ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Зависимость между силой стресса и работоспособностью схематически можно представить в следующем виде: по мере возрастания эмоционального напряжения работоспособность и возможности человека повышаются по сравнению со спокойным состоянием (так называемый мобилизующий эффект стресса), доходит до максимальной величины, а затем начинает падать. При этом в первую очередь затрудняются восприятие (оценка обстановки) и мышление (принятие решения), причем тем больше, чем сложнее ситуация. С увеличением напряжения появляются ошибки в выполнении отдельных операций или их пропуски, стремление перейти к наиболее простым действиям, прочно закрепленным в предыдущей практике. Иногда при этом оживают старые, но уже непригодные в данной обстановке навыки — человек действует как бы по шаблону, автоматически, подчас не сознавая, что он делает. При еще более сильном стрессе появляется чувство растерянности и невозможности сосредоточиться на выполняемой деятельности, а также лишние, импульсивные движения и действия, либо наоборот, резкая скованность, заторможенность.
Однако указанная схема весьма условна и отражает лишь самые общие, усредненные для всех ..людей закономерности. . В то же время влияние стресса на поведение и возможности конкретного человека, изменение его работоспособности чрезвычайно индивидуальны. Есть люди, которые действуют наиболее эффективно именно в состоянии высокого эмоционального напряжения — на экзаменах, ответственных соревнованиях, в аварийной обстановке, при опасности и т. д. А других подобные ситуации психологически демобилизуют, наступает своеобразный «психологический шок»: появляются сильная заторможенность либо беспорядочные импульсивные поступки, неспособность к разумным действиям (паника).
Факторы, которые могут вызвать панику, многообразны и по обобщенным признакам их объединяют в три группы — физиологических, психологических и социально-психологических причин. К первой группе факторов относят явления, способствующие возникновению условий, которые физически ос-.
лабляют людей. К ним относятся: усталость и физическая депрессия, голод и опьянение, долгая бессонница или предшествовавшее психическое потрясение. Каждая из этих причин серьезно ослабляет способность людей быстро и правильно оценивать внезапно возникшую ситуацию.
Во вторую группу факторов, ведущих к панике, включая ют такие психологические явления, как крайнее удивление, большая неуверенность, внезапный страх, чувство изоляции, сознание бессилия перед неотвратимой опасностью. Эти факторы вместе с явлениями социально-психологического порядка— отсутствием групповой солидарности, дефицитом информации, снижающей личностные напряжения, или избытком информации, нагнетающей такие напряжения, также приводят к уменьшению возможностей рациональной психической деятельности людей и правильной оценки ситуации. Эти причины, порознь и все вместе, порождают высокое эмоциональное напряжение и лихорадочную работу воображения, нагромождающего страхи. Страх обычно определяют как эмоциональный процесс, который охватывает все существа, воспринимающие признаки непосредственной или отдаленной опасности, будь она реальной или мнимой. Это более чем простой оповещающий сигнал — он прямо связан с защитным действием. Эта реакция крайне полезна, так как представляет собой первый шаг в механизме само- и коллективной защиты. Страх в каждый данный момент должен стимулировать поиск правильного или, по крайней мере, наименее вредного решения.
1.3. Личностные факторы безопасности
В ходе эволюционного и социального развития у человека выработалась и сформировалась естественная система защиты от опасностей/Эта система отличается совершенством, но имеет определенные пределы, что вызывает необходимость использования технических средств обеспечения безопасности жизнедеятельности в современной техно-социальной среде.
К личностным факторам, обуславливающим способность человека противостоять опасности, относят: психобиологический фактор, вытекающий из природных свойств психики индивида и проявляющийся в бессознательной регуляции; факторы психофизиологического качества личности; факторы социально-психологического качества личности.
Психобиологический фактор проявляется довольно сложно. Человеку, как известно, присущ целый комплекс безусловных рефлексов (инстинктов), которыми он неосознанно •отвечает на различные опасности, угрожающие его организму (инстинкт самосохранения). Так, при возникновении опасности повреждения закрываются глаза, отдергивается рука и т. д.
