Файл: Основы безопасности жизнедеятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вернемся к теме нашего разговора. Курс «Основы без­опасности жизнедеятельности» — это область знаний, охва­тывающая теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов природного и антропогенного происхож­дения. Главная задача курса —формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопас­ности и безопасности окружающих, привитие основополагаю­щих знаний и умений распознавать и оценивать опасности, определять способы надежной защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь,, а также ликвидировать последствия проявления любых опасностей во всех сферах человеческой деятельности. Этот курс как и все другие учебные дисципли­ны, включенные в сложный социально-педагогический про­цесс, участвует в осуществлении следующих функции: обра­зовательной (вооружение учащихся системой знаний, навы­ков и мнений), воспитательный (формирование у учащихся научного мирово зрения, активной социальной позиции), раз­вивающей (формирование у учащихся творческого мышления при решении возникающих задач) и психологической подго­товки (формирование психологической готовности к успешной деятельности в современной техно-социальной среде).

Безопасность жизнедеятельности, пожалуй, одна из важ­нейших сторон практических интересов человечества с древних времен до наших дней. Человек всегда стремился обеспе­чить свою безопасность в различных сферах деятельности.

Развитие науки и техники, возникновение новых профес­сий, высокие технические достижения предъявляют повышен­ные требования к подготовке специалистов во всех сферах •общественного производства. Новые профессии требуют от человека не только высокого уровня профессионального мас­терства и физической подготовленности, но и собранности, на­ходчивости, быстрой реакции на внезапно меняющуюся ситу­ацию. и многих других качеств. «Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в силу специфики своего содержания и индивидуальной значимости, имеет реальные возможности формирования собственными средствами системы специаль­ных знаний и навыков, ряда физических и психологических :качеств личности, необходимых для успеха в сложных видах деятельности, в том числе и военной. Это обстоятельство имеет особое значение, ибо снимает «психологический барьер» в отношении к учебному предмету, связанному с подготовкой молодежи к воинской службе. Новое название предмета, его нацеленность на личность, повышают интерес учащихся к нему, что является первым шагом к его освоению. Второй шаг за преподавателем — организовать учебный процесс так, чтобы курс стимулировал развитие личности учащегося по основным направлениям (знания, умения, личность в целом) в соответствии с возможностями, которыми он располагает, и вносил свой вклад в формирования компонентов готовно­сти юношей к защите Родины (морально-психологических и физических).


ІІ. БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В БЫТУ

Научно-технический прогресс существенно изменил и улучшил наш быт. Электроприборы, газификация жилых зда­ний, бытовая химия, использование полимерных материалов

48

облегчили и ускорили выполнение многочисленных домаш­них обязанностей. Однако известно, что внедрение в жизнь некоторых достижений науки и техники дает не только поло­жительный эффект, но может иметь и негативные последст­вия. Например, увеличение числа автомобилей приводит к нарастающему загрязнению окружающей среды шумом, ток­сичными веществами, а также росту дорожно-транспортных происшествий; газификация жилищ, существенно облегчив­шая ведение домашнего хозяйства, вызвала насыщение ку­хонь небезразличными для организма человека продуктами неполного сгорания газа. Таких примеров можно привести множество.

Таким образом, жизнь в промышленное развитом обществе сталкивает нас со многими опасностями, причем одни из них очевидны, например, как риск автомобильной или авиацион­ной катастрофы, другие — более трудно различимы, далеки от нашего сознания и не оказывают моментального эффекта. А если к этому добавить, что поведение современного чело­века все более становится непредсказуемым, аномальным, а зачастую социально опасным, то проблема безопасности в повседневной жизни приобретает особую остроту.

2.1. Квартира как источник опасности

Рост урбанизации, особенно в последние десятилетия, оказался настолько стремительным, а концентрация и ин­тенсификация производственной и непроизводственной дея­тельности в такой степени высокой, что окружающая среда (природная и социальная) многих городов уже не в состоя­нии удовлетворить многие биологические и социальные тре­бования человека.

