ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вернемся к теме нашего разговора. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» — это область знаний, охватывающая теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов природного и антропогенного происхождения. Главная задача курса —формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, привитие основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасности, определять способы надежной защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь,, а также ликвидировать последствия проявления любых опасностей во всех сферах человеческой деятельности. Этот курс как и все другие учебные дисциплины, включенные в сложный социально-педагогический процесс, участвует в осуществлении следующих функции: образовательной (вооружение учащихся системой знаний, навыков и мнений), воспитательный (формирование у учащихся научного мирово зрения, активной социальной позиции), развивающей (формирование у учащихся творческого мышления при решении возникающих задач) и психологической подготовки (формирование психологической готовности к успешной деятельности в современной техно-социальной среде).
Безопасность жизнедеятельности, пожалуй, одна из важнейших сторон практических интересов человечества с древних времен до наших дней. Человек всегда стремился обеспечить свою безопасность в различных сферах деятельности.
Развитие науки и техники, возникновение новых профессий, высокие технические достижения предъявляют повышенные требования к подготовке специалистов во всех сферах •общественного производства. Новые профессии требуют от человека не только высокого уровня профессионального мастерства и физической подготовленности, но и собранности, находчивости, быстрой реакции на внезапно меняющуюся ситуацию. и многих других качеств. «Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в силу специфики своего содержания и индивидуальной значимости, имеет реальные возможности формирования собственными средствами системы специальных знаний и навыков, ряда физических и психологических :качеств личности, необходимых для успеха в сложных видах деятельности, в том числе и военной. Это обстоятельство имеет особое значение, ибо снимает «психологический барьер» в отношении к учебному предмету, связанному с подготовкой молодежи к воинской службе. Новое название предмета, его нацеленность на личность, повышают интерес учащихся к нему, что является первым шагом к его освоению. Второй шаг за преподавателем — организовать учебный процесс так, чтобы курс стимулировал развитие личности учащегося по основным направлениям (знания, умения, личность в целом) в соответствии с возможностями, которыми он располагает, и вносил свой вклад в формирования компонентов готовности юношей к защите Родины (морально-психологических и физических).
ІІ. БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В БЫТУ
Научно-технический прогресс существенно изменил и улучшил наш быт. Электроприборы, газификация жилых зданий, бытовая химия, использование полимерных материалов
48
облегчили и ускорили выполнение многочисленных домашних обязанностей. Однако известно, что внедрение в жизнь некоторых достижений науки и техники дает не только положительный эффект, но может иметь и негативные последствия. Например, увеличение числа автомобилей приводит к нарастающему загрязнению окружающей среды шумом, токсичными веществами, а также росту дорожно-транспортных происшествий; газификация жилищ, существенно облегчившая ведение домашнего хозяйства, вызвала насыщение кухонь небезразличными для организма человека продуктами неполного сгорания газа. Таких примеров можно привести множество.
Таким образом, жизнь в промышленное развитом обществе сталкивает нас со многими опасностями, причем одни из них очевидны, например, как риск автомобильной или авиационной катастрофы, другие — более трудно различимы, далеки от нашего сознания и не оказывают моментального эффекта. А если к этому добавить, что поведение современного человека все более становится непредсказуемым, аномальным, а зачастую социально опасным, то проблема безопасности в повседневной жизни приобретает особую остроту.
2.1. Квартира как источник опасности
Рост урбанизации, особенно в последние десятилетия, оказался настолько стремительным, а концентрация и интенсификация производственной и непроизводственной деятельности в такой степени высокой, что окружающая среда (природная и социальная) многих городов уже не в состоянии удовлетворить многие биологические и социальные требования человека.
Современный город давно уже перестал быть просто местом, где живет много людей. Крупный город изменяет почти все компоненты природной среды — атмосферу, растительность, почву, рельеф, гидрографическую сеть, подземные воды, грунты и даже климат. Перепады температур, относительной влажности, солнечной радиации между городом и его окрестностями иногда соизмеряется с передвижением в естественных условиях на 20° по широте. Причем изменение одних природных условий неизменно вызывает изменение других. В городах изменены гравитационное, термическое, электрическое, магнитное и другие физические поля Земли.
49
Физические условия в больших городах хуже, чем в маленьких. По данным исследований большие города получают на 15% меньше солнечной радиации, на 10% больше дождя, града или снега, на 10% больше облачных дней, на 30% боль- ше тумана летом и на 100% зимой;
Степень распространения многих болезней, причем не только инфекционных, в больших городах заметно выше.
Смягчить негативные последствия видоизмененной среды обитания городов в некоторой степени призваны современные дома и квартиры.
Наши жилища предназначены для создания искусственным путем микроклимата, т. е. определенных климатических условий, более благоприятных, чем существующий в данной местности естественный климат. Микроклимат жилищ оказывает большое влияние на организм человека, определяет его самочувствие, настроение, отражается на. здоровье. Основные его компоненты: температура, влажность и подвижность, воздуха. Причем каждый из компонентов микроклимата не должен выходить за рамки физиологически допустимых границ, давать резких колебаний, которые нарушают нормальное теплоощущение человека и неблагоприятно влиял на здоровье. В соответствии со Строительными нормами и правилами (СНиП)*, положения которых являются обязательными при проектировании и строительстве, температура воздуха в жилых помещениях квартир должна быть не ниже 18 °С, а в угловых комнатах 20 °С. При этом относительная влажность воздуха может колебаться в пределах от 30 до 60 %. За его подвижность — от 0,1 до 0,15 м в секунду.