Вторым фактором, определяющим реакцию человека на опасность являются психофизиологические качества и состояния человека. Эти качества проявляются в чувствительности, •человека к обнаружению сигналов опасности, в его скоростных возможностях по реагированию на такие сигналы, в его эмоциональных реакциях на опасности и т. п.
Рассматривая организм человека с точки зрения воздействия на него вредных и опасных факторов в процессе деятельности, выделяют собственно тело человека и такие анализаторы, как кожный покров, органы зрения, слуха, дыхания, обоняния, вкусовой чувствительности, а также системы дыхания, мышечную, кровообращения, костную, нервную и др. Любой анализатор организма состоит из рецепторов — концевых образований нервов, которые превращают энергию раздражителя в нервные импульсы. Нервные импульсы со скоростью 120 м/с передаются в кору головного мозга. Поэтому анализаторы называют чувствующими приборами организма. Не всякий раздражитель, воздействующий на анализатор, вызывает ощущение. Чтобы оно возникло, интенсивность раздражителя должна достичь определенной величины, которую называют нижним абсолютным порогом чувствительности. Интенсивность раздражителя, после которого вызывается боль и нарушается адекватная (нормальная) деятельность анализатора, называется верхним порогом чувствительности. Минимальная разность между интенсивностями двух раздражителей, которая вызывает едва заметное различие ощущений, называется дифференциальным порогом, или порогом различения. Величины порогов чувствительности не стабильны даже у одного человека. Они зависят от многих факторов, часто трудно учитываемых. Время от начала воздействия раздражителя до появления ощущения получило название латентного (скрытого) периода.
Тело человека характеризуется формой и размерами. Эти размеры называют антропометрическими характеристиками. Различают статические (соматические) , и динамические характеристики. К соматическим относят размеры тела и его
32
отдельных частей в положении стоя или сидя, к динамическим — силу косно-мышечной системы, углы вращения в суставах, изменение размеров при перемещении части тела в пространстве. Антропометрические характеристики необходимы при решении многих вопросов безопасности. С учетом этих показателей конструируют ограждения, определяют безопасные расстояния, размеры проходов, лазов, люков, а также эргонометрические требования к рычагам управления, оборудованию, кабинам водителей, рабочему месту при выполнении работ сидя или стоя.
Кожный покров тела осуществляет функции защиты от механических повреждений и участвует в терморегуляции организма. Кроме того, он выступает как анализатор, обеспечивающий восприятие прикосновения (тактильная чувствительность), вибраций, боли, тепла, холода.
Характерная особенность кожной чувствительности — болевые ощущения. Биологический смысл боли в том, что она является сигналом об опасности и мобилизует организм на борьбу за самосохранение. Под влиянием болевого сигнала перестраивается работа всех систем организма и повышается его реактивность.
Вкусовые и обонятельные ощущения отражают свойства веществ. В отдельных случаях они могут сигнализировать человеку о содержании в воздухе ряда веществ в количествах долей миллиграмма на литр. Абсолютные пороги вкусового анализатора примерно в 10 000 раз выше, чем обонятельные.
Вибрационная чувствительность, по мнению большинства исследователей, обусловлена теми же рецепторами, что и тактильная. Диапазон вибрационной чувствительности находится в интервале от 1 до 12 000 Гц с наибольшей чувствительностью в диапазоне от 200 до 250 Гц.
Температурная чувствительность кожи зависит от ее температуры. Когда определенная область кожи адаптируется и становится нечувствительной к внешней температуре, то говорят, что температура среды находится на физиологическом нуле. Температура кожи несколько ниже температуры тела, равной 36 — 37° С. На лбу здорового человека она составляет 34 — 35, на лице 20 — 25, на животе 34, на стопах ног 25 - 27° С. Для тепловых рецепторов нижний порог чувствительности примерно равен 0,2° С, для холодовых — 0,4° С. Порог различения составляет около 1° С.
Органы дыхания (легкие, дыхательные пути) человека служат для процесса газообмена. В результате кровь чело-
33 века обогащается кислородом, а наружу выделяется углекислый газ. Если вдыхаемый воздух содержит 21% кислорода, то выдыхаемый l6%. В сутки в кровь поступает до 500 л кислорода и выделяется 400 л углекислого газа.
