Файл: Основы безопасности жизнедеятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ется готовность к ответным действиям, созревает решимость, идти на определенный риск, основанный на трезвом расчете, убежденности в возможности преодоления опасности.

Из этих известных наблюдений следует, что психологиче­ское воздействие опасных ситуаций проявляется у людей не­однозначно, представляет индивидуальную, выраженно лич­ностную реакцию и, самое главное, что восприятие челове­ком чувства угрозы может быть по меньшей мере ослаблена или полностью преодолено путем психологической подготовки.

В практическом отношении психологическая подготовка — это, во-первых, выработка у учащихся определенной суммы знаний, способствующей психологической готовности к встре­че с возможными опасностями в современной техно-социальной среде, и формирование на этой основе рационального к ним отношения; во-вторых, — это целенаправленная практическая тренировка и упражнения с психологической направ­ленностью в ходе учебно-воспитательного процесса.

В процессе теоретического обучения методически важно, излагая опасные факторы окружающей среды, избежать фор­мирования у учащихся чувства беспомощности и обреченно­сти в возникающих для них опасных и экстремальных ситуа­циях; напротив, как можно более обстоятельно и убедительно следует представить современные способы избежать неблаго­приятных последствий этих ситуаций. Отсюда следует важ­ное заключение — теоретическому обучению, являющемуся) информационной базой для психологической подготовки, са­мому присуще собственное психологическое воздействие на людей, вследствие чего оно требует особого методического- внимания со стороны преподавательского состава.

Психологическая и практическая готовность для самоза-.. щиты, готовность адекватно действовать в экстремальных си­туациях не может формироваться только умозрительно: эти качества у людей, вполне понятно, вырабатываются и закреп­ляются в процессе практических занятий и тренировок.

Психология доказывает возможность успешного формиро­вания определенных качеств у человека, не прибегая к воспроизведению реальной действительности. Сюда, прежде все­го относятся воспитание у учащихся волевых качеств — смелости, решительности, инициативы, стойкости. Это достига­ется путем постоянно контролируемого преодоления реально ' существующих опасностей и трудностей учебно-воспитатель­ного процесса и повседневной жизни. Волевые качества лич­ности принадлежат к числу самых существенных, и поэтому

40

выработке этих качеств должно придаваться доминирующее значение.

Трудно переоценить значение физической культуры и: спорта в развитии волевых качеств. Наибольшее воздействие оказывают упражнения психофизического характера, к ко­торым относятся упражнения на внимание, на координацию движений, на быстроту, а также упражнения с резко меняю­щейся ситуацией, требующей быстрого, осмысленного приня­тия решения в ограниченное время. Большое значение в пси­хологической устойчивости играют упражнения, выполнение, которых связано с риском и требует преодоления чувствам боязни. Это. акробатические прыжки, прыжки в воду с высо­ты, прыжки через препятствия, лазание по горизонтальному канату, находящемуся на высоте 4—10 метров над водой, перебежки по бревну, укрепленному на высоте или над во­дой, прыжки с парашютом (даже с вышек), игры в ручной, мяч, футбол, и баскетбол с разрешением толчков, силовых приемов, предусмотренных правилами, различные виды еди­ноборств. Психологически ту же роль играют хождение на шлюпках в свежую погоду, туристические походы, спортивное ориентирование, преодоление специальных полос препятст­вий и сооружений и другие мероприятия прикладного ха­рактера.

Такие упражнения могут вызвать напряженность, опасе­ния, страх, волнение, колебания, необходимость пересили­вать, заставлять себя. В то же время они развивают волевые качества, закаливают психику. Разнообразие и систематиче­ское, достаточно частое использование их дает хороший эф­фект.

Важным, элементом обучения учащихся приемам безопас­ной деятельности является система инструктажей (9) и раз­работка специальных памяток о мерах безопасности при раз­личных видах деятельности.

