ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ется готовность к ответным действиям, созревает решимость, идти на определенный риск, основанный на трезвом расчете, убежденности в возможности преодоления опасности.
Из этих известных наблюдений следует, что психологическое воздействие опасных ситуаций проявляется у людей неоднозначно, представляет индивидуальную, выраженно личностную реакцию и, самое главное, что восприятие человеком чувства угрозы может быть по меньшей мере ослаблена или полностью преодолено путем психологической подготовки.
В практическом отношении психологическая подготовка — это, во-первых, выработка у учащихся определенной суммы знаний, способствующей психологической готовности к встрече с возможными опасностями в современной техно-социальной среде, и формирование на этой основе рационального к ним отношения; во-вторых, — это целенаправленная практическая тренировка и упражнения с психологической направленностью в ходе учебно-воспитательного процесса.
В процессе теоретического обучения методически важно, излагая опасные факторы окружающей среды, избежать формирования у учащихся чувства беспомощности и обреченности в возникающих для них опасных и экстремальных ситуациях; напротив, как можно более обстоятельно и убедительно следует представить современные способы избежать неблагоприятных последствий этих ситуаций. Отсюда следует важное заключение — теоретическому обучению, являющемуся) информационной базой для психологической подготовки, самому присуще собственное психологическое воздействие на людей, вследствие чего оно требует особого методического- внимания со стороны преподавательского состава.
Психологическая и практическая готовность для самоза-.. щиты, готовность адекватно действовать в экстремальных ситуациях не может формироваться только умозрительно: эти качества у людей, вполне понятно, вырабатываются и закрепляются в процессе практических занятий и тренировок.
Психология доказывает возможность успешного формирования определенных качеств у человека, не прибегая к воспроизведению реальной действительности. Сюда, прежде всего относятся воспитание у учащихся волевых качеств — смелости, решительности, инициативы, стойкости. Это достигается путем постоянно контролируемого преодоления реально ' существующих опасностей и трудностей учебно-воспитательного процесса и повседневной жизни. Волевые качества личности принадлежат к числу самых существенных, и поэтому
40
выработке этих качеств должно придаваться доминирующее значение.
Трудно переоценить значение физической культуры и: спорта в развитии волевых качеств. Наибольшее воздействие оказывают упражнения психофизического характера, к которым относятся упражнения на внимание, на координацию движений, на быстроту, а также упражнения с резко меняющейся ситуацией, требующей быстрого, осмысленного принятия решения в ограниченное время. Большое значение в психологической устойчивости играют упражнения, выполнение, которых связано с риском и требует преодоления чувствам боязни. Это. акробатические прыжки, прыжки в воду с высоты, прыжки через препятствия, лазание по горизонтальному канату, находящемуся на высоте 4—10 метров над водой, перебежки по бревну, укрепленному на высоте или над водой, прыжки с парашютом (даже с вышек), игры в ручной, мяч, футбол, и баскетбол с разрешением толчков, силовых приемов, предусмотренных правилами, различные виды единоборств. Психологически ту же роль играют хождение на шлюпках в свежую погоду, туристические походы, спортивное ориентирование, преодоление специальных полос препятствий и сооружений и другие мероприятия прикладного характера.
Такие упражнения могут вызвать напряженность, опасения, страх, волнение, колебания, необходимость пересиливать, заставлять себя. В то же время они развивают волевые качества, закаливают психику. Разнообразие и систематическое, достаточно частое использование их дает хороший эффект.
Важным, элементом обучения учащихся приемам безопасной деятельности является система инструктажей (9) и разработка специальных памяток о мерах безопасности при различных видах деятельности.
Инструктажи позволяют достигать следующих целей: обучение, дополнительное информирование, напоминание (восстановление в памяти) и воспитание. Обучать надо новым, безопасным трудовым приемам и мерам по нейтрализации опасных и вредных факторов, которые неизвестны учащимся.. Дополнительное информирование включает сообщение об изменениях в условиях деятельности, а также появление новых, норм и Требований по безопасности в этом виде деятельности. Необходимо напоминать об опасных и вредных факторах, мерах их нейтрализации и о безопасных приемах деятельно-
41
сти, которые известны инструктируемым, но они их игнорируют или забыли. Воспитывать следует дисциплинированность и правильное отношение к нормам и правилам безопасности деятельности.
В памятки о мерах безопасности по отдельным видам деятельности рекомендуется включать краткую информацию о возможных опасностях и указания по профилактике травматизма и несчастных случаев. Главное место должны занимать конкретные советы и правила поведения в тех или иных ситуациях. Памятка должна быть немногословной, а требования к субъектам деятельности по обеспечению безопасности — категоричными (порой в форме прямых запретов).
Процесс обучения очень важен, но одного его для предотвращения неправильных действий людей недостаточно. Необходимо воспитывать учащихся в духе правильного отношения к выполнению норм и требований.
