Файл: Занятие 7 Знакомство с особенностями модальной окраски и способами выражения оценки в научном тексте.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
например, таких смысловых компонентов, как условия эксперимента, ход эксперимента, результаты эксперимента.) Результат исследования, иначе говоря — выводы, не должны быть растворены в общей ткани рассуждения, а вынесены в отдельную структурную часть сочинения.
Какие виды свертывания своего и чужого научного текста существуют? Жанры свернутого (вторичного) научного текста:
Остановимся на трѐх последних видах свернутого текста.
Для текстов большого объема, в первую очередь квалификационных работ: курсовых, дипломных, диссертационных сочинений — большое значение имеет хорошо составленное оглавление. Оглавление должно не только указывать, что текст делится на некоторые части, в идеале оно должно отражать то, как именно осуществляется тематическое и смысловое развертывание текста. Поэтому к оглавлению предъявляются два основных требования. Первое: оно должно быть в достаточной степени дробным,
второе: все пункты оглавления, за исключением Введения и Заключения, должны быть неформально поименованы, в том числе и Приложения к работе.
В последние десятилетия обязательным научным мини-жанром для целого ряда ситуацийстала аннотация: она должна прилагаться к научной статье, к заявке на участие в конференции, а в последнее время и к выпускной дипломной
работе. Аннотация выполняет две функции, во-первых, она кратко характеризует содержание работы, а во- вторых, является своего рода рекламным сообщением, призванным побудить читателя обратиться к ее полному тексту. Помните, что исследование (по крайней мере, в гуманитарных областях) покоится на трех китах: его цель, соотнесенный с ней результат и материал исследования. Именно эти компоненты должны быть в аннотации отражены обязательно. Следует также учесть, что в науке ценится новое. Именно на этом новом и следует сосредоточиться в аннотации. Упрощая, можно сказать, что новыми могут быть факты и интерпретации. Так вот, apriori новые факты ценятся больше, чем новые интерпретации. Если в вашей работе в научный оборот вводится новый, ранее неисследованный материал, она, повторюсь — в первом приближении, ценнее той работы, где уже изученный и ранее интерпретированный материал подвергается реинтерпретации. Традиционный объем аннотации — около 500–600 слов, поэтому необходимо крайне бережно распоряжаться отведенным на нее местом. Вполне возможно и вовсе обойтись без традиционного зачина «В статье исследуется…», «В докладе
рассматривается…» и т. п. Переходите сразу к делу.
В заключение скажем о таком виде свертывания текста, как ключевые слова. Стандартов составления ключевых слов для научной работы не существует, поэтому следует опираться на сложившуюся в науке традицию. В список ключевых слов вносятся только собственные именования, термины и терминологические сочетания, отражающие
тему и микротемы текста. Автору текста, к которому надо составить ключевые слова, нужно помнить, зачем вообще они нужны — для организации автоматического поиска текстов другими исследователями. Поэтому, составляя список ключевых слов, надо попытаться мысленно стать на место ученого, который осуществляет такой автоматический поиск. Нежелательно в список ключевых слов помещать термины слишком широкого значения: «грамматика», «русский язык», «речь» и т. д: вряд ли какой- нибудь исследователь вздумает искать статьи на тему «русский язык», это слишком общо. С другой стороны, не следует включать в список ключевых слов нетерминологичные обозначения и общенаучную лексику, то есть, например, такие сочетания: «соотношение дифференциальных и интегральных признаков фонем», «проблема автора в философии постмодернизма» и так далее.
Модуль 1
Научный стиль речи
Занятие 1.5
Знакомство с основными грамматическими особенностями научного стиля
Главная морфологическая характеристика научного стиля — резкое преобладание имени, в частности имени существительного, над глаголом. В этом легко убедиться: возьмите любой текст, написанный в собственно научном стиле, и посчитайте количество глаголов и имен существительных. Вы убедитесь в том, что имя буквально пожирает глагол. Неслучайно я употребляю здесь это слово, глагол не просто заменяется именем, глагол превращается в имя. На слайде можно увидеть пример предложения из современной научной статьи, где указанная особенность проявляется достаточно ярко.
Именной характер научного
стиля
Для выявления и описания отдельных признаков слова «духовность» нами был проведѐн анализ и сопоставление словарных дефиниций в толковых и этимологических словарях, что позволило проследить за изменениями семантического объѐма исследуемой лексемы.