Органы зрения и слуха наиболее активно участвуют в обеспечении безопасности. Так, через орган зрения человек, получает до 90% информации об окружающей среде, в том числе о ситуации на рабочем месте через средства отображения информации: табло, шкалы приборов и т. п. Значительную часть информации об окружающем мире человек получает с помощью звуковых сигналов. Слуховой аппарат человека обладает способностью различать высоту, громкость и тембр звуков, а также воспринимать положение тела в пространстве, что имеет важное значение в обеспечении безопасности.
Косно-мышечная система характеризуется прочностью костей к воздействию на них внешних сил и мышечной силой. Сила мышц различна и зависит от пола, состояния организма, характера выполняемых работ..
Кровообращение — непременное условие жизнедеятельности организма. При остановке кровообращения смерть наступает через несколько минут, так как головной мозг весьма чувствителен к недостатку крови, а точнее к недостатку кислорода. В организме человека находится около 5 л крови. Потеря примерно половины ее приводит к смерти. Однако свойство крови свертываться в области ран препятствует ее потере при ранениях.
Нервная система управляет всеми физиологическими функциями организмами связывает его с внешней средой. Всякого рода изменения в окружающей среде (колебания температуры, давления, состава воздуха и т. д.), воздействуя на нервные импульсы, передаются ими соответствующим органам для регулирования их деятельности, первую очередь это касается сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.
Характеризуя функционирование анализаторов человека и его систем, отметим, что в реальных условиях деятельности на них действуют одновременно несколько раздражителей, влияющих на всю систему анализаторов. При этом установлено, что зрительный анализатор чувствителен не только к свету, но и к действию запахов, высокой температуры, вибрации, шуму. При наличии этих факторов чувствительность зрительного аппарата снижается. Подобное явление наблюдается и у других анализаторов. 34
Наряду с перечисленными характеристиками для обеспечения безопасности деятельности большое значение имеет психическое состояние личности, которое зависит от состояния здоровья, степени утомления, эмоционально-волевой устойчивости. Так, например, люди эмоционально неуравновешенные остро реагируют на опасные ситуации, особенно возникающие неожиданно, и часто принимают ошибочные решения, допускают ошибки в предметных действиях и из-за этого попадают в несчастные случаи.
Способность человека противостоять опасности в процессе деятельности существенно зависит от третьего фактора — социально-психологических качеств личности. Социально-психологические качества личности определяются, прежде всего, отношением к выполняемой работе, мотивами деятельности, уровнем подготовки к данному виду деятельности, возраста и стажа работы.
Сегодня экспериментально доказано, что такие социально- психологические качества, как нетолерантность к правилам, неуважение и недостаточная чувствительность к людям, оказываются тесно связанными с низкой защищенностью от опасностей. Установлено, что люди эгоцентрического типа (воспринимающие себя в центре мира, а остальных людей лишь как свое окружение), отличаются повышенной агрессивностью по отношению к другим людям, чаще остальных попадают в несчастные случаи.
Социально-психологические качества личности в значительной мере определяют поведение человека в различных сферах деятельности, в том числе его неправильные, ошибочные, неосторожные действия, или бездействия, отрицательно влияющие на безопасность. Анализ причин несчастных случаев, связанных с нарушением правил, норм, инструкций, необеспечение мер безопасности связаны с недостатками человеческого фактора: недисциплинированностью, халатностью, недостаточным знанием правил и норм безопасности, низкой квалификацией малым опытом работы, необученностью безопасным методам работы, склонностью к переоценке своих возможностей и неоправданному риску, адаптацией к опасностям и т. д.
Таким образом, человек — сложная саморегулирующая система, способная в зависимости от сложившейся ситуации эффективно использовать свои возможности для достижения требуемого результата и избежания при этом опасности. Если у человека, например, невысокие психофнзиологиче- 35 ские качества по противодействию опасности, то он может обеспечить требуемую безопасность за счет развития профессиональных умений и высокой мотивации к безопасному труду, т. е. за счет высокого уровня профессиональной культуры и нравственного поведения. И наоборот, человек с высокими психофизиологическими качествами даже в совокупности с профессиональными из-за низкой мотивации к безопасной деятельности может оказаться плохо защищенным от опасности.
