Файл: История государства и права россии вопросы к аттестации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Формально высшая власть принадлежала Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК, однако, вопреки Конституции и другим законодательным актам реальная власть сосредоточилась в партийном аппарате. Высшие органы ВКП (б) – Политбюро, Оргбюро и Секретариат ЦК рассматривали на своих заседаниях не только важнейшие политические проблемы, но и все текущие вопросы управления страной. Партийные решения фактически приобрели характер нормативных актов и воспринимались государственными органами как обязательные для исполнения. Партийные инстанции формировали персональный состав органов власти и управления. Для этого использовались так называемые номенклатурные списки – перечни различных должностей, которые замещались исключительно по рекомендации партийных органов. Для советской номенклатуры – партийных работников и чиновников различных управленческих уровней – устанавливались особые нормы снабжения продовольствием, обеспечения жилплощадью, оплаты труда.

В конце 20-х – 30-е гг. в ВКП(б) свертывается внутрипартийная демократия, последовательно устраняются (вплоть до физической ликвидации на основании сфабрикованных судебных дел) оппозиционно настроенные по отношению к Сталину лидеры. Одновременно все важнейшие правительственные посты занимают сторонники и выдвиженцы Сталина.

Происходит жесткая централизация управленческого процесса во всех сферах жизнедеятельности общества, а в первую очередь – в экономике. Управленческий аппарат начал строиться по отраслевому принципу, что привело к созданию дополнительных звеньев управления (новых наркоматов, главных управлений), увеличению числа чиновников.

Централизация управления и плановая экономика привели к перестройке кредитной системы. В 1927 г. были запрещены частные кредитные организации, а в 1930 г. – система коммерческого кредитования. Кредиты стали выдаваться по целевому назначению исключительно Госбанком. Все расчеты между предприятиями проводились только через отделения Госбанка.

Проводится реорганизация правоохранительных органов. Расширяются функции милиции, растет ее численный состав. В 1933 г. была образована Прокуратура СССР, которая осуществляла надзор за соответствием всех постановлений центральных и местных органов власти и управления положениям Конституции, за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями, за законностью действий органов милиции, ОГПУ, а также поддерживала обвинения в суде. В 1934 г. создается общесоюзный Наркомат внутренних дел (НКВД), в состав которого вошли бывшее ОГПУ, Главное управление милиции, Главное управление исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ). Организационные структуры наркомата превратились в главное орудие политических репрессий в СССР.


Административное принуждение стало одним из основных методов «социалистического строительства». С особой силой это проявилось в аграрном секторе экономики. В начале 30-х гг. проводится сплошная коллективизация (насильственное объединение крестьян в коллективные хозяйства – колхозы), раскулачивание наиболее крепких крестьянских хозяйств, физическая ликвидация и высылка в спецпоселения на востоке страны неблагонадежных крестьян. Жесткое администрирование было использовано и для полного вытеснения частных предприятий из сферы промышленности и торговли. В итоге XVII съезд ВКП (б) в 1934 г. заявил о победе социализма в СССР.

Советское руководство осуществляло индустриализацию страны и другие масштабные экономические преобразования, требовавшие привлечения большого количества рабочих и специалистов. В связи с этим, в 30-е гг. создавалась централизованная система плановой подготовки и использования трудовых ресурсов в разных отраслях экономики.

Постоянно увеличивая плановые задания, при одновременном сокращении сроков, отведенных на их исполнение, государство стремилось материально заинтересовать рабочих, но, вместе с тем, стало все чаще использовать и методы принуждения. В 1932 г. с целью уменьшения текучести рабочих кадров вводится паспортная система и прописка. Работодателям (директорам предприятий) предоставлялись широкие полномочия по отношению к нарушителям трудовой дисциплины, а роль профсоюзов в регулировании трудовых отношений, напротив, снижалась. К нерадивым работникам стали применяться такие санкции, как лишение продовольственных карточек, выселение из ведомственных жилых домов без предоставления иной жилой площади.