Инструктажи позволяют достигать следующих целей: обу­чение, дополнительное информирование, напоминание (вос­становление в памяти) и воспитание. Обучать надо новым, безопасным трудовым приемам и мерам по нейтрализации опасных и вредных факторов, которые неизвестны учащимся.. Дополнительное информирование включает сообщение об из­менениях в условиях деятельности, а также появление новых, норм и Требований по безопасности в этом виде деятельно­сти. Необходимо напоминать об опасных и вредных факторах, мерах их нейтрализации и о безопасных приемах деятельно-

41

сти, которые известны инструктируемым, но они их игнори­руют или забыли. Воспитывать следует дисциплинирован­ность и правильное отношение к нормам и правилам безопас­ности деятельности.

В памятки о мерах безопасности по отдельным видам дея­тельности рекомендуется включать краткую информацию о возможных опасностях и указания по профилактике травма­тизма и несчастных случаев. Главное место должны занимать конкретные советы и правила поведения в тех или иных ситуациях. Памятка должна быть немногословной, а требо­вания к субъектам деятельности по обеспечению безопасно­сти — категоричными (порой в форме прямых запретов).

Процесс обучения очень важен, но одного его для предот­вращения неправильных действий людей недостаточно. Необ­ходимо воспитывать учащихся в духе правильного отноше­ния к выполнению норм и требований.

Задача воспитания — научить работать и вообще посту­пать по правилам всегда, сличая свои действия и поступки с установленными техническими, социальными и нравствен­ными нормами, развивать требовательность к себе, критиче­скую оценку своего поведения. Воспитание правильного от­ношения к безопасности деятельности можно считать эффек­тивным, если в результате его, выполнение норм и требований техники безопасности и безопасного поведения будет для каждого человека не только намерением, но и внутренней потребностью.

Правильное отношение к безопасности деятельности фор­мируется воздействием на сознание людей: взгляды, чувства, мотивы и образ действий. При этом следует использовать, разъяснения, убеждения, внушения и стимулы, а также за­преты и наказания. Последнее также имеет воспитательное значение, ибо вначале человек будет воздерживаться от на­рушения правил из-за боязни наказания, а со временем у него выработается привычка делать все правильно.

Надо помнить, что запреты (даже самые строгие) не га­рантируют безопасности, если у людей отсутствуют сдержи­вающие нравственные «преграды». А такие «преграды» со­здаются в сознании людей в процессе воспитания дисципли­нированности и правильного отношения к нормам и требова­ниям безопасности деятельности.

Большое значение для воспитания правильного отноше­ния к нормам и требованиям безопасности деятельности име­ет созданная и поддерживаемая в учебном заведении обста-

42


новка порядка и организованности, которая дисциплинирует людей. И, наоборот, в обстановке беспорядка и неорганизо­ванности даже дисциплинированный человек может нару­шать правила. Особенно плохо действует несовершенная ор­ганизация деятельности, захламленность рабочих зон и мест, недисциплинированность, игнорирование мерами безопасно­сти администрации и преподавательского состава.

Неотъемлемой частью работы по обучению и воспитанию безопасной деятельности является ее пропаганда. Задачи пропаганды: побуждать и постоянно поддерживать интерес к вопросам безопасности жизнедеятельности, убеждать уча­щихся в необходимости того или иного мероприятия по без­опасности деятельности, воспитывать сознательное отноше­ние к мероприятиям в этой сфере, популяризировать новые способы и средства обеспечения безопасности жизнедеятель­ности. Учащийся всегда должен помнить о потенциально опасных и вредных факторах окружающей среды и о том, как следует вести себя, чтобы предупредить несчастный случай,

В качестве средств пропаганды используются лекции, бе­седы, плакаты, стенная печать, подборки специальной лите­ратуры, видеофильмы, а также кино. В учебных заведениях оборудуются информационно-справочные стенды по безопас­ности труда и действиям в чрезвычайных ситуациях.

В целом весь учебно-воспитательный процесс должен быть построен так, чтобы воспитывать у учащихся твердое убеждение в непреложности правил безопасности. Следует помнить, что равнодушное отношение к вопросам безопасно­сти на занятиях, тренировках, в повседневных условиях по­рождает у учащихся представление о дозволенности наруше­ний, воспитывает безответственность и легкомысленное отно­шение к действительным опасностям, которые подстерегают их на каждом шагу.