Задача воспитания — научить работать и вообще поступать по правилам всегда, сличая свои действия и поступки с установленными техническими, социальными и нравственными нормами, развивать требовательность к себе, критическую оценку своего поведения. Воспитание правильного отношения к безопасности деятельности можно считать эффективным, если в результате его, выполнение норм и требований техники безопасности и безопасного поведения будет для каждого человека не только намерением, но и внутренней потребностью.
Правильное отношение к безопасности деятельности формируется воздействием на сознание людей: взгляды, чувства, мотивы и образ действий. При этом следует использовать, разъяснения, убеждения, внушения и стимулы, а также запреты и наказания. Последнее также имеет воспитательное значение, ибо вначале человек будет воздерживаться от нарушения правил из-за боязни наказания, а со временем у него выработается привычка делать все правильно.
Надо помнить, что запреты (даже самые строгие) не гарантируют безопасности, если у людей отсутствуют сдерживающие нравственные «преграды». А такие «преграды» создаются в сознании людей в процессе воспитания дисциплинированности и правильного отношения к нормам и требованиям безопасности деятельности.
Большое значение для воспитания правильного отношения к нормам и требованиям безопасности деятельности имеет созданная и поддерживаемая в учебном заведении обста-
42
новка порядка и организованности, которая дисциплинирует людей. И, наоборот, в обстановке беспорядка и неорганизованности даже дисциплинированный человек может нарушать правила. Особенно плохо действует несовершенная организация деятельности, захламленность рабочих зон и мест, недисциплинированность, игнорирование мерами безопасности администрации и преподавательского состава.
Неотъемлемой частью работы по обучению и воспитанию безопасной деятельности является ее пропаганда. Задачи пропаганды: побуждать и постоянно поддерживать интерес к вопросам безопасности жизнедеятельности, убеждать учащихся в необходимости того или иного мероприятия по безопасности деятельности, воспитывать сознательное отношение к мероприятиям в этой сфере, популяризировать новые способы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности. Учащийся всегда должен помнить о потенциально опасных и вредных факторах окружающей среды и о том, как следует вести себя, чтобы предупредить несчастный случай,
В качестве средств пропаганды используются лекции, беседы, плакаты, стенная печать, подборки специальной литературы, видеофильмы, а также кино. В учебных заведениях оборудуются информационно-справочные стенды по безопасности труда и действиям в чрезвычайных ситуациях.
В целом весь учебно-воспитательный процесс должен быть построен так, чтобы воспитывать у учащихся твердое убеждение в непреложности правил безопасности. Следует помнить, что равнодушное отношение к вопросам безопасности на занятиях, тренировках, в повседневных условиях порождает у учащихся представление о дозволенности нарушений, воспитывает безответственность и легкомысленное отношение к действительным опасностям, которые подстерегают их на каждом шагу.
1.6. Место курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в подготовке молодежи к воинской службе
На протяжении своей жизни человек занимается различными видами деятельности, в том числе и воинской. Воинская деятельность, в широком смысле слова, является формой общественной деятельности людей, она носит социально- политический характер. Посредством воинской деятельности осуществляется вооруженная защита интересов государства, народа, обеспечиваются благоприятные внешние условия социально-экономического развития страны.
В более узком смысле слова, воинская деятельность — это- процесс выполнения людьми задач воинской службы, изучение боевой техники и оружия, несение боевого дежурства, ведение боевых действий против агрессора и т. д.
Воинская деятельность характеризуется особенностями: взаимоотношений (строгостью субординаций), необходимостью большого напряжения сил людей.
Воинская деятельность Специфична по своей структуре, по своим целям, мотивам, средствам, способам и приемам, внешним и внутренним условиям осуществления. Главной целью воинской деятельности в мирное время является подготовка к ведению боевых действий против агрессора, а в случае войны разгром противника. Средства воинской деятельности — оружие и боевая техника. Результат воинской- деятельности в мирное время — боеспособность и боеготовность войск, их боевая выучка, дисциплина; в военное время — разгром агрессора, достижение победы.
Деятельность военнослужащего может протекать в различных климатических условиях, на суше и на море, в воздухе и под-водой. Выполнять задачи ему приходится в непрерывно меняющейся обстановке, в разное время суток, при отсутствии регулярного чередования сна, отдыха, работы. Большое влияние на психику и поведение военнослужащего- оказывает современная боевая техника, которая отличается сложностью, быстродействием, большой разрушительной силой, а ее изучение и использование сопряжено с воздействием опасных и вредных физических, химических и других факторов. Следовательно, воин должен быть готов в состоянии переносить огромные физические нагрузки: передвижение тяжестей, сдерживание давлений, подъем грузов. Он должен: быть способным проявлять длительное и большое физическое напряжение при переходах, переездах, выполнении земляных и строительных работ, ремонте техники, разборе завалов, заграждений, разрушений. Он должен быть в состоянии работать в условиях физического дискомфорта: ограниченное пространство, неудобство расположения и позы, неблагоприятная температура, недостаточная вентиляция. А это требует от воина таких физических качеств как сила, ловкость, выносливость, работоспособность, способность к быстрому восстановлению сил, смене режимов работы, готовность- к быстрому приспособлению к неблагоприятным и меняющимся физическим условиям.