Установление административно-командной системы повлияло на развитие уголовного права. С одной стороны, так же, как и в 20-е годы при определении уголовной ответственности продолжали использоваться принципы целесообразности, аналогии и объективного вменения (осуждения без вины). С другой стороны, проявляется тенденция к ужесточению уголовных наказаний. С 1932 г. виновные в мелких хищениях социалистической собственности подлежали смертной казни, а при наличии смягчающих обстоятельств –лишению свободы на 10 лет. 8 июня 1934 г. ЦИК СССР принял Закон об измене Родине, согласно которому предусматривалась коллективная ответственность членов семьи виновного в измене. В апреле 1935 г. устанавливается уголовная ответственность с 12-летнего возраста за совершение тяжких преступлений. С 1937 года максимальный срок лишения свободы был увеличен с10 до 25 лет. Приговоренные к лишению свободы на срок свыше 3 лет с 1929 г. отбывали наказание в исправительно-трудовых лагерях ОГПУ.


Наметившаяся в 30-е годы тенденция усиления мер наказания отразилась и на развитии уголовно-процессуального права. С июля 1934 г. уголовные дела, расследовавшиеся органами НКВД, стали рассматриваться без участия народных заседателей, а наиболее тяжкие преступления (измена Родине, террористические акты, диверсии) относились к подсудности военных трибуналов и военной коллегии Верховного Суда СССР. Законом от 1 декабря 1934 г. устанавливался упрощенный порядок рассмотрения дел о террористических актах. В том же 1934 г. было образовано Особое совещание при НКВД СССР – орган, который в административном (внесудебном) порядке мог применять в качестве меры наказания ссылку, высылку и заключение в исправительно-трудовые лагеря. Во второй половине 30-х годов такое же право было предоставлено так называемым тройкам, в состав которых входили местные руководители НКВД, партийных органов и прокуратуры. Все вышеперечисленные меры создавали возможности для осуждения невиновных, как в судебном, так и во внесудебном порядке.

  1. Конституция СССР 1936 г. Конституция РСФСР 1937 г.

Новый Основной Закон СССР должен был закрепить основы победившего «социалистического строя», придать легитимные формы сформировавшейся административно-командной системе, но одновременно создать видимость подлинной демократии, отвлечь внимание граждан СССР и мирового общественного мнения от фактов массового беззакония.

5 декабря 1936 г. Чрезвычайный VIII Всесоюзный съезд Советов единогласно утвердил новую Советскую Конституцию, которая состояла из 13 глав и 146 статей.

Конституция официально провозгласила победу социализма в СССР. В ней четко определялось, что экономическую основу СССР составляет социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на средства производства в двух ее основных формах: государственной и кооперативно-колхозной.

В Конституции закреплялась федеративная форма государственного устройства и провозглашалось единое гражданство. Давался исчерпывающий перечень прав федеративных органов, а остальные полномочия (второстепенные) сохранялись за союзными республиками. Число союзных республик, входивших в состав СССР, возросло с 7 до 11. Азербайджан, Армения и Грузия, ранее составлявшие Закавказскую Федерацию, получили статус союзных республик. Также в 1936 г. союзными республиками стали Казахстан и Киргизия. В 1940 г. за счет присоединения к СССР новых территорий были образованы еще 5 союзных республик – Карело-Финская, Молдавская, Эстонская, Латвийская и Литовская ССР. Таким образом, накануне Великой отечественной войны в состав СССР входили 16 союзных республик.