1.6. Место курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в подготовке молодежи к воинской службе

На протяжении своей жизни человек занимается различ­ными видами деятельности, в том числе и воинской. Воин­ская деятельность, в широком смысле слова, является фор­мой общественной деятельности людей, она носит социально- политический характер. Посредством воинской деятельности осуществляется вооруженная защита интересов государства, народа, обеспечиваются благоприятные внешние условия со­циально-экономического развития страны.


В более узком смысле слова, воинская деятельность — это- процесс выполнения людьми задач воинской службы, изуче­ние боевой техники и оружия, несение боевого дежурства, ведение боевых действий против агрессора и т. д.

Воинская деятельность характеризуется особенностями: взаимоотношений (строгостью субординаций), необходи­мостью большого напряжения сил людей.

Воинская деятельность Специфична по своей структуре, по своим целям, мотивам, средствам, способам и приемам, внешним и внутренним условиям осуществления. Главной целью воинской деятельности в мирное время является под­готовка к ведению боевых действий против агрессора, а в случае войны разгром противника. Средства воинской дея­тельности — оружие и боевая техника. Результат воинской- деятельности в мирное время — боеспособность и боеготов­ность войск, их боевая выучка, дисциплина; в военное вре­мя — разгром агрессора, достижение победы.

Деятельность военнослужащего может протекать в раз­личных климатических условиях, на суше и на море, в возду­хе и под-водой. Выполнять задачи ему приходится в непре­рывно меняющейся обстановке, в разное время суток, при отсутствии регулярного чередования сна, отдыха, работы. Большое влияние на психику и поведение военнослужащего- оказывает современная боевая техника, которая отличается сложностью, быстродействием, большой разрушительной силой, а ее изучение и использование сопряжено с воздействи­ем опасных и вредных физических, химических и других фак­торов. Следовательно, воин должен быть готов в состоянии переносить огромные физические нагрузки: передвижение тя­жестей, сдерживание давлений, подъем грузов. Он должен: быть способным проявлять длительное и большое физиче­ское напряжение при переходах, переездах, выполнении зем­ляных и строительных работ, ремонте техники, разборе завалов, заграждений, разрушений. Он должен быть в состоянии работать в условиях физического дискомфорта: ограничен­ное пространство, неудобство расположения и позы, небла­гоприятная температура, недостаточная вентиляция. А это требует от воина таких физических качеств как сила, лов­кость, выносливость, работоспособность, способность к быст­рому восстановлению сил, смене режимов работы, готовность- к быстрому приспособлению к неблагоприятным и меняю­щимся физическим условиям.

Поскольку воинская деятельность протекает в особой со­циальной среде, в крайне сложных, быстро меняющихся, на­пряженных ситуациях, для ее осуществления необходимы до­статочно сильные мотивы, хорошо развитые познавательные процессы, эмоционально-волевая устойчивость.


Отмеченные особенности воинской деятельности, а также -сравнительно короткий срок действительной военной службы обуславливают необходимость заблаговременной подготовки к ней.

Общественно-политическая ситуация в стране, перемены в сознании и поведении людей под воздействием демократиче­ских преобразований предопределяют необходимость соот­ветствующих изменений в содержании и организационных формах патриотического воспитания в нашем обществе и .подготовки молодежи к воинской службе.

Однако сложившаяся практика в рассматриваемой сфере в настоящее время не отвечает, на наш взгляд, требованиям переживаемого времени. Не останавливаясь на проблемах и результативности начальной, военной подготовки молодежи, можно с уверенностью сказать, что нынешняя концепция НВП молодежи, а равно и ее состояние в учебных заведени­ях требует коренной перестройки — факт, не требующий до­казательств*. Думается, что здесь нужны новые неординар­ные подходы, решительный отказ от еще Недавно казавшихся незыблемыми догм и стереотипов.