Поскольку воинская деятельность протекает в особой социальной среде, в крайне сложных, быстро меняющихся, напряженных ситуациях, для ее осуществления необходимы достаточно сильные мотивы, хорошо развитые познавательные процессы, эмоционально-волевая устойчивость.
Отмеченные особенности воинской деятельности, а также -сравнительно короткий срок действительной военной службы обуславливают необходимость заблаговременной подготовки к ней.
Общественно-политическая ситуация в стране, перемены в сознании и поведении людей под воздействием демократических преобразований предопределяют необходимость соответствующих изменений в содержании и организационных формах патриотического воспитания в нашем обществе и .подготовки молодежи к воинской службе.
Однако сложившаяся практика в рассматриваемой сфере в настоящее время не отвечает, на наш взгляд, требованиям переживаемого времени. Не останавливаясь на проблемах и результативности начальной, военной подготовки молодежи, можно с уверенностью сказать, что нынешняя концепция НВП молодежи, а равно и ее состояние в учебных заведениях требует коренной перестройки — факт, не требующий доказательств*. Думается, что здесь нужны новые неординарные подходы, решительный отказ от еще Недавно казавшихся незыблемыми догм и стереотипов.
Не вдаваясь глубоко в суть проблемы совершенствования НВП, хотелось бы отметить следующее. Если призванный на военную службу юноша на первых порах не твердо знает те или иные положения воинских уставов, недостаточно метко стреляет из личного, оружия или неуверенно действует в строю, его этому можно научить за одну в| две недели. Но, если он приходит в армию физически слабым, нравственно опустошенным, если у него не в моде такие понятия, как совесть, честь, мужество, героизм и сознание собственного достоинства проявляется в весьма необычной форме: унижении слабого, высокомерии к окружающим и т. д., то воспитать и подготовить из такого парня надежного защитника Отечества за короткий срок весьма сложно и проблематично.
С учетом сказанного, представляется, что акцент в подготовке молодежи к защите Отечества в условиях учебного заведения должен быть решительно смещен в пользу физической и морально-психологической подготовки в целях быстрой адаптации к экстремальным условиям воинской деятельности, а не в стремлении из школьного предмета сделать курс молодого бойца без должного материально-технического обеспечения.
В этой связи возникает вопрос: каковы роль и место курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общей системе подготовки молодёжи к воинской службе?
Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте снова вернемся к понятию «деятельность» и выясним от чего зависит эффективность любого вида деятельности.
Деятельность — это способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природной и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами.
Процесс деятельности начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов (или осознания человеком nof. ставленной перед Ним задачи). Под потребностями понимается' переживание человеком нужды в условиях и Средствах своего существования и развития как члена общества и как организма. Потребности человека формируются в процессе жизни, в системе его социальных отношений, под воздействием окружающей среды и воспитания. На основе потребностей человека возникают мотивы его деятельности. Мотив — это - сила, побуждающая человека к постановке цели и к действиям, поступкам для достижения этой цели. Психологи утверждают, что 70 — 80%' результатов, достигнутых человеком в процессе его деятельности, зависит от ее мотивов, и лишь 20 — 30%: - от интеллекта личности. С точки зрения общепринятых моральных норм мотивы могут иметь положительное, нейтральное или отрицательное содержание.
Деятельность сострит из связанных между собой действий, с помощью которых достигаются конкретные (промежуточные) цели. Каждое действие и^еет свою главную цель, способ и мотивы. Хотя отдельные действия обычно подчинены общей цели, деятельности и общим ее мотивам, но они все- .же являются законченными в смысловом отношении -единицами деятельности.
Поведение человека, как внешне наблюдаемая система действий (поступков) людей, во многом зависит от того, каковы интересы, потребности личности.
Сегодня и теоретики, и практики единодушны во мнении: корректировка поведения человека возможна через корректировку мотивов деятельности. Поэтому они ратуют за необходимость формирования соответствующей системы мотивов для обеспечения эффективности того, или иного вида деятельности.
С позиции деятельностного подхода негативное отношение молодежи к действительной военной службе кроется в отсутствии потребностей и несформированности мотивов к этому виду деятельности, что является следствием падения авторитета армии в обществе и вместе с ним престижа воинской службы. Причин тут немало. Это и афганский синдром, и привлечение армии к решению многих народнохозяйственных проблем, и использование ее в чрезвычайных ситуациях в режиме внутренних войск; думается, свой «вклад» в это дело внесла и отсрочка от призыва на службу студентов вузов. И, чего греха таить, в падении авторитета армии, несомненно, и вина, самих Вооруженных Сил, пораженных, как и все наше общество благодушием, стремлением выдать желаемое за действительное и, как следствие этого, — отрыв командиров от солдат, пренебрежение к их нуждам, процветание землячеств, дедовщины и других язв общества, социальная незащищенность младшего перед старшим по должности и т. д. И пока не будут созданы условия для положительной мотивации действительной военной службы, нельзя рассчитывать на изменение ситуации к лучшему.