Современный город давно уже перестал быть просто ме­стом, где живет много людей. Крупный город изменяет почти все компоненты природной среды — атмосферу, раститель­ность, почву, рельеф, гидрографическую сеть, подземные воды, грунты и даже климат. Перепады температур, относи­тельной влажности, солнечной радиации между городом и его окрестностями иногда соизмеряется с передвижением в естественных условиях на 20° по широте. Причем изменение одних природных условий неизменно вызывает изменение других. В городах изменены гравитационное, термическое, электрическое, магнитное и другие физические поля Земли.


49

Физические условия в больших городах хуже, чем в маленьких. По данным исследований большие города получают на 15% меньше солнечной радиации, на 10% больше дождя, града или снега, на 10% больше облачных дней, на 30% боль- ше тумана летом и на 100% зимой;

Степень распространения многих болезней, причем не только инфекционных, в больших городах заметно выше.

Смягчить негативные последствия видоизмененной среды обитания городов в некоторой степени призваны современные дома и квартиры.

Наши жилища предназначены для создания искусствен­ным путем микроклимата, т. е. определенных климатических условий, более благоприятных, чем существующий в данной местности естественный климат. Микроклимат жилищ оказы­вает большое влияние на организм человека, определяет его самочувствие, настроение, отражается на. здоровье. Основ­ные его компоненты: температура, влажность и подвижность, воздуха. Причем каждый из компонентов микроклимата не должен выходить за рамки физиологически допустимых гра­ниц, давать резких колебаний, которые нарушают нормаль­ное теплоощущение человека и неблагоприятно влиял на здоровье. В соответствии со Строительными нормами и пра­вилами (СНиП)*, положения которых являются обязательны­ми при проектировании и строительстве, температура возду­ха в жилых помещениях квартир должна быть не ниже 18 °С, а в угловых комнатах 20 °С. При этом относительная влаж­ность воздуха может колебаться в пределах от 30 до 60 %. За его подвижность — от 0,1 до 0,15 м в секунду.

При значительном повышении влажности жилых помеще­ний ухудшается состояние здоровья, обостряются некоторые хронические заболевания. Причинами повышенной влажности являются неисправности систем тепло- и водоснабжения, а также нерегулярное проветривание комнат, длительное кипя­чение белья и т. д.

В домах с центральным отоплением относительная влаж­ность воздуха в отопительный период резко снижается. Ды­шать таким воздухом не очень-то полезно для здоровья: по­является ощущение сухости, першения в горле. Из-за сухо­сти слизистой оболочки носа могут возникать носовые крово­течения.

Для повышения относительной влажности воздуха квар­тиры можно использовать сосуды-испарители, которые на­полняются водой и навешиваются на батареи центрального

50

отопления (устанавливаются рядом). Повышению влажно­сти способствует также разведение цветов, влажная уборка помещений и бытовые увлажнители воздуха, например, «Ком­форт».

Большую роль в сохранении здоровья и работоспособно­сти человека играет свет. При хорошем освещении устраня­ются напряжение глаз, облегчается распознавание предме­тов бытовой среды и сохраняется хорошее самочувствие че­ловека. Недостаточное освещение ведет к перенапряжению глаз й общему утомлению, организма. В результате: снижа­ется внимание, ухудшается координация движений, что при­водит к снижению качества труда и увеличению числа не­счастных случаев. Кроме того, работа при низкой освещенно­сти способствует развитию близорукости и других заболева­ний, а также расстройству нервной системы.


Важное гигиеническое значение имеет рациональный вы­бор источника света. Для большинства видов домашних работ наиболее оптимальным является естественный дневной свет поэтому при любой возможности его надо максимально ис­пользовать. Для поддержания хорошей естественной осве­щенности необходимо постоянно следить за чистотой окон­ных стекол. При недостаточной освещенности естественным светом целесообразно . пользоваться смешанным освещени­ем — естественное вместе с искусственным.