Не вдаваясь глубоко в суть проблемы совершенствования НВП, хотелось бы отметить следующее. Если призванный на военную службу юноша на первых порах не твердо знает те или иные положения воинских уставов, недостаточно метко стреляет из личного, оружия или неуверенно действует в строю, его этому можно научить за одну в| две недели. Но, если он приходит в армию физически слабым, нравственно опустошенным, если у него не в моде такие понятия, как со­весть, честь, мужество, героизм и сознание собственного до­стоинства проявляется в весьма необычной форме: унижении слабого, высокомерии к окружающим и т. д., то воспитать и подготовить из такого парня надежного защитника Отечества за короткий срок весьма сложно и проблематично.

С учетом сказанного, представляется, что акцент в подготовке молодежи к защите Отечества в условиях учебного за­ведения должен быть решительно смещен в пользу физической и морально-психологической подготовки в целях быстрой адаптации к экстремальным условиям воинской деятельности, а не в стремлении из школьного предмета сделать курс мо­лодого бойца без должного материально-технического обеспечения.

В этой связи возникает вопрос: каковы роль и место кур­са «Основы безопасности жизнедеятельности» в общей системе подготовки молодёжи к воинской службе?

Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте снова вер­немся к понятию «деятельность» и выясним от чего зависит эффективность любого вида деятельности.


Деятельность — это способ существования и развития об­щества и человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природной и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и за­дачами.

Процесс деятельности начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов (или осознания человеком nof. ставленной перед Ним задачи). Под потребностями понима­ется' переживание человеком нужды в условиях и Средствах своего существования и развития как члена общества и как организма. Потребности человека формируются в процессе жизни, в системе его социальных отношений, под воздействи­ем окружающей среды и воспитания. На основе потребностей человека возникают мотивы его деятельности. Мотив — это - сила, побуждающая человека к постановке цели и к действи­ям, поступкам для достижения этой цели. Психологи утвер­ждают, что 70 — 80%' результатов, достигнутых человеком в процессе его деятельности, зависит от ее мотивов, и лишь 20 — 30%: - от интеллекта личности. С точки зрения обще­принятых моральных норм мотивы могут иметь положитель­ное, нейтральное или отрицательное содержание.

Деятельность сострит из связанных между собой дейст­вий, с помощью которых достигаются конкретные (промежу­точные) цели. Каждое действие и^еет свою главную цель, способ и мотивы. Хотя отдельные действия обычно подчине­ны общей цели, деятельности и общим ее мотивам, но они все- .же являются законченными в смысловом отношении -едини­цами деятельности.

Поведение человека, как внешне наблюдаемая система действий (поступков) людей, во многом зависит от того, ка­ковы интересы, потребности личности.

Сегодня и теоретики, и практики единодушны во мнении: корректировка поведения человека возможна через коррек­тировку мотивов деятельности. Поэтому они ратуют за необ­ходимость формирования соответствующей системы мотивов для обеспечения эффективности того, или иного вида дея­тельности.

С позиции деятельностного подхода негативное отноше­ние молодежи к действительной военной службе кроется в отсутствии потребностей и несформированности мотивов к этому виду деятельности, что является следствием падения авторитета армии в обществе и вместе с ним престижа воин­ской службы. Причин тут немало. Это и афганский синдром, и привлечение армии к решению многих народнохозяйствен­ных проблем, и использование ее в чрезвычайных ситуациях в режиме внутренних войск; думается, свой «вклад» в это дело внесла и отсрочка от призыва на службу студентов ву­зов. И, чего греха таить, в падении авторитета армии, не­сомненно, и вина, самих Вооруженных Сил, пораженных, как и все наше общество благодушием, стремлением выдать же­лаемое за действительное и, как следствие этого, — отрыв командиров от солдат, пренебрежение к их нуждам, процветание землячеств, дедовщины и других язв общества, со­циальная незащищенность младшего перед старшим по должности и т. д. И пока не будут созданы условия для по­ложительной мотивации действительной военной службы, нельзя рассчитывать на изменение ситуации к лучшему.