Собственно глаголов здесь всего два: «позволило проследить», зато существительных — двенадцать и еще пять прилагательных. Еще один потенциальный глагол запрятан в страдательную конструкцию — не «мы проанализировали» и даже не
«мы провели анализ», а «нами был проведен анализ». Вместо «чтобы выявить и описать» мы видим сочетание «для выявления и описания», вместо «лексема, которую мы исследуем» — «исследуемая лексема».
Обратим внимание на существительные выявление,описание,анализ,сопоставление, изменение. Это отглагольные существительные: как мы сказали, глагол будто прячется в имя. Именной характер научного стиля объясним: научный текст, как правило не повествует о событиях, а именует, объясняет, вскрывает связи, устанавливает причины.
Научный стиль диктует необходимость широкого употребления имен и, в частности, отглагольных имен существительных. Не следовать этому закону невозможно.
При этом надо учитывать, что концентрация отвлеченных имен, по достижении некоторого предела, делает текст крайне вязким, трудно воспринимаемым, лишенным хоть какой-то внутренней жизни. Возникают своего рода предложения-монстры. Пример такого, неудачного предложения можно видеть на слайде.
Актуальность исследования определяется возникновением в обществе
потребности в оптимизации процесса формирования коммерческих названий, в необходимости обобщения результатов исследований отечественных и зарубежных ученых в этой сфере и разработки рекомендаций по эффективной коммерческой номинации.
Пример М. П. Котюровой
Еще одна опасность, которая подстерегает автора, — это экспансия родительного падежа. В письменных научных текстах он по частотности превосходит даже именительный. В самом употреблении родительного падежа, разумеется, нет ничего плохого, плохи т. н. цепочки родительных, когда существительные в этой падежной форме следуют одно за одним. Это погрешность, яркий пример которой вы видите на слайде, существенно затрудняет понимание текста, и она должна быть устранена.
Изучение свойств (Р. п.) жанровой модели (Р. п.) адресата (Р. п.) и выработки (Р. п.) типологии (Р. п.) текстов (Р. п.) с учетом различий (Р. п.) этой модели (Р. п.) особенно необходимы в журналистике.
Какие виды свертывания своего и чужого научного текста существуют? Жанры свернутого (вторичного) научного текста:
-
реферат; -
мини-реферат (например, в составе хроники конференции или обзора сборника статей); -
автореферат; -
оглавление; -
аннотация; -
ключевые слова.
Остановимся на трѐх последних видах свернутого текста.
Для текстов большого объема, в первую очередь квалификационных работ: курсовых, дипломных, диссертационных сочинений — большое значение имеет хорошо составленное оглавление. Оглавление должно не только указывать, что текст делится на некоторые части, в идеале оно должно отражать то, как именно осуществляется тематическое и смысловое развертывание текста. Поэтому к оглавлению предъявляются два основных требования. Первое: оно должно быть в достаточной степени дробным,
второе: все пункты оглавления, за исключением Введения и Заключения, должны быть неформально поименованы, в том числе и Приложения к работе.
В последние десятилетия обязательным научным мини-жанром для целого ряда ситуацийстала аннотация: она должна прилагаться к научной статье, к заявке на участие в конференции, а в последнее время и к выпускной дипломной
работе. Аннотация выполняет две функции, во-первых, она кратко характеризует содержание работы, а во- вторых, является своего рода рекламным сообщением, призванным побудить читателя обратиться к ее полному тексту. Помните, что исследование (по крайней мере, в гуманитарных областях) покоится на трех китах: его цель, соотнесенный с ней результат и материал исследования. Именно эти компоненты должны быть в аннотации отражены обязательно. Следует также учесть, что в науке ценится новое. Именно на этом новом и следует сосредоточиться в аннотации. Упрощая, можно сказать, что новыми могут быть факты и интерпретации. Так вот, apriori новые факты ценятся больше, чем новые интерпретации. Если в вашей работе в научный оборот вводится новый, ранее неисследованный материал, она, повторюсь — в первом приближении, ценнее той работы, где уже изученный и ранее интерпретированный материал подвергается реинтерпретации. Традиционный объем аннотации — около 500–600 слов, поэтому необходимо крайне бережно распоряжаться отведенным на нее местом. Вполне возможно и вовсе обойтись без традиционного зачина «В статье исследуется…», «В докладе
рассматривается…» и т. п. Переходите сразу к делу.
