Файл: Занятие 7 Знакомство с особенностями модальной окраски и способами выражения оценки в научном тексте.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
наших целей достаточно и его.

Традиционно выделяемые стили литературного языка:

  • научный стиль;

  • официально-деловой стиль;

  • публицистический стиль;

  • разговорный стиль (разговорная речь);

  • художественный стиль (художественная речь);

Надо сказать, что эти пять разновидностей не равнозначны по своему статусу. Опорными точками системы являются три разновидности: научная речь, разговорная речь и художественная речь. Именно эти разновидности отражают три принципиально разных типа мышления, три типа отношения к действительности и три типа функционирования слова. Остальные разновидности носят во многом производный характер. Можно было бы сказать, что каждая из этих разновидностей речи реализует одну из основных функций речи: разговорная речь реализует функцию общения, художественная речь воздействия, а научный стиль ориентирован на функцию сообщения. Точно так же каждая из этих трех разновидностей ориентирована на один из трех функциональных компонентов: разговорная речь ориентирована на эмоцию, художественная речь — на образ, а научная речь — на понятие.

Таким образом, главная цель научной речи — сообщить информацию, опираясь на рациональное начало.

Следующий момент, который следует принять во внимание. Стили делятся на открытые и закрытые. Научный стиль вместо с официально-деловым относятся к закрытым стилям, в отличие от прочих, которые являются открытыми. Закрытые стили являются относительно замкнутыми, они противятся проникновению иностилевых элементов и экспрессивного начала. Закрытые стили отличаются однородностью своего состава, и в то же время они необщедоступны. Читать и научные книги, и деловые документы непросто, неподготовленному читателю эти
тексты непонятны и скучны. Открытые стили, то есть публицистический, разговорный и художественный, легко принимают элементы других стилей, в том числе и закрытых. Поэтому они разнородны по своему языковому составу и при этом общедоступны. Поэтому иностилевые элементы по- разному оцениваются в разных стилях. В открытых стилях их появление предсказуемо и допустимо, а в закрытых наоборот. Так, в разговорной речи вполне может в определенных условиях появиться научная лексика, а вот появление разговорных слов в строго научной речи практически всегда недопустимо.

Важно также помнить, что любой стиль не представляет собой абсолютного единства.

Во-первых, любой стиль, и научный в том числе, имеет устную и письменную разновидности, которые существенно отличаются по целому ряду параметров. Научный стиль преимущественно письменный, однако существуют и устные формы научной речи, например доклад, публичная научная дискуссия. Обо особенностях устной научной речи мы будем говорить в нашем курсе в свое время.

Во-вторых, любой стиль подразделяется на подстили, а те, в свою очередь, на еще более частные типовые разновидности — речевые жанры. Так, научный стиль может быть разделен на два больших подстиля: это, с одной стороны, собственно научный подстиль, а с другой — научно-популярный. Предмет нашего курса, естественно, собственно научный стиль, где стилевые нормы носят весьма жесткий характер. Но и собственно научный подстиль не одинаков в произведениях различных речевых жанров, относящихся к нему. Примерами речевых жанров могут служить: научная статья, курсовая или дипломная работа, диссертация, автореферат диссертации, монография, учебник, энциклопедическая статья, аннотация к статье и т. д.

Очень важно, усваивая общие нормы научного стиля, сразу же учиться их применять в рамках того или иного речевого жанра. То, что свойственно одному жанру,
часто не может быть использовано в другом. В частности, важно понимать различие

между жанром квалификационных и неквалификационных сочинений. Типичная ошибка начинающих исследователей состоит в том, что они полагают, что способы и композиция изложения, к которым они прибегали в своих курсовых, дипломных, диссертационных сочинениях может быть без изменений перенесено в тексты других жанров, например в доклад или статью. Между тем это не так, Например, если во введении к квалификационному сочинению обязательно надо указать цель, задачи, метод работы, то в докладе или статье это делать в той же форме совершенно необязательно, а иногда даже и излишне. Однако это правило сплошь и рядом нарушается, и часто, например, во вступлениик своему докладу, начинающий исследователь берется монотонно перечислять цели и задачи работы, чем с самого начала нагоняет на слушателей тоску, поскольку они сразу чувствуют, что им просто зачитывают кусок из курсовой или дипломной работы.

Итак, нормы построения речевого жанра не менее важны, чем общие нормы стиля.

Этому постулату важно следовать неукоснительно.


Модуль 1

Научный стиль речи
Занятие 1.6

Умение применять различные виды свертывания научного текста
Все, наверняка, помнят слова Льва Толстого об «Анне Карениной»:
Если же бы я хотел сказать словами все то, что имел в виду выразить романом, то я должен бы был написать роман тот самый, который я написал, сначала.

Это действительно яркая иллюстрация важного признака художественной речи. Смысл художественного произведения вычленяется из текста в его абсолютно полном объеме. Никакая редукция текста без ущерба для его смысла недопустима.

Научный текст в этом отношении является едва ли не полной противоположностью художественной речи. Огрубляя и несколько утрируя, можно сказать, что научный текст, основной смысл которого нельзя выразить одной или несколькими фразами, это плохой научный текст.

Иначе говоря, научный текст можно разделить на две части: первая освещает ход исследования, вторая его результаты. Важна прежде всего вторая часть, научному сообществу интересна именно она, к описанию хода исследования читатель может обратиться только в том случае, если оно его по тем или причинам заинтересует.

Как бы ни было исследователю, особенно молодому, обидно за свой труд, как бы ни хотелось продемонстрировать всему миру в подробностях, как он достиг указанного результата, он должен понимать, что, скорее всего, целиком его сочинение
прочтут немногие, а вот с кратким описаниемтекста более или менее внимательно познакомится значительное число ученых.

Тем самым важнейшим свойством научного текста является его свертываемость, позволяющая быстро познакомиться с разными аспектами текста: его основной мыслью и структурой.Текст должен быть сворачиваем относительно легко и без существенного ущерба для его ценности как научного сочинения.

В чем залог такого качества текста? Прежде всего в его правильном строении, в его композиции.

Если нестройная, запутанная композиция вполне естественна в разговорной речи, может служить особым целям в художественной речи, да и в публицистической, то в научной речи это неприемлемо.

Строгое деление текста на микротемы, четкая смысловая и формальная связь между ними, их гармоничное количественно-качественное соотношение — необходимое условие зрелого научного текста.

В зависимости от речевого жанра композиция может более или менее свободной. Есть жанры или, скажем, мини-жанры, которые пишутся согласно жестко заданной композиционной схеме. Это касается, например, введения к квалификационным работам, да и самих квалификационных работ в целом. В то же время научная статья или доклад допускают значительную степень варьирования в последовательности частей научного сочинения, хотя и должны обладать узнаваемыми композиционными признаками,

Каковы основные требования к композиции научного текста?

Его функционально-смысловые части должны легко вычленяться. В частности, старое знание, то, на которое вы опираетесь, должно быть чѐтко отграничено от нового, добываемого в ходе исследования. Материал, на котором проводится исследование, должен быть чѐтко описан, и это описание должно легко структурно выделяться. (То же касается,