, даже разделив мнение о непозволительности нарушения мер безопасности, делают полезные выводы для себя?

Причину отрицательного ответа не следует искать в од­ной лишь самонадеянности или легкомысленном отношении к опасности. Малая практическая отдача от актуального ма­териала объясняется другим: большинство учащихся по свое­му жизненному опыту весьма еще далеки от осмысления боль­шинства экстремальных ситуаций и чрезвычайных происшест­вий, о которых повествуется, когда идет рассказ. Не побывав в опасных ситуациях, такие учащиеся, естественно, не пере­носят на себя возможность несчастья, постигшего других, при стечении каких-то обстоятельств.

Возникающие в процессе разнообразной деятельности опасные и экстремальные, ситуации представляют, определенную угрозу для жизни и здоровья человека. Однако, хотя бо­язнь и страх перед лицом угрожающей жизни ситуации и яв­ляется объективным чувством самосохранения человека, дей­ствительная реакция людей на это, как известно, далеко не одинакова.

Ощущение опасности у одних превращается в чувство об­реченности, делает человека совершенно беспомощным, рас­терянным и неспособным к целенаправленным действиям, в том числе и к активной защите, а у других угрожающая об­становка способна вызвать общий подъем духовных и физи­ческих сил, побудить его активно противодействовать обстоя­тельствам. Одни даже без видимых угрожающих причин под­даются упадническому настроению и тягостным пережива­ниям, легко вовлекаются в общую паническую реакцию, дру­гие в той же обстановке сохраняют рассудок и проявляют уд­военную энергию. У части людей самосохранение превраща­ется в бегство от угрожающих обстоятельств и факторов ок­ружающей среды (трусость), у других, наоборот, мобилизу-