Как уже отмечалось, у человека естественная система защиты от опасностей имеет определенные пределы. В условиях, когда интенсивность воздействия факторов окружающей среды выходит за пределы компенсаторно-приспособительных возможностей организма, в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности возникает необходимость задействовать антропогенную, искусственно созданную систему безопасности человека. Эта система включает в себя целый комплекс методов и средств воздействия на среду и человека, направленных на предупреждение несчастных случаев. Это — создание здоровых и безопасных условий труда и других видов деятельности, разработка и использование средств индивидуальной и коллективной защиты, обучение безопасной деятельности и др.
1.4. Обучение и воспитание безопасной деятельности
Причины и условия возникновения травм в быту и на производстве могут порождаться не зависящими от человека природными и антропогенными факторами. Но как свидетельствует статистика, что главная причина большинства несчастных случаев — не техника и не плохая организация труда или иной деятельности, а ошибки самого человека, который по тем или иным причинам чего-то не учел, не предусмотрел или, желая выгадать, скажем, время, преднамеренно нарушил правила, пренебрег предусмотренными средствами защиты. Следовательно, обучение и воспитание безопасной деятельности во всех сферах является важным фактором сохранения жизни и здоровья человека.
Вопрос обучения безопасной деятельности намного сложнее, чем обычно излагается в различных пособиях, например, в учебниках по охране труда, перечисляющих виды инструктажа и причины их проведения. Сложность решения этой проблемы обусловлена рядом объективных и субъективных
36
причин. Во-первых, негативную роль в решении этой проблемы играет почти постоянная с детских лет безнаказанность (физическая и социальная) за небезопасное поведение, совершение неадекватных действий самими субъектами. И все это на фоне правильных слов о безопасности, произносимых родителями, воспитателями в дошкольных учреждениях, учителями, мастерами производственного обучения и др., а на самом деле совершаемые ими небезопасные действия с благополучным исходом на глазах воспитуемых. С детских лет у части субъектов формируется ложное понятие о возможности избежать опасность при небезопасном поведении, не формируется установка .неукоснительного выполнения всех норм и правил всегда во всех жизненных ситуациях, а вырабатывается ориентация на выборочное их соблюдение в зависимости от обстоятельств. Такой прагматизм очень часто оборачивается бедой не только самого нарушителя норм и правил, но и для окружающих его людей. Во-вторых, обучение учащихся правилам безопасности в процессе трудовой деятельности нельзя выделять в какой-то отдельно изучаемый курс или предмет. Эти знания и приемы должны быть тесно переплетены и взаимосвязаны с самим производственным обучением, технологическим процессом, с выполнением определенных конкретных производственных операций. В этом случае действия обусловленные мерами безопасности, представляются обучаемому не как нечто самостоятельное, а как неотъемлемый элемент его. трудовой деятельности. В-третьих, сложность обучения безопасному поведению заключается не только в том, чтобы учащиеся хорошо усвоили и поняли нормы, правила и приемы безопасности в различных видах деятельности. Не менее важно, чтобы они глубоко осознали необходимость соблюдения этих правил и приемов. Известно, что гораздо легче заставить сделать что-то правильно, чем воспитать потребность делать правильные поступки.
В совокупности всё это создает значительные трудности в обучении учащихся безопасности во всех сферах человеческой деятельности.
Несмотря на разнообразие деятельности человека, фактически в обучении безопасности существует одна общая проблема — как научить не создавать опасные ситуации, а в случае их возникновения (независимо от того, по чьей вине появилась опасность), успешно противодействовать им.
Понимая, что невозможно изложить все методы, способы и средства обучения учащихся правилам безопасного поведе- ния в бесчисленном множестве опасных ситуаций производственного и тем более бытового характера всё же, на наш взгляд, можно отметить ряд общих положений, методических приемов, которые в дальнейшем могут быть положены в основу частных методик обучения безопасности в конкретных видах деятельности.