Для искусственного освещения используются лампы двух типов: лампы накаливания и люминесцентные («дневного света»). Для зрительной работы в домашних условиях боль­ше подходят светильники с лампами накаливания. Микро­пульсации светового потока ламп дневного света воздейст­вуют на глаза, вызывают мигрень, а в некоторых случаях — начинается повышенное сердцебиение.

Наилучшая освещенность достигается при одновременном использовании как общего освещения комнаты, так и мест­ного освещения рабочего места при помощи настольной лам­пы, бра или специального светильника, спущенного с потолка.

Оборудуя освещение в квартире, нужно помнить не только о качественной, но и количественной его характери­стике. Для искусственного освещения установлен норматив 10 —12 Вт на 1 м2 пола, т. е. для комнаты площадью 15 м2 требуется лампа мощностью 150 Вт, для кухни (6 — 8 м2) — 75 — 100, а для передней — 40 Вт.


51
В домашнем хозяйстве находит применение большое ко­личество электрических машин, аппаратов и приборов (сти-

ральные машины, электроплиты, холодильники, телевизоры, камины, утюги и пр.), питающихся от сети 220 В.

Эксплуатация квартирной (и внутридворовой) электро­проводки и бытовых электроустановок, относится к разряду работ, выполняемых в условиях повышенной опасности, и с точки зрения безопасности существенно отличается от экс­плуатации любого другого оборудования.

Обычно угроза несчастного случая сопровождается не­которыми признаками, на которые могут реагировать органы чувств человека. Вид движущегося транспорта, падающего предмета, запах газа, вращающиеся части машины предуп­реждают человека об опасности и дают возможность ему принять необходимые меры предосторожности.

Обнаружить электрический ток человек не может, для этого у него нет специальных органов чувств. Коварная осо­бенность электрической энергии заключается в том, что она невидима, не имеет запаха и цвета.


Электрический ток поражает внезапно, когда человек ока­зывается включенным в цепь прохождения тока. Опасная си­туация возникает тогда, когда он с одной стороны касается неизолированного провода, проводки с нарушенной изоляцией, металлического корпуса электроприбора с неисправной изоляцией или металлического предмета, оказавшегося слу­чайно под напряжением, а с другой — земли, заземлённых предметов, труб и т. п.

Опасная ситуация обнаруживается слишком поздно, ког­да предотвратить поражение электрическим током оказыва­ется практически невозможно.

Другой особенностью электрического тока является то, что он повреждает ткани не только в месте, его приложения, но и на всем пути прохождения через тело человека.

Поражение электрическим током может наступить и че­рез дуговой контакт, при приближении на недопустимо близ­кое, опасное расстояние к проводу (или шине) действующей электроустановки, воздушной- линии электропередачи. Опас­ность поражения на расстоянии значительно возрастает в сырую погоду, когда проводимость воздуха повышается.

Электротравма может возникнуть при попадании под ша­говое напряжение, возникающее при обрыве и падении на землю провода, действующей воздушной линии (ВЛ) 0,38 кВ и выше. При этом путь тока не прерывается. Земля, являясь проводником электрического тока, становится как бы про-

52

должением провода. Электрический ток растекается по зем­ле. Любая точка на поверхности земли, находящаяся в зоне растекания тока, в момент его растекания получает опреде­ленный электрический потенциал, который уменьшается по мере удаления от точки соприкосновения провода с землей. Поражение электрическим током происходит тогда, когда ноги человека касаются двух точек земли, имеющих различ­ные электрические потенциалы. Шаговым напряжением на­зывается разность потенциалов, находящихся на расстоянии шага. Чем шире шаг, тем больше разница потенциалов, тем вероятнее поражение. Вокруг оборванного и лежащего на земле провода образуется опасная зона радиусом 5 — 8 м. При входе в эту зону человеку грозит смертельная опас­ность, если он даже не коснулся провода.

Тяжесть поражения электрическим током зависит отряда факторов, важнейшие из которых: сила тока, протекающая через тело человека; продолжительность его воздействия и частота; путь прохождения тока через тело; индивидуальные особенности организма человека; состояние помещения, в котором эксплуатируется электроустановка; площадь кон­такта человека с токоведущими частями.