Файл: Занятие 7 Знакомство с особенностями модальной окраски и способами выражения оценки в научном тексте.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
например, таких смысловых компонентов, как условия эксперимента, ход эксперимента, результаты эксперимента.) Результат исследования, иначе говоря выводы, не должны быть растворены в общей ткани рассуждения, а вынесены в отдельную структурную часть сочинения.

Какие виды свертывания своего и чужого научного текста существуют? Жанры свернутого (вторичного) научного текста:

  • реферат;

  • мини-реферат (например, в составе хроники конференции или обзора сборника статей);

  • автореферат;

  • оглавление;

  • аннотация;

  • ключевые слова.

Остановимся на трѐх последних видах свернутого текста.

Для текстов большого объема, в первую очередь квалификационных работ: курсовых, дипломных, диссертационных сочинений — большое значение имеет хорошо составленное оглавление. Оглавление должно не только указывать, что текст делится на некоторые части, в идеале оно должно отражать то, как именно осуществляется тематическое и смысловое развертывание текста. Поэтому к оглавлению предъявляются два основных требования. Первое: оно должно быть в достаточной степени дробным,

второе: все пункты оглавления, за исключением Введения и Заключения, должны быть неформально поименованы, в том числе и Приложения к работе.

В последние десятилетия обязательным научным мини-жанром для целого ряда ситуацийстала аннотация: она должна прилагаться к научной статье, к заявке на участие в конференции, а в последнее время и к выпускной дипломной
работе. Аннотация выполняет две функции, во-первых, она кратко характеризует содержание работы, а во- вторых, является своего рода рекламным сообщением, призванным побудить читателя обратиться к ее полному тексту. Помните, что исследование (по крайней мере, в гуманитарных областях) покоится на трех китах: его цель, соотнесенный с ней результат и материал исследования. Именно эти компоненты должны быть в аннотации отражены обязательно. Следует также учесть, что в науке ценится новое. Именно на этом новом и следует сосредоточиться в аннотации. Упрощая, можно сказать, что новыми могут быть факты и интерпретации. Так вот, apriori новые факты ценятся больше, чем новые интерпретации. Если в вашей работе в научный оборот вводится новый, ранее неисследованный материал, она, повторюсь — в первом приближении, ценнее той работы, где уже изученный и ранее интерпретированный материал подвергается реинтерпретации. Традиционный объем аннотации около 500–600 слов, поэтому необходимо крайне бережно распоряжаться отведенным на нее местом. Вполне возможно и вовсе обойтись без традиционного зачина «В статье исследуется…», «В докладе

рассматривается…» и т. п. Переходите сразу к делу.

В заключение скажем о таком виде свертывания текста, как ключевые слова. Стандартов составления ключевых слов для научной работы не существует, поэтому следует опираться на сложившуюся в науке традицию. В список ключевых слов вносятся только собственные именования, термины и терминологические сочетания, отражающие
тему и микротемы текста. Автору текста, к которому надо составить ключевые слова, нужно помнить, зачем вообще они нужны — для организации автоматического поиска текстов другими исследователями. Поэтому, составляя список ключевых слов, надо попытаться мысленно стать на место ученого, который осуществляет такой автоматический поиск. Нежелательно в список ключевых слов помещать термины слишком широкого значения: «грамматика», «русский язык», «речь» и т. д: вряд ли какой- нибудь исследователь вздумает искать статьи на тему «русский язык», это слишком общо. С другой стороны, не следует включать в список ключевых слов нетерминологичные обозначения и общенаучную лексику, то есть, например, такие сочетания: «соотношение дифференциальных и интегральных признаков фонем», «проблема автора в философии постмодернизма» и так далее.

Модуль 1

Научный стиль речи

Занятие 1.5

Знакомство с основными грамматическими особенностями научного стиля

Главная морфологическая характеристика научного стиля — резкое преобладание имени, в частности имени существительного, над глаголом. В этом легко убедиться: возьмите любой текст, написанный в собственно научном стиле, и посчитайте количество глаголов и имен существительных. Вы убедитесь в том, что имя буквально пожирает глагол. Неслучайно я употребляю здесь это слово, глагол не просто заменяется именем, глагол превращается в имя. На слайде можно увидеть пример предложения из современной научной статьи, где указанная особенность проявляется достаточно ярко.
Именной характер научного
стиля
Для выявления и описания отдельных признаков слова «духовность» нами был проведѐн анализ и сопоставление словарных дефиниций в толковых и этимологических словарях, что позволило проследить за изменениями семантического объѐма исследуемой лексемы.

Собственно глаголов здесь всего два: «позволило проследить», зато существительных — двенадцать и еще пять прилагательных. Еще один потенциальный глагол запрятан в страдательную конструкцию не «мы проанализировали» и даже не

«мы провели анализ», а «нами был проведен анализ». Вместо «чтобы выявить и описать» мы видим сочетание «для выявления и описания», вместо «лексема, которую мы исследуем» «исследуемая лексема».

Обратим внимание на существительные выявление,описание,анализ,сопоставление, изменение. Это отглагольные существительные: как мы сказали, глагол будто прячется в имя. Именной характер научного стиля объясним: научный текст, как правило не повествует о событиях, а именует, объясняет, вскрывает связи, устанавливает причины.

Научный стиль диктует необходимость широкого употребления имен и, в частности, отглагольных имен существительных. Не следовать этому закону невозможно.

При этом надо учитывать, что концентрация отвлеченных имен, по достижении некоторого предела, делает текст крайне вязким, трудно воспринимаемым, лишенным хоть какой-то внутренней жизни. Возникают своего рода предложения-монстры. Пример такого, неудачного предложения можно видеть на слайде.
Актуальность исследования определяется возникновением в обществе
потребности в оптимизации процесса формирования коммерческих названий, в необходимости обобщения результатов исследований отечественных и зарубежных ученых в этой сфере и разработки рекомендаций по эффективной коммерческой номинации.

Пример М. П. Котюровой
Еще одна опасность, которая подстерегает автора, — это экспансия родительного падежа. В письменных научных текстах он по частотности превосходит даже именительный. В самом употреблении родительного падежа, разумеется, нет ничего плохого, плохи т. н. цепочки родительных, когда существительные в этой падежной форме следуют одно за одним. Это погрешность, яркий пример которой вы видите на слайде, существенно затрудняет понимание текста, и она должна быть устранена.
Изучение свойств (Р. п.) жанровой модели (Р. п.) адресата (Р. п.) и выработки (Р. п.) типологии (Р. п.) текстов (Р. п.) с учетом различий (Р. п.) этой модели (Р. п.) особенно необходимы в журналистике.