Как известно, человек в своей деятельности руководствуется знаниями, усвоенными в процессе обучения, полученными при общении с другими людьми или почерпнутыми из книг, а также накопленными в собственной практической деятельности, на собственном опыте. Первую категорию знаний называют «холодными», а вторую — «горячими».
Для использования «холодных» знаний в предметной деятельности их нужно переводить на -язык практики, «горячие» же знания оказываются тесно вплетенными в практику, поэтому они ближе и понятнее конкретному человеку. Следовательно, при обучении вопросам безопасности деятельности следует преподносить «холодные» знания в такой форме, чтобы они как можно легче трансформировались для решения практических задач и находили подтверждение в «горячих» знаниях. Здесь и должная степень эмоциональности изложения материала, и правдивость й убедительность приводимых примеров и фактов, и широкое использование средств натурной и изобразительной наглядности и т. д. При этом следует стремиться, чтобы образное представление опасности у человека сочеталось с одновременным мысленным воспроизведением способов защиты от нее и вызывало действия, способствующие устранению опасности.
При обособленном рассмотрении мер безопасности и возможных последствий их несоблюдения в памяти обучаемых могут отложиться впечатления, которые в реальной опасной ситуации породят скорее страх или беспомощность, чем готовность парировать опасность.
Выбор методов обучения должен осуществляться на основе анализа ошибок в конкретных опасных ситуациях. Однако занятия не должны превращаться в демонстрацию ужасов с натуралистическими подробностями и заранее предрешенным роковым исходом. Учащимся надо давать анализ несчастных случаев в различных видах деятельности, а не пугающий и ничему положительному не учащий перечень опасных ситуаций и чрезвычайных событий. И давать с четким акцентом на меры предосторожности, которые могли бы (будь они вовремя приняты) предотвратить несчастье или уменье
38
шить нанесенный им урон. Кроме того, рассказывать о возможных травмах и увечьях необходимо тактично и осторожно, чтобы не запугать учащихся, а на конкретном примере показать, к каким ошибкам и последствиям приводит нарушение правил. Учащиеся должны убедиться в том, что соблюдение всех правил и приемов техники безопасности гарантирует их от различного рода травм, увечий и потери трудоспособности.
Практика показывает, что сообщения о подробностях чрезвычайных происшествий и экстремальных ситуаций всегда с живым интересом встречаются учащимися. Однако все ли из них, даже разделив мнение о непозволительности нарушения мер безопасности, делают полезные выводы для себя?
Причину отрицательного ответа не следует искать в одной лишь самонадеянности или легкомысленном отношении к опасности. Малая практическая отдача от актуального материала объясняется другим: большинство учащихся по своему жизненному опыту весьма еще далеки от осмысления большинства экстремальных ситуаций и чрезвычайных происшествий, о которых повествуется, когда идет рассказ. Не побывав в опасных ситуациях, такие учащиеся, естественно, не переносят на себя возможность несчастья, постигшего других, при стечении каких-то обстоятельств.
Возникающие в процессе разнообразной деятельности опасные и экстремальные, ситуации представляют, определенную угрозу для жизни и здоровья человека. Однако, хотя боязнь и страх перед лицом угрожающей жизни ситуации и является объективным чувством самосохранения человека, действительная реакция людей на это, как известно, далеко не одинакова.
Ощущение опасности у одних превращается в чувство обреченности, делает человека совершенно беспомощным, растерянным и неспособным к целенаправленным действиям, в том числе и к активной защите, а у других угрожающая обстановка способна вызвать общий подъем духовных и физических сил, побудить его активно противодействовать обстоятельствам. Одни даже без видимых угрожающих причин поддаются упадническому настроению и тягостным переживаниям, легко вовлекаются в общую паническую реакцию, другие в той же обстановке сохраняют рассудок и проявляют удвоенную энергию. У части людей самосохранение превращается в бегство от угрожающих обстоятельств и факторов окружающей среды (трусость), у других, наоборот, мобилизу-