По сравнению с Конституцией 1924 г. новая Конституция существенно изменила систему органов Советской власти. Упразднялись областные и республиканские съезды Советов. На базе ЦИК СССР был создан Верховный Совет СССР, который по своему статусу являлся единственным законодательным органом власти. Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат: Совета Союза (депутаты избирались по территориальным округам) и Совета Национальностей (формировался на основе пропорционального представительства союзных и автономных республик, автономных областей и национальных округов). Вместо Президиума ЦИК был создан Президиум Верховного Совета.Верховные советы должны были избираться на 4 года и работать в сессионном порядке. Правительство (Совет народных комиссаров СССР) формировалось на совместном заседании обеих палат Верховного Совета. СНК издавал постановления и распоряжения на основе действующих законов, принятых Верховным Советом. На местах избирались районные, городские, областные, республиканские Советы, которые стали именоваться Советами депутатов трудящихся. Формирование новых органов власти и управления завершилось к 1939 г.

Конституция СССР 1936 г. закрепила более демократичную избирательную систему. Избирательное право стало всеобщим (были сняты классовые ограничения для участия в выборах). Вместо многостепенных выборов вводились прямые выборы, когда депутаты выбирались непосредственно избирателями. Был осуществлен переход от открытого к тайному голосованию.

Конституция декларировала всевластие Советов как органов представительной демократии. Вместе с тем, в ст. 126 Конституции впервые была закреплена особая руководящая роль ВКП(б).

В Конституции закреплялась унифицированная система прокурорских и судебных органов.

Впервые в текст Конституции была включена специальная глава, устанавливающая основные права и обязанности граждан. Декларировалось право граждан на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости и при потере трудоспособности, на образование, свобода слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки. На практике, однако, большинство из этих прав постоянно нарушалось. Попытки реально использовать конституционное право на свободу слова влекли за собой преследование со стороны органов НКВД и осуждение за «антисоветскую агитацию». Некоторые права власти сознательно не включили в текст Конституции, например, право на свободу передвижения.


Таким образом, Конституция СССР 1936 г. или, как ее еще называли, «Сталинская Конституция», являлась во многом декларативным документом, прикрывавшим многочисленные нарушения законности в условиях тоталитарного режима.

В течение 1937 г. на основе Конституции СССР 1936 г. были приняты Конституции союзных республик.

Конституция РСФСР 1937 г. была утверждена XVII Всероссийским съездом Советов 21 января 1937 г. Она состояла из 15 глав, включавших 151 статью. Конституция

РСФСР 1937 г. во многом повторяла Конституцию СССР 1936 г. Законы СССР были обязательны на территории РСФСР. РСФСР сохраняла за собой право выхода из СССР. Граждане всех других республик пользовались на территории РСФСР одинаковыми правами с гражданами России.

Каждая автономная республика в составе РСФСР имела свою Конституцию, учитывавшую особенности данной республики. Главы с III по VIII Конституции посвящены высшим и местным органам власти и управления, которые строились в России в соответствии с Конституцией СССР.

Высшим органам власти РСФСР являлся однопалатный Верховный Совет. Высшим исполнительным и распорядительным органом РСФСР являлся СНК. Он состоял из председателя, его заместителей, председателя Государственной плановой РСФСР.

  1. Формирование понятия советского права. Источники советского права. Общая характеристика отраслей советского права в период партийно-государственной системы (1930-е гг.).

Советское право возникло в России в результате Октябрьской революции 1917 г. как социалистическое по своему характеру. Его идеологическим и теоретическим обоснованием были основные идеи марксизма-ленинизма о праве и государстве.

В соответствии с этим учением, социалистическое право закономерно приходит на смену праву буржуазному и является полным его отрицанием, а потому подлежит уничтожению вся государственная надстройка. Его социальное назначение — выражать классовые интересы и быть средством построения бесклассового коммунистического общества. Эти постулаты определили и практику правового строительства в нашей стране.

Вновь создаваемое советское право отличалось рядом принципиальных особенностей.

В нем отрицалась преемственность с предшествующими типами права и прежде всего — с дореволюционным русским правом. Первые декреты советской власти показали, что партия и пролетариат намерены создать свое, принципиально иное право. Ставилась также задача «совершенно уничтожить, смести до основания весь старый суд и его аппарат» .