В заключение скажем о таком виде свертывания текста, как ключевые слова. Стандартов составления ключевых слов для научной работы не существует, поэтому следует опираться на сложившуюся в науке традицию. В список ключевых слов вносятся только собственные именования, термины и терминологические сочетания, отражающие
тему и микротемы текста. Автору текста, к которому надо составить ключевые слова, нужно помнить, зачем вообще они нужны — для организации автоматического поиска текстов другими исследователями. Поэтому, составляя список ключевых слов, надо попытаться мысленно стать на место ученого, который осуществляет такой автоматический поиск. Нежелательно в список ключевых слов помещать термины слишком широкого значения: «грамматика», «русский язык», «речь» и т. д: вряд ли какой- нибудь исследователь вздумает искать статьи на тему «русский язык», это слишком общо. С другой стороны, не следует включать в список ключевых слов нетерминологичные обозначения и общенаучную лексику, то есть, например, такие сочетания: «соотношение дифференциальных и интегральных признаков фонем», «проблема автора в философии постмодернизма» и так далее.
Модуль 1
Научный стиль речи
Занятие 1.5
Знакомство с основными грамматическими особенностями научного стиля
Главная морфологическая характеристика научного стиля — резкое преобладание имени, в частности имени существительного, над глаголом. В этом легко убедиться: возьмите любой текст, написанный в собственно научном стиле, и посчитайте количество глаголов и имен существительных. Вы убедитесь в том, что имя буквально пожирает глагол. Неслучайно я употребляю здесь это слово, глагол не просто заменяется именем, глагол превращается в имя. На слайде можно увидеть пример предложения из современной научной статьи, где указанная особенность проявляется достаточно ярко.
Именной характер научного
стиля
Для выявления и описания отдельных признаков слова «духовность» нами был проведѐн анализ и сопоставление словарных дефиниций в толковых и этимологических словарях, что позволило проследить за изменениями семантического объѐма исследуемой лексемы.
Собственно глаголов здесь всего два: «позволило проследить», зато существительных — двенадцать и еще пять прилагательных. Еще один потенциальный глагол запрятан в страдательную конструкцию — не «мы проанализировали» и даже не
«мы провели анализ», а «нами был проведен анализ». Вместо «чтобы выявить и описать» мы видим сочетание «для выявления и описания», вместо «лексема, которую мы исследуем» — «исследуемая лексема».
Обратим внимание на существительные выявление,описание,анализ,сопоставление, изменение. Это отглагольные существительные: как мы сказали, глагол будто прячется в имя. Именной характер научного стиля объясним: научный текст, как правило не повествует о событиях, а именует, объясняет, вскрывает связи, устанавливает причины.
Научный стиль диктует необходимость широкого употребления имен и, в частности, отглагольных имен существительных. Не следовать этому закону невозможно.
При этом надо учитывать, что концентрация отвлеченных имен, по достижении некоторого предела, делает текст крайне вязким, трудно воспринимаемым, лишенным хоть какой-то внутренней жизни. Возникают своего рода предложения-монстры. Пример такого, неудачного предложения можно видеть на слайде.
Актуальность исследования определяется возникновением в обществе
потребности в оптимизации процесса формирования коммерческих названий, в необходимости обобщения результатов исследований отечественных и зарубежных ученых в этой сфере и разработки рекомендаций по эффективной коммерческой номинации.
Пример М. П. Котюровой
Еще одна опасность, которая подстерегает автора, — это экспансия родительного падежа. В письменных научных текстах он по частотности превосходит даже именительный. В самом употреблении родительного падежа, разумеется, нет ничего плохого, плохи т. н. цепочки родительных, когда существительные в этой падежной форме следуют одно за одним. Это погрешность, яркий пример которой вы видите на слайде, существенно затрудняет понимание текста, и она должна быть устранена.
Изучение свойств (Р. п.) жанровой модели (Р. п.) адресата (Р. п.) и выработки (Р. п.) типологии (Р. п.) текстов (Р. п.) с учетом различий (Р. п.) этой модели (Р. п.) особенно необходимы в журналистике.