При значительном повышении влажности жилых помещений ухудшается состояние здоровья, обостряются некоторые хронические заболевания. Причинами повышенной влажности являются неисправности систем тепло- и водоснабжения, а также нерегулярное проветривание комнат, длительное кипячение белья и т. д.
В домах с центральным отоплением относительная влажность воздуха в отопительный период резко снижается. Дышать таким воздухом не очень-то полезно для здоровья: появляется ощущение сухости, першения в горле. Из-за сухости слизистой оболочки носа могут возникать носовые кровотечения.
Для повышения относительной влажности воздуха квартиры можно использовать сосуды-испарители, которые наполняются водой и навешиваются на батареи центрального
50
отопления (устанавливаются рядом). Повышению влажности способствует также разведение цветов, влажная уборка помещений и бытовые увлажнители воздуха, например, «Комфорт».
Большую роль в сохранении здоровья и работоспособности человека играет свет. При хорошем освещении устраняются напряжение глаз, облегчается распознавание предметов бытовой среды и сохраняется хорошее самочувствие человека. Недостаточное освещение ведет к перенапряжению глаз й общему утомлению, организма. В результате: снижается внимание, ухудшается координация движений, что приводит к снижению качества труда и увеличению числа несчастных случаев. Кроме того, работа при низкой освещенности способствует развитию близорукости и других заболеваний, а также расстройству нервной системы.
Важное гигиеническое значение имеет рациональный выбор источника света. Для большинства видов домашних работ наиболее оптимальным является естественный дневной свет поэтому при любой возможности его надо максимально использовать. Для поддержания хорошей естественной освещенности необходимо постоянно следить за чистотой оконных стекол. При недостаточной освещенности естественным светом целесообразно . пользоваться смешанным освещением — естественное вместе с искусственным.
Для искусственного освещения используются лампы двух типов: лампы накаливания и люминесцентные («дневного света»). Для зрительной работы в домашних условиях больше подходят светильники с лампами накаливания. Микропульсации светового потока ламп дневного света воздействуют на глаза, вызывают мигрень, а в некоторых случаях — начинается повышенное сердцебиение.
Наилучшая освещенность достигается при одновременном использовании как общего освещения комнаты, так и местного освещения рабочего места при помощи настольной лампы, бра или специального светильника, спущенного с потолка.
Оборудуя освещение в квартире, нужно помнить не только о качественной, но и количественной его характеристике. Для искусственного освещения установлен норматив 10 —12 Вт на 1 м2 пола, т. е. для комнаты площадью 15 м2 требуется лампа мощностью 150 Вт, для кухни (6 — 8 м2) — 75 — 100, а для передней — 40 Вт.
51
В домашнем хозяйстве находит применение большое количество электрических машин, аппаратов и приборов (сти-
ральные машины, электроплиты, холодильники, телевизоры, камины, утюги и пр.), питающихся от сети 220 В.
Эксплуатация квартирной (и внутридворовой) электропроводки и бытовых электроустановок, относится к разряду работ, выполняемых в условиях повышенной опасности, и с точки зрения безопасности существенно отличается от эксплуатации любого другого оборудования.
Обычно угроза несчастного случая сопровождается некоторыми признаками, на которые могут реагировать органы чувств человека. Вид движущегося транспорта, падающего предмета, запах газа, вращающиеся части машины предупреждают человека об опасности и дают возможность ему принять необходимые меры предосторожности.
Обнаружить электрический ток человек не может, для этого у него нет специальных органов чувств. Коварная особенность электрической энергии заключается в том, что она невидима, не имеет запаха и цвета.
Электрический ток поражает внезапно, когда человек оказывается включенным в цепь прохождения тока. Опасная ситуация возникает тогда, когда он с одной стороны касается неизолированного провода, проводки с нарушенной изоляцией, металлического корпуса электроприбора с неисправной изоляцией или металлического предмета, оказавшегося случайно под напряжением, а с другой — земли, заземлённых предметов, труб и т. п.
Опасная ситуация обнаруживается слишком поздно, когда предотвратить поражение электрическим током оказывается практически невозможно.
Другой особенностью электрического тока является то, что он повреждает ткани не только в месте, его приложения, но и на всем пути прохождения через тело человека.
Поражение электрическим током может наступить и через дуговой контакт, при приближении на недопустимо близкое, опасное расстояние к проводу (или шине) действующей электроустановки, воздушной- линии электропередачи. Опасность поражения на расстоянии значительно возрастает в сырую погоду, когда проводимость воздуха повышается.
Электротравма может возникнуть при попадании под шаговое напряжение, возникающее при обрыве и падении на землю провода, действующей воздушной линии (ВЛ) 0,38 кВ и выше. При этом путь тока не прерывается. Земля, являясь проводником электрического тока, становится как бы про-
52
должением провода. Электрический ток растекается по земле. Любая точка на поверхности земли, находящаяся в зоне растекания тока, в момент его растекания получает определенный электрический потенциал, который уменьшается по мере удаления от точки соприкосновения провода с землей. Поражение электрическим током происходит тогда, когда ноги человека касаются двух точек земли, имеющих различные электрические потенциалы. Шаговым напряжением называется разность потенциалов, находящихся на расстоянии шага. Чем шире шаг, тем больше разница потенциалов, тем вероятнее поражение. Вокруг оборванного и лежащего на земле провода образуется опасная зона радиусом 5 — 8 м. При входе в эту зону человеку грозит смертельная опасность, если он даже не коснулся провода.
Тяжесть поражения электрическим током зависит отряда факторов, важнейшие из которых: сила тока, протекающая через тело человека; продолжительность его воздействия и частота; путь прохождения тока через тело; индивидуальные особенности организма человека; состояние помещения, в котором эксплуатируется электроустановка; площадь контакта человека с токоведущими частями.